Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Перемены, происходящие в экономике, социальной и политической жизни, требуют активного участия граждан в решении вопросов, стоящих в настоящее время перед государством, новых подходов воздействия общественности на принятие государственных управленческих решений. Реализация новых задач государственного управления, создание государственного аппарата, способного отвечать требованиям быстро изменяющейся среды, зависит не только от потенциала и профессионализма, заложенных в управленческом составе государственных органов, но и от механизмов контроля граждан за их деятельностью. Эти обстоятельства актуализируют проблематику эффективности применения механизмов общественного контроля, в том числе, и как инструмента поддержания конкурентоспособности персонала государственных органов и механизма повышения доверия граждан к их деятельности.
В тоже время одним из приоритетных направлений развития государственного управления является повышение его открытости, способствующего снижению административных барьеров и коррупционных проявлений в государственном аппарате.
К сожалению, деятельность государственных органов власти характеризуется в большей степени закрытостью для граждан, неразвитостью и низкой эффективностью процедур обеспечения открытости. Применяемые механизмы не эффективны, носят непоследовательный и часто формальный характер. Указанные проблемы приводят к усилению административных барьеров, низкой оценке гражданами эффективности работы всей системы государственного управления. В связи с этим необходимо использовать дополнительные инструменты для повышения открытости власти, эффективным из них является общественный контроль.
Актуальность и значимость исследования определяются и тем, что применяемые механизмы общественного контроля не носят системный характер. Отдельные элементы и процедуры находятся в слабой взаимосвязи и, следовательно, не приносят соответствующего социального результата. При этом следует отметить пробелы в праве, что создает проблемы правоприменении. Кроме того, существуют и другие проблемы общественного контроля – асимметрия, ограниченность субъектов общественного контроля и др.
Данную тему исследовали следующие авторы: Буянов Ю.Г. , Гончарова А.А. , Гриб В.В. , Дидикин А.Б. , Долгих Ф.И. , Исаева Е.А. , Князев А.П. , Князев А.П. , Липунцова А.В. , Литвинова Ю.М. , Мамедов Р.О. , Михеев Д.С. , Околёснова О.А. , Отелбай Ш.К. , Панова И.В., Ерохин В.М. , Синяжников Д.А., Ребрищев Н.М. , Соколова О.С. , Сухинин А.В. , Яичникова Ю.С. .
Цель работы – выявить особенности общественного контроля как средства противодействия коррупции в системе государственной службы. Задачи исследования:
провести теоретическое исследование основ общественного контроля;
изучить институт общественного контроля;
исследовать общественный контроль как фактор развития демократических процессов;
проанализировать общественный контроль как эффективный инструмент обеспечения устойчивого развития социальных процессов;
описать общественный контроль в сфере здравоохранения.
Объект – правоотношени, складывающиеся в ходе осуществления общественного контроля в Российском законодательстве.
Предмет общественный контроль как средство противодействия коррупции в системе государственной службы.
Теоретико-методологической базой исследования явились труды известных российских и зарубежных ученых по исследуемой проблематике. В процессе изучения поставленных в научнл-исследовательской работе проблем применялись метод анализа и синтеза, системный, исторический, социологический, статистический, структурно - функциональный и иные методы познания.
По структуре научно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы общественного контроля
1.1. Общественный контроль: понятие, механизмы, особенности и проблемы реализации
Общественный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации общественными и некоммерческими объединениями, а также в соответствии с законодательством гражданами, при подготовке и принятии органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, которые затрагивают их интересы, и в целях предотвращения нарушений законодательства в определенной сфере.
Целью общественного контроля за деятельностью органов управления является обеспечение законности и дисциплины в социально-культурной, экономической, правоохранительной, административной и иных областях государственного управления посредством реализации возможностей общества .
Качественно новым этапом в развитии законодательства в этом направлении следует выделить федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» .
