Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Управлять людьми – это наиболее трудное и древнее искусство, которое изучается различными науками. Усложнение процессов власти, управления происходит всегда. Теория управления, как и любая другая наука, регистрирует и систематизирует явления, раскрывает закономерности и определяет причинные связи между ними, на основе этого разрабатывает выводы для практического применения, дает рекомендации. Теория управления изучает закономерности организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов. Теория управления, как и любая другая наука, регистрирует и систематизирует явления, раскрывает закономерности и определяет причинные связи между ними, на основе этого разрабатывает выводы для практического применения, дает рекомендации. Выделяют следующие особенности процесса управления:
1. Управление – это процесс, который осуществляется непрерывно во времени и пространстве.
2. Управление, как любой процесс, имеет определенную цель, требует проведения анализа (причем глубокого).
3. Если субъект управления воздействует на объект, то мы должны видеть конкретный результат, который должен быть сопоставим с целью. Чем больше совпадают цель и результат, тем эффективнее и качественнее управление.
Разница между хорошим и отличным предприятием заключается в процессе управления им, которое выполняет руководитель, т. е. лицо, которое направляет, координирует и контролирует деятельность исполнителей организации. Последние должны обязательно ему подчиняться и в рамках, которые определены полномочиями, осуществлять весь комплекс его требований. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя только лишь для того, чтобы лучше и более тщательно разобраться в особенностях работы и принимать наиболее обоснованные решения (полагается, что на это он может расходовать не больше пяти процентов собственного времени). Результат усилий руководителя - сгруппированная, направленная и скоординированная работа других людей.
Руководитель представляет собой персонифицированное воплощение предприятия, и к его целям и проблемам он должен относиться как к своим собственным. Современная научно-техническая революция кардинально изменила условия и характер хозяйственных, производственных и социальных процессов. Они стали настолько сложными, что руководитель уже не в состоянии единолично управлять всем.
Поэтому разделение на уровни управления очень актуально на сегодняшний день. Только при разделении возможно достигнуть наивысших результатов в управлении.
Целью данной работы является рассмотрение руководства и его стилей.
Задачи:
- описать функции и уровни руководства;
- рассмотреть стили руководства;
- изучить руководство как процесс служения и его отличия от лидерства;
- проанализировать руководство в сфере спорта, его специфику;
- описать руководство на примере компании Тойота.
Объект исследования – руководство как процесс. Предмет исследования – особенности руководства в различных сферах.
1. Руководство: сущность, виды и стили
1.1 Руководство: функции и уровни
Особенность положения руководителя на предприятии, по мнению многих западных специалистов, заключается в следующем.
Во-первых, руководитель сосредоточивает в себе ряд функций реальной власти (при этом исключены диктаторство и патернализм по отношению к подчиненным, которые были свойственны более ранним эпохам), несет ответственность как за себя, так и за общий результат в той мере, в какой может оказывать на него воздействие (однако концепция его ответственности «за все» не правильна в принципе).
Во-вторых, руководитель представляет собой воплощение справедливости, вследствие этого осуществляет для подчиненных ряд функций арбитра, эталона для подражания [20, с. 56].
В-третьих, руководитель обладает ограниченными и с каждым иерархическим уровнем все более убавляющимися возможностями общения, так как, обычно, исключен из ближайшего окружения и первичного коллектива.
В трудовой деятельности руководителя имеется много привлекательных аспектов. Такая работа приносит человеку авторитет и уважение окружения, она престижна, предоставляет обширные возможности для личностного развития, и наконец, просто увлекательна и захватывающа.
Руководителю, в особенности крупного предприятия, приходится выполнять в течение рабочего времени множество разных видов деятельности, очень часто посещать другие города и страны, общаться с разными людьми — подчиненными, компаньонами, коллегами, политиками, акционерами, общественными деятелями, и к каждому из них руководителю необходимо подобрать свой подход. Стремление выделиться зачастую приводит к тому, что руководители работают по 10—12 часов в день.
В соответствии с нынешними представлениями сущность работы руководителя сводится к исполнению определенных функций, среди которых можно выделить следующие (см. Таб.1).
