Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Отношения между людьми являются основным фактором развития общества, они основаны, прежде всего, на массовом и межличностном общении. Человеческое общение состоит из вербальных и невербальных средств. Поскольку невербальные средства содержат до 80% информации, передаваемой человеком, они имеют приоритет в общении. Поэтому для успешного построения межличностных отношений необходимо тщательно ознакомиться с особенностями невербального общения.
Информация, передаваемая невербальными способами, позволяет правильно понять собеседника и сложить некое представление о нем. Кроме того, это позволяет нам понять, что человек по какой-то причине не может или не хочет раскрывать устно, например, вкус и характер, моральные и личностные характеристики, намерения, полноту и достоверность информации и тому подобное. Особым признаком невербального языка является то, что его выражение вызвано импульсами человеческого подсознания. А отсутствие возможности имитировать эти импульсы позволяет доверять этому языку больше, чем обычному устному каналу общения. Хоть невербальные средства вместе с речью занимают второй план общения, они выполняют функцию воздействия более эффективно. Знание языка жестов и движений тела не только позволяет собеседнику лучше понять разговор, но и предсказать впечатление, которое он услышал, прежде чем говорить о нем. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить журналиста, как следует действовать, чтобы достичь желаемого результата.
Тема невербального общения всегда актуальна как для журналиста, так и для любого человека. Жесты, мимика, поза, интонация являются важным фрагментом человеческого общения, поскольку передает существенную часть информация в коммуникативном процессе. Конечно, владение знаниями и опытом в области невербального общения, в первую очередь, важно для журналистов, поскольку журналист вынужден работать с людьми, а поэтому обязан знать и использовать в своей практике все приемы межличностного общения, чтобы избежать профессиональных проблем.
Вышесказанное обуславливает актуальность и выбор темы данного исследования: «Журналист и подтекст: невербальные средства взаимодействия на аудиторию».
Цель работы - рассмотреть особенности невербальной коммуникации, как с помощью ее элементов можно взаимодействовать на аудиторию. Доказать это на примере радио- и телеведущих.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие общения в науке;
2) Описать невербальные средства общения;
3) Отразить особенности восприятия информации индивидом;
4) Показать прикладные аспекты работы журналиста с аудиторией в политической агитации.
Объект исследования – деятельность журналиста;
Предмет исследования – невербальные средства, используемые журналистом для взаимодействия на аудиторию.
Хронологические рамки исследуемого материала: вопросы невербальной коммуникации наиболее глубоко были исследованы в таких науках, как психология, менеджмент, актерское мастерство, журналистика в XX веке, особенно, начиная с 50-х гг XX века, в работах Р. Бердвистела, Э.Холла, С.Л.Рубинштейна и др. поэтому ограничим рамки данного исследования периодом с 1950-х годов XX века до настоящего времени – 20-е гг XXI века.
Приоритет выбранных источников: в теоретической части работы были использованы труды российских и зарубежных ученых по психологии общения, этике, психологии восприятия, социологии, журналистике, теории и психологии рекламы. Для прикладной части исследования, источниками стали материалы коммерческой и социальной рекламы, компоненты политического дискурса, размещенные в СМИ и Интернете.
Методологическая основа работы опирается на исследования невербальных средств общения Дж.Брауна, основы контент-анализа, разработанные Ф. Знанецким и У. Томасом и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования:
Большой вклад в изучение проблемы общения, его невербальных компонентов, социального взаимодействия в различных сферах внесли работы А.М. Кацева, Л.П. Крысина, Е.В. Кипрской, Н.Б. Мечковской, Е.И. Шейгал и др. Среди исследований механизмов воздействия на восприятие и поведение в процессе общения, можно выделить работы Т. Шибутани, Д.В. Ольшанского, Т.В. Евгеньевой, А.П. Назаретяна, Ю.А. Шерковина.
Структура работы включает введение, две главы, разделенные на параграфы, список использованных источников, приложения.
1 Невербальные средства общения: понятие и содержание
1.1. Понятие общения в науке
Двумя основными составляющими социального существования каждого человека и способом его жизни, являются деятельность и общение.
