Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Работа представлена в 38 страницах машинописного текста, содержит 7 рисунков, 11 таблиц, список используемой литературы содержит 23 источника.
Эффективная рыночная экономика, которая способна обеспечить высокое благосостояние всех граждан и процветание государства, возможна толькопри достижении мирового уровня конкурентоспособности товаров и услуг предприятий РФ.
Управление предприятием в условиях рыночной экономики более сложный процесс, чем в условиях плановой экономики. В основном это связано с широкими правами субъектов предпринимательства, с увеличением ответственности перед партнерами, акционерами, клиентами и иными субъектами. Появляется необходимость более гибкой адаптации к возникающим изменениям в окружающей среде. Подобные изменения в управлении касаются всех сфер экономической деятельности, и торговли в том числе.
В виде входящих сигналов проявляется влияние окружающей среды , которые выражаются определенными значениями качественных и количественных параметров среды. Сигналы внешней среды во времени изменяются случайным образом, при этом ихбудущие значенияневозможно точно определить.Можно только с некоторой вероятностью предположить, какими будут некоторые сигналы, и задать закон их распределения.
Воздействие окружающей среды на эффективность торговли неизменно приведет к изменению количественных и качественных характеристик,которые составляют эффективности торговли, при этом стоит отметить, что осуществление такой взаимосвязи возможно лишь благодаря наличию связей между данными составляющими. Эти связи в процессе взаимодействия составляющих друг с другом и окружающей средой придают управлению эффективностью торговли системный характер.
Целью работы является анализ эффективности сбыта/торговли и предложение путей ее повышения.
В связи с заданной целью были поставлены для выполнения следующие задачи:
рассмотреть сущность и понятие эффективности торговли;
изучить особенности оценки эффективности торговли;
проанализировать эффективность деятельности предприятий торговли в России;
разработать мероприятия по повышению эффективности торговли/сбыта на предприятии.
Предметом работы является торговля потребительскими товарами.
Объектом работы является эффективность торговли.
В курсовой работе были использованы следующие методы исследования: диалектический, монографический, табличный, диаграмно–графический, экономико–статистический, расчётно–конструктивный и другие.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ СБЫТА/ТОРГОВЛИ
1.1 Сущность и понятие эффективности торговли
С точки зрения предпринимательства, торговля – это вид деятельности, который направлен на извлечение дохода и в котором товарообмен выступает в роли объекта действий, купля-продажа товаров и сопутствующие дополнительные услуги, связанные с обслуживанием покупателей в процессе реализации товаров и обеспечением доставки товаров, их хранением и подготовкой к продаже.
Торговля стремится к определенному результату, как и другие виды деятельности. Анализируя достигнутый результат, можно делать выводы, насколько эффективно работает компания. В нынешней ситуации, если есть нацеленность на успешное развитие торговой деятельности, то всем предпринимателям необходимо усиленно работать.
Эффективность торговли – это результативность функционирования отрасли в целом или отдельно взятого предприятия, выраженная в отношении полезных итоговых результатов к затраченным ресурсам [9, с. 127].
Принципы системного подхода вполне применимы к управлению эффективностью торговли. Они позволяют лучше увидеть важные стороны проблемы повышения эффективности и обеспечить системную интеграцию, учитывая весь комплекс взаимосвязей.
Изучение факторов, которые влияют на объект управления, является важным этапом рассматриваемого системного подхода к управлению торговой эффективностью.
Изучение всех экономических условий формирования, которые влияют на эффективность, является выявление факторов. Слово «фактор» в литературе дается как некоторая движущая сила реализуемого процесса или одно из его наиболее важных условий. В экономической литературе под словом «фактор» понимается движущая сила, влияющая на эффективность функционирования предприятия в условиях рынка. Несмотря на то, что эффективность торговли, как правило, характеризуется относительно малым числом показателей, на каждый показатель все равно оказывается влияние целой системы факторов. И именно знание самих факторов, умение определять силу их влияния на показатели эффективности и являются ключом к воздействию на их уровень. В итоге это приведет к созданию механизма для поиска резервов повышения торговой эффективности.
На торговую эффективность в условиях рынка влияет множество различных факторов. Классифицируются они по многим признакам. Так, по месту возникновения выделяются внутренние и внешние факторы.
Рисунок 1 - Модель процесса управления эффективностью торговли
Внешние факторы – это факторы, оказывающие воздействие на функционирование компании или те, от которых зависит процесс функционирования компании. К ним относят процессы, которые не зависят от деятельности какого-либо предприятия, но, тем не менее, косвенно влияющие на итоговую эффективность его деятельности [12, с.84].
При плановой экономике предприятию удавалось производить что-либо независимо от окружающей среды или общественного развития, при этом имея гарантированный спрос. Но сегодня невозможно управлять предприятием, не учитывая изменения внешних факторов.
На деятельность предприятия оказывают прямое влияние и некоторые внешние факторы, факторы прямого воздействия. Остальные факторы не оказывают прямого воздействия, но если их не учитывать, это может существенно повлиять на эффективность деятельности предприятия. Такие факторы являются факторам косвенного воздействия.