Таблица 1.1
Функции руководителя
Стратегическая
Инновационная
Административная
Контрольная подфункция
Организационная подфункция
Направляющая подфункция
Кадровая подфункция
Стимулирующая подфункция
Коммуникационная
Социальная
Стратегическая функция, которая заключается в постановке целей предприятия, создании стратегии и в планировании. В обычных условиях она считается главной [17, с. 100].
Инновационная функция, тесно связана с предыдущей. При ее осуществлении руководитель формирует ряд условий для организационных преобразований, направляет разработки и внедрения новейших видов товаров и услуг, осуществляет консультирование подчиненных.
Административная функция, которая объединяет ряд подфункций:
1) контрольную (оценка итогов деятельности, осуществление ее необходимой корректировки);
2) организационную (разделение полномочий, ресурсов, задач и проч.);
3) направляющую (процесс постановки задач, осуществление координирования работы исполнителей);
4) кадровую (процессы подбора, расстановки и развития персонала);
5) стимулирующую подфункцию (убеждение либо вдохновение сотрудников, их наказание и поощрение).
Коммуникационная функция, которая сводится к налаживанию внешних и внутренних связей, процессу проведения совещаний и переговоров, приему посетителей, ответам на телефонные звонки и письма, разрешению конфликтных ситуаций, представительству.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Евтихов О. В. Психология управления персоналом: теория и практика. — Санкт-Петербург: Речь, 2018. — 317 с.
2. Иванова С. В. Развитие потенциала сотрудников: профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. — М.: Альпина Паблишерз, 2016. — 278 с.
3. Календжян В., «Вовлеченность персонала» как основа культуры соучастия // Проблемы теории и практики управления. — 2017. — № 10. — С. 112-126.
4. Кожевникова С. Д., Влияние стиля руководства на процесс принятия управленческого решения в условиях риска и неопределенности в сегменте Upstream // Управление риском. — 2016. — № 4. — С. 53-58.
5. Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. — 381 с.
6. Котляров, И. В. Спортивный хедхантинг: социологический анализ / И. В. Котляров, Н. С. Рысюкевич // Проблемы управления. – 2017. – № 2. – С. 103 –111
7. Ксенофонтова Е. Г., Современные концепции эффективного лидерства в организациях: общее и особенное // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. — 2017. — № 2. — С. 49-72
8. Кузес Д. М. Вызов лидерства. — М.: Юрайт, 2019. — 428 с.
9. Кузнецов А. В., «Теория R»: дихотомия «мотив – стимул» в концепции управления персоналом // Обозреватель. — 2016. — № 6 (317). — С. 80-97
10. Кузьмина Т. В. Эффективное манипулирование поведением человека. — М.: Дашков и К°, 2016. — 145 с.
11. Лайкер Д. К. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. – М.: Альпина бизнес букс, 2019.
12. Либерман Д. Д. Психологические приемы управленца. — М.: Эксмо, 2017. — 236 с.
13. Лукиных П., 10 советов руководителю, как дисциплинировать креативных сотрудников и не задушить творчество // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2018. — № 1. — С. 38-46
14. Неровный Л. В., Критерии эффективности руководителей среднего звена // Психология обучения. — 2017. — № 7. — С. 112-120
15. Папонова Н. Е., Стили руководства и технология власти // Кадры предприятия. — 2016. — № 7. — С. 63-76
16. Психология соревновательной деятельности спортсмена: монография/под ред. Г.Д.Бабушкина, В. Г. Смоленцевой.-Омск:СибГУФУ,2018.-260 с.
17. Соловьев А. В., Власть и лидерство // Кадры предприятия. — 2017. — № 3. — С. 100-112
18. Стоянов И. А., Влияние компонентов самоотношения студентов-менеджеров на выбор стиля руководства // Психология обучения. — 2016. — № 7. — С. 65-73
19. Томас Р. Дж, Испытание лидерства: опыт, ведущий к мастерству. — М.: Юрайт, 2018. — 322 с.
20. Ходоровская Е., 4 типа руководителей. Как найти подход к вашему? // Справочник секретаря и офис-менеджера. — 2016. — № 9. — С. 56-62.
21. Хосеус М., Д. К. Лайкер. Корпоративная культура Toyota. Уроки для других компаний – М.: Альпина Паблишер, 2019