Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Актуальность исследования обусловлена тем, что ссылка в Сибирь представляла собой для Декабристов не только каторгу, но и культурно просветительскую деятельность, в которой прослеживается их отношение к Сибирскому народу, их стратегии поведения находят свой интерес у историков. Уже не первый год можно наблюдать картину проявления интереса к отечественной истории второй трети XIX в. Именно этот период знаменуется восстанием декабристов на Сенатской площади и каторжной ссылкой в Сибирь.
В Сибири их главной деятельностью стала просветительская деятельность, ведь являясь интелегентными образованными людьми своей эпохи, можно сделать вывод, что именно этим и будут заниматься представители «местных культурных гнезд», внедряя либеральные идеи и призывая народ «пробудиться». Деятельность «ссыльных государственных преступников» оставила большой след для дальнейшего развития Сибири.
В наше время, после череды уже исторических событий тема декабристов актуальна как никогда. Участники восстания 1825 года еще почти двести лет назад хотели изменить социально-экономическое устройство нашей страны. И уже в ссылке, далеко от административного центра – столицы государства, участники восстания 1825 года пытались изменить жизненный уклад сибиряков. Участники восстания 1825 года своим трудом поднимали сибирский регион – работали на полях, заводах, учебных заведениях и других местах, тем самым поднимая экономическую эффективность региона. Участники восстания 1825 года видели огромный потенциал в Сибири и пытались этот потенциал реализовать. Они вели дневники, где описывали свое пребывание в Сибири, свою жизнь и работу. В дальнейшем из этих записей сложились мемуары.
Мемуары декабристов и по сей день очень актуальны. Многие историки зачитываются ими и изучают их. Современные историки проводят аналогии с современной Россией видя много сходства. Например, по мнению некоторых, уклад жизни сибирских городов нисколько не изменился, это значит, есть что менять и к чему стремиться.
В современной России, как и 200 лет назад все экономические и социальные институты находятся в глубоком кризисе. И мемуары участников восстания 1825 года становятся актуальными.
Ссыльные участники восстания 1825 года трудились на благо не только Сибири, но и на благо всей страны. Декабристы ученые изучали ландшпфты и природу сибирского региона. Вели преподавательскую деятельность в школах и университетах. Другие декабристы работали на благо производства, на заводах. Их труды не остались бесследно потерянными. Декабристы оставили после себя большое наследие.
Степень изученности темы. Тема курсовой работы является значимой в общественном и научном плане, но, к сожалению, данная тема «Представления о сибирском обществе в мемуарах декабристов» не достаточно изучена, поэтому необходимо более глубокое изучение их отношение к дворянству, купечеству и крестьянству.
Литература, посвящённая участникам восстания 1825 года, поистине огромна и достижения в области изучения декабризма бесспорны. Большое значение для истории имеют труды Т.А. Бочановой, А.Н. Копылова, Б.Г. Кокошко, В.О. Ключевского, М.В. Нечкиной, В.А. Федорова.
Среди современных работ, посвященных исследованию представлений декабристов о сибирском обществе наиболее ценными являются труды Балакшиной О.Н., Лорера Н.И., Кашпура В. В., Родигиной Н.Н. и других.
Деятельность ссыльных декабристов велась на ускоренное улучшение социальной, экономической жизни Сибирского населения, и не только дворянства, как привелегированный класс общества эпохи XIX века, но и крестьянства, которое еще находилось в крепостной зависимости, и, по сути, было бесправно. В своей практической деятельности они поднимали самые актуальные вопросы, касающиеся населения – развитие доступного народного образования для всех слоев населения, развитие культурного уровня народных масс. Сетовали за утверждение и распространение передовых приемов сельского хозяйства. Главное, что можно увидеть в их деятельности– это призыв на пробуждение сознания Сибирского народа.
Научное изучение мемуаров как исторических источников началось на рубеже Х1Х-ХХ веков. Возросший интерес читающей публики к воспоминаниям отразился в их активной публикации не только в отдельных изданиях, но и на страницах исторических и научно-популярных журналов .
С заключительными словами приведенной цитаты не поспоришь – они адекватно определяют своеобразие и имманентно присущее мемуарам свойство. Однако основная мысль автора о том, что ценность мемуаров как исторических источников заключается исключительно в точности передаваемых сведений, вызывает серьезные возражения.
В. С. Голубцов в специальном курсе лекций, прочитанных на Историческом факультете МГУ в 1960-1970-х гг., и в учебном пособии о мемуарах советского времени изложил принципиально новый подход к решению вопроса о субъективности мемуаров как их негативного качества. Он спорил с историками, считавшими, что субъективность мемуаров не дает возможности их использовать наравне с другими источниками .
В.С. Голубцов решительно протестовал против попыток некоторых историков противопоставить мемуары официальным документам. Он считал, что такая позиция «несостоятельна, ибо только запутывает вопрос о роли и значении воспоминаний, явно принижает доказательную ценность свидетельств участников событий. Появление подобного толкования, расценивающего мемуары как «иллюстрацию» к истории, объясняется непониманием самой природы исторического источника» .
После конца ссылки многие декабристы остались в Сибири или переселились на Урал и центральную часть России.
Большинство мемуаров декабристов было написано много лет спустя после ряда исторических событий: войны 1812 года, заграничных походов, «Семеновской истории», восстания на Сенатской площади, сибирской каторги и ссылки.
Общее умонастроение декабристов в сибирский период впоследствии прекрасно выразил Г.С. Батеньков. Он писал: «Поднять уровень народа можно, любить его, сближаться с ним, внимать ему должно и вредно не предварить его и уходить от него далеко по естественному преимуществу умственного труда» .
