Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время почти все развитые государства мира стремятся отыскать ответ на вызовы, что стоят перед общественными системами. Большая часть из данных систем сформировались в периоды сознательно других демографических, финансовых, общественных и политических реалий, чем те, что описывают наше время.
В современной России на сегодня система в отрасли в отрасли опеки, попечительства и патронажа переживает переходный период. Концепция в отрасли в отрасли опеки, попечительства и патронажа, как и общественной защиты населения в общем, применительно к новым политическим и финансовым условиям многократно пребывает в ходе видоизменения и улучшения. Система складывалась на базе утверждаемых государством концепций и программ. Но финансовый упадок не дает возможность воплотить их в полном размере, в следствии этого переустройства ведутся по долям в зависимости от их приоритетности для функционирования системы в целом.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.1 Опека, попечительство, патронаж как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
Попечительство представляет из себя вид устройства лиц, пребывающих в возрасте от 14 до 18 лет, или людей, которые ограниченны судом в собственной дееспособности, при котором этим гражданам назначают законных попечителей, которые обязаны осуществить помощь своим подопечным в реализации их права, защите интересов относительно с третьими лицами (учреждениями), а также, которые имеют полномочия дать им согласие на осуществление операций или прочих действий, указанных в ст. 30 ГКРФ. Опека, в соответствии с законодательством РФ – это форма устройства граждан, которые не достигли 14 лет, или лиц, которые признаны недееспособными по суду, при которой конкретным гражданам назначают законных опекунов, которые являются их представителями и совершают от их имени и в их интересах правовые поступки.
Социальный патронаж представляет из себя социальную технологию, предполагающую социальное сопровождение детей, недееспособных граждан и их семей на постоянной основе, которые попали в сложную, кризисную ситуацию, с целью диагностики, контроля, адаптационным реабилитационным целям, а также помогает установить и поддержать длительную связь с нуждающимися гражданами, своевременно определяя ее сложные ситуации и предоставляя срочную помощь. Суть патронажа заключается не в том, чтобы, войти в ситуацию, часто без запросов от самой семьи, бесстрастно указать, как стоит поступить, а в том, чтобы организовывать и реализовывать процесс сотрудничества.
К.Р. Такмазян выделяет, что опека и попечительство представляют одну из форм реализации государством защиты главных прав и законных личностных интересов. Вопрос опеки и попечительства является актуальным на сегодня, так как является очень великим процент социально незащищенных граждан, находящихся под попечительством или опекой, либо имеют нужду в них, но данный вопрос не является только российским, а также, он является чуждым и заграничным правопорядкам. Многие специалисты-правоведы при анализе норм Российского законодательства, которые посвящены данному институту, и в сравнении их с практическим использованием данных норм, которые находят много несоответствия и противоречий.
Так, можно подвести резюме о том, что институт опеки и попечительства представляет из себя комплексное, урегулирование данного вопроса относительно законодательства осуществляют в соответствии с нормами как семейного и гражданского права. С помощью Гражданского Кодекса регулируют общие вопросы, например, цель и задачи института опеки и попечительства, суть и значение органов опеки и попечительства, прав и обязанностей опекунов, процесс доверительного управления имуществом опекаемых, а также завершение процесса опеки и попечительства. Семейный кодекс сфокусирован на наиболее узких предметах урегулирования опеки и попечительства, устанавливаемых над детьми.
Во взаимоотношениях при участии недееспособных и ограниченных дееспособных граждан опека и попечительство представляются, в первую очередь, видами исполнения дееспособности установленных лиц, видами их устройства. В ситуации, если же опеку и попечительство устанавливают над малолетними несовершеннолетними детьми приоритетом обладает воспитание детей.
Можно сделать вывод о том, что на этом этапе требуется емко и четко выделить объемы обязанностей опекунов и попечителей, а соответственно и убрать несоответствия в трактовке данного вопроса в разных нормативно-правовых актах, что влечет за собой наиболее полное объяснение норм, которые связанны с опекой и попечительством, и, как итог станет лучшим практическим применением данных норм, что безусловно будет улучшат качество жизни и опекунов, попечителей и опекаемых.
1.2 Система органов, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних в Российской Федерации
Процесс социальной работы с разными гражданскими категориями, семьями, их семьями реализуют как одну из траекторий работы региональных, государственных и муниципальных органов в области опеки, попечительства и патронажа граждан. Ведущая цель социальной работы – это создание благоприятных условий и основы для успешной социализации и результативной самореализации различных гражданских категорий, для развития их потенциальных возможностей в интересах России.
В этой связи, реализация социальной работы связана с сопровождений государственных функций (сопровождение права и защита свободы и гражданских интересов). Разрешая данные задачи, государство, использует способы макросоциальных (стратегических) воздействий, способы оперативного разрешения и динамических коррекцией.
