Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современному обществу требуются люди, способные самостоятельно мыслить, решать возникающие перед ними проблемы, принимать решения, творчески подходить к своей работе. Одно из главных мест отводится начальному звену, так как именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования способностей, склонностей, интересов и, главным образом, мыслительной деятельности обучающихся.
Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. В настоящее время перед педагогами стоит проблема в необходимости выявления педагогических условий и поиске путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Необходимость развития математического мышления младших школьников обусловлена также интенсивным формированием всех психических функций, познавательных способностей у ребенка этого возраста. Вопросы развития мышления учащихся в процессе обучения исследовались дидактами (Ю.К. Бабанский [6], М.Н. Скаткин [5] и др.), математиками-методистами (В.А. Гусев [11], Н.Х. Розов [4], С.Л. Трегуб [5], П.М. Эрдниев [6] и др.).
Теоретические и практические основы развития математического мышления школьника в учебной деятельности заложены выдающимися отечественными учеными: Р.А. Атахановым [3, 4, 5], В.А. Гусевым [11], А.И Голиковым [10], Н.Б. Истоминой [21], Ю.М. Колягиным [23, 24], Л.К. Максимовым [33, 4, 5], Н.Ф. Талызиной [5, 3] и др. 4 Одними из первых предприняли попытки развития теоретического мышления учащихся в начальной школе Л.В. Занков [19], Д.Б. Эльконин [6] и В.В. Давыдов [12, 13]. В русле развивающего обучения появились различные программы начального обучения и учебники математики, в которых авторы различными приемами и средствами развивают математическое мышление школьника (И.И. Аргинская, Т.Е. Демидова, Н.Б. Истомина, С.А. Козлова, Л.Г. Петерсон и др.).
Во многих исследованиях отмечается неудовлетворительное состояние математической подготовки учащихся: формализм знаний, недостаточный уровень математического мышления. Часто математическая подготовка учащихся заключается в наборе мало связанных между собой сведений и закрепленных навыков решения стандартных задач.
Практика работы показывает, что, несмотря на смену целевых установок современного образования, обучение математике в начальных классах по-прежнему больше направлено на формирование знаний, умений и навыков, на развитие логического и алгоритмического мышления детей.
Целесообразность развития математического мышления младших школьников обоснована наукой, но недостаточно определены условия его реализации. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития математического мышления для современного человека, ориентацией школы на компетентностную модель обучения, включающую в том числе развитие математического мышления, и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по организации условий развития математического мышления младших школьников.
Данное противоречие позволило определить проблему исследования: каковы условия развития логической подготовки для математического мышления младших школьников?
Актуальность проблемы определила тему исследования: «Условия развития роли логической подготовки в обучении математики младших школьников».
Объект исследования: педагогический процесс развития математического мышления младших школьников.
Предмет исследования: условия развития логической подготовки математического мышления младших школьников.
Цель исследования: теоретически обосновать и спроектировать комплекс условий для развития роли логической подготовки в математическом обучении младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие математического мышления младших школьников может проходить эффективно, если созданы следующие условия:
• на всех этапах урока математики используются частично-поисковые задания, требующие от школьников активной логически выстроенной мыслительной деятельности и самостоятельности в выборе способа действия;
• разработан и внедрен комплекс упражнений, направленный на развитие компонентов математического логического мышления: анализа, планирования и рефлексии.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи.
1. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме развития мышления у детей младшего школьного возраста, выявить сущность и структуру математического мышления.
2. Определить особенности развития математического мышления у детей младшего школьного возраста.
3. Проанализировать подходы к развитию роли логической подготовки в обучении математики в различных образовательных программах.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: эмпирические (изучение и анализ литературы), практические (тестирование, количественный и качественный анализ полученной информации)
Глава 1. Роль логической подготовки младших школьников к обучению математике в средней школе
1.1. Математическое мышление и его структура
Одни ученые придерживаются мнения, что не существует математического мышления как такового, со своими особыми формами мыслительных действий; а специфика такового мышления связана лишь с природой математического материала. Например, Л.С. Трегуб считает, что в основе математики лежат общие методы человеческого познания, что демонстрация «единых принципов человеческого познания означает, что нет особых методов математического мышления» и нет специфического по способу своего функционирования математического мышления [5, с. 7].
З.И. Слепкань рассматривает попытки ввести понятие математического мышления и выделить в нем особенности и компоненты как неправомерные [1, с. 18]. По мнению Г. Фрейденталя, невозможно дать убедительный ответ на вопрос о том, в чем суть математического мышления. Он говорит, что «человек может научиться математически мыслить, подражая тем, кто уже овладел этим искусством» [8, с. 9].
Л.К. Максимов утверждает, что математическое мышление имеет свои особенности, отличающие его от мышления в других областях, хотя методы математического мышления используются в различных науках и считаются общими методами познания. Специфика математического мышления состоит не в методах, а в объектах и в особенностях предметного содержания [33].
Г. Вейль под математическим способом мышления понимает «особую форму рассуждений, посредством которых математика проникает в науки о внешнем мире ‒ в физику, химию, биологию, экономику и т.д., и даже в наши размышления о повседневных делах и заботах» [7, с. 6].