Некоторые участники восстания 1825 года были учеными и во время ссылки они начали научное изучение Сибири. В период, когда декабристы ещё не имели права делать всякого рода записи и получать книги, они организовали в Читинском остроге «декабристский университет». Обучали друг друга иностранным языкам и читали товарищам лекции по различным предметам.
Участники восстания 1825 года были убеждены, что при хорошем управлении и администрации, радеющей о пользе края, подъеме экономики, строительстве путей сообщения и развитии просвещения, Сибирь «обещает счастливую и славную будущность».
Многие ссыльные участники восстания 1825 года занимались научным трудом, который помог лучше понять и оценить Забайкалье и Сибирь, их природные и человеческие ресурсы. В научном наследии Н.А. Бестужева находили отражение его удивительные таланты художника, писателя, историка, естествоиспытателя, изобретателя.
Определенный вклад внесли участники восстания 1825 года и в развитие хозяйственной деятельности в крае. Ими разработаны научные основы аграрной деятельности, организовано искусственное орошение, местные жители обучены образцовому ведению огородничества.
Неотъемлемая часть наследия декабристов – их литературная деятельность. Творческий дар участники восстания 1825 года считали особым даром, поэтов уподобляли пророкам, которые призваны увлечь на путь нравственно-совершенной жизни. Многие участники восстания 1825 года авторы мемуаров - Н.В. Басаргин, С.Г. Волконский, И.И. Горбачевский, А.Е. Розен, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин и другие.
Исходя из этого, стоит взглянуть на истоки прошлого и проанализировать еще раз эти явления, которые имели место в Российском обществе.
Объект исследования – мемуарно-биографический дискурс декабристов
Предмет исследования – представления о сибирском обществе в мемуарах декабристов.
Цель исследования –выявить представления о сибирском обществе в мемуарах декабристов.
Задачи исследования:
1. Выявить представления о высшем дворянстве и генерал-губернаторском корпусе Сибири в воспоминаниях декабристов;
2. Охарактеризовать образ жизни среднего и мелкого дворянства в эго-текстах декабристов;
3. Реконструировать социокультурный облик и выявить
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
I. ИСТОЧНИКИ
1. Басаргин Н. В. Воспоминания, рассказы, статьи. – Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1988. – 542 с.
2. Бестужевы Михаил и Николай: Письма из Сибири. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1933. – 345 с.
3. Бестужев М. А. Письма Михаила Бестужева //Воспоминания Бестужевых. – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1951. – С. 421-480.
4. Голодников К. Д. Декабристы в Тобольской ссылке (Из моих воспоминаний). – Тюмень: А.А. Крылов, 1899. – 21 с.
5. Декабристы на поселении. Из архива Якушкиных: записи прошлого, воспоминания и письма. – М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1926. – 155 с.
6. Записки, статьи и письма декабриста И.Д. Якушкина /ред. и коммент. С. Я. Штрайха. – М.: АН СССР, 1951. – 738 с.
7. Лорер Н. И. Записки моего времени: воспоминание о прошлом // Мемуары декабристов. –М.: Правда, 1988. – 576 с.
8. Лунин М.С. Письма из Сибири. - М.: Наука, 1988.– 456 с.
II. ЛИТЕРАТУРА
9. Балакшина О. Н. Воспоминания о декабристах в Сибири //Дум высокое стремление. Декабристы в Сибири. – Иркутск: Восточно-Сибирское кн. изд-во, 1975. – С. 263-267.
10. Бобков А. К. Эпистолярная и мемуарная публицистика декабристов Сибирского периода и ее влияние на общество //Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2011. – №2. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/epistolyarnaya-i-memuarnaya-publitsistika-dekabristov-sibirskogo-perioda-i-ee-vliyanie-na-obschestvo (дата обращения: 18.04.2021).
11. Георгиева Н.Г. Мемуары как феномен культуры и исторический источник //Вестник РУДН. История России. –2012. –№1. – С. 126-138.
12. Головнева Е. В. Формирование образа Сибири в процессе ее колонизации //Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. –2016. –№ 4. – С. 211-220.
13. Дутчак Е. Е., Кашпур В. В. «Русский сибиряк», или Парадоксы региональной идентификации //Общественные науки и современность. –2013. –№ 4. – С. 116-129.
14. ЕланцеваО.П. «Обычная» жизнь декабристов в ссылке в Западной Сибири (по материалам воспоминаний, записок и очерков) // Филологический класс. –2019. –№3 (57). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obychnaya-zhizn-dekabristov-v-ssylke-v-zapadnoy-sibiri-po-materialam-vospominaniy-zapisok-i-ocherkov (дата обращения: 18.04.2021).
15. Ищенко О.В., Неверов А.В. Отечественные мемуары второй половины XVIII - XIX В. как исторический источник //Манускрипт. – 2016. – №6-1 (68). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennye-memuary-vtoroy-poloviny-xviii-xix-v-kak-istoricheskiy-istochnik (дата обращения: 18.01.2021).
16. Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. / А.А.Корнилов. – М.: Высшая школа, 1993. – 446 с.
17. ПашковскаяТ.Г. Эвристический потенциал мемуаристки в историческом исследовании //Манускрипт. –2016. –№7-1 (69). – С. 110-112.
18. Родигина Н. Н. «Другая Россия»: образ Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX – начала XX в. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2006. – 343 с.
19. Рогачева Н.А., Эртнер Е.Н. «Политэкономия сочувствия» в эго-документах ялуторовской колонии ссыльных декабристов // Филологический класс. – 2019. – №2 (56). – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/politekonomiya-sochuvstviya-v-ego-dokumentah-yalutorovskoy-kolonii-ssylnyh-dekabristovм (дата обращения: 18.04.2021).
20. Русская журналистика XVIII-XIX веков. Тексты. – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1986. – 246 с.