Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день конкуренция служит базовым механизмом регулирования ведения всего бизнеса. Компания не может ограничиваться лишь оперативными планами в своей деятельности. Возникает острая необходимость выработки стратегии, модели выхода на зарубежный рынок, а также программы действий, формирование целевых установок и определение средств для выбранного пути развития.
Главная задача стратегического маркетинга – создание результативной, направленной на рыночные условия, организационной и управленческой системы, распределение ресурсов фирмы. Именно разработка модели выхода на международный рынок, позволит компании развиваться, незамедлительно реагировать в усиливающейся конкурентной борьбе.
Следует отметить, что многие предприятия не готовы к ведению конкурентной борьбы на международном экономическом пространстве. В основном, международной предпринимательской деятельностью занимаются крупные корпорации. Формирование и реализация маркетинговой стратегии выхода на внешний рынок позволит обеспечить предприятию долгосрочные конкурентные преимущества в глобальной экономике. Разработка стратегии с учетом особенностей ведения международного бизнеса вносит большую степень неопределенности для компании. Предприятия нуждаются в достоверной, структурированной информации о том, как принимается решение о выходе на зарубежный рынок, как выбрать подходящий рынок для освоения, сформировать или изменить существующую маркетинговую стратегию для успешного управления предприятием на новом рынке и оценить, будет ли она эффективна. В связи с этим, тема является достаточно актуальной.
Цель курсовой работы – разработка модели выхода на международный рынок (на примере ПАО МТС). Достижение поставленной цели потребовало решение ее приоритетных задач:
1) Рассмотреть формы, методы и стратегии выхода на международный рынок;
2) Выявить этапы выхода компании на международный рынок;
3) Провести общую характеристику ПАО МТС;
4) Раскрыть сильные, слабые стороны компании, ее возможности и угрозы;
5) Проанализировать модель выхода ПАО МТС на зарубежный рынок;
6) Разработать рекомендации по выходу компании на международный рынок.
Объект курсовой работы – ПАО МТС.
Предмет курсовой работы - разработка модели выхода на международный рынок (на примере ПАО МТС).
Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования, как: сравнение, анализ и синтез, дедукция и индукция, группировка, логический анализ, анализ литературы.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды таких ученых, как Е.Ф. Авдокушин, Г. Л. Багиев, Е. В. Богомолова, Т.В. Бутова, В.М. Воронина, Ф. Котлер, А.И. Лахаданов, Н.А. Ломова, Т.Д. Маслова, В.И. Моргунов, И.Н. Цулая, И.Б.Хмелев.
Помимо всего прочего, акцентировалось внимание на законодательных и нормативных актах Российской Федерации, материалах периодических печатных изданий, а также официальных Интернет - источниках. Кроме этого, в рамках курсовой работы использовалась аналитическая, научная литература, содержащая информацию об объекте исследования.
Теоретическая и практическая значимость курсовой работы заключается в том, что различные предприятия могут выбирать и оценивать конкретные модели выхода на зарубежный рынок, применять их в своей практической деятельности.
Кроме того, выводы и материалы работы могут явиться базой для последующих разработок по данной тематике.
Информационные материалы могут быть востребованы при разработке учебно-методических материалов и чтении лекций по учебным курсам «Международный маркетинг», «Территориальный маркетинг», «Менеджмент организации», «Маркетинг», а также на выступлениях научно-практический конференциях.
Структура работы. Данная курсовая работа изложена на 37-ми страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Список использованной литературы включает 35 наименований.
1. ВЫХОД КОМПАНИИ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК: ФОРМЫ, МЕТОДЫ, СТРАТЕГИИ, ЭТАПЫ
1.1 Формы, методы и стратегии выхода на международный рынок
В теории и практике понятие «международный рынок» сравнительно новое и появилось лишь в начале 90-х годов[20. с. 36]. Существуют различные трактовки данного понятия. В частности, согласно ученому Г.Л. Багиеву, международный рынок представляет собой часть мирового хозяйства, который представляет сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена товаров и услуг[5. с. 125].
