Фрагмент для ознакомления
2
Успешная деятельность государственных учреждений возможна только в том случае, когда мотивационно – стимулирующие факторы способствуют достижению стратегических и оперативных целей. Их действие распространяется на поведение персонала, профессионально-трудовая деятельность которого является неотъемлемым условием эффективного функционирования организации в современных условиях [12].
Проблематика стимулирования персонала государственных учреждений исследована в работах отечественных и зарубежных авторов, в числе которых А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макклелланд, В. Врум, Д. С. Адамс, А. Я. Кибанов, С.А. Шапиро, М. С. Гусарова и другие. Исследование стимулирования персонала государственной организации необходимо начать с понятийного аппарата (таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Подходы к пониманию сущности «стимулирование»
Автор Толкование
М. С. Гусарова, А. В. Копытова [5] 1. Внешнее побуждение, направленное на достижение целей организации
2. Составляющая внешней мотивации
С.А. Шапиро [22] 1. Ориентация на фактическую структуру ценностных устремлений и интересов работника, на более полную реализацию имеющегося профессионального потенциала.
2. Внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно.
А. Я. Кибанов, И. А. Баткаева, Е. А. Митрофанова, М. В. Ловчева [23] Стремление организации с помощью моральных и материальных средств воздействия побудить работников к труду, его интенсификации, повышению производительности и качества труда для достижения целей организации
Т. А. Труфанова, О. В. Никулина [26] С точки зрения руководства, является тактикой решения проблемы, удовлетворяющей определенные мотивы работника (в большинстве случаев материальные) и позволяющей ему более эффективно трудиться
А. А. Когдин [11] Меры, направленные на достижение целей организации и обеспечивающие сотрудникам достойные условия труда, и удовлетворение их личных интересов.
Из представленных толкований сущности стимулирования можно установить следующее. Во-первых, стимулирование рассматривается как внешнее побуждение, внешняя мотивация. Во-вторых, стимулирование является элементом труда, трудовой ситуации. В-третьих, наряду с материальной составляющей, стимулирование содержит и нематериальную нагрузку, позволяющую реализоваться личности работника. В-четвертых, стимулирование как процесс направлено в первую очередь на достижение целей организации.
Сущность стимулирования как процесса и его влияние на поведение персонала государственных учреждений раскрывается через его основные функции. Так, в исследовании С.А. Шапиро [22] выделены три функции стимулирования, в их числе экономическая, социальная, нравственная. Во-первых, экономическая функция проявляется в том, что стимулы направлены на повышение эффективности деятельности организации, которое выражается в повышении производительности труда и качества предоставляемых услуг. Во-вторых, социальная функция проявляется в формировании социальной структуры общества через различный уровень доходов, что в свою очередь зависит от воздействия стимулов на формирование потребностей и развития личности. В – третьих, нравственная функция проявляется в том, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный общественный климат в обществе [8].
Исследование понятийного аппарата стимулирования показывает, что оно тесно взаимосвязано с мотивацией. В стратегическом управлении мотивация рассматривается как стратегия, а стимулирование как тактика реализации стратегии. Взаимосвязь мотивации и стимулирования прослеживается в мотивационном механизме как процессе активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. Очевидно, что управленческой задачей руководителя современной организации является формирование мотивационного механизма, направленного на эффективное использование профессионального и личностного потенциала работников.
Формирование мотивационного механизма требует изучение мотивов работников и инструментарию стимулов, используемых в управлении персоналом государственных учреждений.
Изучению мотивов работников государственных учреждений и мотивации посвящены многочисленные исследования зарубежных и отечественных ученых, которые содержат несколько научных подходов:
1) Потребности человека являются определяющим мотивом поведения и деятельности личности (А. Маслоу [19], Ф. Герцберг, Д. Макклелланд [7]);
2) Потребности человека не единственное условие мотивации, важно и условия ожидания того, что выбранный тип поведения и усилия приведут к желаемому результату (модель мотивации по А. Маслоу [19], Ф. Герцберг, Д. Макклелланд В. Вруму – теория ожиданий [4]);
3) Соотношение между полученным вознаграждением и затраченными усилиями одного работника с этим же соотношением другого работника (модель мотивации по Д. С. Адамсу – теория справедливости);
4) Мотивацию человека определяет совокупность факторов, важнейшими из которых являются: затраченные усилия, полученный результат, вознаграждение, его восприятие и степень удовлетворенности (модель мотивации по Портера-Лоулера [4] – комплексная мотивационная теория);
5) Вовлечение работников в управление предприятием (теория партисипативного управления).
