Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Финансово-экономические отношения, которые сейчас сложились, изменения векторов развития экономик отдельных стран, их интеграция в мировые финансовые устройства, конкурентная борьба за природные ресурсы и сферы влияния в мировой экономике актуализируют вопрос взвешенности любого принятого экономического решения, его обоснованности и эффективной реализации. Именно на этом этапе необходимо отметить важность бюджетного планирования, от обоснованности определения плановых показателей зависит эффективность выполнения бюджета и достижения поставленных целей. В управлении финансовой системой страны бюджетное планирование занимает центральное место, и тесно связано с социальным и экономическим планированием.
Актуальность данной темы заключается в том, что за счет средств бюджета финансируется социально-экономическая политика государства, именно через федеральный бюджет происходит распределение денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и не производственной сферами, а также между регионами страны. Кроме этого, по настоящее время сохраняется проблема сбалансированности федерального бюджета, так как продолжается увеличение внутреннего государственного долга и государственных расходов, а в бюджет будущих периодов закладывается с уменьшением доходной части налоговых поступлений и увеличением налогового бремени.
Целью курсовой работы является исследование государственных доходов и методов их мобилизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть состав и структура государственных доходов;
- провести оценку формирования доходов федерального бюджета в Российской Федерации;
- выявить основные пути повышения доходов федерального бюджета РФ.
Объектом исследования является федеральный бюджет РФ.
Предмет исследования – процесс управления доходами федерального бюджета.
При написании данной работы были использованы методы экономического и статистического анализа, использовались такие приемы исследования, как анализ, обобщение и сравнение. Анализ практических данных осуществлялся с помощью графических методов.
Информационная база работы формировалась на основе нормативно-правовых актов РФ и Правительства РФ, работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам увеличения доходов федерального бюджета, таких как С.В. Апуреев, Г.Н. Белоглазова, Э. Беллами, Д.С. Кидуэлл, О.И. Лаврушин, О.В. Мирошкина, Е.В. Орлова, Р.Л. Петерсон и другие, а также научных статей периодической печати и сети Интернет, официальных статистических данных, публикуемых Федеральной службой государственной статистики.
Практическая значимость заключается в возможности использования выводов и рекомендаций данных в работе для совершенствования управления доходами в структуре механизма управления федеральными финансами, а также повышением сбалансированности федерального бюджета, снижения его зависимости от макроэкономических факторов в средней и долгосрочной перспективе.
Структура курсовой работы сформулированной с учетом поставленной цели и состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
1. Состав и структура государственных доходов
1.1. Сущность и значение государственных доходов
Российская Федерация – это федеративное государство, и статья 10 БК РФ [2] закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему, которая изображена на рисунке 1. В формировании доходов государства участвуют все звенья финансовой системы. Особенностью доходы бюджетов является тот факт, что они перечисляются в бюджет в безвозвратном порядке.
Доходы федерального бюджета – это все поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся, в соответствии с бюджетным кодексом РФ, источниками финансирования дефицита бюджета [12, c. 47].
По материальному содержанию доходы бюджета выступают как денежные или бюджетные средства. Н. А. Шевелева отмечает, что для доходов характерно их существование в денежной форме, поскольку именно она позволяет максимально удовлетворить публичные потребности [20, с. 77].
Следует отметить, что очень часто доходы бюджета отождествляют со смежными категориями. Иногда их приравнивают к доходной части бюджета. По этому поводу А. Г. Пауль правильно отмечает, что доходная часть бюджета - это часть финансового плана, т. е. только запланированное, предполагаемое поступление доходов [18, с. 50].
В процессе получения доходов бюджета необходимо вывести часть национального дохода в пользу государства. На этой основе возникают финансовые отношения между государством, компаниями и населением. Проявлением этих отношений являются различные виды платежей, осуществляемых предприятиями, организациями и домашними хозяйствами в бюджет, которые выплачиваются безвозмездно и безвозвратно в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством, применимым к государственным органам, и служат для защиты их функций.
1.2. Классификация государственных доходов
К доходам бюджета относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления, а так же нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. В доходах бюджета указываются поступления доходов по источникам.
Бюджет является основным инструментом государства в области централизации и перераспределения валовых государственных доходов. Государство средства, аккумулируемые в бюджете, использует для финансирования таких важных составляющих, как социальная политика, развитие инновационной деятельности и науки, обеспечение обороны страны и много другое. Кроме того, путем распределения через бюджет денежных средств в наиболее перспективные отрасли хозяйства, государство обеспечивает развитие наиболее эффективных производственных мощностей страны.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
3. Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 305-ФЗ «О внесении изменений в статью 3.1 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 301-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304092/
4. World Bank Commodities Price Forecast, nominal US dollars (released: April 23, 2019). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pubdocs.worldbank.org/en/598821555973008624/CMO-April-2019-Forecasts.pdf
5. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Университетсуий учебник / Атаманчук Г.В. - Омега-Л., 2019. – 301 с.
6. Афанасьев М. П. Бюджет и бюджетная система в 2 т. Том 1 : учебник для среднего профессионального образования / М. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. – 5-е изд., перераб. И доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019 – 314 с.
7. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы : учебник для вузов/ Бабич А.М., Павлова Л.Н. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 703 c.
8. Бородин А.И. Проблемы разработки финансового обеспечения государственных программ / Бородин А.И // Финансы. – 2020. – № 1. – С. 19-24.
9. Бреусова А. Г. Оценка эффективности государственных программ // А. Г. Бреусова // Вестник Омского университета // Серия «Экономика». – 2018. - № 2. – С.128-136.
10. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Ю. С. Долганововой, Н. А. Истоминой. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 356 с.
11. Воронько М. С. Развитие бюджетного процесса в Российской Федерации / М. С. Воронько. - Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. - 2019. - № 4 (20). - С. 7-9.
12. Звягинцев П.С. Государственные программы как фактор инновационного развития и импортозамещения в России / П.С. Звягинцев // Вестник Института экономики РАН. – 2020. – № 6. – С. 44–55.
13. Золотарева Г. И. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / Г. И. Золотарёва, Н. И. Смородинова. – М: КНОРУС, 2018. – 232 с.
14. Любовный В.Я. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации / В.Я. Любовный, И.Ф. Зайцев, А.Б. Воякина. - М: Московский общественный научный фонд, 2017. – 91 с.
15. Мировой финансовый кризис и экономическая безопасность России. Анализ, проблемы и перспективы. / А.О. Новиков - М.: Экономика, 2019. - 208 c.
16. Подъяблонская Л. М. Государственные и муниципальные финансы : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит» / Л. М. Подъяблонская. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 559 c.
17. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/e60abb9e-5506-4371-b555-304b0350ea38/Prognoz2024.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=e60abb9e-5506-4371-b555-304b0350ea38
18. Хабриева Т.Я. Правовые проблемы финансовой безопасности России // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. – 2016. – № 10. – С. 48-54.
19. Цветова Г. В. Бюджетный процесс и межбюджетные отношения: учебное пособие / Г. В. Цветова. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. - 92 c.
20. Шимширт Н. Д. Управление государственными и муниципальными финансами: Учебник / Н. Д. Шимширт, Н. В. Крашенникова. – Москва: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 351 с.