С экономической точки зрения, международный рынок - составная часть национальных (внутренних) рынков, непосредственно связанная с рынками иных стран. Международный рынок - это составной элемент мирового рынка, представляющего собой общность национальных рынков в целом, а не их определенных частей[21. с. 39].
Итак, международный рынок представляет собой рынок потребительских товаров за границей, в составе которого выделяются иностранные продавцы, государственные учреждения, производители и потребители.
Выход на международный рынок может быть обусловлен следующими причинами[22. с. 48]:
- неблагоприятные процессы на рынке;
- расширение сферы влияния предприятия;
- важность создания и укрепления положительного имиджа;
- обретение независимости от неблагоприятных факторов, существующих на внутреннем рынке, а также от сезонности, ограниченности потребительского рынка и отсутствия способности совершить маневр;
- наличие доступа к инновационным технологиям;
- необходимость применять ресурсы предприятия, используемых на внутреннем рынке для достижения более масштабных и перспективных целей;
- необходимость в восстановлении утраченных экономических связей.
Выход на международный рынок может преследовать следующие цели[22. с. 49]:
- занятие стратегической позиции на рынках государств с высоким потребительским потенциалом;
- снижение производственных затрат;
- выпуск стандартизованной продукции;
- продвижение на рынок товаров (услуг), которые защищены жесткими протекционистскими нормами;
- получение ценного опыта, позволяющего наиболее результативно выходить на рынки иных стран;
- увеличение экономичности процесса посредством роста объемов и масштабов бизнеса на различных рынках.
Далее рассмотрим условия для успешного выхода на международный рынок[12. с. 124]:
- достаточные объемы финансовых средств (как собственных, так и привлеченных);
- продуманная концепция товара/услуги, которые служат основой хозяйственно-экономической деятельности;
- способность обеспечить качественные характеристики товара/услуги в соответствии с требованиями рынка;
- политика ценообразования, которая соответствует запросам потребителей;
- организация предпродажной подготовки и послегарантийного обслуживания;
- наличие ресурсов.
Мировой рынок имеет достаточно сложную структуру, элементы которой тесно взаимосвязаны. В качестве основных элементов структуры мирового рынка можно выделить (Рис. 1) [15. с. 148]:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) //Консультант плюс
2. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об акционерных обществах»//Консультант плюс
3. Авдокушин, Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник/Е.Ф. Авдокушин. - М.: Юристъ, 2014. - 368 с.
4. Багиев, Г. Л. Международный маркетинг: учеб. по специальности «Маркетинг» / Г. Л. Багиев, Н. К. Моисеева, В. И. Черенков; под общ. ред. Г. Л. Багиева. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. [и др.] : Питер, 2010. - 688 с.
5. Котлер, Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы/ Альпина Паблишер, 2014. — с. 144.
6. Маркетинг: учебник для вузов/ под ред. Эриашвили – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 316 с.
7. Маркетинг: учебное пособие / А.П. Мищенко, А.И. Банников. - М.: КНОРУС, 2014. – 222 с.
8. Маслова, Т.Д. Маркетинг [Текст]: учебник/ Т.Д. Маслова, С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик. – СПб: Питер, 2015. – 299 с.
9. Международный маркетинг / Под ред. Васильева Г.А.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 365 с.
10. Международный маркетинг: под ред. Н.А. Нагапетьянца - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 415 с.
11. Международный маркетинг: проблемы и перспективы развития/ под ред. С.В. Барсуковой. – М., 2015. – 257 с.
12. Международный маркетинг: теоретические и прикладные аспекты. Учебное пособие. В.С. Исмагилова, Э.Р. Касимова / Уфа: Уфимс. гос. авиац. техн. ун-т., 2016. – 428 с.
13. Международный маркетинг/ под ред. Бакиев Г.П., Моисеева Н.К., Черенков В.И. СПб.: Питер, 2015. – 316 с.
