Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Дорожное хозяйство в РФ обеспечивает конституционные гарантии граждан на свободу передвижения и делает возможным свободное перемещение товаров и услуг. При этом, наличием и состоянием сети автомобильных дорог общего пользования определяется территориальная целостность и единство экономического пространства России. Правомерное формирование и развитие дорожной инфраструктуры свидетельствует об общем уровне развития каждого государства и служит сильным катализатором на пути к расширению внешнеэкономической деятельности.
Проведение реконструкции или же строительство новой дороги, как правило, означает не только большие затраты, но и новые возможности для экономического и социального развития конкретной территории и страны в целом. Однако, для обеспечения устойчивого роста благосостояния страны необходимо взаимоувязанное развитие экономики и транспортно-дорожного комплекса, но в настоящее время в этой сфере в регионах РФ наблюдается целый ряд проблем и одной из основных следует выделить финансирование дорожной отрасли.
Целью курсовой работы является порядка формирования и использования средств дорожного фонда Чеченской Республики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- отразить теоретические аспекты формирования и использования средств дорожного фонда;
- провести анализ дорожного фонда Чеченской Республики;
- сформулировать направления совершенствования использования средств дорожного фонда Чеченской Республики.
Объектом исследования является дорожный фонд.
Предмет исследования – практика формирования и использования средств дорожного фонда Чеченской Республики
При написании работы использовалась учебная литература следующих авторов: Андреев А. В., Апкина О.Г., Вахромов Е.Н., Игнатов В.Г., Киселева Н.Н., Курнышев В.В. и других.
Методологическую основу работы составили как ряд общенаучных методов исследования, в том числе методы анализа, синтеза, а также сравнительный и системный метод, метод обобщения, моделирования, логический методы.
Структура курсовой работы сформулированной с учетом поставленной цели и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ДОРОЖНОГО ФОНДА
1.1 Понятие и порядок формирования дорожного фонда
В Российской Федерации применяются различные подходы к финансированию дорог.
Согласно ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог федерального значения осуществляется за счет средств федерального бюджета, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях [2].
Средства Федерального дорожного фонда РФ и территориальных дорожных фондов имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с содержанием и развитием автомобильных дорог общего пользования.
С 1 января 2001 г. Федеральный дорожный фонд был упразднен. Причиной упразднения дорожных фондов стала их непрозрачность и коррупциогенность. И хотя закон «О дорожных фондах в Российской Федерации» просуществовал до 1 января 2005 г., в связи с введением в действие Налогового кодекса РФ и отменой налогов на горюче-смазочные материалы, на приобретение машин, а позже на пользователей дорог были отменены и территориальные дорожные фонды [17, c. 59].
После ликвидации системы дорожных фондов была введена схема финансирования дорожного строительства, когда деньги на дороги стали выделять федеральный или региональный бюджеты. Но при такой системе финансирования кроме проблемы нецелевого использования средств, добавилась еще и практика запоздалого финансирования дорожных проектов.
Такой подход был применен и в России в 2000-х. В качестве замены Федерального дорожного фонда для управления строительством дорог была разработана Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России» (2002-2010, 2010-2015, 2010-2020 гг.). Регионы также утверждали свои программы развития дорожного хозяйства.
Но в 2011 г. в Бюджетный кодекс РФ были внесены поправки, вновь вводящие понятие дорожных фондов. В 2011 г. был создан Федеральный дорожный фонд, в 2012-м – региональные фонды, а с 2014 г. – местные. Однако в отличие от фондов, действовавших в 1990-е гг., на этот раз дорожные фонды не имеют собственных бюджетов. Расходы на дорожное хозяйство по прежнему финансируются из регионального или местного бюджета, но при этом ст. 179.4 Бюджетного кодекса требует установления объема дорожного фонда в размере не менее прогнозируемого объема доходов, установленных п. 4 ст. 179.4 [1]. Фактически, таким образом, для регионов и муниципалитетов устанавливается минимальный объем расходов, который в обязательном порядке должен быть потрачен на дороги [5, c. 44].
В составе базового объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда предусматриваются бюджетные ассигнования на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ на финансовое обеспечение дорожной деятельности в размере не менее 8% указанного объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда на соответствующий финансовый год.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение дорожной деятельности распределяются между бюджетами субъектов Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период или на основании акта Правительства Российской Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
2. Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 N 257-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72386/
3. Постановление Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 г. N 349 «Об утверждении государственной программы «Развитие дорожной отрасли Чеченской Республики на 2014-2018 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/35914506/
4. Постановление Правительства Чеченской Республики от 12 февраля 2019 г. №30 «Об утверждении государственной программы Чеченской Республики «Развитии дорожной отрасли Чеченской Республики» на 2019-2024 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/553132275
5. Андреев А. В., Борисова Л. М. Региональная экономика. – СПб.: Питер, 2017. – 465 с.
6. Андреев А.В. Основы региональной экономики: учебное пособие. - 2-е изд., стер. - Москва: КНОРУС, 2016. - 334 с.
7. Апкина О.Г. Управление природно-ресурсным потенциалом региона // Дневник науки. – 2018. – № 1 (13). – С. 12-15.
8. Вахромов Е.Н. Региональная экономика в многоуровневой структуре рыночной экономики // Вестник Иркутского государственного университета. 2018. – № 2. – С. 26-30.
9. Государственное и муниципальное управление / С.Ю. Наумов. – М.: Дашков и Ко, 2019. - 556 c.
10. Дорожные итоги 2019 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dorinfo.ru/99_detail.php?ELEMENT_ID=78707
11. Затонский А.В. Значение и роль природно-ресурсного потенциала в обеспечении устойчивого развития региона // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2019. – № 1. – С. 76-79.
12. Иванова М.В. Региональная экономика в контексте российского федерализма // Север и рынок: формирование экономического порядка. – 2017. –Т. 2. – № 28. – С. 146-149.
13. Игнатов В.Г. Менеджмент в органах власти: учеб.пособ. – Ростов-на-Дону.: Март, 2019. – 318 с.
14. Киселева Н.Н., Браткова В.В. Обеспечение расширенного регионального воспроизводства на основе развития транспортной инфраструктуры // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2019. – № 4 (76) – С. 132-135.
15. Козьева И. Л., Кузъбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика: учебник. – М.: КНОРУС, 2018. – 346 с.
16. Кристанов В.В. Региональная экономика: учебник. – М.: Статистика и финансы, 2018. – 584 с.
17. Курнышев В.В., Глушкова В.Г. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебник для вузов. – М.: КноРус, 2018. – 254 с.
18. Министерство автомобильных дорог Чеченской Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.minavtodor-chr.ru/dorozhnyj-fond/
19. Мухина Е.Р., Маринина А.В. Обзор ключевых задач в сфере управления природно-ресурсным потенциалом // Дневник науки. – 2017. – № 10. – С. 97-99.
20. Нестерова Н. Н., Черкасов В. А. Ретроспектива теорий пространственного развития региональной экономики, 2015 [Электронная библиотека]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/retrospektiva-teoriy-prostranstvennogo-razvitiya-regionalnoy-ekonomiki
21. Обзор российского транспортного сектора в 2019 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.investinrussia.com/data/file/ru-ru-russian-transport-survey.pdf
22. Региональная экономика и управление: учебное пособие / О.С. Белокрылова, Н.Н. Киселева, В.В. Хубулова. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2015. – 358 с.
23. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы. Учебное пособие / ред. В.Г. Глушкова, А.М. Луговский. – М.: КноРус. 2020. – 288 с.
24. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чеченской Республике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://chechenstat.gks.ru/ofstatistics