Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в каждом государстве создана своя пенсионная система, которая призвана помогать тем гражданам, которые лишились трудоспособности.
Среди актуальных социально-политических и экономических проблем, прямо и опосредованно связанных с обеспечением национальной безопасности России, особого внимания заслуживает проблематика пенсионного обеспечения.
Государство обязано заботиться о незащищенных социальных группах. Одно из пособий, выплачиваемых из государства бюджета, является социальная пенсия. Она носит регулярный характер, выплачивается при достижении установленного возраста при определенных условиях. Главная цель ее назначения – оказание необходимой поддержки человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию, потерявшему возможность работать.
Глава 1. Понятие и условия назначения государственных пенсий
1.1 Понятие государственной пенсии
Пенсионное обеспечение система мер, связанных с: 1) формированием средств, предназначенных для выплаты пенсий, и соответствующих им пенсионных прав; 2) назначением пенсий; 3) выплатой пенсий.
Пенсия - ежемесячная денежная выплата, назначаемая при наступлении пенсионного возраста, инвалидности, потере кормильца.
Государственное пенсионное обеспечение РФ - это элемент системы государственного социального обеспечения, представляющий собой отношения по выплате государством пенсий в целях исполнения своих обязательств перед теми гражданами, у которых право на получение пенсии возникло по причине длительного несения государственной службы; ввиду утраты здоровья на военной службе или выполнения иных обязанностей по защите Родины[10].
Порядок назначения пенсии, выплаты, право на пенсию устанавливается федеральным законодательством «О государственном пенсионном обеспечении». Пенсионная система представляет собой совокупность финансовых, правовых, организационных, экономических норм и институтов. Функционирование пенсионной системы осуществляется посредством механизмов государственного регулирования.
Государственное пенсионное обеспечение направлено на создание оптимальных жизненных условий для нетрудоспособных членов общества. К субъектам пенсионного обеспечения относятся: государство, работающие члены общества, пенсионеры, организации, отчисляющие пенсионные взносы.
Государственное пенсионное обеспечение в РФ предоставляется в виде:
-пенсии за выслугу лет;
-пенсии по старости;
-пенсии по инвалидности;
-пенсии по случаю потери кормильца;
-социальной пенсии[18].
На государственное пенсионное обеспечение имеют право граждане РФ, лица без гражданства, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории России. Если гражданин имеет право на получение разных пенсий, то по его выбору устанавливается одна пенсия.
Финансирование пенсий производится за счет федерального бюджета. Реализация прав военнослужащих на пенсионное обеспечение осуществляется по их выбору.
1.2 Условия назначения государственных пенсий
Согласно статистическим данным на начало 2019 года в России проживало чуть менее 44 миллионов лиц, которые имеют право на получение пенсионных выплат. Это весьма внушительная цифра относительно всего населения в стране. При этом данная статистика не учитывает получателей военных пенсий.
Обобщенно под пенсионерами обычно воспринимаются граждане преклонного возраста, которые получают денежные выплаты по факту стажа работы[20].
Под государственным обеспечением пенсией следует понимать форму материального обеспечения особых групп граждан и членов их семей, являющую собой компенсацию за утраченный заработок в силу достижения определенного возраста, утраты трудоспособности из-за болезни или травмы, а также по достижению достаточной выслуги лет.
Вопросы, связанные с определением круга лиц, которые могут рассчитывать на гособеспечение, а также основанием и порядком его назначения, регулируются Федеральным законом от 15. 12. 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ. [3]
Данный нормативный акт был принят обеими палатами Парламента и подписан Президентом в конце 2001 года. Однако основные его положения вступили в силу с первого января 2002 года. На сегодняшний день закон является действующим, а его нормы подлежат применению на всей территории РФ.
Выплаты, рассматриваемые в рамках данной курсовой работы, назначаются различным категориям граждан. Соответственно, основания и условия для назначения также будут являться разными, а соответствующие положения могут быть применимы только к конкретной группе получателей пенсий.
