Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Для повышения эффективности развития предприятия и сохранения конкурентоспособности необходимы современные подходы к управлению. Одним из наиболее эффективных инструментов управления бизнесом является бизнес-планирование.
Общепризнанным документом процесса реализации целей организации является бизнес-план, который следует составлять как при реализации комплексных мер по развитию, так и в отдельных локальных проектах. В организациях, которые уже участвуют в процессе производства или оказания услуг, бизнес-план можно использовать для разработки новых направлений деятельности. В новых проектах бизнес-план позволяет точнее определить рыночную нишу, понять ситуацию в том или ином сегменте и место компании на этом рынке.
1 ГЛАВА. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНУТРЕННИХ РЕСУРСОВ
1.1. Описание предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Вираж», именуемое в дальнейшем Общество, было создано 11.01.2011 г. решением Собрания учредителей.
Общество является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства.
Основной вид деятельности (по коду ОКВЭД): 85.42.1 Деятельность школ подготовки водителей автотранспортных средств.
Организационно-правовая форма предприятия – частная.
Уставный капитал составляет 10 тыс. руб.
Учредитель Общества - физическое лицо.
Категория субъекта – микроорганизация.
Высшим органом управления Общества является Общее Собрание его участников.
В Обществе создан единоличный исполнительный орган - директор, осуществляющий текущее руководство и подотчетный Общему Собранию его участников.
Общее руководство компанией возложено на директора, который осуществляет руководство финансовой и хозяйственной деятельностью организации в соответствии с действующим законодательством, осуществляет планирование деятельности, организует эффективную работу.
По состоянию на 01.01.2020 года общая численность работающих в фирме ООО «Вираж» составляет 12 человек, в том числе: директор, главный бухгалтер, менеджер-кассир, преподаватели, мастера производственного обучения.
В 2017 г. выручка ООО «Вираж» составила 164 тыс. руб. Выручка в 2019 г. увеличилась на 14927 тыс. руб. (рост составил 226,9%) по сравнению с 2018 г. Выручка на конец 2019 г. составила 26689 тыс. руб. Себестоимость продаж также выросла в 2019 году по сравнению с 2018 г. на 242,5% и составила на конец года - 12285 тыс. руб. Рост по сравнению с 2017 г. составил 8245,0%. Прибыль от продаж в 2019 году также возросла по сравнению с 2018 г. на 7709 тыс. руб., по сравнению с 2017 г. на 14389 тыс. руб.
В 2019 г. наблюдается превышение темпов роста себестоимости над темпами роста выручки, что является не совсем благоприятной тенденцией. Причиной обозначенного соотношения темпов роста себестоимости и выручки является также изменение (расширение) ассортимента предоставляемых услуг.
Валовая прибыль увеличилась в 2018 г. на 6680 тыс. руб., в 2019 г. на 7709 тыс. руб. или 215,1% и на конец 2019 г. составила 14404 тыс. руб. Прибыль (убыток) до налогообложения выросла с 10 тыс. руб. в 2017 г. до 15469 тыс. руб. в 2019 г. (рост составил 15459 тыс. руб.).
Рост, по выше обозначенным показателям, произошел в связи расширением деятельности организации путем увеличения количества программ и категорий обучения, открытия нового филиала. Также увеличение прибыли от продаж связано со снижением прочих расходов за счет снижения процентов по кредитам и займам. Прочие доходы от продажи и сдачи в аренду основных средств в 2018 г. составили 1077 тыс. руб., в 2019 г. – 1731 тыс. руб. Чистая прибыль предприятия в 2019 г. увеличилась на 251,1% и на конец 2019 г. составила 15144 тыс. руб.
1.2. Описание услуг
Автошкола «Вираж» проводит обучение для подготовки к экзамену на получение водительского удостоверения категории «А1», «А», «В», «С».
