Фрагмент для ознакомления
2
Катастрофическое положение с транспортным обслуживанием многих городов, массовые и регулярные пробки на дорогах заставляют задуматься о возможностях более активного включения внутренних водных путей в сети городского и пригородного пассажирского транспорта крупных приречных городов. Эта тенденция наблюдается не только в приречных городах России (Москва, Нижн. Новгород, Волгоград, Ростов-на-Дону и др.), но и в странах Западной Европы.
Многие зарубежные города, расположенные на воде, следовали по схожему пути развития: за периодом роста торговли и промышленности следовал период промышленного спада, во многих случаях приведший к упадку прибрежных районов города.
Только в последние годы города стали инвестировать средства в восстановление прибрежных районов, преобразовывая их в жилые, коммерческие зоны и зоны отдыха. По мере того как города стали уделять больше внимания своим прибрежным районам, многие из них включили водный транспорт в свои планы развития и в настоящее время намереваются обеспечить интеграцию систем водного транспорта с другими видами общественного транспорта.
Ярким примером является Лондон (Великобритания), где вдоль береговой линии Темзы, включая районы Доклендс, Канари Уорф, Гринвич и Арена, произошли значительные изменения. Застройка этих районов способствовала расширению услуг речного транспорта, который в настоящее время рассматривается как жизнеспособный вид транспорта для досуга и «маятниковых» поездок.
Недавно была осуществлена полная интеграция тарифов на услуги речного и других видов общественного транспорта путем введения электронной карточки Oyster card. Менее чем за 20 лет берега Темзы прошли эволюцию от заброшенных районов до значимых экономических зон Лондона, и водный транспорт сыграл в этом развитии не последнюю роль.
Водный транспорт стал частью повседневной жизни и в других европейских городах.
Опрос, проведенный в Гетеборге среди пассажиров, путешествующих через реку, выявил, что многие пассажиры, использующие паромное сообщение, делают это потому, что это приятный способ передвижения. Они используют водный транспорт только для удовольствия.
Паром часто является более удобным способом передвижения: живописные берега, отсутствие проблем с дорожными пробками, которые могут спутать намеченные планы, свежий воздух, часто просторные салоны, возможно даже кафе на борту.
Водный транспорт может многое предложить пассажирам, совершающим регулярные поездки, а также часто может быть популярной достопримечательностью для туристов.
Учитывая то, что в настоящее время города стремятся сделать общественный транспорт предпочтительным способом передвижения для жителей, водный транспорт может стать важным дополнением к другим видам общественного транспорта.
На современном этапе развития российской экономики в условиях институционально-экономических преобразований, усилением конкуренции становится необходимым исследование процессов оценки организации и функционирования транспортного хозяйства, как одной из важнейших компонентов инфраструктуры социально-ориентированной экономики, а также исследование теоретических аспектов и совершенствование практики повышения на этой основе устойчивости и конкурентоспособности транспортных хозяйств.
Все это придает исследованиям актуальность, научную и практическую значимость.
Предмет исследования - речной (внутренний водный) транспорт как отрасль экономики.
Объектом данного исследования является планирование, управление и оценка исследуемого состояния транспортного хозяйства.
Целью данной работы является исследование организации речного (внутреннего водного) транспорта как отрасли экономики. Достижение поставленной цели выполняется решением следующих задач:
провести теоретическое исследование основ транспортного хозяйства РФ;
определить понятие, сущность и характер внутреннего водного транспорта;
изучить внутренний водный транспорт Российской Федерации;
провести анализ системы внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
изучить федеральные и региональные органы власти по контролю и развитию внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
выявить стратегию развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
1. Теоретические основы транспортного хозяйства РФ
1.1. Понятие, сущность и характер внутреннего водного транспорта
Рассмотрим понятие, сущность и характер внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Согласно кодексу внутреннего водного транспорта РФ, внутренний водный транспорт Российской Федерации (далее - внутренний водный транспорт) - один из видов транспорта, находящегося в ведении Российской Федерации и представляющего собой производственно-технологический комплекс с входящими в него организациями, осуществляющими судоходство и иную связанную с судоходством деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации1.
Речной транспорт (или внутренний водный) – был главным в Российской империи до конца XIX в. В настоящее время значение внутреннего водного транспорта Российской Федерации невелико – 2% грузооборота и массы перевозимых грузов2.
Внутренний водный транспорт Российской Федерации требует небольших затрат, однако, он имеет недостатки, основной из которых – направления течения рек, которые часто не совпадают с направлениями перевозок грузов.
Для того, чтобы решить эту проблему, требуется соединить соседние речные бассейны и построить дорогостоящие каналы. Также следует учитывать сезонный фактор – реки в России замерзают на несколько месяцев в году.
Общая протяженность судоходных речных путей в России составляет 85 тыс. км.3 3/4 грузов, перевозимых в настоящее время речным транспортом
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации» от 07.03.2001 N 24-ФЗ.
2. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. - Москва, 2012.
3. Бияк Л.Л., Звелинская А.И. Проблемы развития грузового внутреннего водного транспорта России и его значение для экономики дальнего востока // В сборнике: Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий. Материалы Международной научно-практической конференции. Редколлегия: А.Е. Зубарев (председатель) [и др.]. 2020. С. 173-177.