Госслужащие, трудящиеся в федеральных ведомствах, имеют право на получение материального обеспечения при наличии соответствующей выслуги. Следует отметить, что пенсионная реформа затронула и эту категорию лиц.
В этой связи требования к выслуге гражданских служащих растут с каждым годом. Так, до 2017 года для получения денег было необходимо трудиться не менее 15 лет. В 2020 году количество лет выслуги должно быть не менее 17. Максимально жесткие требования к выслуге будут установлены после 2026 года, когда гражданские служащие начнут выходить на отдых при условии отработки не менее 20 лет.
Космонавты вправе рассчитывать на получение государственной поддержки при наличии выслуги не менее 25 лет у лиц мужского пола и 20 лет у женщин. При этом также предъявляются требования к количеству лет, проведенных в составе авиационных подразделений (10 и 7,5 лет у мужчин и женщин соответственно).
Аналогичные требования к выслуге предъявляются и к летчикам-испытателям, однако при оставлении данного вида деятельности из-за ухудшения здоровья они могут рассчитывать на оформление пенсионных выплат и при наличии меньшего количества лет выслуги (20 и 15 лет у мужчин и женщин соответственно).
Назначение пенсионных денег служащим армии и флота имеет определенную специфику. Порядок назначения государственных выплат военным, а также иным сотрудникам силовых структур устанавливается соответствующим федеральным законом, что прямо указано в п. 1 ст. 8 федерального закона[3].
Глава 2. Анализ круга лиц, обеспечиваемых государственными пенсиями
2.1 Пенсия по старости
В связи с пенсионной реформой с каждым годом всё больше россиян получают пенсию по старости. В 2020 году выплату получают граждане, достигшие возраста 67 лет (для мужчин) и 62 года (для женщин). В 2021 году эти цифры составят 68 и 63 соответственно. Для жителей Крайнего Севера порог ниже – 55 и 50 лет для мужчин и женщин соответственно, при этом выплачивается она только неработающим пенсионерам.
Российская Федерация, согласно статье 7 Конституции РФ, является социальным государством, поэтому гражданам России гарантируется пенсионное обеспечение. Если нетрудоспособный гражданин по каким-либо причинам не имеет права на получение страховой пенсии, при достижении определенного возраста, ему будет назначена социальная пенсия.
Социальная пенсия по старости - это вид пенсионного обеспечения, которое выплачивается нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на страховую пенсию (например, если не хватило страхового стажа или пенсионных баллов). [19]
В частности, это касается россиян, которые мало работали, работали неофициально либо совсем никогда не работали. Социальная пенсия по старости назначается только неработающим гражданам, достигшим пенсионного возраста, который на 5 лет выше нормативов, установленных для страховой пенсии.
Размер данного вида пенсии, фиксированный для всех получателей.
Однако, так как установленная законодательно сумма выплаты не достигает значения прожиточного минимума пенсионера (ПМП), гражданину назначат социальную доплату до регионального ПМП.
Фактически это означает, что размер пенсии будет равен региональному прожиточному минимуму, то есть будет отличаться в разных регионах. Ежегодно социальные пенсии, в том числе и выплаты по старости, индексируются 1 апреля. Например, в 2021 году ее величину проиндексируют на 2,6%.
Для установления социальной пенсии по старости гражданину следует обратиться в ПФР с заявлением и необходимыми для этого документами. Если предоставлены все необходимые документы, в течение 10 дней орган ПФ примет решение о назначении пенсии.
Согласно статье 11 закона № 166 от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», социальную пенсию по старости получают [3]:
-нетрудоспособные граждане РФ, постоянно проживающие в России;
-иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России не менее 15 лет.
Важным условием назначения такого вида обеспечения является достижение установленного пенсионного возраста, норматив которого постепенно увеличивается с 2019 года.
Социальная пенсия по старости назначается только неработающим пенсионерам, то есть не осуществляющим какую-либо деятельность, в результате которой производится отчисление страховых взносов в ПФР. После прекращения трудовой деятельности ПФР возобновляет пенсионные выплаты.