Автошкола предлагает ученикам комплексный и систематизированный подход при изучении теоретических основ и практических занятиях. Практический курс вождения преподают автоинструктора с большим стажем, отрабатываются все элементы управления автомобилем, необходимые в повседневной жизни. ООО «Вираж» занимает одну из лидирующих позиций по количеству подготовленных водителей, а также по качеству подготовки водителей. Процент сдачи экзаменов в ГИБДД выпускниками один из лучших в городе. Для достижения положительного успеха в своей деятельности за эти годы были приложены немалые усилия – улучшение материально-технической базы, совершенствование инженерно-педагогических кадров, расширение филиальной сети в городе и за его пределами. Ежегодно в ООО «Вираж» обращается свыше 500 человек, желающих обучиться и получить водительское удостоверение. Автошкола является образовательным учреждением. Согласно Федерального закона «Об образовании в РФ», образовательная деятельность подлежит лицензированию. ООО «Вираж» имеет лицензию 45№ 0000452 от 25.10.2012 г. выданную Главным управлением образования Курганской области. Автошкола предлагает ученикам комплексный и систематизированный подход при изучении теоретических основ и практических занятиях.
Девиз компании – «Вам понравится у нас учиться!». Миссию ООО «Вираж» можно сформулировать следующим образом: обеспечение наиболее полного и качественного удовлетворения потребностей по подготовке водителей путем увеличения численности обучающихся, совершенствования учебных процессов и повышения качества оказываемых услуг.
2 ГЛАВА. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Анализ рынка
Сначала была проведена оценка степени влияния каждого фактора на продажи и прибыль компании по 3-бальной шкале (1 балл - влияние фактора мало, любое изменение фактора практически не влияет на деятельность, 2 балла - только значимое изменение фактора влияют на продажи и прибыль компании, 3 балла - влияние фактора высоко, любые колебания вызывают значимые изменения в продажах и прибыли компании). Затем была произведена оценка вероятности изменения каждого фактора по 5-ти бальной шкале, где 1 - низкая вероятность, 5 - высокая вероятность.
По результатам, проведенного PEST-анализа были выявлены наиболее значимые факторы, которым надо уделить особое внимание, это:
- законодательство, регулирующее деятельность автошкол, часто подвергается изменению (Оценка с поправкой на вес 0,29);
- рост цен на ГСМ, автомобили и автозапчасти увеличивает стоимость обучения (Оценка с поправкой на вес 0,39);
- появление новых технологических продуктов, появление новых модернизированных программ и электронных пособий и изменения в их технических параметрах вынудят автошколу обновлять оборудование и изменять методику практического и теоретического обучения (Оценка с поправкой на вес 0,29);
- социальное поведение потенциальных потребителей. Современное общество меняется, а вместе с ним изменяются и нравы, женщины не хотят отставать от мужчин и конкурируют с ними почти во всех сферах деятельности. Женщин, стремящихся получить водительские права, становится все больше и больше. Для автошколы такой факт играет положительную роль, так как растет количество клиентов (Оценка с поправкой на вес 0,52).
2.2. Анализ конкурентов
В ходе рыночных реформ упростился вход на рынок автошкольного бизнеса. Таким образом, представляется важным проанализировать позиции конкурентов.
Степень конкуренции в сегменте автошкол определяется на основе пяти факторов в соответствии с моделью М. Портера.
Можно выделить три группы конкурентов.
Предприятия, вошедшие в первую группу, имеют доминирующее положение на рынке подготовки водителей автотранспортных средств.
Данные предприятия работают на рассматриваемом рынке уже много лет с советских времен, имеют ежегодно хороший набор учащихся. У них есть опыт, приобретённые навыки, а также сложившийся коллектив, основная часть работников проработала в этой сфере более 10 лет.
Вторая группа включает автошколы, работающие на рынке 10-15 лет, имеют стабильный набор учащихся, уже успели приобрести имидж на рынке. Имеют 2-3 учебных класса.
В третью группу вошли предприятия, которые только недавно вошли на этот рынок, имеют 1 учебный класс, предлагают пройти обучение только по категории «В».
