Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Процессы модернизации туристской сферы, проявляющиеся в нарастании доли трансграничного движения капиталов, труда, технологий, услуг, информации в общем объеме их миграции, выступает современным трендом развития мировой экономики. Рост масштабов и темпов процесса глобализации определяет повышение роли транснациональных корпораций (ТНК), международных (межнациональных) компаний и их альянсов в различных сферах и отраслях деятельности, в том числе, и в сфере услуг. Эти компании и их объединения оказывают глобальное влияние и определяют стратегии развития отраслей, к примеру, сферы гостеприимства.
В настоящее время, по данным экспертов, доля глобальных гостиничного бизнеса на мировом рынке гостиничных услуг по количеству номеров составляет около 40%, международный капитал составляет 30% в структуре глобальных инвестиций в мировой гостиничный бизнес.По данным Всемирной туристской организации (ЮНВТО, UNWTO), международный туризм как статья экспорта занимает пятое место в мире после нефти, на него приходится 29% мирового экспорта услуг и 6% экспорта товаров. Значение мирового гостиничного бизнеса также растет значительными темпами и характеризуется реализацией общей стратегии глобализации данной сферы.
Таким образом, вопросы формирования концепций и стратегий гостиничного обслуживания в контексте стратегии глобализации, повышения роли глобальных корпораций гостиничного бизнеса, формулирование набора организационно- экономических решений, способствующих наращиванию инвестиционного потенциала национальных экономик и отдельных регионов с учетом вхождения на рынок транснациональных гостиничных корпораций, являются актуальными и своевременными, что и обуславливает общую актуальность настоящей работы.
Научная разработка и исследование вопросов формирования концепции и стратегии гостеприимства развития мирового гостиничного бизнеса, развития и модернизации стратегии сферы гостеприимства, изучение этих процессов нашли отражение и были исследованы в трудах отечественных и зарубежных ученых, таких как: Абалкин Л., Адрианов В., Акопова Е., Архипов А., Асаилов А., Басенко А., Герчиркова И., Кисилев А., Куликов Г., Линдерт П., Лобачева Е., Олин Б., Панасенкова Т., Рикардо Д., Самуэльсон П., Смит А., Столпер В., Таранов П., Хекшер Э. и другие.
Исследованию влияния процессов глобализации на трансформационные процессы в гостиничной индустрии посвящены работы Алифановой Е., Вовченко Н., Грязновой А., Данилевского Н., Делягина М., Ефременко И., Золотарева В., Кочмолы К., Кузнецова Н., Миркина Я., Нестеренко А., Овчинникова В., Сенчагова В., Уткина А. идругих.
Объектом исследования выступают гостиничные предприятия, в том числе и международные компании данной сферы.
Предметом исследования выступают организационно-экономические особенности формирования концепции и стратегии гостеприимства в туристском обслуживании на примере Краснодарского края.
Цель исследования заключается в анализе современного развития индустрии гостеприимства. С учетом сформированной цели исследования необходимым является решение целого ряда задач:
- рассмотреть понятие и сущность разработки стратегии в индустрии гостеприимства;
- проанализировать особенности применения стратегии глобализации в гостиничном бизнесе в России и за рубежом;
- изучить основные направления развития рынка гостиничных услуг Краснодарского края;
- сформулировать предложения по направлениям развития сферы гостеприимства Краснодарского края.
Поставленная цель и задачи исследования определяют структуру настоящей работы, которая состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты разработки стратегии гостеприимства в туристском обслуживании
1.1. Понятие и сущность индустрии гостеприимства
Гостиничное дело (индустрия гостеприимства) - достаточно сложная и многогранная область экономики. Сегодня она представляет собой мощную систему хозяйствования, рассматривается как показатель экономической,социальной и культурной развитости регионов. Бурные темпы развития данной отрасли проявляются в строительстве многочисленных мини-гостиниц, появлении в регионах страны президентских отелей, увеличении количества отельных сетей, т.е. другими словами, стремительным расширением номерного фонда. Данный факт говорит о востребованности данного вида услуг и характеризует индустрию гостеприимства как перспективную область инвестиций.
Наиболее распространенные виды средств размещений представлены на рисунке 1 ниже.