Решение вопросов, связанных с управлением эффективностью торговли, в большей степени зависит от умения руководителей определить курс эффективного устойчивого развития, способности создать действенный механизм управления эффективностью и повысить заинтересованность своих людей в работе.
Управление эффективностью торговли зависит от влияния внешних факторов как прямого, так и косвенного воздействия. Но также в значительной степени эффективность торговли зависит и от внутренних факторов, которые, в свою очередь, зависят напрямую от деятельности торговой компании. Совокупностью внутренних факторов, которые влияют на эффективность торговли, является сегментированное, но взаимодополняющее структурное деление торговой организации и её деятельности. Внутренние факторы включают в себя оборот розничной торговли отдельных предприятий или совокупность подобных предприятий, в том числе размер издержек обращения, величину оборотных и основных средств, объем товарных запасов, численность работников, наличие собственных средств в обороте и др.
Классификация факторов способствует решению важной проблемы – определение основных показателей оценки эффективности, в перспективе наиболее полно отражающих достигнутые результаты деятельности организации. Комплексная классификация предоставляет возможность моделировать финансово-хозяйственную деятельность, а также осуществлять комплексный поиск дополнительных внутрихозяйственных резервов для повышения эффективности торговли.
С учетом проанализированных статистических данных и научной литературы, можно выделить факторы, влияющие на развитие торговли:
1. изменение демографической ситуации;
2. изменение уровня доходов населения;
3. специфика размещения торговой сети;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агентство Nielsen, индекс потребительского доверия (2 квартал 2017 года): http://www.nielsen.com/ru/ru/insights/reports/2017/consumer-conidence-index-2017-q2.html
2. Агентство Nielsen, дискаунтеры побеждают по-крупному http://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2016/discounters-Europe-Russia-2016.html
3. Агентство Nielsen, специализированные магазины: какие преимущества видят покупатели http://www.nielsen.com/ru/ru/insights/news/2017/specialty-retailers-in-Russia.html
4. Адаев Ю. В. Анализ эффективности хозяйственной деятельности предприятий в условиях рынка и аудит / Ю. В. Адаев. – М.: Финансы и статистика, 2005. ISBN 5-06-004833-0
5. Алябьева М.В., Доренская И.Н., Исследование бизнес-процессов в розничной торговле организаций потребительской кооперации и их совершенствование: Монография. – Белгород: Изд-во БУПК, 2011. – С. 82.
6. Бердова Ю.С Разработка мероприятий повышения эффективности управления оборотом предприятия розничной торговли // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 10-2 (63-2). - С. 642-647.
7. Ваниева А.Р., Зашакуев Р.Р., Карпенко К.В. Направления повышения эффективности торговли в отдельных отраслях экономики // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2016. - № 3 (22). - С. 113-117.
8. Вершина Д.А. Динамика оборота оптовой торговли по субъектам Российской Федерации за период 2011-2016 / В.Е. Царев, В.А. Панова // Экономика и бизнес: теория и практика – 2017. – Т. 2. №1. – С. 19-22
9. Вступление России в ВТО: стратегический выбор [Электронный ресурс]//режим доступа: http://wto-inform.ru/experts/vstuplenie_rossii_v_vto_strategicheskiy_vybor/
10. Закон о торговле не повлиял на рост цен. Ирина Яровая требует создавать в регионах новые рынки без посред- ников. http://www.ng.ru/economics/2016-07-28/4_trade.html
11. Майорова Е.А. К вопросу о социальной эффективности торговли // Успехи современного естествознания. - 2015. - № 1-4. - С. 718.
12. Назмутдинова Е.В. Обоснование резервов повышения эффективности функционирования предприятия торговли // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 2-2 (67-2). - С. 1023-1026.
13. Немова П.А., Кравченко Е.Н. Оценка эффективности функционирования розничной торговли // В сборнике: Проблемы современного социума глазами молодых исследователей материалы VII Международной научно-практической конференции. -2015. - С. 113-116.
14. Новикова Г, Богач А., Продажи. Выиграй в конкурентной борьбе// Питер, 2012. –С. 168
15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики – Электронный ресурс. Режим доступа: http://gks.ru
16. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. М.: Дашков и К, 2011. - 272 с.
17. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Маркетинг в розничной торговле. М.: ФБК-Пресс, 2014. - 224 с.
18. Пашутин С. Физиология ажиотажа. Маркетинговые приемы привлечения потребителей к торговой марке. М.: КноРус, 2015. - 502 с.
19. Регулирование товарных запасов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.znaytovar.ru/s/Regulirovanie_tovarnyx_zapasov.html
20. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление / под ред. А.А. Есютина, Е.В. Карповой. 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 424 с
21. Российский ритейл Итоги 2016 г. – I полугодия 2017 г.//Национальное рейтинговое агентство [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ra-national.ru/sites/default/files/analitic_article/_2016-2017.pdf
22. Соломатин А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли//Питер, 2009. – С.384
23. Федорова М.А., Пахомов Н.Н. Сущность экономической эффективности предприятия торговли и необходимость ее исследования // В сборнике: САЯПИНСКИЕ ЧТЕНИЯ Сборник материалов круглого стола. В.М. Юрьев. - 2015. - С. 209-217.