ООО «Вираж» по своим возможностям относится ко второй группе, поэтому основными конкурентами будут именно предприятия, уже зарекомендовавшие себя на рынке автошкол (таблица 7).
Итак, на карте стратегических групп на рынке автошкол цифрой 1 обозначена первая группа конкурентов; 2 –вторая группа; 3 – третья группа. Размер окружности примерно соответствует доле данной группы на рынке автошкол.
3 ГЛАВА. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. Построение дерева целей
ООО «Вираж» в своей деятельности реализует наступательную стратегию. Стратегической целью ООО «Вираж» является развитие компании в качестве ведущей автошколы в г. Кургане.
Исследование ООО «Вираж» показали наличие следующих проблем, препятствующих повышению эффективности деятельности организации:
отсутствие концепции управления организацией, размытое представление о целях развития и функционирования организации, трудности с оценкой их выполнения;
отсутствие целей и программ по повышению эффективности реализации целей;
отсутствие целей и программ по внедрению и применению инновационных разработок, недостаточность применения планов мероприятий;
слабое использование иностранного и российского опыта достижения целей в организации;
отсутствие четко закрепленных обязанностей по организации работ по достижению целей и повышению его эффективности.
Таким образом, наиболее успешная стратегия для достижения цели это расширение ассортимента продукции за счёт увеличения мощностей для обучения вождению 15% (2.1.3).
Можно выявить следующие причины проблем, препятствующих повышению эффективности реализации целей в деятельности организации:
смещение приоритетов внимания руководства от программ развития организаций к краткосрочному решению проблем, отсутствие долгосрочного планирования;
низкая экономическая грамотность руководства организации в реализации целей в деятельности организации, недостаточные ответственность и мотивация руководителей;
- недостаток кадровых ресурсов, недостаток времени для анализа и подготовки программных документов.
Выявленные проблемы заставляют провести разработку направлений по совершенствованию формирования и реализации целей организации.
Так же слабой стороной является отсутствие системы планирования. Отсутствие системы планирования и прогнозирования в организации не позволяет ему четко определить направление развития в кратко- и среднесрочной перспективе и рассчитать требуемое количество ресурсов для достижения поставленной цели.
Проблема отчасти заключается в том, что в организации. Отмечается нехватка высококвалифицированных кадров менеджмента.
Устранить эту проблему можно, основываясь на одной из сильных сторон ООО «Вираж», а именно - на накопленном опыте и компетентности сотрудников, путем соответствующей подготовки и переобучения персонала, повышения квалификации работников.
3.2. Оценка рисков
В процессе оценки эффективности функционирования системы риск-менеджмента на ООО «Вираж» были идентифицированы риски, сопровождающие его деятельность. Наибольшее влияние оказывают:
- недостаток финансовых средств;
- высокий процент коммерческого кредита;
- изношенность и отсутствие оборудования;
- недостаточный спрос на внутреннем рынке машиностроения;
- неопределенность экономической ситуации;
- высокий уровень налогообложения;
- отставание в научно-исследовательских разработках.
На основании перечня рисков был разработан матрица рисков ООО «Вираж» и (рис. 6).
Расшифровка:
D — недостаток финансовых средств;
E — высокий процент коммерческого кредита;
F — изношенность и отсутствие оборудования;
L — недостаточный спрос на внутреннем рынке машиностроения;
M — неопределенность экономической ситуации;
R — высокий уровень налогообложения;
V — отставание в научно-исследовательских разработках.
Существует наиболее эффективный и оптимальный метод ликвидации риска — это метод создания специальных резервных фондов.
На основании построенной SWOT – матрицы можно сделать следующие выводы.