Рисунок 1. Основные виды средств размещений
Управление любым отелем вне зависимости от статуса, размера и территориального расположения осуществляется в соответствии с основными законами рыночной экономики. Одна из его первостепенных задач - максимизация прибыли. Именно эта цель ставит отельеров в один рад с производственными предприятиями, формируя основные модели поведения в различных рыночных отношениях и ситуациях. Менеджер отеля должен решать массу задач относительно экономической деятельности вверенного объекта: определение «объемов производства» / оптимальной загрузки гостиницы, определение объемов ресурсов (материальных, финансовых, трудовых) и их грамотного распределения, выбора стратегии развития предприятия, решение возникающих проблем или ликвидация тормозящих элементов и т.д.[2].
Сложность управления индустрией гостеприимства состоит в том, что данная сфера имеет массу особенностей функционирования.
Первое отличие состоит в том, что продаваемый гостиницами продукт -
услуга, имеет специфические характеристики:
• нематериальность,
• неотделимость от объекта,
• однократность,
• невозможность накопления и хранения впрок,
• ограниченность каналов распределения.
Рассмотрим данные характеристики подробнее.
Первая затрагивает состав продаваемого продукта. Нематериальность
услуги подразумевает её неосязаемость, т.е. как в процессе оказания услуги, так и после него у гостя (клиента) не остается ничего материального - только
удовлетворенность или неудовлетворенность качеством сервиса в отеле. Именно в сфере обслуживание и, в частности, в индустрии гостеприимства, имеет место «борьба за покупателя» в рамках нематериальное продукта, когда основными конкурентными преимуществами становятся невещественные факторы: подбор и обучение персонала, человеческие отношения, атмосфера гостиницы и т.п. Второй
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Духовная Л. Л., Холодцова И. И. Инновационные технологии в гостиничном бизнесе // Сервис в России и за рубежом. 2014. №7 (54). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-v-gostinichnom-biznese (дата обращения: 12.11.2017).
2. Гарейшин Р. З., Ромашкина О. П. Инновационные технологии как насущная необходимость эффективного туристского и гостиничного бизнеса // Вестник МГЛУ. 2014. №6 (692). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-kak-nasuschnaya-neobhodimost-effektivnogo-turistskogo-i-gostinichnogo-biznesa (дата обращения: 12.11.2017).
3. Выкиданец О.Д. Анализ современных инноваций в индустрии гостеприимства // Инновационная наука. 2016. №11-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/analiz-sovremennyh-innovatsiy-v-industrii-gostepriimstva (дата обращения: 12.11.2017).
4. Шеменева О. В., Кривошеева Т. М., Семирикова Е. А. Инновации в гостиничном бизнесе // Сервис в России и за рубежом. 2012. №10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-gostinichnom-biznese-1 (дата обращения: 12.11.2017).
5. Похомчикова Е. О. Особенности инноваций в сфере услуг (на примере индустрии гостеприимства) // Сервис +. 2014. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-innovatsiy-v-sfere-uslug-na-primere-industrii-gostepriimstva (дата обращения: 12.11.2017).
6. Щетинина К. И. Инновации в гостиничном бизнесе: международный и российский опыт // Вестник МГИМО. 2013. №4 (31). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-gostinichnom-biznese
7. Бизнес-планирование: учеб. пособие / В.З. Черняк [и др.]. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 591 с.
8. Брашнов Д. Г. Экономика гостиничного бизнеса: учеб. пособие / Д.Г. Брашнов. – М.: Флинта: МПСИ, 2012. – 221 с.
9. Виноградова М.В. Бизнес-планирование в индустрии гостеприимства: учеб. пособие / М.В. Виноградова, З.И. Панина. - М.: Дашков и К, 2007. – 280 с.
10. Иванов В.В. Антикризисный менеджмент в гостиничном бизнесе / В.В. Иванов, А. Б. Волов. – М. : ИНФРА-М, 2014. – 335 с.
11. Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов : учебник / Н.И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко. – 4е изд., стер. – Мн.: Новое знание, 2003. – 368 с.
12. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ. – (http://base.garant.ru/57407570/#ixzz4ADJVk81S). Дата обращения: 02.04.2016 г.
13. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения : федер. закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ. – (http://base.garant.ru/12115118/#ixzz4AGgMeS4Q). Дата обращения: 23.04.2016 г.