В статье 4 этого закона под общественным контролем понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
1.2. Институт общественного контроля
Институт общественного контроля основан на конституционных принципах, иными словами, тех руководящих идеях или началах, в соответствии
с которыми осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
К принципам общественного контроля можно отнести: верховенство закона, политический и идеологический плюрализм, принципы экономической свободы, многообразие форм собственности. Можно сделать вывод, что принципы общественного контроля во многом повторяют принципы гражданского общества не случайно, так как общественный контроль представляет собой форму воздействия гражданского общества на органы государственного и муниципального управления. Таким образом, принципы функционирования гражданского общества одновременно являются принципами общественного контроля.
Общественный контроль как самостоятельная деятельность выражается
в сознательной, целенаправленной, организующей работе по повышению эффективности работы государственного механизма, а также по улучшению взаимодействия субъекта и объекта контроля . Предметом общественного контроля является деятельность не только государственных органов и местного самоуправления.
Целью субъектов общественного контроля является реализация гражданами своих конституционных прав и свобод в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, их должностных лиц, субъектов хозяйствования независимо от
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ
о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ,от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// // Собрание законодательства РФ .- 2009.-№ 4.- Ст.445.
2. О совершенствовании государственного управления в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 07.02.2012 № 601// Российская газета - Федеральный выпуск № 102 - 2012. - ст.5775.
3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон
от 29.12.2012 № 273-ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). ст. 7598; 2015. № 1.
4. Об основах общественного контроля в Российской Федерации:
Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ. - http://www.rg.ru/2014/07/23/zakon-dok.html.
5. Александровская С.В. L'unité permanente anticorruption: опыт провинции квебек в противодействии коррупции // В сборнике: Правовые и организационные основы противодействия коррупции: международный и российский опыт. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под ред. Е. В. Бурдиной, Л. Ю. Фоминой. 2020. С. 14-25.
6. Алексеев С.Л. Институты антикоррупционного контроля в системе исполнительной власти субъектов российской федерации // Фундаментальные исследования. 2020. № 2. С. 5-9.
7. Алексеев С.Л. Механизм реализации антикоррупционного контроля в субъектах российской федерации // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 2. С. 13-19.
8. Алексеев С.Л. Обеспечение экономической безопасности субъектов российской федерации при осуществлении антикоррупционного контроля // В сборнике: Вестник научных трудов "Юристъ". По материалам заседания III Совета молодежных общественных организаций и объединений Республики Татарстан в сфере противодействия коррупции. В 2-х частях. Под редакцией Н.Т. Димитриевой [и др.]. 2020. С. 20-28.
9. Алмиева А.А. О некоторых аспектах противодействия коррупции в избирательном процессе // Право и политика. 2020. № 1. С. 65-71.
10. Афонченко Т.П. Социальный контроль коррупции со стороны негосударственных структур следует усилить // Актуальные проблемы уголовного права на современном этапе (вопросы дифференциации ответственности и законодательной техники). 2020. № 9 (9). С. 82-91.
11. Баханова Е.В. Технологии контекстного обучения в воспитательном процессе при развитии социальной активности студентов среднего специального учебного заведения // Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 3 (32). С. 44-49.
12. Бахарев Д.В. О перспективах выхода из коррупционной "колеи" исторического пути российского общества // Политика и общество. 2020. № 2. С. 10-22.
13. Безвиконная Е.В. Потенциал общественных советов при органах исполнительной власти в противодействии коррупции // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2020. Т. 1. № 9. С. 118-123.
14. Беспалова С.В., Ерохина Н.Ю. Общественный контроль как способ противодействия коррупции // Молодой ученый. 2020. № 46 (336). С. 518-520.
15. Бурматов: «Единая Россия» активизирует общественный контроль в сфере образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://er.ru/news/136927/.
16. Буянов Ю.Г. О формах и методах общественного контроля // Марийский юридический вестник. 2015. № 1 (12). С. 151-153.
17. Вахтина М.А. Роль общественного контроля в противодействии коррупции: российский опыт // Гуманитарные балканские исследования. 2020. Т. 4. № 3 (9). С. 77-80.