К угрозам следует отнести: рост цен ГСМ, несовершенное законодательство, высокие налоговые ставки, неблагоприятная демографическая ситуация. В отрасли подготовки водителей наблюдается острая конкурентная борьба в силу привлекательности рынка, появление на рынке конкурентов с более выгодными ценами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ООО «Вираж» является одним из ведущих организаций в области по подготовке водителей транспортных средств. В результате анализа деятельности было выявлено, что у ООО «Вираж» произошло улучшение финансового состояния. Выручка ООО «Вираж» в 2019 г. увеличилась на 14927 тыс. руб. (рост составил 226,9%) по сравнению с 2018 г. Себестоимость продаж также выросла на 242,5%. Чистая прибыль предприятия в 2019 г. увеличилась на 251,1% и на конец 2019 г. составила 15144 тыс. руб.
На основании проведенного анализа бизнес-среды, оценки конкурентоспособности предприятия можно сделать следующие выводы.
Основными направлениями развития стратегии предприятия должны стать: внедрение новых технологий, в соответствии с рыночными тенденциями и инновациями в отрасли, снижение издержек и затрат, повышение общей эффективности процесса обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 №51-ФЗ // СПС Консультант Плюс.
2. Блинов А. О., Угрюмова Н. В. Менеджмент. Задания, тесты, кейсы. Учебное пособие. – М.: КноРус. 2020. – 208 с.
3. Винокур М. Е. Организация производства и менеджмент. Учебно-методический комплекс. – М.: Проспект. 2020. – 168 с.
4. Грибов В. Д. Основы экономики, менеджмента и маркетинга. Учебное пособие. – М.: КноРус. 2020. – 224 с.
5. Дашкова И. А., Ткаченко И. В., Захарченко Н. С. Менеджмент. Методы принятия управленческих решений. – М.: Юрайт. 2020. – 276 с.
6. Заздравных А. В., Казаков С. П., Коро Н. Р. Маркетинг-менеджмент. Учебник и практикум. – М.: Юрайт. 2018. – 380 с.
7. Зуб А. Т. Теория менеджмента. Учебник для бакалавров. – М.: Питер. 2020. – 672 с.
8. Карпов А. В. Психология менеджмента. Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт. 2019. – 482 с.
9. Клыков М. С., Спиридонов Э. С., Рукин М. Д., Менеджмент. – М.: Ленанд. 2017. – 312 с.
10. Коргова М. А. Менеджмент. Управление организацией. – М.: Юрайт. 2019. –198 с.
11. Коротков Э. М., Приходько В. И., Иванова Т. Ю. Теория менеджмента. Синергетический менеджмент. Учебник. – М.: Юрайт. 2017. – 332 с.
12. Ксенофонтова Х. З. Корпоративный менеджмент. Учебник. – М.: КноРус. 2020. – 314 с.
13. Литвин Ю. И., Литвин И. Ю., Харисова Р. Р. Проектный менеджмент. Теория и практика. Учебное пособие и практикум для бакалавриата. – М.: Прометей. 2020. – 240 с.
14. Мардас А. Н., Гуляева О. А. Теория менеджмента. Учебник для академического бакалавриата. – М.: Юрайт. 2019. – 288 с.
15. Мардас А. Н., Гуляева О. А., Кадиев И. Г. Стратегический менеджмент. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Юрайт. 2019. – 176 с.
16. Маслова Е. Л. Теория менеджмента. Практикум. – М.: Дашков и Ко. 2019. – 158 с.
17. Менеджмент. Учебник для СПО / ред. Кузнецов Ю. В. – М.: Юрайт. 2019. – 448 с.
18. Михненко П. А. Теория менеджмента. – М.: Издательский дом Университета «Синергия». 2018. – 518 с.
19. Петров А. Н. Менеджмент. Учебник для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 1. – М.: Юрайт. 2019. – 350 с.
20. Романова Ю. Д. Информационные технологии в менеджменте (управлении). Учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт. 2019. – 478 с.
21. Романова Ю. Д., Вокина С. Г., Герасимова В. Г. Информационные технологии в менеджменте (управлении). Учебник и практикум. – М.: Юрайт. 2020. – 412 с.