- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Направленность личности потребности, мотивы и цели
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Социальная психология
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Направленность личности потребности, мотивы и цели"?66 страниц
45 источников
Добавлена 14.06.2021 Опубликовано: studservis
1090 ₽
2180 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
1. Теоретические основы направленности личности
1.1. Современные научные подходы к изучению направленности личности
1.2. Классификация направленности личности …………………………… 10
1.3. Структура направленности личности ………………………………… 13
1.4. Взаимосвязь мотивации и направленности личности ………………. 15
2. Диагностика направленности личности
2.1. Методики диагностики направленности личности …………………. 19
2.2. Диагностика направленности личности по методике Б. Басса …….. 25
2.3. Диагностика актуальных потребностей личности по методике А.В. Капцова ………………………………………………………………………… 28
2.4. Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере по методике О.Ф. Потемкиной ........ 38
Заключение ……………………………………………………………………. 45
Список использованной литературы ………………………………………... 47
Приложения ……………………………………………………………………. 51
Фрагмент для ознакомления 2
Современная психология характеризуется разнообразием подходов к исследованию личности. При этом, несмотря на различия, во всех теориях присутствует личностная направленность как одна из ведущих ее характеристик.
Касаясь понятия направленности личности, исследователи подчеркивают чрезвычайную сложность его и как категории социологической, и как образования психолого-педагогического (В.Н. Мясищев, О.В. Лишин, Л.И. Божович, А.Л. Ильин и др.).
Само понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С.Л. Рубинштейн. Изучение направленности личности в психологии, социальной психологии, педагогике и т.д. выявило ценность этого качества, присущего не какой-то отдельной стороне личности, пусть даже и важнейшей, а системе личности в целом, причем взятой не абстрактно, изолированно, а в ее реальной, живой связи с обществом. (В.Г. Асеев, Е.М. Никиреев, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин, В.П. Каширин и др.)
В структуре личностных свойств направленность личности занимает самостоятельное место. Обособление понятия направленности от понятия характера позволяет увидеть диалектическую сложность взаимоотношений, в которых находятся между собой две стороны личности.
Активное исследование проблемы направленности личности относится к началу XX века. Учитывая, что сама направленность личности проблемой быть не может, мы выделяем как проблему её познание, т.е. необходимость разобраться в сущности направленности личности и, как следствие, лучшее понимание психики человека. Учитывая возможность трансформации в проблему нейтральной самой по себе направленности личности в случае ее реализации совокупностью нравственно неприемлемых, общественно вредных мотивов, мы выводим актуальность темы исследования.
Целью нашей работы является ознакомление с сущностью и структурой направленности личности как психологического феномена.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать современные научные подходы в области направленности личности;
- изучить структуру направленности личности и ее классификации;
- познакомиться с современными методиками диагностики направленности личности.
Объектом исследования является направленность личности как психологический феномен.
Предмет исследования – потребности, мотивы и цели в структуре направленности личности.
Теоретико-методологической базой исследования являются теории развития личности Л.Н. Рубинштейна, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьева. А также: методологические подходы
- к развитию личности (индивидуально-личностный, понимающий личность как воедино связанную совокупность внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия; аксиологический, в котором ценности рассматриваются в основном с двух сторон: как относящиеся либо к мотивационной сфере личности («ценностные ориентации»), либо – к смысловой («личностные ценности»), оказываясь при этом по своей сути синонимами; мотивационный, трактующий мотивацию как источник активности и систему побудителей деятельности;
- к пояснению категории «направленность личности»: структурный, рассматривающий предмет с позиций компонентного анализа, и функциональный, акцентирующий внимание на функциональном анализе;
- к диагностике личностной направленности: аксиологический (через систему ценностей) и феноменологический (главенствование содержания воспринимающего и переживающего сознания над поведением, понимание феномена как ощущения, восприятия, представления, мысли.).
Для достижения цели использовались теоретические методы анализа, обобщения, сравнения, абстрагирования, а также диагностические методики и методы обработки полученных результатов.