Представленные теории показывают, как постепенно эволюционировали взгляды на теорию мотивации персонала государственных учреждений, расширяя спектр мотивов.
Исследование понятийного аппарата стимулирования показывает, что оно тесно взаимосвязано с мотивацией. В стратегическом управлении мотивация рассматривается как стратегия, а стимулирование как тактика реализации стратегии. Взаимосвязь мотивации и стимулирования прослеживается в мотивационном механизме как процессе активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду [4].
В настоящее время, описывая мотивационные процессы, используют теории мотивации, которые специалистами разделяются на традиционные, содержательные, и процессуальные [11].
Актуальность проблематики мотивации персонала государственных учреждений не вызывает сомнений, так как развитие экономики на современном этапе формирует новые воззрения на управление персоналом, как определяющего элемента и основного ресурса, дающего возможность повысить эффективность ее деятельности. Поэтому мотивация является важнейшей составляющей процесса управления персоналом.
Соломанидина Т.О. подчеркивает, что система мотивации — это комплекс мер побуждения сотрудников для достижения стратегической целевой направленности предприятия с учетом целевых установок каждого работника.
Кибанов А.Я. рассматривает систему мотивации персонала государственных учреждений как систему элементов: цели и задачи системы, стратегию и политику организации в области мотивации и стимулирования, принципы мотивации и стимулирования труда, функции, структуру системы мотивации и стимулирования труда, технологию формирования системы мотивации и стимулирования труда.
Таким образом, можно наблюдать разброс мнений специалистов по целям, задачам и способам влияния. Однако, большинство специалистов отмечают, что система мотивации персонала государственных учреждений состоит из двух составляющих - материального стимулирования и нематериального стимулирования. Для каждой подсистемы системы характерны свои особенные стимулы, которые влияют в свою очередь на мотивы поведения персонала. Каждая из систем обладает определенным набором методов стимулирования.
Итак, система материальной мотивации, представляет собой экономические формы и методы побуждения людей, основанные на использовании материальной заинтересованности работника в повышении уровня материального вознаграждения за труд и дополнительных материальных стимулов [14].
Общую схему элементов системы мотивации персонала государственных учреждений можно представить, как подсистемы материальной и нематериальной мотивации, а также промежуточное звено, взаимозависимое и от одной, и от другой подсистемы – подсистемы социальных гарантий.
Система мотивации персонала государственных учреждений основывается на следующих принципах [13]:
ориентирование на результативность и взаимная связь целей системы с целевой ориентацией предприятия и с другими подсистемами организации;
эффективность системы;
первенство мотивов на результат;
конкурентоспособность системы в условиях агрессивного внешнего окружения и рынка труда;
строгое соответствие нормам законодательства;
справедливости, прозрачности и объективности системы мотивации и стимулирования;
социальности;
системности;
изменчивости стимулирующего действия во времени;
устойчивости и предсказуемости системы мотивации;
строгого соответствия стимулов интересам и возможностям работников;
своевременности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аваев В.Е., Карташов С.А., Тохтиева Л.Н. Современные теории мотивации труда и реальная экономика // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 4. – С. 58-65.
2. Александрова А.А. Мотивация трудовой деятельности как элемент системы управления персоналом // Вестник магистратуры. – 2019. – № 4-3 (55). – С. 57-60.
3. Александров А.В., Королева К.С. Методологические основы мотивационных механизмов на современных предприятиях // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 4-1 (81-1). – С. 755-758.
4. Альхименко О.Н. Мотивация труда персонала фирмы как непрерывный циклический процесс: анализ теорий и их практическое применение // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. – 2020. – Т. 3. – № 3. – С. 42-48.
