Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Значение новых информационных технологий в документационном обеспечении управления для предприятия обусловлены тем, что успешность организации зависит от эффективности и скорости информационного обмена как внутри организации, так и во внешней среде . Сюда же относится оперативность разработки документов и надежность информации и системы ее обеспечения.
Использование новых информационных технологий в документационном обеспечении управления дает возможность комплексного применения современных технических средств для автоматизации процедур и функций управления (обработка текстов, редактирование текстов, хранение и поиск, передача информации по каналам электросвязи внутри офиса и за его пределы, информационное обслуживание персонала офиса, подготовка и принятие решения и др.), средств программной поддержки, подходов к проектированию помещений офиса, охраны труда персонала .
Внедрение новых информационных технологий в документационном обеспечении управления на предприятии ведет к совершенствованию стиля и методов управления, перераспределению функций персонала, повышению производительности труда.
При этом следует учитывать и недостатки, такие как: отрицательное воздействие электронной техники на организм человека, уменьшение личных контактов между сотрудниками и повышение квалификационных требований к персоналу, что ведет к сопротивлению изменениям среди персонала.
Таким образом, значение новых информационных технологий в документационном обеспечении управления для организации несомненно и несет множество положительных моментов. Однако, следует учитывать и недостатки.
Данное исследование актуально потому, что позволяет решить ряд практических задач на основе полученных в исследовании данных.
Объект – документационное обеспечение. Предмет документ как материальный носитель и способ документирования в эпоху информационных коммуникаций.
Были взяты данные по документообороту за последние три года.
Информационно-аналитическую базу исследования составили работы следующих авторов: Старыгин А.В., Старыгина Е.В. , Топаз А.И. , Царева А.А. , Чемоданова О.Н., Гриб Г.Ю. , Чесалов Л.Е., Митракова О.В. , Шайтура С.В. , Шишкин Р.Н. , Энговатова О. , Юсупова Э.Р. , Якименко А.С., Коровина М.А. , Яроцкая Л.В. , Ярыгин И.А.
Были исследованы и электронные источники. Например, по мнению Путькиной Л.В. электронный офис – это система для интеграции подсистем предприятия с целью повышения удобства работы и оптимального взаимоотношения между персоналом и структурными подразделениями предприятия .
Несмотря на обилие проведенных исследований, тема не была объектом изучения специальной литературы, т.е. не были обнаружены интегрирующие работы, которые бы объединяли всю информацию по этой теме и делали общий вывод.
Цель – выявить особенности документа как материального носителя и способа документирования в эпоху информационных коммуникаций. Задачи:
определить понятие и сущность информационных технологий в документационном обеспечении;
изучить наполняемость информационных технологий в документационном обеспечении.
В исследовании использовались следующие методы: системный; структурный; функциональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы синтеза и анализа.
Теоретическая значимость заключается в составлении классификации новых информационных технологий в документационном обеспечении управления.
Практическое значение исследования состоит в разработке проектно-практических рекомендаций, направленных на совершенствование использования новых информационных технологий в документационном обеспечении управления.
1. Понятие и сущность информационных технологий в документационном обеспечении
Процесс исследования информационных технологий в документационном обеспечении управления – это алгоритм, позволяющий выявить особенности информационных технологий и выбрать оптимальную систему.
Электронный документооборот – это инструмент для оптимизации наиболее трудоемких бизнес-процессов, который позволяет работать с внутренней и внешней информацией компании в едином информационном пространстве. В структуру электронного офиса входят системы электронного документооборота (СЭД) системы делопроизводства, которые должны каждые 3 года проходить аудит на предмет соответствия требованиям нормам ГК РФ, касающихся персональных данных. В состав электронного офиса входят аппаратные и программные средства реализации типовых офисных процедур обработки информации.
ПО – программные средства – операционная система, пакет офисных программ MS, файловый менеджер, антивирус и др.
Аппаратная часть – системный блок, монитор, клавиатура, мышь, ИБП.
При проведении контроля информационной защиты предприятие может привлекать сторонние организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации согласно п. 17 Постановления Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» .
Такие лицензии выдаются ФСБ РФ согласно Постановлению Правительства РФ от 03.02.2012 № 79 «О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» .
