Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в настоящее время, когда голосование и подсчет голосов разделены между собой, в том числе значительным промежутком времени, да еще в стадии подсчета голосов имеются определенные этапы, подстадии: сдача протоколов об итогах голосования в вышестоящую избирательную комиссию, внесение данных в государственную автоматизированную систему «Выборы», - на каждой из этих стадий и подстадий возможно искажение волеизъявления избирателей.
Надо заметить, что в тех странах, где проводятся выборы, периодически отмечаются фальсификации. Факты искажения волеизъявления народа при проведении выборов являются общемировой проблемой. Например, избирательная система Англии часто подвергалась фальсификациям на местном уровне. Применительно к выборам 2011 г. Ю.А. Нисневич отмечает: «В Интернете, начиная непосредственно со дня голосования, стали публиковаться тысячи свидетельских показаний, включая и видеозаписи, о фактах фальсификации с использованием таких грязных технологий, как вброс бюллетеней в стационарные и выносные ящики для голосования, «карусель» с открепительными удостоверениями и «рисование» протоколов». Реализация конституционного права избирать и быть избранным предопределяет существование и угрозу искажения волеизъявления избирателей, а значит, и угрозу искажения власти народа.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с избранием депутатов государственной думы.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие порядок избрания государственной думы, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы ставится изучение особенностей выборов Депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть правовой статус Государственной Думы Российской Федерации;
• Изучить нормативно-правовое регулирование выборов в Государственную Думу;
• Проанализировать порядок подготовки и проведения выборов в Государственную Думу Российской Федерации;
• Исследовать порядок финансирования выборов и защиты нарушенных прав избирателей.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении взглядов ведущих ученых экономистов в рассматриваемой области.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Государственная Дума Российской федерации: положение в системе органов государственной власти и правовое регулирование
1.1. Правовой статус Государственной Думы Российской Федерации
Государственная Дума РФ - выборный орган, который избирается сроком на пять лет (ч. 1 ст. 96 Конституции РФ). Порядок избрания и формирования палаты установлен специальным Федеральным законом от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Состоит ГД из 450 депутатов (ч. 5 ст. 95 Конституции РФ), которые избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом участие в выборах является свободным и добровольным, никто не вправе принуждать к голосованию или препятствовать свободному волеизъявлению (ст. 1 Закона о выборах ГД РФ).
Проведение выборов в ГД - обязательно (ст. 5 Закона о выборах ГД РФ).
Согласно ст. 3 Закона о выборах ГД РФ выборы осуществляются по смешанной избирательной системе:
половина депутатов - 225 - избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат).
другая половина - 225 - по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее - федеральные списки кандидатов).
Назначаются выборы в ГД нового созыва Президентом РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является третье воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана ГД предыдущего созыва. При этом такой срок исчисляется со дня избрания ГД - дня голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе.
Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Если по какой-либо причине Президент РФ не назначит выборы, то решение о назначении выборов принимает Центральная избирательная комиссия РФ (ст. 5 Закона о выборах ГД РФ).
Граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно или в составе федеральных списков кандидатов.
Непосредственно выдвижение осуществляется путем:
а) самовыдвижения;
б) выдвижения политическими партиями, которые имеют право принимать участие в выборах, в т.ч. выдвигать кандидатов, списки кандидатов.
В составе федеральных списков выдвижение осуществляется только политическими партиями (ст. 6 Закона о выборах ГД РФ). При этом кандидат «от партии» может не являться членом этой партии. Но запрещено выдвигать от партии членов иной политической партии. Решение партии о выдвижении федерального списка кандидатов или кандидата по одномандатному округу принимается тайным голосованием на съезде политической партии (ст. ст. 39, 40 Закона о выборах ГД РФ).
Правом на самовыдвижение обладает любой гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом. Самовыдвижение допускается только по одному одномандатному избирательному округу. Самовыдвиженец не может быть выдвинут политической партией (ст. 41 Закона о выборах ГД РФ).
Регистрацию федеральных списков кандидатов проводит ЦИК РФ (ч. 1 ст. 50 Закона о выборах ГД РФ), регистрацию кандидата по одномандатному избирательному округу - окружная избирательная комиссия (ч. 1 ст. 51 Закона о выборах ГД РФ).
С момента регистрации кандидаты получают особый статус и особые права, в т.ч. право на проведение предвыборной агитации. При этом кандидаты в депутаты не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения: все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности (ст. ст. 52, 53 Закона о выборах ГД РФ). Работодатель, руководитель образовательной организации и т.п. обязаны по заявлению кандидата освободить его от работы, учебы, службы и т.п. в любой день и на любое время на период проведения избирательной кампании со дня регистрации ЦИК кандидата до официального опубликования результатов выборов. Не допускается в этот период увольнение кандидата по инициативе работодателя, отчисление из образовательной организации, призыв на военную службу и т.п. (ст. 54 Закона о выборах ГД РФ).
1.2. Нормативно-правовое регулирование выборов в Государственную Думу
Всеобщее избирательное право позволяет совершеннолетнему гражданину РФ избирать и быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, а по достижении 21-летнего возраста - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти (ст. 97 Конституции РФ, п. 1 ст. 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
Согласно п. 13 ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав депутат - это лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Выборы депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий соответствующих органов или депутатов (ст. 9 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
На основании ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СЗ РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
4. Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.02.2014, N 8, ст. 740.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
6. Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.07.2014, N 30 (Часть I), ст. 4213.
7. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 4982.
8. Федеральныйй закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253.
9. Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» // Собрание законодательства РФ, 16.01.1995, N 3, ст. 170.
Список использованной литературы:
10. Гриб В.В. Система избирательных комиссий РФ как объект общественного контроля // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 11. С. 44.
11. Дзидзоев Р.М. Некоторые мысли по итогам выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 2. С. 42 - 44.
12. Дзидзоев Р.М. Партийная система и вопросы избирательной демократии в России // Конституционное и муниципальное право. 2018. N 3. С. 38.
13. Лукьянова Е.А., Порошин Е.Н. Классификация поправок в избирательное законодательство как маркер целей и задач власти // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 3. С. 34.
14. Лукьянова Е.А., Порошин Е.Н. Классификация поправок в избирательное законодательство как маркер целей и задач власти // Конституционное и муниципальное право. 2019. N 3. С. 31.
15. Макарцев А.А. Организационно-правовой режим избирательных комиссий в РФ: проблемы реализации правового статуса // Вестник Томского государственного университета. Право. 2014. N 3(13). С. 52.
16. Нисневич Ю.А. Электоральная коррупция в России: политико-правовой анализ федеральных избирательных кампаний в 2003 - 2012 годах. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2014. С. 155.
17. Осейчук В.И. О лучших представителях народа, чистых и честных выборах // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 3. С. 32.
18. Сизых Ю.А. Легитимация политической власти посредством проведения выборов // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 6. С. 30.
19. Степанова А.А. Некоторые проблемы реализации избирательных прав // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 9. С. 35.
Чашин А.Н. Предпосылки кодификации избирательного законодательства // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 4. С. 40.
Электронные ресурсы:
20. Зорькин В.Д. Буква и дух Конституции // Российская газета. 2018. 9 октября. URL: https://rg.ru/2018/10/09/zorkin-nedostatki-v-konstitucii-mozhno-ustranit-tochechnymi-izmeneniiami.html. Дата обращения 29.12.2020.