Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Социальная политика любого государства является важнейшей частью внутренней политики правительства. Основное назначение социальной политики состоит в наиболее полном удовлетворении материальных, культурных и духовных потребностей граждан, всестороннем и гармоничном их развитии. Государственная социальная политика России направлена на повышение качества и уровня жизни населения страны. Стратегическими целями социальной политики являются: улучшение условий жизни и материального положения населения страны; рациональное распределение доходов населения; эффективная занятость, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; улучшение демографической ситуации в стране; решение вопросов семьи, социальных гарантий женщин и детей; защита прав населения в сфере здоровья, образования, культуры, социальной защиты, обеспечения жильем; развитие социальной инфраструктуры; улучшение экологической ситуации в местах проживания населения.
1. Социальная политика в России и источники ее финансирования
На сегодняшний день в процессе глобализации важное место занимает человек, его права и благополучие. В этой связи разработка и реализация социальной политики является одним из главных направлений финансирования из бюджетов разных уровней. Понятие социальной политики трактуется как сфера деятельности государства, которая направлена на решение проблем, связанных с жизнью людей и общества в целом. На реализацию мероприятий по направлению «социальная политика» финансовые ресурсы поступают из разных источников, а именно:
1. Федерального бюджета;
2. Бюджетов субъекта РФ;
3. Бюджетов муниципальных образований;
4. Государственные внебюджетные фонды и другие.
Чаще всего реализация социальной политики представляет собой мероприятия в рамках проведения целевых программ. На сегодняшний день в Российской Федерации реализуются программы, затрагивающие развитие социальной инфраструктуры, экологии, безопасности жизнедеятельности, науки и другие .
В качестве примера можно привести следующие программы: «Дети инвалиды», «Молодежь России», «Дети Чернобыля», «Старшее поколение» и другие. Главный документ, регулирующий социальное направление развития государства Конституция Российской Федерации. В данном документе Россия провозглашается социальным государством, а это означает, что права и свободы человека являются высшей ценностью. Создание комфортных условий для жизнедеятельности человека основная конституционная обязанность государства. Поскольку финансирование мероприятий по реализации социальной политики в России осуществляется из бюджетов разных уровней, рассмотрим объёмы финансовых ресурсов из федерального бюджета поданному направлению.
Другим источником финансирования мероприятий по реализации социальной политики выступают бюджеты субъектов Российской Федерации.
С целью снижения социального неравенства в стране органами государственной власти реализуются мероприятия по развитию социальной политики. Напомним, что социальная политика России затрагивает интересы граждан нескольких категорий: молодежь, пенсионеры и оставшееся население. Финансирование на реализацию мероприятий поступает в рамках целевых государственных программ, разработанных на долгосрочную перспективу. Так как целевые программы основной источник финансирования социальной политики в России, то эффективнее всего проводить модернизацию данного направления расходов федерального бюджета.
2. Управление финансами в отраслях социальной сферы
Социальные расходы государства – затраты на всех уровнях бюджетной системы в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, социальной поддержки населения и т.д. – являются важнейшим параметром государственной социальной политики, ее приоритетов, масштабов, направлений. Одновременно социальная политика государства призвана обеспечить решение ключевых проблем общественного развития, таких как бедность и социальное неравенство, депопуляция и высокая заболеваемость населения и т.д.
Таким образом, социальная сфера была и остается приоритетом для государства с точки зрения осуществления расходов, что выражается в стабильном увеличении объемов бюджетного финансирования в номинальном выражении и росте социальных расходов по отношению к валовому внутреннему продукту. Положительная динамика была несколько нарушена экономическим кризисом 2014 года, но возобновлена в дальнейшем. Приоритет в социальных расходах принадлежит расходам на социальную защиту населения, что свидетельствует о патерналистском, обеспечительном характере социальной политики в России, ориентированной на недопущение резкого снижения и поддержание существующего уровня и качества жизни населения .