Источниками информации при написании работы служила учебная и научная литература по теме исследования.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение в том, что трудности в диагностике направленности личности, создаваемые личностной субъективностью и уникальностью, возможно преодолеть с применением психодиагностических методик, учитывающих понимание структуры, развития и признаков, по которым можно объективно судить о личности данного человека, в т.ч. методики диагностики направленности личности Б. Басса, методики диагностики актуальных потребностей личности А.В. Капцова, методики диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.
Базой исследования является свободная выборка предпринимателей г. Кургана, состоящая из 10 человек, изъявивших желание принять участие в исследовании.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы направленности личности
1.1. Современные научные подходы к изучению направленности личности
В современной психологии известны различные трактовки понятия «направленность личности». По С.Л. Рубинштейну это – «динамическая тенденция», по А.Н. Леонтьеву это – «смыслообразующий мотив», по В.Н. Мясищеву – «доминирующее отношение», по Б.Г. Ананьеву – «основная жизненная направленность», по А.С. Прангишвили – «динамическая организация сущностных сил человека».
Проблема направленности, по мнению С.Л. Рубинштейна, – это прежде всего «вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами. Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметное содержание, поскольку направленность – это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает». [36, с. 519]
Рассматривая направленность личности, мы уточняем сущность понятия «направленность», понимая, что это, во-первых, направленность объекта (в нашем случае – личности); во-вторых, это наличие вектора его активности; в-третьих, это выяснение того, на что именно эта активность направляется чаще всего как присущая данной личности ее черта. При этом важно понимать, что направленность личности соотносится не с базисными потребностями индивида как живого существа, а с потребностями его как личности. [22]
А.А. Кириенко, анализируя современное состояние исследований по направленности личности, обозначил широкий диапазон разработки проблемы: от общепсихологического контекста до социального, оформленных как в перечнях разрозненных свойств так и в сложных интегральных системах и структурах. [20]
Б.И. Додонов, представляя личность как систему, дает следующее толкование направленности как компонента психологического склада личности: «…Направленность личности – это уже сложившаяся система ее важнейших целевых программ, определяющая смысловое единство ее инициативного поведения, противостоящего случайностям бытия. Иначе говоря, это то, что феноменально дает себя знать в непреходящих жизненных устремлениях субъекта». [31, с. 113]
Отечественные специалисты в области психологии выделяют структурный и функциональный подходы к пояснению категории «направленность личности». Разграничение это очень условно, производится в целях выяснения круга проблемных вопросов и задач. В структурном при раскрытии содержания четко выстраивается иерархически организованная динамичная структура метапсихологических категорий: потребности, влечения, желания, интересы, установки, идеалы, цели, ценности, убеждение, мировоззрение, смысл. В функциональном главенствующую позицию занимает изучение свойств личностной направленности и её роли в деятельности.
Представители структурного подхода поднимают проблему выявления главных и второстепенных компонентов направленности личности, дискутируют по поводу ведущего компонента. Это может быть такое психическое образование как идеал [36].
Мировоззрение, по мнению Б.Д. Теплова, представляет собой ведущий компонент, являясь подструктурой связанной и со знаниями, и с умениями их применять к решению различных задач, с которыми человек сталкивается в своей жизни, и с отражением мотивов, оценок, идеалов, которые определяют направленность жизненных планов, формирование моральных качеств. [40]
Цели также могут быть завершающим и всеобъемлющим компонентом структуры направленности, что утверждают А.В. Иващенко, Е.М. Никиреев и др. [16, 28] Именно Е.М. Никиреев утверждает, что система целей, сфокусированная в личной целеустремленности, – один из основных показателей направленности личности. Г.Д. Луков и К.К. Платонов также считают, что направленность личности выражается в активной деятельности, ориентированной на достижение относительно сложных и отдаленных жизненно важных целей. [14]
Целая когорта ученых выставляет аксиологический акцент в системе личностной направленности. К ним относятся Л.И. Божович, считающая моральные ценности основным доминирующим мотивом деятельности. [6] Ценностную природу направленности подчёркивают Л.В. Зубова, М.Н. Григорьева. [10; 15] И.П. Шахова, рассматривая в своём исследовании триаду мотив – смысл – ценность, описывает ценность как связующее звено между смыслом, являющимся отражением первичной мотивационной силы, и личностью. [43]
Убеждения, как ведущую подструктуру направленности, подчеркивают В.Г. Деев, [11] В.Н. Мясищев, [26] Д.В. Колесов [22] и др. Убеждения – это знания действительности, признанные правильными/неправильными, важными/неважными. Это интеграция знаний, эмоциональных проявлений, интеллектуальных накоплений, волевых наработок личности.