Определения рассматриваемых электронных форм коммуникативной деятельности закреплены в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», где под ними понимаются: «электронное сообщение – информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети»; «электронный документ – документированная информация, представленная в электронной форме, т.е. в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах» .
Приведем видовой состав систем электронного офиса. Для этого рассмотрим следующие продукты.
1. Евфрат-Документооборот. Данная система обладает достаточно высокой функциональностью, чтобы организовать электронный документооборот для малых и больших компаний любой формы собственности.
Позволяет решить все основные задачи делопроизводства (автоматизировать процесс регистрации документов, возможность быстрого поиска, организовать взаимодействие по работе с документами, проводить контроль исполнительской дисциплины, присутствуют встроенные средства сканирования и распознавания, заложено формирование журналов и отчетов, долговременное хранение электронных документов, разграничение прав доступа, ЭЦП, почтовый клиент). Можно работать не только в локальном офисе, но и в отдельно расположенных офисах .
Отличает простота и удобство настройки и использования с интуитивно понятным интерфейсом. Система Евфрат подойдет фирмам со слабой IT-службой.
Предлагается как «коробочное» решение, так и возможность проектировать «под себя». Предоставляется возможность бесплатно скачать демо-версию Е1 Евфрат: система управления документами и бизнес-процессами для оценки возможностей с официального сайта.
2. DocsVision обеспечивает ведение всех основных процессов делопроизводства, включая регистрацию и рассмотрение документов, контроль исполнительской дисциплины, согласование документов, ведение архива компании.
Существует множество разнообразных приложений, настройкой или доработкой которых возможно развить требующийся функционал, управление направлением сложных потоков обработки информации. Есть возможность интеграции с иными информационными системами, позволяет выполнять репликацию данных.
3. DIRECTUM. Заложена возможность управления документооборотом по полной форме – ввод документов из различных источников (сканеры, факсы, электронная почта, файловая система и др.), преобразование и хранение документов различных форматов (управленческих и медиа) в большом объеме, их регистрация согласно номенклатуре дел, эффективный поиск документов, их редактирование, обмен электронными документами с ЭЦП, структурирование по папкам и история работы с документами, механизмы согласования документов, выдачи поручений и контроль исполнения. Можно задавать типовые или свободные маршруты движения документов, есть разграничение прав доступа .
4. ДЕЛО – еще один вариант решения для автоматизации процессов делопроизводства на бумажных носителях, позволяет ведение полностью электронного документооборота или совмещения режимов (бумажно-электронного) .
Может использоваться как в небольших фирмах (от нескольких пользователей), так и в организациях со сложной структурой (до нескольких тысяч компьютеров) со значительным объемом документооборота.
Обладает достаточными возможностями для адаптации под индивидуальные требования и интеграции со многими уже имеющимися информационными системами компании. Отличает простота установки, настройки и дальнейшего использования.
Предлагается «коробочное» решение (заложена возможность работы с поручениями, различные способы согласования, разграничение прав доступа и т.д.), так и возможность доработки на заказ.
5. Инфоклиника.RU - комплексное SaaS решение для организации сайта электронной регистратуры и личного кабинета пациента клиники.
Многофункциональная информационная система (МИС) Инфоклиника – полнофункциональная медицинская информационная система: управление поликлиникой, больницей, медицинским центром и сетью медицинских учреждений.
Преимущества:
простое и быстрое подключение клиники к порталу;
не требуется покупка, настройка и администрирование дорогостоящих серверов в клинике;
минимальные требования к оборудованию и интернету в клинике;
снижение нагрузки на регистратуру в клинике;
нулевое администрирование;
производительность и отказоустойчивость;
наглядная статистика через сервис Яндекс.Метрика.
При долговременном хранении гарантированно истекают сроки действия сертификатов ЭП (не более 5 лет согласно 63-ФЗ), завершается поддержка версий операционных систем (ОС), электронных форматов документов, подвергаются износу носители информации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1. Акимова А.В., Судник Т.В. Обеспечение юридической силы электронных документов в документационном обеспечении управления // В сборнике: Развитие Сборник материалов II-й международной научно-практической студенческой конференции. Ответственный редактор Е.М. Мосолова. 2017. С. 80-83.