2.2 Пенсия по инвалидности
Пенсия по инвалидности - это денежные выплаты со стороны государства людям, которые с детства имеют статус «инвалид». Либо они получили его в течение жизни.
Существуют три группы инвалидности и еще одна - особая - категория для детей-инвалидов. В зависимости от этого различаются и виды назначаемых пенсий. Группы инвалидности применимы ко всем их видам.
1. Страховая пенсия по инвалидности. Этот вариант доступен людям, которые имеют любой официально подтвержденный трудовой стаж, за который были уплачены страховые взносы. Здесь пенсия начисляется исходя из пенсионных накоплений инвалида.
Правда, в некоторых случаях пенсионный стаж может быть настолько мал, что назначение трудовой пенсии нецелесообразно. В этом случае возможен альтернативный вариант - минимальная социальная пенсия.
2. Социальная пенсия по инвалидности. Она может быть назначена любому человеку с паспортом РФ. Отсутствие каких-либо критериев делает единственно доступным данный вид пенсии детям-инвалидам, инвалидам с детства, инвалидам, не имеющим стажа.
3. Государственная пенсия. Эти выплаты положены людям, которые попадают под соответствующие постановления правительства, указы президента и федеральные законы[16].
2.4 Пенсия за выслугу лет
Выслуга лет - это особый вид непрерывного трудового стажа, который предполагает начисление пенсии с определенными льготами и прибавками, определяемыми количеством лет работы.
Законодательством определены категории лиц, которые в силу профессии, должности или условий труда, имеют право на расчет пенсии на её основании, например, военнослужащие или сотрудники предприятий Крайнего Севера.
Этот вид пенсии, согласно федеральному законодательству, доступен следующим категориям:
-федеральные государственные гражданские служащие;
-военнослужащие;
-граждане из числа космонавтов;
-граждане из числа работников летно-испытательного состава.
Также соответствующие надбавки могут получить медики и педагоги.
Так, пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим назначается при соблюдении трех условий:
1. Наличие стажа государственной гражданской службы. Его продолжительность для назначения пенсии в соответствующем году определяется согласно приложению к ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» [4]:
в 2020 году - стаж для назначения пенсии за выслугу лет 17 лет;
в 2021 - 17 лет 6 месяцев;
2022 - 18 лет;
2023 - 18 лет 6 месяцев;
2024 - 19 лет;
2025 - 19 лет 6 месяцев;
2026 и последующие годы - 20 лет.
2. Замещение должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев;
3. Увольнение с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 ч. 1 ст. 33, п. п. 1, 8.2 и 8.3 ч. 1 ст. 37, п. п. 2 - 4 ч. 1 и п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
2.5 Социальная пенсия
Социальная пенсия – это денежное пособие, которое государство выплачивает людям, не способным трудиться по ряду причин и не получившим право на страховую пенсию. В этом определении кроется разница между социальной и страховой пенсиями. Первая финансируется из государственного бюджета. Вторая – из Пенсионного фонда, поступления в который осуществляются за счет отчислений от заработка трудоспособного населения.
Получатель социальной пенсии должен отвечать следующим требованиям:
-быть признан нетрудоспособным;
-постоянно проживать на территории России (не обязательно являться гражданином РФ, достаточно жить более 15 лет в нашей стране);
-не иметь права на страховую пенсию.
Назначение государственных пособий регулируется законом о пенсионном обеспечении. Различают выплаты:
-по старости,
-по потере кормильца,
-по инвалидности.
Сроки назначения выплат разные:
1. Социальная пенсия по старости может назначаться бессрочно, но если пенсионер устроится на работу, тогда лишится этого вида государственной поддержки. Официальная работа позволит ему рассчитывать уже на страховую, а не социальную пенсию [20].
2. Социальная пенсия по потере кормильца выплачивается детям до 18 лет. Возраст может быть продлен, если ребенок очно учится в учреждении, которое имеет образовательную лицензию. Но не более, чем до 23 лет.
3. Социальная пенсия по инвалидности выплачивается либо бессрочно, либо до момента, пока ее получатель признается инвалидом.
