Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В течение последних лет сформировались предпосылки для широкомасштабного перехода к информационному обществу во многих странах мира, о чем утверждают проведенные исследования ученых. Способствовала перехода к такому обществу и сеть Интернет с ее свойствами и функциями социального института, «населенного» пользователями, значительная часть которых относится к молодому поколению.
Современное коммуникационное общество характеризуется постоянным умножением, ускорением, уплотнением и глобализацией коммуникаций, количество которых неуклонно растет, меняется, все больше людей привлекается к коммуникационному процессу, взаимосвязи между отдельными коммуникациями становятся все шире. Общество стало зависимым от них. В этой новой ситуации коммуникация становится объектом исследования.
Развитие современной культуры все больше зависит от новейших технологий, особенно от медийных ресурсов Интернета. Форумы, сообщения и другие площадки для взаимодействия людей насыщены разнообразной информацией. События, разворачивающиеся в виртуальном мире, не имеют дистанционного ограничения. Происходит стирание границ между личным и общественным, увеличивается возможность «многообщинной» коммуникации. Интернет пространство выступает функциональной частью современного общества, в котором люди общаются, обмениваются информацией, реализуются. Тем самым Интернет сообщество вызывает острый интерес у ученых к изучению построения и ведения диалога между людьми далеких от инородных культур, их взаимодействия между собой и достижения взаимопонимания.
Интернет как пространство для общения людей, ведения диалога и полилога культур, производит увеличение связи стран мира, различных людей и их культурных ценностей. Происходит влияние посредством средств массовой информации, культурных обменов и прямых контактов между институтами государств, социальными слоями, общественными движениями, путем научного сотрудничества, торговли, туризма и других сфер каким-либо образом связывающие культуры народов. Интернет открывает пространство для обмена информации культур народов.
Построение информационного и виртуального общества, фундаментально основанное на развитии усовершенствованных коммуникационных и IT технологий, также производит огромное влияние коммуникацию. Развитие виртуальной глобальной компьютерной сети Интернет всячески влияет на самые разнообразные области жизни и деятельности человека.
Онлайн-взаимодействие становится все более важным в современном коммуникационном пространстве. В определенных целевых группах (например, молодежь) этот тип становится ведущим, значительно превышая долю офлайн-общения. Таким образом, изучение функционирования языковых средств, изучение различных уровней текста, особенностей языкового сознания в веб-среде становится все более актуальной задачей.
Анализ последних исследований и публикаций. Несмотря на значительные научные работы в сфере языкового сознания в онлайн-коммуникациях таких ученых, как О.В. Балясникова, М.А. Данилова, А.В. Зернецкая, В.А. Михайлов, Е.Д. Невесенко, А.С. Орлов, Е.А. Подгорная, Г.Н. Почепцов, В. Рожков, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, И.Д. Фомичова, Н.А. Христова и др.
Объект исследования: онлайн-коммуникации.
Предмет исследования: языковое восприятие в онлайн-коммуникациях.
Цель исследования: изучить особенности языкового сознания в онлайн-коммуникациях.
Для достижения этой цели в работе решается ряд задач:
- рассмотреть коммуникативные связи в интернет пространстве;
- проанализировать социальные сети как современное средство коммуникации;
- рассмотреть вопрос о сущности обыденного сознания;
- охарактеризовать речевое сознание и стили общения в повседневности;
- определить языковое сознание как метаязыковой рефлексивный потенциал интернет-среды.
Методы исследования. В исследовании использовались методы источникового анализа: выявление, отбор, критика происхождения, содержания и сравнения. В курсовой работе применяются как специально-исторические, так и общенаучные методы: анализ, индукция, сравнительно-исторический, текстологический. Масштабность предмета исследования обуславливает необходимость комплексного применения различных методов его изучения.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список источников.
Объем работы: 30 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 20 источников.
ГЛАВА 1 Сущность интернет-коммуникаций
1.1 Коммуникативные связи в интернет пространстве
В исследовании внимание обращено на характеристику ресурсов Интернета, составляющих информационное пространство, где люди из разных стран, уровня жизни т.д. проводят много времени. Изучение виртуальной среды является важной темой для исследования так как особенности среды, такие, как чувство сопереживания, подражания иллюзорным героям, предпочтение событийности, динамизма, деятельности, поиск развлекательного содержания, - все это переносится из «реальной» жизни человека в «виртуальное пространство Интернета»1. Человеку присуща непринужденность в постановление межкультурных контактов, поэтому в нашем исследовании внимание акцентировано на раскрытии основных особенностей Интернета при межкультурном общении людей, ведение диалога и полилога.
Интернет, как и человек, многогранен. Благодаря виртуальному миру у многих людей появилась возможность получить образование, расширить круг общения, производить коммуникацию на огромном расстояние, осуществлять удаленное управление. В целом интернет реальность можно оценить как крайне позитивное явление, но, к сожалению, как и любая сторона прогресса она имеет свои недостатки, приводящие к возникновению проблем, которые необходимо исследовать и искать пути решения.
На современном этапе развития нашего общества Интернет становится одним из факторов социального и культурного прогресса. У людей формируется новое мышление, они начинают осознавать принадлежность всех людей к единой земной цивилизации и достигнутому уровню культурного развития. Стремление к культурному и социальному прогрессу приводит к осмыслению и эффективному обмену культурными ценностями в международной жизни.
Помимо этого, благодаря развитию IT-Технологий человеку дана возможность осуществлять удаленное управление и регулирование разнородных процессов таких как производство, менеджмент, маркетинг, рекрутинг, организационные мероприятия и другие аспекты жизнедеятельности.