Учитывая то, что общение представляется сложным, многосторонним процессом, его можно рассматривать как образование, в котором выделяются отдельные стороны, сочетающиеся в его структуре. Выделяют три взаимосвязанных компонента общения: коммуникативный, интерактивный и перцептивный. Эти структуры определяются как функции, реализующиеся в совместном взаимодействие людей. Так, коммуникативный компонент общение или коммуникация представляет собой обмен информацией между взаимодействующими индивидами; интерактивный компонент включает в себя организацию взаимодействия между общающимися индивидами (обмен знаниями, идеями, действиями и др.); перцептивный компонент отражает особенности восприятия партнеров по общению и построение на основе этого восприятия, общего взаимопонимания. Эти компоненты существуют в сочетании друг с другом, и выделить их можно лишь при непосредственном анализе процесса общения[19, с.140].
В качестве определения общения, Слободчиков В.И. и Исаев Е.И. приводят описательное определение Б.Д.Парыгина, в котором обозначены основные стороны или функции общения. Оно определяется как сложный, многоаспектный процесс, который может представлять собой одновременно процесс взаимодействия индивидов, информационный процесс, отношение индивидов друг другу и процесс взаимовлияния друг на друга а также процессы переживания и взаимопонимания друг друга[Там же].
Общение как обмен информацией или коммуникация – это общение, реализующееся в совместной деятельности индивидов, которые обмениваются между собой всевозможными мыслями, идеями, чувствами характеристиками и др. В то же время, общение не равно передаче сообщений или даже не является равным обмену информации, ибо информация в общении не только передаётся, но и уточняется, развивается, выстраивается, оформляется и др. В связи с этим, коммуникативное сообщение это, в любом случае, процесс построения новой информации, общий для общающихся людей и формирующий их общность. Базовой предпосылкой общения представляется сам факт наличия индивидов, способных выстроить определенный контакт между собой, поэтому и самой элементарной формой межличностного общения является взаимодействие двух индивидов, формирующих взаимосвязанный диалог[2, с.104].
Передача любой информации становится возможна через знаковые системы. В науке выделяются вербальная коммуникация, когда знаковой системой является речь и невербальная коммуникация, в которой используются различные неречевые знаковые системы (см.Приложение 1).
Нужно сказать, что самым уникальным и универсальным средством коммуникации всё же является речь, процесс взаимодействия человека с другими индивидами через естественный язык. Язык как явление имеет общественно-исторические и социальные корни, так как разные условия исторического пути развития, формируют разную лексику, разный строй языка. Таким образом, эффективность общения предполагает, что субъекты взаимодействия «говорят на одном языке». Здесь также могут иметь значение такие факторы как образование, общая культура, культура речи и др.[19, с.141].
Речь делится на внешнюю и внутреннюю, и, несмотря на то, что вербальное общение посредством языка является универсальным, но любое взаимодействие дополняется употреблением невербальных средств общения.
Невербальные средства общения представлены четырьмя формами: кинесика, пара- и экстралингвистика, проксемика и визуальное общение. Каждая из этих форм использует свою знаковую систему.
Кинесика предполагает использование жестов, мимики, пантомимики, поз, в которых заключены различные эмоциональные реакции и другие сообщения, позволяющие сделать общение более выразительным. Язык кинесики, по мнению СЛ.Рубинштейна, это подтекст к определенному тексту, который важно знать чтобы правильно раскрыть смысл происходящего. Язык движения открывает внутреннее содержание во внешнем действии, а наши выразительные движения – это метафоры[18, с.504].
Паралингвистика характеризует вокализации, различные аспекты качества голоса, его диапазон, тональность и т.д. Экстралингвистика предполагает включение в речь пауз, вкраплений, покашливания, смеха; темп речи и т.д.
Проксемика – данная область рассматривает нормы пространственной и временной организации общения. Эти компоненты процесса общения являются особой знаковой системой и несут свою смысловую нагрузку, являются частью коммуникативных ситуаций. Приведем пример – есть разница между качеством общения в ситуации, когда партнеры по общению располагаются друг к другу лицом и взаимодействуют и ситуацией, когда партнёры совершают общение «на бегу», с окриком в спину.
Существует ряд стереотипных хронотопов, пространственно-временных констант, (коммуникативных ситуаций): кабинет врача, вагонный попутчик и др.
Еще один компонент невербального общения – это визуальное общение, контакт глаз, движении глаз и т.д.
Интерактивная сторона общения рассматривается как взаимодействие в рамках деятельности. Можно предположить, что взаимодействие в деятельности неизбежно, но здесь предполагается, что понимание осуществляется в попытках развить совместную деятельность и организовать ее. В рамках социального взаимодействия часто можно встретить описание таких видов взаимодействия как кооперация (сотрудничество) и конкуренция(конфликт), характеризующиеся противоположными направлениями в деятельности. Если взаимодействие предполагает организацию совместной деятельности, достижения общей, групповой цели, конфликт предполагает столкновение интересов, противоположных целей, взглядов и установок. Нужно сказать, что конфликт не всегда рассматривается как отрицательный вариант взаимодействия.