18. Ветрик Ю.А. Есть ли перспективы у антикоррупционной политики с ее современным субъектным составом? // Закон и право. 2020. № 8. С. 88-94.
19. Вородюхин С.Е. Коррупция как социальное явление и меры борьбы с ней // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 4. С. 42-47.
20. Гончарова А.А. Общественная экспертиза как форма участия граждан в управлении делами государства // Власть Закона. 2018. № 2 (34). С. 171-180.
21. Гриб В.В. Генеральная прокуратура Российской Федерации и следственный комитет российской федерации как объекты общественного контроля // Юридический мир. 2016. № 9. С. 38-44.
22. Гриб В.В. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ как объект общественного контроля // Сравнительная политика. 2016. Т. 7. № 3 (24). С. 33-44.
23. Губанова Е.В., Кричевский Р.Б. Антикоррупционное воспитание молодёжи как направление деятельности общественного совета при комитете по противодействию коррупции республики Крым // В сборнике: предупреждение коррупции в органах государственной власти российской федерации. сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Симферополь, 2020. С. 25-29.
24. Дадалко В.А., Желябин Д.В. Проявление коррупции в сфере информационных технологий при осуществлении государственных закупок. Научно-методические материалы к курсу по экономической безопасности // Ученый совет. 2020. № 6. С. 20-30.
25. Дидикин А.Б. Правовые формы участия граждан в общественном контроле // Гражданское общество в России и за рубежом. 2015. № 1. С. 21-24.
26. Долгих Ф.И. Общественный мониторинг как форма общественного контроля за деятельностью политических партий // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 1. С. 9-14.
27. Елдошева А.Н., Екеева Э.В. Противодействие коррупции в федеральной службе судебных приставов: проблемы и пути решения // В сборнике: Научный вестник Горно-Алтайского государственного университета. Горно-Алтайск, 2020. С. 162-166.
28. Здравоохранению не хватает общественного контроля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vz.ru/opinions/2015/10/27/774717.html.
29. Информационно-справочный ресурс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://соцконтроль.рф/.
30. Информационно-справочный ресурс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nko.economy.gov.ru/Files/NewsDocuments.
31. Использование цифровых технологий в сфере противодействия коррупции / Кравченко А.Г., Овчинников А.И., Мамычев А.Ю., Воронцов С.А. // Административное и муниципальное право. 2020. № 6. С. 52-63.
32. Казун А. Не можешь победить - управляй: смены губернаторов, политическая конкуренция и рейдерство в регионах России // Общественные науки и современность. 2020. № 2. С. 108-120.
33. Князев А.П. Общественные обсуждения и общественные (публичные) слушания как формы взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти и органами местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2015. № 9 (93). С. 886-890.
34. Князев А.П. Основы общественного контроля в Российской Федерации: предварительные оценки нового закона // Власть и управление на Востоке России. 2015. № 1 (70). С. 127-131.
35. Ковалев В.А. Роль общественного контроля в противодействии коррупции: значение и актуальность для России // В сборнике: Законность и правопорядок: история, современность, актуальные проблемы. Материалы IV межвузовской студенческой научной конференции. Под общей редакцией С.В. Ширяевой. 2020. С. 49-56.
36. Колкарева И.Н., Григорян М.Г. Общественная антикоррупционная экспертиза правовых актов и её место в системе факторов обеспечения национальной безопасности // Сфера услуг: инновации и качество. 2020. № 48. С. 49-56.
37. Колосович М.С., Чичерин Ю.С. Нормативная регламентация гласности судебного разбирательства периода судебной реформы 1864 года // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2020. № 3 (54). С. 130-135.
38. Константинова Е.В. Гражданское общество в системе противодействия коррупции: отдельные вопросы // В сборнике: Современные проблемы противодействия коррупционным преступлениям. Материалы национальной научно-практической конференции. 2020. С. 34-38.
39. Коррупция в сфере жилищно-коммунального хозяйства / Громов В.Г., Ефремова И.А., Матушкин П.А. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 1. № 3 (96). С. 145-153.