Социальная диагностика представляет из себя быструю и точную аналитику ведущих семейных проблем для того, чтобы выявить адекватные методы их разрешения. Социальная диагностика – это начальная аналитическая часть социальной практики. Она состоит из конкретных этапов:
сбор информации (получение информации, необходимой и достаточной для проведения анализа, и постановки диагноза. Этот этап работы включает три методологических подхода: опрос, обследование, наблюдение);
составление анамнеза (это мнение специалиста по поводу возникновения и развития проблемы);
составление эпикриза (описание состояния объектов социальной работы, их взаимодействий и поведения в настоящее время);
анализ социального фона (описание социальных систем, куда входит объект работы, которые могут иметь отношение к его деятельности и состоянию);
постановка социального диагноза .
Социальная терапия – это процесс исправления установок и возвращения людей к социально – полезной активности. Компонентом социальной терапии является вмешательство. Вмешательство – это реализация плана действий, прямые открытые мероприятия, при которых специалист взаимодействует с объектом, обращаясь вместе с ним в различные инстанции. При вмешательстве используются основные методологические подходы. Вводя другие совместные действия, и непрямые мероприятия – организацию социального окружения, действующего согласно намерениям специалиста.
Социальные работники, осуществляющие консультирование, соблюдают в своей работе этические нормы, к которым относятся:
доброжелательное, терпимое отношение к клиенту;
уважение личности клиента и самооценки каждого человека; уверенность в человеческой способности к изменению, росту и улучшению;
эмпатия, индивидуальный подход; уважение прав клиента, стремление к социальной справедливости; анонимность консультирования, соблюдение конфиденциальности.
1.3 Источники правового регулирования деятельности органов опеки и попечительства в Российской Федерации
В Росси над несовершеннолетними гражданами, что по разным первопричинам остались без опекунов, а также над недееспособными совершеннолетними гражданами устанавливается опека либо, попечительство. Эти процессы нужны для защиты их законных интересов и прав, для воспитания, образования и процесса развития в рассматриваемом случае не достигших совершеннолетия. В данных целях в России организованы такие субъекты, как органы опеки и попечительства, а их работа, права и прямые обязанности закреплены на законодательном уровне.
Требования к квалификационным умениям работников ООП, методические материалы по их работе утверждаются уполномоченным Правительством органом исполнительной власти. В актах, регламентирующих воздействия ООП, должно быть предписано присутствие у них подходящего статуса. Правовое урегулирование работы органов опеки и попечительства осуществляется в России на основании Федерального закона № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», принятого 24.04.2008 года. Этот закон регулирует процессы, возникающие в ходе установления, воплощения, либо остановки попечительства и опеки над людьми, что в этом нуждаются. В нем прописаны задачи, возможности ООП, также права и обязанности данных организаций, не достигших совершеннолетия (недееспособных) жителей и опекунов/попечителей. Отдельными главами закона прописаны и правовой статус подопечных, и правовой режим их сопровождения.
Структура ООП устанавливается субъектами РФ (или государственными образованиями в исключительных случаях). Отдел опеки и попечительства может входить в департамент или работать в отдельности, а в его составе работают инспекторы, консультанты и эксперты разной квалификации. Если в небольших населенных пунктах, городских образованиях, сельских поселениях отсутствуют региональные структуры ООП, органы районного самоуправления могут сами являться органами опеки и попечительства.
Некоторые функции ООП могут выполнять медицинские, образовательные и другие учреждения, в которые помещаются недееспособные граждане. Задачи органов опеки и попечительства прописаны в статье 7 ФЗРФ № 48-ФЗ. Согласно этому документу данные структуры должны: Обеспечивать защиту интересов тех людей, которые нуждаются в опеке (попечительстве), или тех, над кем таковая уже установлена. Осуществлять контроль над деятельностью лиц, являющихся опекунами и попечителями, а также организаций, в которых находятся недееспособные (с ограниченной дееспособностью) граждане.
Полномочия Права органов опеки и попечительства и их обязанности включают в себя:
определение и учет людей, которые нуждаются в опеке и попечительстве;
подачу заявления в суд о признании гражданина недееспособным или о том, что его дееспособность имеет ограничения, а также заявления о возврате дееспособности человеку в случае утраты оснований, в силу которых он был лишен ее;
установление попечительства и опеки;
предоставление разрешений на совершение операций, сделок, связанных с имуществом подопечных;
заключение договоров, касающихся доверительного управления имуществом подопечных;
предоставление разрешений на раздельное проживание несовершеннолетних и их опекунов/попечителей;
проверка условий, в которых проживают подопечные, контроль над исполнением опекунами и попечителями принадлежащих им обязанностей;
защита интересов несовершеннолетних и недееспособных, представление их в отношениях с любыми лицами (органами власти), в случае если опекуны не производят необходимых аналогичных действий или их деятельность противоречит правам и интересам подопечных или законодательству РФ.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕР ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1 Меры по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Поддержка детей является важным направлениям государственной социальной политики. Дети-сироты испытывают потребность в повышенной защите со стороны государства, так как они самостоятельно решают свои проблемы в том числе и материальные. Соответственно, дети которые остались без родителей являются социально уязвимыми и имеют потребность в защите со стороны государства. Сироты испытывают сложности в социализации, поиске своего места в жизни, создании семьи. Дети-сироты, как правило находятся на полном обеспечении государства в определённых учреждениях, а после 18 летнего возраста остаются без средств к существованию. Следовательно, меры дополнительной социальной помощи и поддержки детей-сирот, а также детей оставшихся без попечения родителей являются очень важными.