5. Базык Е.Ф. Система мотивации персонала на предприятии как рычаг эффективного управления // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 4-1. – С. 167-172.
6. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: Учебник. –12-е изд., стереотип. – М.: Academia, 2020. – 224 с.
7. Базылева М. Мотивационная компонента человеческого капитала // Наука и инновации. – 2020. – Т. 6. – № 136. – С. 48-52.
8. Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами. Теория и практика: Учебник. – М.: Проспект, 2017. – 688 с.
9. Ветлужских Е.Н. Мотивация и оплата труда. Инструменты. Методики. Практика. – 8-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 150 с.
10. Галецкая М.Е. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом // Молодой ученый. – 2019. – № 7 (111). – С. 810-813.
11. Галимова И.И., Нугманова Л.М. Система мотивации и стимулирование трудовой деятельности персонала // Экономика и предпринимательство. –2017. – № 8-2 (85-2). – С. 1160-1162.
12. Григорьева М.В. Мотивация персонала на предприятии // Аллея науки. – 2017. – Т. 2. – № 15. – С. 216-223.
13. 13.Гуреева Е.Г. Разработка программы мотивации как фактор повышения эффективности кадрового менеджмента производственного предприятия // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2019. – Т. 2 – № 1. – С. 132-142.
14. Гурова И.М., Гурова О.В. Основные направления и современное развитие теории мотивации // Экономика и социум: современные модели развития. – 2017. – № 17. – С. 42-55.
15. Гурова И.М., Гурова О.В. Зарубежный опыт мотивации и стимулирования трудовой деятельности // Экономика и социум: современные модели развития. – 2017. – № 18. – С. 106-121.
16. Дудник Т.А., Корниенко А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала // Экономика и социум. – 2019. – № 5-1 (24). – С. 641-643.
17. Дьяченко Е.И., Лымарева О.А. Роль мотивации и стимулирования трудовой деятельности в системе управлении персоналом современной организации // Символ науки. – 2017. – № 6. – С. 171-175.
18. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие. – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 352 с.
19. Жохова М.В., Шарафутдинова Р.Р., Хачин С.В. Формирование и развитие системы мотивации труда // Научный альманах. – 2019. – № 3-1 (17). – С. 113-116.
20. Залалова И.Э., Глушнева Д.Д., Хаймурзина Н.З. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом // Экономика и социум. – 2017. – № 3 (34). – С. 596-599.
21. Ильяев Н.Э. Совершенствование механизма мотивации деятельности организации // Экономика и социум. – 2017. – № 1-1 (32). – С. 762-764.
22. Иванников А.О., Подгорный Б.Б. Мотивация сотрудников предприятия (на примере ООО «Курское молоко» // Научный журнал Дискурс. – 2017. № 1 (3). – С. 192-196.
23. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А. и др. Управление персоналом: теория и практика. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебно-практическое пособие / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Проспект, 2019. – 64 с.
24. Кибанов А.Я. Методология мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала организации // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2020. – Т. 3. – № 1 (10). – С. 5-10.
25. Киреева А.С., Черкасова О.В. Современные системы мотивации трудовой деятельности персонала: российский и зарубежный взгляд // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2017. – № 5-3 (45). – С. 75-79.
26. Ключевский А.И. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала // Проблемы науки. – 2017. – № 2 (15). – С. 54-58.
27. Коноплёва Г.И. Понятие мотивации трудовой деятельности // Альманах современной науки и образования. – 2020. – № 7 (85). – С. 76-79.
28. Константинова И.В., Костикова В.О. Анализ взаимодействия мотивов, стимулов и потребностей // Экономические исследования и разработки. – 2017. – № 5. – С. 211-218.
29. Копытова А.В. Развитие методических положений по формированию системы стимулирования персонала организации: Дис. ... канд. экон. наук 08.00.05. – Тюмень, 2019. – 208 с.
30. Крестьянскова Е.А. Основные методы материального и морального стимулирования персонала в организации // Контентус. – 2019. – № 2 (43). – С. 73- 79.
31. База данных управленческой отчетности ГУП МОСГОРТРАНС