40. Лемешонок О.Б. По ту сторону коррупции: проблема отношений "власть - собственность" в ноономике // Экономическое возрождение России. 2020. № 2 (64). С. 163-170.
41. Липунцова А.В. Правовые основы осуществления государственного контроля в Российской Федерации // Вестник Тамбовского университета. Серия Политические науки и право. 2015. № 1 (1). С. 30-35.
42. Литвинова Ю.М. Особенности нормативно-правового регулирования общественного контроля в Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2015. № 4 (29). С. 56-60.
43. Мамедов Р.О. Адвокатское расследование как форма участия адвокатуры в общественном контроле // Закон и право. 2016. № 4. С. 53-55.
44. Маметьев И.В. Особенности теневой экономики в СССР эпохи "застоя" // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2020. № 1 (69). С. 65-70.
45. Маслов В.Н. Предложения по созданию условий для эффективного общественного контроля // Вестник Нижегородского института управления. 2020. № 2 (56). С. 45-51.
46. Матвеева Е.В., Востриков К.В. Применение этических кодексов государственных гражданских служащих как условие повышения эффективности управления (на примере сибирского федерального округа) // Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 26. № 5. С. 27-36.
47. Матвиенко Е.А. Общественный контроль над деятельностью органов внутренних дел, как средство противодействия коррупции: зарубежный опыт и российские реалии // В сборнике: Коррупция как угроза развития общества и государства. сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 34-38.
48. Махотина А.Р. Актуальные вопросы государственного финансового контроля в российской федерации // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2020. Т. 1. № 9. С. 331-337.
49. Митряев И.С. Общественные советы при МВД России как субъекты общественного контроля // Вопросы российского и международного права. 2020. Т. 10. № 7-1. С. 14-19.
50. Некоторые вопросы к закону республики казахстан "о противодействии коррупции" / Карымсаков Р.Ш., Абралиев Ж.Ж., Кудайбергенова М.Ж. // Вестник Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан. 2020. № 1. С. 75-81.
51. Обеспечение противодействия коррупции в российской федерации / Перенджиев А.Н., Мельков С.А., Забузов О.Н. / Учебное пособие / МОСКВА, 2020. Сер. Бакалавриат, магистратура, аспирантура.
52. Оказание правовой и информационно-консультационной поддержки в сфере защиты прав пациентов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nko.economy.gov.ru/Files/NewsDocuments/1bf2ef06-e978-4f88-8090-054434e7f73d.pdf.
53. Околёснова О.А. Особенности информационного взаимодействия в сфере общественного контроля // Общественные науки. 2015. № 5. С. 50-59.
54. Особенности проявления теневых отношений в сфере государственных закупок / Колесниченко Е.А., Бурмистрова А.А., Петров Д.И., Савватеева О.В. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 2. № 1. С. 114-121.
55. Отелбай Ш.К. Контрольно-ревизионная работа в условиях разных форм собственности и юридических образований // Статистика, учет и аудит. 2016. Т. 4. № 63. С. 44-53.
56. Официальные интернет-сайты ФСБ России и росгвардии как инструмент общественного антикоррупционного контроля (сравнительно-правовой анализ) / Арутюнян Т.И., Назарова И.С., Шеншин В.М. // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2020. № 1 (270). С. 32-40.
57. Панова И.В., Ерохин В.М. К вопросу о государственном регулировании алкогольного рынка // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 1. С. 158-174.
58. Перспективы внедрения бизнес-механизмов в сфере государственного управления / Нелюбин И.Д., Бардаханов В.А., Батталова Л.М. // Modern Science. 2020. № 5-3. С. 348-354.
59. Петрова А.В. Государственные и муниципальные закупки в сфере строительства: основные позитивные и негативные черты развития российского рынка // Юрисконсульт в строительстве. 2020. № 3. С. 3-8.
60. Пирогов А.А. Трансформация понятия благотворительности в условиях постинформационного общества // В сборнике: Философская аналитика цифровой эпохи. сборник научных статей. Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2020. С. 252-269.