14. Международный маркетинг: учеб. пособие для бакалавров направления «Менеджмент» и студентов специальности «Маркетинг» / [Н. А. Нагапетьянц [и др.] ; под общ. ред. Н. А. Нагапетьянца. - Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. - 291 с.
15. Моисеева, Н. К. Международный маркетинг и бизнес: учебное пособие [для бакалавров и магистров] / Н. К. Моисеева. - Москва: КУРС: ИНФРА-М, 2014. - 271 с.
16. Моргунов, В.И. Международный маркетинг: учебное пособие под ред. Проф. Л.П. Дашкова, М.: «Дашков и К», 2016. – 245 с.
17. Ноздрева, Р. Б. Современные аспекты международного маркетинга: Учеб. пособие / Р. Б. Ноздрева; Ред. совет: А. В. Торкунов (председатель) и др.; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т). - М.: РОССПЭН, 2014.- 115 с.
18. Панкрухин, А.П. Маркетинг: учебник/А.П. Панкрухин. - М.: Омега-Л, 2014. – 222 с.
19. Погребная, Н.В. Международный бизнес [Текст]: учеб.-метод. Пособие/ Н.В, Погребная. – Краснодар: КубГАУ, 2015. – 316 с.
20. Сейфуллаева, М. Э. Международный маркетинг: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг» / М. Э. Сейфуллаева. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 319 с.
21. Хмелев, И.Б. Мировая экономика. Учебно-методический комплекс/И.Б. Хмелев. - Изд-во: ЕАОИ, 2015. - 360 с.
22. Богомолова, Е. В. Концептуальный подход к применению методики SWOT- анализа в организациях торговли для оценки эффективности функционирования организации / Е. В. Богомолова // Аудит и финансовый анализ. – 2015. – № 2. – с. 87–90.
23. Бутова, Т.В. Социальная ответственность и имидж компании в России. Современные корпоративные стратегии и технологии России: Сборник научных статей. Выпуск 5 в трех частях, ч.2: Корпоративные стратегии и технологии социально ответственного бизнеса. М.: Финакадемия, 2015. - № 3. – С. 12-14.
24. Воронина, В.М. SWOT-анализ как современный инструмент исследования в целях антикризисного управления предприятием. // «Российское предпринимательство», 2015. – № 7. - С. 25.
25. Лахаданов, А.И. Международный маркетинг: проблемы и перспективы развития в современной экономике/А.И. Лахаданов//Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. - № 2. – С. 17-25.
26. Ломова, Н.А. Стратегии выхода на мировой рынок/Н.А. Ломова//Дело и сервис. – 2014. - № 1. – С. 2-5.
27. Подгорнов, В.В. Swot-анализ как инструмент управления интегрированной экономической системой. // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика, 2014. - № 6. – С. 6.
28. Цулая, И.Н. Swot-анализ в системе стратегического управления: особенности применения и пути адаптации к объектам мезоуровня/И.Н. Цулая// Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология, № 2/том 3, 2014. – с. 17.
29. Годовой отчет ПАО «МТС» за 2016 год. Режим доступа: http://report2016.mts.ru/ru/business.html (дата обращения: 23.10.2017)
30. Информационно-аналитический портал Human Technologies for Human Development: Электронная версия - http://gtmarket.ru/news/media-advertisingmarketing/2010/12/13/2734 (дата обращения: 22.10.2017)
31. Модели выхода компании на международный рынок. Режим доступа: https://studopedia.su/ (дата обращения: 24.10.2017)
32. О компании ПАО «МТС». Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 22.10.2017)
33. Официальный сайт ПАО «МТС». Режим доступа: http://www.mts.ru (дата обращения: 23.10.2017)
34. Leigh D. Chapter 5. SWOT Analysis / D. Leigh // Handbook of Improving Performance in the Workplace / ed. by K. H. Silber et al. – John Wiley & Sons, Ltd., 2014. – Vol. 2 – P. 115–140.
35. Panagiotou G. Bringing SWOT into focus / G. Panagiotou // Business Strategy Review. –2013. – Vol. 14, № 2. – P. 8–10.