2. Антонова Т.В. Законодательная и нормативно-методическая регламентация управления документами в муниципальных органах представительной власти // В сборнике: Электронное информационное пространство для науки, образования, культуры Материалы V Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). составитель и редактор Грибков Д.Н.. 2018. С. 117-126.
3. Большедворская М.В. Обзор стандартов в сфере управления документами // В сборнике: international innovation research сборник статей XII Международной научно-практической конференции : в 3 ч.. 2018. С. 28-31.
4. Борсученко С.А., Амосов Е.А. Мошенничество в сфере компьютерной информации: вопросы теории и практики // В сборнике: Цифровизация рыночных отношений: вопросы экономики и права . материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 3-9.
5. Варламова Л.Н. Аспекты совместимости международной и национальной терминологии, используемой в сфере управления документами // В сборнике: Перспективные направления научных исследований и критические технологии в классификационных системах Материалы Научно-практической конференции. 2017. С. 39-44.
6. Вирабян А.А., Маркарян А.В. Грамотное управление документами - основа эффективного управления // В сборнике: достижения современной науки и образования Сборник статей II международной междисциплинарной конференции. Под. редакцией И.С. Коберси, В.С. Новикова. 2017. С. 95-98.
7. Глебова И.Г. Управление изменениями распорядительных документов в системе электронного документооборота // В сборнике: Север России: стратегии и перспективы развития Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. В 3-х томах. 2017. С. 62-65.
8. Елисеев Н.И., Финько О.А. Теоретические аспекты развития системы электронного документооборота министерства обороны Российской Федерации // Военная мысль. 2015. № 7. С. 55-63.
9. Есипова А.А., Некрасова А.О. Основополагающие подходы и нормативно-технические документы построения эффективной системы управления охраны труда // В сборнике: Глобальные проблемы безопасности жизнедеятельности и готовность к ним общества Материалы научно-практической конференции. Под общей редакцией П.В. Станкевича, Э.М. Ребко. 2018. С. 54-58.
10. Зимарин А.М., Грешников А.О. Системы электронного управления документами образовательного учреждения // В сборнике: Информатика: проблемы, методология, технологии. Информатика в образовании материалы XVIII Международной школы-конференции. 2018. С. 375-377.
11. Кочкаров А.С. О правовом регулировании общедоступной компьютерной информации // В сборнике: актуальные проблемы науки и техники. Инноватика. Сборник научных статей по материалам II Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 8-12.
12. Кошкарева Н.В. Применение процессного подхода к проектированию системы управления документами в организации // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-3 (89). С. 676-681.
13. Криптографические методы защиты информации для изучающих компьютерную безопасность / Нестеренко А.Ю., Лось А.Б., Рожков М.И.: Учебник / Москва, 2020. Сер. 76 Высшее образование (2-е изд.)
14. Ланской Г.Н. Управление технотронными документами: сферы, особенности, современные тенденции // Делопроизводство. 2017. № 3. С. 22-26.
15. Мальцева И.Ф. Термин "управление документами" в истории отечественной стандартизации // В сборнике: Наука в современном мире Материалы XXXI Международной научно-практической конференции. Сборник научных трудов. Научный редактор Г.И. Рогалева. 2018. С. 13-19.
16. Мурадова Н. Управление документами в организации с позиции электронного документооборота // В сборнике: достижения вузовской науки 2018 сборник статей Международного научно-практического конкурса : в 3 ч.. 2018. С. 121-123.
17. Накано Ю. Устройство обработки информации, способ управления для устройства обработки информации, система обработки информации и компьютерная программа // Патент на изобретение RU 2718970 C1, 15.04.2020. Заявка № 2019100022 от 09.01.2019.
18. Путькина Л.В. Особенности применения электронного офиса в сфере услуг // Nauka-Rastudent.ru. 2016. № 1.
19. Сахаров Ю.А. Методы компьютерной обработки информации в сравнительно-историческом, типологическом и сопоставительном языкознании (на материале родственных языков) // В сборнике: Язык и профессиональная коммуникация в цифровом обществе. сборник материалов национальной научно-практической конференции. Российский университет транспорта, Институт управления и цифровых технологий. Москва, 2020. С. 96-102.