61. Правовое регулирование контроля в субъектах Российской Федерации (на примере Приволжского федерального округа) / Дудко И.Г., Алехин А.Е., Томилин О.О., Жгучев П.Б. // Вестник Мордовского университета. 2014. № 4. С. 21-33.
62. Роганов С.А. Теоретические аспекты общественного контроля в зарубежных странах // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2020. № 1 (10). С. 114-118.
63. Роль общественности в противодействии коррупции на Украине / Бондаренко О.С., Маланчук П.М., Думчиков М.А. // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14. № 4. С. 631-642.
64. Саетгараев В.Ф. Основные направления модернизации законодательства в сфере взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества по вопросам противодействия коррупции // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. 11. № 3 (41). С. 276-283.
65. Синяжников Д.А., Ребрищев Н.М. Граждане Российской Федерации - субъект общественного контроля за деятельностью полиции // Вестник экономической безопасности. 2016. № 1. С. 239-242.
66. Скорлупина Ю.О., Овчинникова Н.В. Проблемы формирования института общественного контроля в сфере осуществления государственных закупок // В сборнике: Актуальные вопросы науки и практики. сборник научных трудов по материалам XXI Международной научно-практической конференции. Анапа, 2020. С. 101-105.
67. Соколова О.С. Правовое регулирование участия граждан в общественном контроле // Административное и муниципальное право. 2015. № 2 (86). С. 133-138.
68. Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: тематическое направление "гражданское общество против коррупции" // Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции / 2020. Том 1, Выпуск 9.
69. Сухинин А.В. Общественная критика полиции как форма социального контроля // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция. 2014. № 2 (23). С. 123-129.
70. Сушков А.В. "Дело свердловской лечкомиссии": коррупционные практики на Урале в первой половине 1930-х годов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 6-2. С. 33-38.
71. Сушков А.В., Терехов В.С. "Дело кабаковского хозупра": коррупционные практики на урале в первой половине 1930-х гг // Общество: философия, история, культура. 2020. № 9 (77). С. 104-112.
72. Тогайбаева Ш.С., Төлеген У.А.Лы. Законодательство республики казахстан и роль гражданского общества в антикоррупционном процессе // В сборнике: современная наука и молодые учёные. сборник статей II Международной научно-практической конференции. В 2 ч.. Ответственный редактор: Гуляев Герман Юрьевич. Пенза, 2020. С. 123-125.
73. Умарова А.А. Уголовная политика по достижению экономической безопасности и борьбе с коррупционной преступностью // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 10. С. 194-196.
74. Фетюков Ф.В. Коррупционные риски, возникающие при голосовании избирателей в электронной форме // В сборнике: Коррупция: анатомия явления. Материалы Международной научно-практической конференции. Уральский государственный юридический университет, Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2020. С. 158-162.
75. Чепунов О.И. Некоторые проблемы "регуляторной гильотины" // Nomothetika: Философия. Социология. Право. 2020. Т. 45. № 1. С. 133-140.
76. Чуянов Ю.В. Коррупция и общественный контроль в сфере оказания медицинских услуг // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2020. Т. 1. № 9. С. 232-239.
77. Чуянов Ю.В. Коррупция и общественный контроль в сфере оказания медицинских услуг // В сборнике: Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: тематическое направление "Гражданское общество против коррупции". Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 232-239.
78. Широкова Т.К. Проблемы реализации общественного финансового контроля в условиях противодействия коррупции // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2020. Т. 1. № 9. С. 240-244.
79. Широкова Т.К. Проблемы реализации общественного финансового контроля в условиях противодействия коррупции // В сборнике: Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: тематическое направление "Гражданское общество против коррупции". Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 240-243.
80. Яичникова Ю.С. Общественный жилищный контроль // Марийский юридический вестник. 2017. № 2 (21). С. 82-84.
81. Moisés J.Á. Distortions of political regime as a factor of receding democracy in brazil // Право и управление. XXI век. 2020. Т. 16. № 2 (55). С. 25-32.