Стоит отметить, что прежние технологии коммуникации были обрывочными, фрагментными, но существующая технология коммуникации несет полноценный характер предоставления информации, целостность и закономерность. Тем самым Интернет вовлекает каждого субъекта в жизнь человечества, стимулирует участие каждого в каждом. На наш взгляд полилог осуществляется следующим образом: информация передается между адресатом и адресантом через некий посредник, например, Интернет, компьютер2.
Существуют такие понятия как нулевое сообщение, то есть, посредник которым выступает сеть Интернет и сообщение, информация, переданная адресантом – обращающиеся к сети дискурсивная информация. Посредник несет в себе информацию, сообщение отправленные адресантом, а также контакты адресанта и адресата и нулевое сообщение в виде посредника.
Антропологическое измерение коммуникации, являющееся с гуманистической точки зрения бесспорной привилегией человека, в настоящее время существенно модифицируется. Развитие коммуникативной (содержательной) и коммуникационной (технических носителей сообщения) сфер глобализации становится важнейшим атрибутом и характеристикой современности, сквозь которую преломляется и человеческое видение коммуникации, а человек все более оказывается потребителем информации.
Передача информационного сообщения по каналам связи требует различных видов кодирования /декодирования информации. И, конечно, интерпретация отправленного сообщения связана с двумя случаями: первый с интерпретацией и ее возможными ошибками; второй с пониманием информации.
Коммуникативноe общение обязательно предполагает использование языка, символов, которые человек интерпретирует и тем самым приобретает соответствующие знания.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Балясникова О.В., Степанова А.А., Черкасова Г.А., Уфимцева Н.В. Этнолингвистический аспект регионального языкового сознания // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Теория языка. Семиотика. Семантика». – № 4. – 2017, том 8 (№4). – С.1161 - 1170
2. Данилова М.А. Интернет-социализация студенческой молодежи: дис. … канд. социол. наук / М.А. Данилова. – Саратов, 2009. – 139 с.
3. Зернецкая А.В. Новые средства коммуникации (социокультурный аспект) / А. В. Зернецкая. – М.: Науч. мысль, 2011. – 139 с.
4. Маховиков Д.В. Идеологемы в языковом сознании русских: межпоколенческая специфика / Д.В. Маховиков, А.А. Степанова // Вопросы психолингвистики. – 2016. – № 4 (30). – С. 129–145.
5. Михайлов В.А. Особенности развития информационно-коммуникативной среды современного общества / В.А. Михайлов, С. В. Михайлов // Актуальные проблемы теории коммуникации. – СПб., 2004. – С. 34–52.
6. Невесенко Е.Д. Специфика формирования и функционирования Интернет-сообществ: социальный аспект / Е.Д. Невесенко // Молодой ученый. – 2011. – № 5, Т. 2. – С. 88–92
7. Орлов А.С. Введение в коммуникационный менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов / А.С. Орлов. – М.: Гардарики, 2005. – 368 с.
8. Подгорная Е.А. Влияние интернет-коммуникации на формирование образов языкового сознания подростка: автореф. дисс. … к. филол. н. / Е.А. Подгорная. – Кемерово, 2010. – 24 с.
9. Почепцов Г.Н. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г.Н. Почепцов. – М.: Рефл-бук, 1999. – 200 с.
10. Рожков В. Интернет и социальные аспекты общества / В. Рожков // Вестник МГУ. Серия «Журналистика». – 2008. – № 3. – С. 68–76.
11. Тарасов Е. Ф. Языковое сознание // Вопросы психолингвистики. – 2004. – № 2. – С. 34–47.
12. Уфимцева Н. В. Языковое сознание и образ мира славян // Языковое сознание и образ мира. Сборник статей / Отв. ред. Н. В. Уфимцева. – М.: Институт языкознания РАН, 2000. – 320 с.
13. Уфимцева Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность / Н.В. Уфимцева. – М.: Институт языкознания РАН, 2011. – 252 c.
14. Фасхутдинова Г.А. Информационно-коммуникационные взаимодействия как атрибут развития современного общества: автореф. дис. … канд. филос. наук / Г.А. Фасхутдинова; Башкир. гос. ун-т. – Уфа, 2009. – 16 с.
15. Фомичова И.Д. Социология Интернет-СМИ: учеб. пособие / И.Д. Фомичова. – М.: Изд. фак. журналистики Моск. гос. ун-та, 2005. – 79 с.
16. Христова Н.А. Нарушение языковой нормы в текстах СМИ: влияние на познавательные структуры индивида // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты / под ред. В.А. Пищальниковой. – 2006. № 11. – С. 187-201.
17. Честнов И.Л. Универсальны ли права человека? (Полемические размышления о Всеобщей декларации прав человека) / И.Л. Честнов // Изв. высш. учеб. заведений. Сер.: Правоведение. – 2019. – №1. – С. 73-82
18. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник для вузов / Ф.И. Шарков. – М.: Издательский Дом «Социальные отношения», издательство «Перспектива» / Ф.И. Шарков, 2003. – 248 с.
19. Щенников М.А. Коммуникационная деятельность субъектов государственного управления в современном Рунете / М.А Щенников // Управление мегаполисом. – 2010. – № 5. – С. 138–143
20. Podgornaya E.A. Fattori che influenzano la formazione della via del mondo adolescente // Italian Science Review. – 2014. – № 9 (18). – P. 76-78.