20. Семенов К.Г. Возможность применения и модель информационного робота в системе управления документами Directum // В сборнике: Север России: стратегии и перспективы развития Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. В 3-х томах. 2017. С. 143-148.
21. Сенюткина О.Н. Документы нижегородского губернского жандармского управления как источник по истории нижегородских татар-мусульман начала ХХ века // В сборнике: Народы Поволжья и Приуралья между революциями (1905-1917 гг.) Сборник статей. 2017. С. 403-408.
22. Середа Н.В. Архивные фонды и документы как основа для исследований реформ управления в России // В сборнике: Роль архивов в информационном обеспечении исторической науки Москва, 2017. С. 396-407.
23. Соловьев А.В. Возможные решения проблем доступности информации электронных документов при долговременном хранении // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2014. № 24. С. 393-395.
24. Старыгин А.В., Старыгина Е.В. Определение параметров веб-серверов для ECM-систем на основе профиля активности пользователей // Системная инженерия. 2017. № 1-2 (5). С. 63-65.
25. Строчкина А.И. Информация как предмет преступления в сфере компьютерной информации // В сборнике: Актуальные проблемы правоприменения и управления на современном этапе развития общества. Сборник статей по материалам II Национальной заочной научно-практической конференции. 2020. С. 238-243.
26. Топаз А.И. Внедрение информационно-коммуникационных технологий для развития государственного управления в сфере архивного дела. Проблемы и перспективы // В сборнике: Гуманитарные технологии в современном мире Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 68-70.
27. Хуснутдинова Э.З. Политика управления документами как одно из средств развития предприятия // В сборнике: Развитие Сборник материалов II-й международной научно-практической студенческой конференции. Ответственный редактор Е.М. Мосолова. 2017. С. 75-79.
28. Царева А.А. Административно-правовые основы электронного документооборота // Инновационное развитие. 2017. № 5 (10). С. 94-96
29. Чемоданова О.Н., Гриб Г.Ю. Электронный документооборот как фактор эффективного управления бизнес-процессами организации // Управленческие науки. 2017. Т. 7. № 1. С. 63-68.
30. Чесалов Л.Е., Митракова О.В. Информационное обеспечение геологической отрасли Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. Геология и разведка. 2017. № 3. С. 36-39.
31. Шайтура С.В. Автоматизированное рабочее место юриста. В книге: Информационные технологии в профессиональной деятельности юриста Юрова К.И., Судариков Г.В., Шайтура С.В., Ордов К.В., Кожаев Ю.П. Учебное пособие. Бургас, 2017. С. 75-85.
32. Шишкин Р.Н. Документальное подтверждение расходов в целях налога на прибыль в случае применения электронной подписи при составлении первичных учетных документов // Бухучет в здравоохранении. 2017. № 1. С. 31-33.
33. Электронные следы в системе криминалистики / В.Б. Вехов, Б.П. Смагоринский, С.А. Ковалев // Судебная экспертиза. Вып. 2 (46) 2016: науч.-практ. журнал. – Волгоград: ВА МВД России, 2016. – С. 10-19.
34. Энговатова О. 500 советов секретарю. Режим доступа: http://www.libma.ru/delovaja_literatura/500_sovetov_sekretaryu/index.php.
35. Юсупова Э.Р. Разработка рекомендаций по защите персональных данных в процессе электронного документооборота // Электронный научный журнал. 2017. № 5-1 (20). С. 167-171.
36. Якименко А.С., Коровина М.А. Электронный документооборот // В сборнике: Перспективы развития науки в современном мире Сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 76-80.
37. Янковая В.Ф. Нормативное регулирование понятийного аппарата в сфере управления электронными документами // Отечественные архивы. 2018. № 2. С. 23-30.
38. Яроцкая Л.В. Электронный документооборот в российских и зарубежных компаниях: Учебник английского языка / Москва, 2017.
39. Ярыгин И.А. Обзор системы электронного документооборота Alfresco // В книге: Подготовка кадров технологического профиля в условиях реиндустриализации экономики региона Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М.В. Леонова. 2017. С. 105-107.
40. XXIV международная научно-практическая конференция "документация в информационном обществе: актуальные проблемы управления электронными документами" / Конькова А.Ю., Париева Л.Р., Кукарина Ю.М. // Делопроизводство. 2018. № 1. С. 3-10.