В Российской Федерации законодательно статус детей-сирот, а также детей оставшихся без попечения родителей закреплены в «Федеральном законе о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, которые остались без родительского попечения» . В данном законодательном акте закрепляются и меры, которые направлены на их поддержку. В соответствии с данным законом к числу сирот отнесены следующие категории:
- дети-сироты их в возрасте до 18 лет у которых умерли родители;
- дети, которые остались без попечения родителей в возрасте до 18 лет, например, родители лишены родительских прав, либо ограниченны в них; родителей признали без вести пропавшими, недееспособными, либо умершими; родители отбывают наказание в местах лишения свободы или уклоняются от воспитания детей, либо вообще не установлены. Дополнительно оговаривают право на дополнительные меры социальной поддержки для детей-сирот и детей, которые лишены родительского попечения в возрасте от 18 до 23 лет, в том числе, речь идет и о детях, которые потеряли родителей в период обучения. Также, на меры социальной поддержки могут претендовать дети-сироты и дети, которые остались без попечения родителей в возрасте до 18 лет, если они проходят обучение. На получение жилища имеют право сироты, которые старше 18 лет в случае, если они успевают встать на очередь до достижения 23-летнего возраста.
Согласно Российскому законодательству дети-сироты и дети, которые остались без попечения родителей могут находиться на полном государственном обеспечении. Основной вид поддержки детей-сирот – это пенсия по потере кормильца. Дети, которые находятся без родительского попечения и при лишении родительских прав одного, либо обоих родителей имеют право получать алименты от дохода родителей. Для детей-сирот на региональном и федеральном уровне, также предусмотрены дополнительные, кроме пенсии, выплаты – это единовременная денежная выплата по окончанию срока пребывания в приёмной семье, на патронатном воспитании, либо прекращение попечительства. Суммы в разных регионах различны, например, в Москве эта сумма составляет 24000 руб. Также, предусмотрена единовременная денежная выплата выпускникам школ, которая, также утверждена законодательством в субъектах России, например, в Москве эта сумма составляет 20639 руб., если выпускник идёт учиться дальше, то 79416 руб. Единовременная денежная выплата на содержание детей, которые рождены в семьях детей-сирот в Москве равна 3000 руб.
2.2 Проблемы и перспективы развития социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Направления деятельности социальной защиты населения административных округов города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа, показаны на схеме 1.
Схема. 1. Направления деятельности рассматриваемого в отрасли в отрасли опеки, попечительства и патронажа г. Москва
Социальная работа в области опеки, попечительства и патронажа в органах в отрасли в отрасли опеки, попечительства и патронажа населения осуществляется в отделениях помощи семье и детям, комплексных центрах социальной поддержки, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и недееспособных граждан, социальных приютах.
В соответствии с Уставом, отделы социальной защиты населения административных округов города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа осуществляют деятельность по реализации единой государственной политики в области в отрасли опеки, попечительства и патронажа населения на подведомственной территории. Типовая структура данных отделов, показана на схеме 2.
Вопросы социальной работы с семьями, относящимися к различным категориям, входят в компетенцию нескольких отделений. Отделение приема граждан и анализа осуществляет прием граждан, в том числе семей, воспитывающих детей и содержащие недееспособным родственников в сложных по вопросам оформления различных социальных выплат. В отделении выплаты мер социальной поддержки рассматриваются заявления граждан, а также поданные ими документы и принимаются решения о назначении социальных выплат и пособий.
Таким образом, для рассматриваемых учреждений характерен линейный принцип управления. Далее рассмотрим в разрезе типовую структуру отделов социальной защиты населения в области опеки, попечительства и патронажа г. Москва на схеме 3.
Отделение срочной социальной помощи осуществляет социальную работу с гражданами и их семьями, нуждающимися в оказании срочной социальной помощи. В первую очередь, работа отделения направлена на осуществление социальной помощи граждан и их семьям, находящимися в социально опасном положении, а также оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в ходе проведенного исследования было установлено то, что социальная работа является видом профессиональной деятельности, направленной на решение вопросов социальной поддержки, защиты, реабилитации людей. В качестве объекта социальной работы могут выступать различные категории населения и социальные группы. Сущность социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей состоит в их дальнейшем устройстве.