Л.И.Уманский определяет три возможных формы совместной деятельности:
1)совместная индивидуальная деятельность, когда каждый ее участник, независимо друг от друга выполняет свою часть общей работы;
2) совместная последовательная деятельность, когда в общей деятельности происходит поэтапная последовательная ее передача;
3) совместная взаимодействующая деятельность, когда происходит одновременное взаимодействие в деятельности со всеми остальными ее участниками. Коммуникации в этих формах будет различной.
Общение как взаимопонимание.
Этот компонент предполагает, что в общении необходимо понимание установок, мировоззрения, целей, мотивов партнеров. Кроме того, важно не только понимание, но и принятие, разделение целей, мотивов, установок. Понимание позволяет согласовывать действия и устанавливать отношения близости, привязанности, которые выражаются в различных высших чувствах: чувствах любви, дружбы, симпатии и др.
Таким образом, в общении происходит ряд явлений, это: оценка эмоциональном уровне другого человека, попытка понимания его мотивов, поведения, возможные попытки изменения его поведения и выстраивания своего поведения и т.д. Подобное общение предполагает наличие как минимум двух субъектов, здесь происходит не только оценка мотивов одного человека но и понимание другим этого осознания. Восприятие другого предполагает существование и включение механизмов идентификации и рефлексии[19, с.150].
Идентификация в буквальном смысле можно рассматриваться как уподобление другому, как механизм познания и понимания другого человека другим. Весьма близким к идентификации является механизм эмпатии, который отличается от идентификации тем, что здесь вместо рациональной оценки, вперёд выступает эмоциональное сближение, попытка эмоционально откликнуться на проблемы другого человека, это «про-чувствование» другого.
Рефлексия предполагает осознание индивидом того как он воспринимается партнером по общению, и не просто понимание другого, но и понимание того, как другой понимает тебя.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Андреева Г.М. К проблематике социального познания // Мир психологии, 1999. № 3.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2000.
3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.
4. Евгеньева Т.В. Технологии социальных манипуляций и методы противодействия им. Спецкурс по политической психологии. СПб.: Питер, 2007.
5. Евгеньева Т.В., Селезнева А.В. Психология массовой политической коммуникации: учебное пособие. М.: Издательство Московского университета, 2013.
6. Келли Г. Процесс казуальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984.
7. Кацев A.M. О социолингвистическом подходе к проблеме эвфемизмов / А.М.Кацев. - Л.: Наука, 1975.-264 с
8. Крысин Л.П. Эвфемизмы в современной русской речи. Русский язык конца XX столетия (1985—1995) /Л.П.Крысин// — М.: Языки русской культуры, 2000. – 196 с.
9. Кипрская Е.В. Политическая корректность как компонент политической культуры)/Е.В.Кипрская// Гуманитарные проблемы современного информационного общества: Мат-лы науч.-теор. студен.конф. – Киров: ВятГГУ, 2004. – С. 33-35.
10. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983.
11. Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2004.
12. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика/Н.Б.Мечковская. – М.: Аспект Пресс, 2000. — 207 с.
13. Мисюров Д.А. Политическая символика: структура и функции / Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1999. № 1. С. 43–57.
14. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. М.: Издательство «Прогресс-Академия», 1996.
15. Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение / Под науч. Ред. Е.И. Николаевой, Н. Казариновой. СПб: Питер, 2013. – 512 с.
16. Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения. СПб.: Питер, 2003. – 270 с.
17. Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб.: Питер, 2002., Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. М.: Деловая книга, 2001.
18. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. – 479 с.
19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинтейн. – СПб.: Питер, 2003. — 713 с.
20. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
21. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001.
22. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999.
23. Шейгал, Е.И. Семиотика политического дискурса / Е.И.Шейгал //Дисс. на соискание ученой степени доктора филол. наук. -. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2000. — 440 с.
24. Шибутани Т. Социальная психология. Р/н Д.: Феникс, 2002.
25. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Издательство «Мысль», 1973.
26. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
27. Lasswell H.D., Kaplan A. Power and Society: A Framework for Political Inquiry. New Haven: Yale University Press, 1965. P. 104.