Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сложным и трудным искусством является наука управления людьми. Процессы власти всегда усложняются, и сама теория управления, как любая наука, упорядочивает явления, выявляет закономерности и указывает причинные связи между ними. На базе этого формируются выводы для применения управления на практике, даются рекомендации.
Любой процесс управления - это не только наука. Это искусство, поскольку при каждом своем решении руководитель базируется не только на рекомендациях и выводах науки, но и на свою интуицию. Руководитель, к тому же, принимает решения в условиях ограниченности временных ресурсов.
Греческая цивилизация, как и раннеклассовый социум в странах Древнего Востока, формировалась на основе разложения отношений рода при помощи социального и имущественного разделения, при помощи оформления в обществе разных по роли социальных групп. Постепенно стали создаваться органы власти государства, выражавшие интересы господствующих классов.
Но формирование раннеклассового социума и государства в Греции реализовывалось в другой среде, на другой племенной основе.
Целью данной работы является рассмотрение истории становления практики управления и формирования управленческой мысли в Древней Греции.
Задачи:
- описать дополисную историю Древней Греции;
- охарактеризовать управленческую мысль в эллинистический и римский периоды;
- рассмотреть управленческую мысль Гераклита и Платона;
- проанализировать философские идеи о государстве Аристотеля.
Объект исследования – управленческая мысль Древней Греции. Предмет исследования – специфика управленческих идей Древней Греции.
1 Общая характеристика цивилизации Древней Греции
1.1 Дополисная история Древней Греции
История Древней Греции делится на пять периодов:
1) ахейский (XX–XII вв. до н.э.),
2) гомеровский, или «Темные века» (XI–IX вв. до н.э.),
3) архаический (VIII–VI вв. до н.э.),
4) классический (V–IV вв. до н.э.)
5) эллинистический (III–II вв. до н.э.) .
Формирование полисов происходило во время перехода от классической эпохи в эллинистическую.
Во II тысячелетии до н. э. раннеклассовое общество вышло их родовых отношений. Государство стало развиваться при помощи монархических инструментов с аппаратом бюрократии и узким слоем аристократии, которая связана с монархом. Стали формироваться централизованные хозяйства государства, которые обрабатывались рабами. Большая часть населения стала эксплуатироваться. Формировались общины рода. В среднеэлладский период (XX–XVII вв. до н.э.) качество жизни отличалось низким уровнем, долгое время сохранялось имущественное и социальное равенство. Постоянная нужна вести военные действия за средства к существованию к соседними ахейскими племенами связывалась с военно-общинным характером жизни общества. В XVII в. до н.э. данный уклад начинает сменяться военно-аристократически. Начинается позднеэлладский, или микенский, период истории Ахейской Греции (XVI–XII вв.). В итоге постоянных военных конфликтов возвышаются отдельные ахейские общины, которым становятся подчинены соседи. Внутри общин сосредоточена власть и материальные средства у вождя и его рода .
Греция, которая ранее являлась страной, состоящей их укрепленных поселков, становится страной мощных крепостей. Формируются протогосударства, ахейские царства, среди которых выделяются Микены, Тиринф, Пилос, Афины, Фивы и Иолк. Все они враждуют между собой за ресурсы (земли, скот, ископаемые). Ресурсы сохранялись при помощи системы учета, мобилизации усилий по их защите (строились специальные укрепления, производилось оружие). Приобретение ресурсов реализовывалось при помощи военных набегов, пиратства и внешней торговли. Ахейский мир – это история кровопролитных конфликтов. Часто несколько царств интегрировались в борьбе против более влиятельного или для того, что осуществить экспедицию с целью грабежа (Троянская война).
В конце XII в. до н.э. в Грецию стали вторгаться племена греков-дорийцев и родственные дорийцам северо-западные греческие племена ионийцев, эолийцев и ахейцев. Дорийское завоевание, как и ахейское в начале II тыс. до н.э., инициировало упадок качества жизни в Греции. Прекратилось строительство, ремесло пришло в упадок, практически сошли на «нет» контакты с другими соседями. Греция утратила письменность. Стали исчезать государственные образования, утвердился первобытно-общинный строй. Основной формой поселения стали небольшие бедные поселки родов. В это же время утрачивают свою силу ремесла, торговля. Падает число населения. Общность округи разрывается, отношения с цитаделью ослабевают. Но дорийцы принесли с собой искусство выплавки и обработки железа. XI–IX вв. до н.э. – это время развития натурального хозяйства. Структура политики и социума имела свою основу в кровно-родственном принципе. Община включала в себя роды и их интеграции, выступавшие во время военных конфликтов как подразделения войска, а в мирное время они создавали народное собрание. Отношения внутри общины (между филами и фратриями) часто были конфликтными. Это инициировало кровную месть .