Данная структура социальных расходов с преобладанием расходов на социальную защиту населения характерна для большинства стран; но столь существенное значение данного показателя (в России он составляет 78 %) является исключительным (табл. 1).
По данным табл. 1, социальная политика в большинстве государств с точки зрения соотношения основных направлений расходов носит многофункциональный характер. Важнейшей особенностью современной социальной политики является выполнение ею в обществе двух взаимосвязанных функций – функции защиты и функции развития. Доля расходов на социальную защиту определяется объемом социальных гарантий государства, национальными параметрами уровня жизни и стандартами социально-экономической безопасности и традиционно колеблется в пределах 40 – 55 % с незначительными отклонениями. При этом даже государства с либеральной моделью социальной политики обеспечивают инвестиции в развитие человеческих ресурсов на основе расходов на образование, культуру, здравоохранение. Происходит очевидное смещение приоритетов в социальной политике большинства современных государств – от акцента на перераспределении через бюджет ресурсов в пользу нуждающихся и незащищенных ключевой функцией становится формирование благоприятной для самореализации каждого члена общества социально-экономической среды.
Одновременно данные табл. 1 наглядно свидетельствуют о существенном отставании России по уровню бюджетного финансирования отраслей социальной сферы, обеспечивающих формирование человеческого капитала общества, и акценте на реализацию защитной функции социальной политики. Российское государство, судя по структуре расходов в социальной сфере, продолжает выполнять функцию компенсатора недостаточно высоких параметров уровня жизни и качества жизни населения. Объемы средств, выделяемых на образование и здравоохранение, явно недостаточны по сравнению с задачами стоящими перед отраслями (ликвидация дефицита работников, развитие сети организаций, повышение доступности услуг и др.), что признавалось при рассмотрении проектов бюджета в соответствующих комитатах Государственной Думы .
Вместе с тем необходимость усиления социальной ориентированности современных экономик, усложнение представлений о параметрах уровня и качества жизни населения, формирование новых вызовов и угроз в самой национальной социально-экономической системе и за ее пределами требуют переосмысления социальной функции государства, совершенствования базовых подходов и инструментов обеспечения развития человеческого потенциала. Ответом в западных странах стала активная социализация бизнеса, формирование и развитие обширного некоммерческого сектора, принявшего на себя определенную часть функций, социальная направленность практически всех направлений экономической политики государств (структурной, инвестиционной, антимонопольной и др.). Речь идет о тесном взаимодействии рыночного и нерыночного, в том числе государственного и семейного секторов, при решении важнейших социальных задач.
Традиционной реакцией на эти вызовы в России являются прежде всего меры тактического характера, в частности, регулярные поиски государством возможностей по сокращению неэффективных бюджетных расходов и более рациональному и экономному использованию бюджетных средств. Государство всегда уделяло внимание разработке и реализации мер, направленных на преобразование организационно-экономических механизмов функционирования социальной сферы России, что отражено в целом спектре крупных управленческих преобразований, объединенных в ряд этапов (табл. 2).
3. Планирование расходов бюджета на социальные цели
Если судить по намечаемому показателю реально располагаемых доходов населения, то в перспективе к 2021 г. может произойти лишь возвращение к ситуации 2015 г: в 2016-2020 гг. реальные доходы снизились почти на 4% (95,7% к 2015 г.), а в предстоящие 2020-2021 гг. намечается тот же процент роста, что только компенсирует прошлое падение.
Трудовые доходы. В проектировках главного источника материального положения населения – заработной платы в реальном исчислении с учетом инфляции за три года – намечен прирост всего на 5%. Это, вероятно, может быть обусловлено намеченной «индексацией» оплаты труда врачей и учителей и некоторым повышением оплаты труда работников в сфере новых технологий: связи и цифровизации на базе национального проекта. Для работников остальных профессий бюджетной сферы обещанного удвоения заработной платы по сравнению с ее региональным размером не произойдет; предусмотренные дотации для субъектов и ведомств (том числе Министерства образования и науки), как и были, остаются явно недостаточными. Так, Росстат опубликовал данные о зарплате научных работников в Москве, которая составляет 130 тыс. руб. в месяц при средней по Москве 70 тыс. руб./мес. Ни автор, ни его знакомые такой оплаты не получают.