4. Гагарский Э.А. Проблемы дальнейшего развития смешанных железнодорожно-морских перевозок мороженой рыбопродукции Камчатки // Транспорт: наука, техника, управление. 2015. № 11. С. 45-51.
5. Гаранин С.Н. Элементы цифровизации эксплуатационной деятельности речных портов в системе логистики внутреннего водного транспорта // В сборнике: Логистика: современные тенденции развития. Материалы XVIII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 100-105.
6. Гуцуляк В.Н. Имплементация норм международного морского права в российское законодательство в части, касающейся транспортной безопасности судов внутреннего плавания // В сборнике: Актуальные проблемы транспортного права и транспортной безопасности в контексте современных вызовов и угроз. сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Российский университет транспорта. Москва, 2020. С. 31-38.
7. Давыденко А. А. Государственное управление на морском и речном транспорте / А.А. Давыденко // Журнал университета водных коммуникаций. – СПб.: ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова,2013. – Вып. 2 (18).– С. 7-12.
8. Завальнюк С.И., Рыбицкий В.А. Взаимодействие железнодорожных войск с органами управления внутреннего водного (речного) транспорта при восстановительных работах в русле реки // В сборнике: Транспорт России: проблемы и перспективы - 2018. Материалы международной-научно-практической конференции. 2018. С. 162-166.
9. Легостаева Н.В., Введенский И.А. Современные тенденции и проблемы развития пассажирских перевозок внутренним водным транспортом в России // Транспортное дело России. 2019. № 6. С. 129-131.
10. Леонтьев Р.Г. Неуместные заимствования вместо результатов исследования конкурентоспособности внутреннего водного транспорта // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. 2020. № 2. С. 45-52.
11. Леонтьев Р.Г. Хищения из официальных источников критериев конкурентоспособности речного транспорта // The Scientific Heritage. 2019. № 41-3 (41). С. 20-25.
12. Леонтьев Р.Г. Хищения проблем развития вместо проблем конкурентоспособности речного транспорта // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2019. № 11-3 (36). С. 23-29.
13. Миротин Л.Б., Лебедев Е.А. Создание транспортного каркаса юга России // Соискатель - приложение к журналу Мир транспорта. 2015. № 2 (10). С. 50-54.
14. Мустакаева Е.А. Ключевые проблемы функционирования и развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта / Е.А. Мустакаева// Журнал университета водных коммуникаций. – СПб.: ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова, 2013. – Вып. 1 (17). – С.134-145.
15. Мустакаева Е.А. Особенности государственного регулирования внутреннего водного транспорта. Режим доступа: http://uecs.ru/uecs54-542013/item/2192-2013-06-14-07-53-05?pop=1&tmpl=component&print=1.
16. Надежность судового оборудования / Погодаев Л.И., Кузьмин А.А., Лопарев Ю.К. Санкт-Петербург, 2015.
17. Ненашева М.В., Олсен Ю.О. Водный транспорт европейского севера России: социальная значимость, проблемы и перспективы развития // Арктика и Север. 2018. № 32. С. 49-62.
18. Оценка положений кодекса внутреннего водного транспорта и правил перевозок пассажиров при организации круглогодичной работы судов на воздушной подушке / Телегин А.И., Ничипорук А.О., Герасименко О.Л. // Вестник транспорта Поволжья. 2015. № 5 (53). С. 90-93.
19. Оценка эффективности использования свободнопоршневых тепловых двигателей в составе транспортных и стационарных энергоустановок / Шустров Ф.А., Иванов Д.А., Татарников А.П. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 10-3. С. 449-453.
20. Панова И.В., Шустова М.В. Внутренний водный транспорт: административно-правовое регулирование основ безопасности // Право и государство: теория и практика. 2015. № 6 (126). С. 147-152.
21. Помехоустойчивость некогерентного приема при комплексном воздействии помех на каналы связи и мониторинга автоматизированных информационных систем речного водного транспорта на внутренних водных путях Российской Федерации / Сикарев А.А., Сикарев И.А., Гаранин А.В. // Проблемы информационной безопасности. Компьютерные системы. 2018. № 1. С. 129-135.
22. Пушкин А.М. Обобщенная модель синтеза стратегий обслуживания группы стационарных объектов с возможностью возвратов // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 4. С. 93.
23. Филиппова Е.А. Перспективы развития системы транспортного образования в свете задач транспортной стратегии РФ // В сборнике: Традиции, современное состояние и перспективы развития системы транспортного образования. сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 115-летию Казанского филиала ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта». под ред. И.Р. Салахова. 2019. С. 159-170.
24. Чудеснова М.В. Проблемы и перспективы в складской логистике на внутреннем водном транспорте // Символ науки: международный научный журнал. 2020. № 1-2. С. 23-28.
25. Platonov O.I. State financial support prospects for inland waterways upgrading to include the river transport in a multimodal transport system // Публічне урядування. 2019. № 4 (19). С. 200-210.
26. http://www.morflot.ru/ob_agentstve/podvedomstvennyie_organizatsii/podvedomstva.html
27. http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/vodnyy-transport.html