Исследователь считает мышление чем-то однородным и универсальным, способным иметь внешние особенности и различия. Другой подход можно найти в исследованиях Ж. Пиаже. Под математическим мышлением Ж. Пиаже понимает собственно логикоматематическое мышление, имеющее абстракции. Формирование математического мышления у детей, по Ж. Пиаже, возможно только на основе сложившихся «умственных структур», соответствующих основным математическим структурам (алгебраической, порядка и т.д.). Согласно этой теории интеллектуальное развитие, и математическое в том числе, заканчивается к 15 годам, т.к. к этому возрасту все структуры в ребенка уже сформированы [4].
Многие исследователи определяют математическое мышление как абстрактное, логическое, имеющее способность к обобщению, пространственным представлениям, выделяя в нем качества, присущие мышлению не только в математике, но и в любой другой области. Так, Н. Майер придает немалое значение в процессе решения математических задач такому качеству мышления, как гибкость [31].
Ю.М. Колягин называет в математическом мышлении те же качества, что и в научном: гибкость, активность, целенаправленность, готовность памяти к воспроизведению усвоенного, широта, глубина, критичность, ясность, точность, лаконичность и др. [24]. В.А. Гусев называет ряд специфических черт математического мышления, которые формируются у большинства учащихся при изучении математики в средней школе: четкость формулировок заданий, задач; понимание математического материала; строгость изложения; память [11, с. 56].
Ряд ученых связывает математическое мышление со способностями. По мнению В.А. Крутецкого, мышление способных к математике учеников имеет отличительные черты: быстрое и широкое обобщение; стремление мыслить свернутыми умозаключениями; большая подвижность мыслительных процессов; свободное переключение от одной умственной операции к другой; тенденция к ясности; простоте, рациональности, экономичности, изяществу решения. Специфической особенностью математического мышления автор считает «способность к обобщению математических объектов, отношений и действий»
Фрагмент для ознакомления
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В условиях сложной экономической ситуации, которая характерна для нашего государства, развивать собственный конкурентоспособный бизнес становится всё более сложной задачей. Высокий уровень конкуренции, необходимость внедрения инноваций, готовность к риску требует от предпринимателей определённых личностных качеств. Как правило, в различных сферах предпринимательства необходимы разные качества, однако некоторые особенности являются желательными для предпринимателя независимо от специфики его деятельности.
Несмотря на вышеперечисленные трудности, на сегодняшний день предпринимательство является важным направлением экономического развития как в нашей стране, так и в мире в целом. Однако в связи со сложной экономической обстановкой и различными социальными проблемами многие предприятия прекращают свою деятельность, поскольку не обладают достаточной для этого конкурентоспособностью. В связи с этим необходим анализ основных факторов, которые формируют конкурентоспособность компаний.
Цель работы: проанализировать конкурентоспособность компании (на примере компании Levi's) и разработать рекомендации для её повышения.
Задачи:
1. Проанализировать понятие «конкурентоспособность» в современных условиях развития рынка
2. Определить особенности конкурентной стратегии компаний
3. Выявить актуальные риски, препятствующие конкурентоспособности компаний
4. Охарактеризовать деятельность компании Levi's на различных этапах её развития.
5. Проанализировать особенности формирования конкурентоспособности компании Levi's.
Объект исследования – конкурентоспособность компаний
Предмет исследования – анализ конкурентоспособности компании на рынке одежды и обуви (на примере компании Levi's)
Структура работы. Данная работа содержит в себе введение, теоретическую главу, в которой представлены особенности конкурентоспособности компаний, аналитическую главу, где проанализирован опыт и определены перспективы формирования конкурентоспособности бренда Levi's®.
1 Теоретические основы анализа конкурентоспособности фирмы
1.1 Понятие «конкурентоспособность» и его основные характеристики
В настоящее время специалисты в области экономического развития компаний не пришли к единому мнению относительно понятия «конкурентоспособность предприятия». В связи с этим существует большое количество трактовок этого понятия. Но, так или иначе, все эти определения характеризуют положение самого предприятия на рынке по отношению к конкурентам, а также его способность достойно конкурировать с ними [5].
Приведем одно из наиболее распространенных определений этого понятия: под понятием конкурентоспособности предприятия можно понимать его фактическую и потенциальную способность осуществлять свою деятельность прибыльно, производя или продавая товары/услуги по качеству и другим потребительским характеристикам не хуже своих основных конкурентов. Для любого предприятия на рынке понятие конкурентоспособности является базовым понятием, оно рассматривается на трех уровнях:
– на уровне предприятия в целом;
– на уровне производства;
- на уровне товара [14].
Следует также отметить, что конкурентоспособность - это сложное свойство, которое проявляется по-разному на каждом уровне. Исходя из вышеизложенного, понятие конкурентоспособности предприятия можно кратко сформулировать следующим образом: конкурентоспособность - это положение данного предприятия на данном рынке товаров и услуг по отношению к его основным конкурентам.