Заключение
На основе изложенного в курсовой работе материала можно сделать следующие выводы.
В каждом государстве создана своя пенсионная система, которая призвана помогать тем гражданам, которые лишились трудоспособности.
Под пенсией подразумевают особый вид государственной финансовой помощи, которая носит регулярный характер и предназначена для граждан, не имеющих права на трудовую пенсию.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение, которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением службы.
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют следующие категории граждан.
1) федеральные государственные гражданские служащие;
2) военнослужащие;
3) участники Великой Отечественной войны;
4) граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
5)граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
6) граждане из числа космонавтов;
7) граждане из числа работников летно-испытательного состава;
8) нетрудоспособные граждане.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: [принята всенародным голосованием 12.12.199] // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Об основах обязательного социального страхования [Текст]: Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 19.07.1999. - № 29. - Ст. 3686.
3. О государственном пенсионном обеспечении в РФ [Текст]: Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (в ред. от 01.07.2017 г.) // Российская газета. - № 247. - 20.12.2001.
4. Об обязательном пенсионном страховании в РФ [Текст]: Федеральный закон» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (в ред. от 01.01.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 17.12.2001. – № 51. - Ст. 4832.
5. О страховых пенсиях [Текст]: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400 // Российская газета. - № 296. - 31.12.2013.
6. Буянова, М.О. Пенсионное обеспечение: учебное пособие для СПО [Текст] / М.О. Буянова, О.И. Карпенко. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – С. 7-27.
7. В памяти и добром здравии. Старшее поколение, общество и политика [Текст]. - М.: Весь Мир, 2018. - 220 c.
8. Галаганов, В. П. Организация работы органов социального обеспечения [Текст] / В.П. Галаганов. - М.: Академия, 2016. - 192 c.
9. Григорьев И.В. Право социального обеспечения [Текст]: учебник и практикум для СПО / И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Изд-во Юрайт, 2015. – 402 с.
10. Григорьева, И.А. Пожилые в современной России. Между занятостью, образованием и здоровьем / И.А. Григорьева. [Текст] - М.: Алетейя, 2016. - 323 c.
11. Гуслова, М. Н. Теория и методика социальной работы [Текст]/ М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2017. - 160 c.
12. Жигарева, Н. П. Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях социальной защиты [Текст] / Н.П. Жигарева. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 216 c.
13. Зурабов М.Ю. О целях и ходе проведения пенсионной реформы // Пенсия. – 2015. – № 3. – С. 22–27.
14. Кравцова, Т.В. Модернизация института социальной ответственности [Текст] / Т.В. Кравцова. - М.: Содействие - XXI век, 2018. - 991 c.
15. Николаева, Е. Ю. Право социального обеспечения [Текст] / Е.Ю. Николаева. - М.: РИОР, Инфра-М, 2017. - 559 c.
16. Пенсионеры и пенсии; Пенсионная реформа; На пенсию досрочно; Правила исчисления трудового стажа.- М.:2016.-№1.-21-67с.
17. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы / С.Н. Васин, Е.Ш. Гонтмахер, М.Э. Дмитриев, С.В. Захаров, Т.М. Малева, Г.В. Рахманова, О.В. Синявская, Д.Я. Травин / под ред. М.Э. Дмитриева, Д.Я. Травина. – СПб.: Норма, 2015. – 256 с.
18. Пенсия по-новому // Человек и труд. – 2016. – № 11. – С. 40 – 45.
19. Поиск новых управленческих решений // Пенсия. –2017. – № 5. – С. 20.
20. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения [Текст]/ Г.В. Сулейманова. - М.: Феникс, 2017. - 352 c.
21. Холостова, Е.И. Энциклопедия социальных практик [Текст]/ Е.И. Холостова. - М.: Дашков и К°, 2018. - 304 c.
22. Шестакова, Е. В. Льготы от «А» до «Я» [Текст]/ Е.В. Шестакова. - М.: Феникс, 2014. - 224 c.