Принадлежность к роду была единственным, что давало права человеку. Вне рода человек был беззащитен. Не было ни законов, ни авторитетных властных институтов. Но земля уже была собственностью не рода, а всей общины. Земля распределялась, надел закреплялся за отдельными семьями. Но постоянные распри внутри аристократии приводили к тому, что отдельные ее представители не возвышались. Постепенно монархический род утрачивает свои привилегии, а монополизированные должности становятся выборными . Период VIII–VI вв. до н.э. является временем кардинальных трансформаций в Древней Греции. В это время кризис затрагивает многие регионы. Кризис связывается с коллизией между постоянно увеличивающимся количеством населения и сокращением ресурсов продовольствия в итоге того, что почвы стали истощаться. Если решать проблему изнутри, нужно было эффективно выстраивать систему использования земель, увеличивать их при помощи расчистки лесов. Это требовало новых орудий труда. Если решать проблему внешними ресурсами, это могла быть внешняя экспансия – как насильственная, так и мирная. В VIII–VI вв. до н.э. ряд государств (Спарта, Аргос) силой пытались отнять земли у своих соседей (Мессенские войны и др.). Но равенство в силах делало такие конфликты постоянными. Силы сторон быстро истощались и не приносили победы никому. Перспектива виделась в основании колоний в иностранных землях (Великая греческая колонизация). Несмотря на то, что изначально Великая колонизация была направлена на экспансию земель, многие поселения постепенно стали трансформироваться в крупные центры ремесла . Стал вестись интенсивный обмен с местным населением, стали развиваться центры торговли. Так экономика Древней Греции стала развиваться интенсивнее .
Архаической эпохе специфично как стремление к интеграции, так и изменение аристократии. В VII–VI вв. до н.э. основной формой принудительной ликвидации режима аристократии стала тирания, которая, в отличие от тирании IV в. до н.э., называется старшей. Тираны навязывали социуму равенство в политике, подавляя знать как самую активную часть социума. В целях ликвидации нежелательных структур и решения вопроса с землей, тираны развивали колонизацию. Но, формируя благоприятные условия для развития экономики города и деревни, тираны отстраняли структуры от политики и лишали их военного значения (действовали запреты на собрания на площадях рынков, крестьянам нельзя было часто посещать города). Тирания была крайне важна для развития в этом периоде, поскольку она способствовала ликвидации аристократии и подготовила почву для формирования гражданской общины. Тирания помогла политическому нивелированию социума и дала ему возможность понять опасность крайнего индивидуализма, боготворимого тиранами. К концу VI в. до н.э. в большем числе государств Греции существовала республика, где политический суверенитет принадлежал народу. Дифференцировалось два виды республиканского строя - олигархия и демократия. При последней все члены общины пользовались равными правами в политике. При олигархии же это зависело от имущественного цента: лица с небольшим доходом или выводились за границы гражданского коллектива и не допускались к воинской службе, или были «пассивными» гражданами, у которых не было доступа к управлению государством .
Крупнейшей демократией в Греции к началу V в. до н.э. были Афины; олигархиями – Коринф и Фивы. Спарта являлась полуолигархией-полудемократией. Здесь принадлежность к гражданству зависела не от оседлости, а от условий исторического завоевания: только часть местного населения (потомки одного из дорийских племен) входила в гражданскую общину с демократией, которая, однако, по отношению к остальным группам
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1) Аристотель. Политика// https://www.civisbook.ru/files/File/Aristotel_Politika.pdf (дата обращения 29.12.2020)
2) Бондаренко С. Б., Научно-техническая революция в античном обществе // Вопросы культурологии. — 2018. — № 9 (сентябрь). — С. 42-47.
3) Голяндин А., Античная "холодная война" // Знание-сила. — 2018. — № 1. — С. 59-68
4) Дмитров И. С., Зарождение концепта демократии в античной политико-правовой мысли // История государства и права. — 2018. — № 4. — С. 58-61.
5) Драгунова Е. Ю., Идеи естественного права в истории политико-правовой мысли античности: методологические аспекты // История государства и права. — 2019. — № 7. — С. 42-48.
6) Зая И. Ю., Античная философия сквозь призму кризиса современного социально-гуманитарного знания // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 10. — С. 18-24
7) Зая И. Ю., Влияние античной философии на европейскую социальную мысль Средневековья // Преподавание истории в школе. — 2015. — № 3. — С. 33-40.
8) История философии: Запад-Россия-Восток. – М.: «Греко-латинский кабинет», 2010
9) Капранова Ю. В., Ретроспективный анализ института гражданства // Философия права. — 2019. — № 3. — С. 53-58
10) Латышев В. В., Греческие древности: быт, право, государственность. — Москва : Вече, 2018. — 382, [1] с.,
11) Липич Т. И., Войны, эпидемии и судьба империй Древнего мира // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2020. — Т. 28, № 1. — С. 158-163
12) Лихтер П. Л., Холизм Древней Греции и редукционизм современного мира // Философия права. — 2017. — № 3. — С. 158-165
13) Марченко Г. И., Платон как теоретик и практик политического консультирования // Общественные науки и современность. — 2017. — № 2. — С. 165-176
14) Механик А., Философ, который ценил «среднего» человека // Эксперт. — 2016. — № 48. — С. 56-59
15) Мор Т. Утопия. – Москва, 1978
16) Панищев А. Л., Феномен города как часть религиозной культуры Древней Греции // Вопросы культурологии. — 2017. — № 5/6 (май-июнь). — С. 58-63
17) Пономарев Д. Е., Право и рациональность: у истоков юридического мышления // Российский юридический журнал. — 2020. — № 3 (май-июнь). — С. 9-14.
18) Утяшев М. М., Государственная защита прав и свобод личности в античном мире // История государства и права. — 2019. — № 10. — С. 3-10.
19) Фролов Э. Д., Актуальные проблемы современного антиковедения на Всероссийской научной конференции в СПбГУ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2, История. — 2016. — № 4. — С. 259-270
20) Фролова Е. А., Философско-правовые идеи античности: софисты и Сократ // Аграрное и земельное право. — 2019. — № 4. — С. 82-85.