Кроме того, конкурентоспособность может быть применена как общая мера заинтересованности и доверия к услугам предприятия на фондовом, финансовом и трудовом рынках, при этом определяющими факторами в этом случае будут:
- стоимость предприятия;
- техническое оснащение рабочих мест;
- реализуемая концепция управления;
- технологии управления.;
- организационная система;
- человеческий капитал;
- стратегический маркетинг;
- техническая, инвестиционная и инновационная политика [2].
Многие авторы трактуют конкурентоспособность предприятия как его конкурентное преимущество перед конкурентами. В этом случае определение конкурентоспособности осуществляется путем выявления характера этого преимущества по сравнению с другими предприятиями. Здесь очень важно отметить, что как такового понятия конкурентоспособности не существует, оно проявляется только в сравнении с другими объектами. Важнейшими задачами оценки конкурентного потенциала предприятия являются:
- оценка степени деловой (экономической) активности предприятия;
- оценка финансовой устойчивости;
- оценка инновационной активности предприятия;
- оценка эффективности использования маркетинговых ресурсов предприятия;
- оценка уровня компетентности персонала;
– изучение конъюнктуры рынка.
Список литературы
1. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя.- 2- е изд., - М.: АРКТИ, 2002.- 78с.
2. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. / Н.В.Басова. – Ростов- н/Д: “Феникс”, 2000. – 416с.
3. Волошкина М.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроке математики [Текст] / М.И. Волошкина // Начальная школа. – 1999. - № 9/10. – С. 15-18.
4. Гальперин П.Я. Введение в психологию./ П.Я.Гальперин. - Москва: 1976. – 120с.
5. Гонин Е.Г. Теоретическая арифметика [Текст] / Е.Г. Гонин. – М.: Учпедгиз, 1999. – 171 с.
6. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] / под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 2001. – 167с.
7.Диагностика развития младших школьников: психологические тесты/ сост.
Т.Г.Макеева.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-125с.
8. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с англ. Н.М. Никольской. - М.: Совершенство, 1997. - 208 с.
9. Ивин А.А. Логика. – М.: Просвещение,1996. – 206 с.
10 .Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – Москва: Просвещение, 2010 - с 28, 30, 91
11. Колмогоров А.Н. Избранные труды. В 6-и т. Т 4 в 2 кн.: Математика и математики. Издательство: Наука – М., 2007, 382с.
12. Косма Т.В. Мышление младшего школьника.-Киев,1971.-48 с.
13. Кулагин И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ И.Ю.Кулагин, В.Н.Комоцкий. – М.: ТЦ Сфера, при участии “Юрайт”, 2003. – 404с.
14. Курбатов В.И. Как развивать свое логическое мышление. / В.И.Курбанов.- Ростов на Дону: 1997. С.3
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность - М.: Политиздат, 1975.
16. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. / А.А.Люблинская. - Москва: 1993. С.182 – 203.
17. Математика. Учебник для 1 кл. нач.шк. В 2ч. Ч.1.(первое полугодие)/ М.И. Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. – 6-е изд.- М.: Просвещение, 2006.- 112с.
18. Математика. Учебник для 1 кл. нач.шк. В 2ч. Ч.2.(второе полугодие)/ М.И. Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. – 6-е изд.- М.: Просвещение, 2006.- 96с.
19. Математика. Учебник для 2 кл. нач.шк. В 2ч. Ч.1.(первое полугодие)/ М.И. Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. – 6-е изд.- М.: Просвещение, 2006.- 122с.
20. Математика. Учебник для 2 кл. нач.шк. В 2ч. Ч.2.(вторвое полугодие)/ М.И. Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. – 6-е изд.- М.: Просвещение, 2006.- 97с.
21. Немов Р.С. Психология. Книга 1. / Р.С.Немов. - Москва: 1995. С.30 – 310.
22. Никольская И.Л. О единой линии воспитания логической грамотности при обучении математике // Преемственность в обучении математике. Пособие для учителей: Сб. статей. / Сост. A.M. Пышкало.- М.: Просвещение, 1974.
23. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов.- 2- е изд., исправленное.- М.: Издательство « Экзамен», 2007.- 239.
24. Пиаже Ж. Логика и психология. Избранные психологические труды. — М., 1969.
25. Развивающие задания: 3,4 класс/ сост.Е.В.Языканова.- М.: «Экзамен», 2009.- 125с
26 . Развитие логического мышления в процессе обучения математике в начальной школе: Сб. статей. - 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1959.
27. Развитие логического мышления в процессе обучения в начальной школе: Методическое письмо/ Н.С. Рождественский, В.К. Ягодовская, Р.А. Менчинская, А.С. Пчёлко. – М., 1959.
28. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии: В 2т. – М.: Педагогика, 1989.– Т.2– 328с.
29. Сойер У.У. Прелюдия к математике. М.: Просвещение, 1965.- 356с.
30. Столяр А.А. Педагогика математики. – Минск, Высшая школа,1986.
31. Тихомиров О.К. Психология мышления. / О.К.Тихомирова. - Москва: 1984. – 89с.
32. Филь В.Я. Обучение и развитие младших школьников. / В.Я.Филь. –Москва: 1970. С.184-190.
33. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах.- М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 416 с.