Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Здравоохранение – это система социально-экономических отношений, обеспечивающая доступность гарантированного объема медико-социальной помощи населению. Современным объективным условием существования, функционирования и развития сферы медицинской деятельности является здравоохранение, которое, как считают большинство специалистов, исследующих данную тему, представляет собой целостную организационную систему.
В современном обществе здравоохранение играет очень важную роль. Здравоохранение является важнейшей составляющей социальной сферы, является одним из определяющих условий жизнедеятельности человеческого общества. Во многом, здравоохранение обеспечивает качество жизни населения.
Регулятором здравоохранения в области является Департамент по здравоохранению, который осуществляет координацию и регулирование деятельности унитарных предприятий и государственных организаций здравоохранения области.
Тема данной работы является достаточно интересной и необходимой, так как здравоохранение, это такая отрасль без которой сложно выжить в наши дни. Отдельные аспекты данной проблемы получают освещение в средствах массовой информации и работах исследователей, но комплексного подхода по изучению этого вопроса нет. Именно поэтому данное исследование действительно актуально и необходимо.
Объектом исследования является система здравоохранения.
Предметом исследования служит государственное управление в системе здравоохранения России.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение диагностики систем здравоохранения.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть диагностику систем здравоохранения;
изучить системный подход для стратегий здравоохранения;
определить этапы проведения диагностики проблем на примере высокого уровня материнской смертности;
вывить особенности построения диагностического дерева ;
рассмотреть стратегию деятельности, решение задач и инструментарий политики достижения здоровья для всех.
Методологическая база и методы исследования. При проведении настоящего исследования применялись как общие, так и специальные методы: диалектико-материалистическая теория познания, метод исторического анализа, сравнительно-правовой метод, метод правового регулирования.
Теоретической основой исследования служат фундаментальные положения теории государства и права, конституционного права, административного права и других отраслей действующего законодательства.
Структура работы. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. Диагностики систем здравоохранения
Под термином здравоохранение понимается система организационных мероприятий по охране и улучшению здоровья населения.
Понятие здравоохранение возникло тогда, когда были созданы необходимые условия для деятельности организованных сообществ, государств, их властей, по охране и укреплению здоровья населения как социальной обязанностью. Если все эти условия возникли в период цивилизованного развития общества, то формирование здравоохранения как системы произошло сравнительно недавно. Выделяют следующие этапы развития системного подхода в здравоохранении. В докладе «ВОЗ-2000» по поколениям реформ в здравоохранении разделена только вторая половина XX столетия. При этом первое поколение реформ (1940–60-е гг.) связывается с «формированием национальных систем здравоохранения, а также с расширением социального страхования», второе поколение (1970–1980-е гг.) – с развитием первичной медико-санитарной помощи, Алматинской конференцией 1978 г. и стратегией достижения «Здоровье для всех к 2000 г.» и наконец, третье поколение реформ – 1990-х гг. – с «переходом от командно-административной к рыночной экономике в странах постсоветского пространства, а именно заменой общественных систем здравоохранения комбинацией страхования и частных платежей .
Рассмотрим понятие государственное управление системой здравоохранения. Большой вклад в интерпретацию к понятию «Государственное управление системой здравоохранения» внесли следующие ученые.
Положительным в данных научных трактовках видится широкое понимание здравоохранения как одного из важных объектов государственного управления. На наш взгляд исследуемые определения имеют и ряд недостатков. Во-первых, авторы не придают существенного значения эффективности управления, а также деятельности неправительственных объединений и гражданской позиции, не учтен принцип долгосрочных приоритетов устойчивого социального-экономического развития.
Таким образом, по результатам анализа подходов к пониманию «государственного управления системой здравоохранения» были выделены следующие признаки, отражающие сущность исследуемого определения: эффективность управления, научная обоснованность, учет долгосрочных приоритетов устойчивого социального-экономического развития; обеспечение согласованности интересов субъектов и т.д.
Для обеспечения успешного управления системой здравоохранения, необходимы эффективные инструменты. В приложении 1 была выделена следующая группа основных инструментов государственного управления системой здравоохранения: стратегические, правовые, инструменты целеполагания и планирования, инструменты финансирования, инструменты эффективности.
Выбор инструментов управления определяется, прежде всего, приоритетными направлениями государственной политики в области развития здравоохранения. На начальном этапе развития независимого государства целевое предназначение инструментов управление здравоохранением, обеспечивающее общей цели государственного управления здравоохранением, ограничивалось следующими инструментами: правовыми – закрепление общегосударственных принципов функционирования здравоохранения и обеспечение единства составляющих его компонентов, а также инструментами финансирования – распределение бюджетных ресурсов в зависимости от приоритетов управленческой деятельности в системе здравоохранения .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.12.2020) // Российская газета. - № 148-149. – 06.08.1998.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.11.2020) // Парламентская газета. - № 151-152. - 10.08.2000.
5. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. 24.04.2020) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»// Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: «Российская газета», N 274, 03.12.2010,»Российская газета», N 275.
6. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об основах обязательного социального страхования»// Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 19.07.1999, N 29, ст. 3686, «Российская газета», N 139, 21.07.1999.
7. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019, с изм. от 13.01.2020) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.11.2011,»Российская «, N 263, 23.11.2011,
8. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», которое признает утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294.
9. Доклад ГС РФ О задачах субъектов РФ в сфере здравоохранения – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://liman.astrobl.ru/sites/ default/files/doclad_zdr_2019.pdf
10. Глобальная проблема охраны здоровья. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ultraprogress.ru/problemi-tsivilizatsii/globalnaya-problema-ochrani-zdorovya.html
11. Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/news/2014/01/30/1686-gosudarstvennaya-programma-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii
12. Дежина, И. Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок / И. Г. Дежина, Б. Г. Салтыков. – М.: ИЭПП, 2014. – 48 с.
13. Засимова, Л. Экономика здравоохранения / Л. Засимова. – М.: ГУ ВШЭ, 2016. – 480 с.
14. Зенина, Л. Экономика и управление здравоохранении / Л. Зенина. – М.: Академия, 2016. – 208с.
15. Золотарева, Е. Н. Интеграция инструментов качества для управления медицинскими учреждениями / Е.Н. Золотарева // Экономика. Управление. Право Научно-практический журнал. – №5. – 2015. – С. 11−14.
16. Кабичкина, Ю.М. Проблемы финансирования физической культуры и спорта в России / Ю.М. Кабичкина // Современные научные исследования и разработки. ‒ 2018. ‒ № 3 (20). ‒ С. 271‒276.
17. Круглов, М. Г. Менеджмент качества как он есть / М. Г. Круглов, Г. М. Шишков. – М.: Эксмо, 2014. – 256 с.
18. Кузнецов, Л. А. Контроль и оценка многомерного качества / Л.А. Кузнецова // Методы менеджмента качества. – 2016. – №10. – С. 40−45.
19. Лушнов, А. Медицинские информационные системы: многомерный анализ медицинских и экологических данных / А. Лушнов. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 3730 с.
20. Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru
21. Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ffoms.ru
22. Пивоваров, С.Э. Методология комплексного прогнозирования развития отрасли / С.Э. Пивоваров. - М.: Наука, 2015. - 193 c.
23. Писарева, О. М. Методы прогнозирования развития социально-экономических систем / О.М. Писарева. - Москва: Машиностроение, 2019. - 592 c.
24. Платонова, Н.И. Особенности государственного регулирования в сфере охраны здоровья граждан на современном этапе в Российской Федерации / Н.И. Платонова, А.В. Смышляев, Ю.Ю. Мельников // Государственная власть и местное самоуправление. – 2019. – №7. – С. 50-55.
25. Полунина, Н. В. Общественное здоровье и здравоохранение / Н.В. Полунина. - М.: Медицинское информационное агентство, 2016. - 544 c
26. Решетников, А. Экономика здравоохранения / А. Решетников. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 272 с.
27. Тихомиров, Н. П. Демография. Методы анализа и прогнозирования / Н.П. Тихомиров. - М.: Экзамен, 2019. - 256 c.
28. Трушкина, Л. Ю. Экономика и управление здравоохранением: учеб.пособие. 2-е изд. Ростов н/Д. / Л.Ю. Трушкина, Р.А. Тлепщерищев и др. // Феникс, 2003.
29. Тынгишева, А. М. Сущность и инструменты государственного управления системой здравоохранения / А.М. Тынгишева // Молодой ученый. – 2019. – №49. – С. 133-136.
30. Улумбекова, Г.Э. Здравоохранение в России. 2019–2024 гг. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://medknigaservis.ru/wp-content/uploads/2019/10/NF0015016.pdf
31. Улумбекова, Г. Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года» / Г.Э. Улумбекова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 594 c.
32. Улумбекова, Г.Э. Здравоохранение РФ. Что надо делать. Состояние и предложения: 2019–2024 гг. 3-е изд. / Г.Э. Улумбекова. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2019. 416 с.
33. Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
34. Харич, Е.А. Угрозы экономической безопасности России / Е.А Харич, С.А. Мамий // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С.35-37.
35. Цифровая революция в здравоохранении: достижения и вызовы, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.rambler.ru/ economics/37055138-tsifrovaya-revolyutsiya-v-zdravoohraneniidostizheniya-i-vyzovy
36. Швец Ю.Ю. Угрозы экономической безопасности в сфере здравоохранения / Ю.Ю. Швец // Экономика. Бизнес. Банки. – 2019. – № 12(38). – С. 63-75.
37. Швец, Ю.Ю. Целеполагание цепочки ценностей медицинских организаций для формирования базы экономической безопасности / Ю.Ю. Швец // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2019. – Т. 9, № 11. – С. 451-459.
38. Швец, Ю.Ю. Система стандартизации в сфере здравоохранения / Ю.Ю. Швец // Экономика. Бизнес. Банки. – 2019. – № 10. – С. 63-75.