Ограничителем роста заработной платы в экономике – одного из основных стимулов к росту производства ВВП, производительности труда, покупательной способности населения – является действующий механизм государственного регулирования минимальной заработной платы (МРОТ). Российский МРОТ, исходящий из объема минимальной потребительской корзины (ПК) первичных жизненных потребностей, неоправданно мал. В минимальную потребительскую корзину не включены объективно необходимые расходы на одежду, проезд в транспорте и другие услуги. Отсюда – крайний недоучет расходов на услуги, характеризующие особенности, уровень и качество жизни. Такой расчет несопоставим с ситуацией подобных исчислений в развитых странах. Например, в США в ПК учитываются расходы на Интернет, компьютер, мобильный телефон и др. Для различных типов семей в зависимости от количества в них детей и пенсионеров установлен разный прожиточный минимум, что позволяет варьировать систему социальной поддержки. В России ПК статична, а ее пересмотр в целях осовременивания отложен на 5 лет.
Международная организация по борьбе с бедностью OXFAM по данным 2017 г. пришла к выводу, что в России хуже всего ситуация с уровнем минимальной оплаты труда: по соотношению МРОТ и показателя ВВП на душу населения страна заняла 123-е место из 157. В настоящее время средний заработок в России в три-четыре раза меньше, чем в США и ЕС. Разница обусловлена в основном разрывом в заработной плате рядовых сотрудников: российские топ-менеджеры получают почти столько же, сколько зарубежные. Международная компания по предоставлению услуг в сфере HR-консалтинга KornFerry проанализировала уровни оплаты труда разных категорий должностей в России и таких странах, как Германия, Великобритания, Франция, США и др. Размер вознаграждений сотрудников оказался в среднем в три-четыре раза выше, чем в России. Во многом это объясняется наличием механизма формирования самой категории МРОТ. Законодательно МРОТ появился в системе прожиточного минимума (ПМ) как норматив бедности: в нем больше социального смысла, чем экономического. Многие страны используют ПМ исключительно в контексте социального обеспечения и социальной помощи, а не экономических отношений. Российский ПМ – показатель цен, отражающий их движение.
В условиях, когда в России официальный индекс цен составляет 4% в год, повышение МРОТ – а с ним и надежда на рост заработной платы, отражающий качество труда, его сложность, эффективность и т.п., – практически отсутствует. Более того, норматив ПМ, предусмотренный Указом Президента РФ от 02.03.1992 г. № 210 «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации», предполагался как временный с перспективой перехода к минимальному потребительскому бюджету (МПБ), в 2-2,5 раза большему, учитывающему культурные потребности человека. Однако в настоящее время вопрос о его пересмотре, судя по реакции Минфина, МЭРа отсутствует.
Выводы и предложения
Понятие социальной политики трактуется как сфера деятельности государства, которая направлена на решение проблем, связанных с жизнью людей и общества в целом.
Чаще всего реализация социальной политики представляет собой мероприятия в рамках проведения целевых программ. На сегодняшний день в Российской Федерации реализуются программы, затрагивающие развитие социальной инфраструктуры, экологии, безопасности жизнедеятельности, науки и другие.
Социальные расходы государства – затраты на всех уровнях бюджетной системы в сферах образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, социальной поддержки населения и т.д. – являются важнейшим параметром государственной социальной политики, ее приоритетов, масштабов, направлений. Одновременно социальная политика государства призвана обеспечить решение ключевых проблем общественного развития, таких как бедность и социальное неравенство, депопуляция и высокая заболеваемость населения и т.д.