Основополагающая роль установок признается большинством исследователей данного вопроса. Направленность личности, а также устойчивость её деятельности определяется иерархической природой установок, как механизмов, представленных смысловым и операциональным уровнями. [5] Установка, проявляющаяся во всех ипостасях функционирования личности, создает условия для преломления социального опыта и проявления себя в социальной действительности и поступках. «Смысловая установка, представляющая собой выражение личностного смысла в виде готовности к определённым образом направленной деятельности, стабилизирует процесс деятельности, придаёт деятельности устойчивый характер», а операциональная установка «…понимается как готовность к осуществлению определённого способа действий, возникает в ситуации решения задачи на основе вероятного прогнозирования и учёта условий наличной ситуации» [5, с. 344].
Е.П. Ильин в книге «Мотивация и мотивы» пишет по этому поводу: «Сведение направленности личности просто к потребностям, интересам, мировоззрению, убеждениям или идеалам…неправомерно. Только устойчивое доминирование потребности или интереса выступающих в роли долговременных мотивационных установок, может формировать стержневую линию жизни» [17, с.175].
Наш анализ приводит к выводу, что цели, ценности, идеалы, убеждения, установки, мировоззрение могут выходить на ведущий уровень в направленности личности, подчеркивая динамичность структуры.
В рамках структурного подхода также рассматривается взаимодействие направленности с другими системными свойствами личности. Например, направленность, входящая в структуру «Я-концепции» как подструктурный компонент Я-аксеологического и Я-рефлексивного. [1; 10] Или направленность как жизненная позиция личности. [11] Т.е. направленность может рассматриваться как высшая иерархическая подструктура личности и как структурная единица других психологических образований.
Функциональный подход ставит во главу угла прерогативу направленности в развитии, социальном взаимодействии и деятельности личности, при этом основанием для классификации видов направленности становится функциональное назначение.
Направленность выполняет следующие функции:
- характеристика личности с социально-психологической стороны: отношение к другим, к самому себе, к миру, труду, деятельности; определение нравственно-психологического облика личности [45]; определение психологического склада [23], психологического профиля личности [24]; характеристика личности со стороны её нравственного сознания [43], «ценностного сознания» [15];
- регулирование развития личности, личностного поведения и деятельности, ориентирование деятельности. [29]
Таким образом, анализ научной литературы позволяет нам сделать вывод, что направленность является одним из центральных свойств личности, высшим звеном её структурной организации. Анализ представленных подходов к пониманию содержания понятия «направленность» и ее роли в структуре личности создает базу для выявления признаков направленности личности, к которым мы относим: системность; устойчивость данной системы; иерархичность внутри системы; связь со всей системой характеристик личности; определяющую роль в активности личности.
1.2. Классификация направленности личности
Разнообразие научных взглядов и методологических подходов приводит к наличию в современной психологии множества классификаций направленности личности.
Классификация направленности по типам производится Д.И. Фельдштейном именно на основе функционального анализа:
- гуманистическая направленность с альтруистической акцентуацией (соответствует коллективистической направленности),
- гуманистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией,
- эгоистическая направленность с индивидуалистической акцентуацией,
- эгоистическая направленность с эгоцентрической акцентуацией,
- депрессивная направленность личности,
- суицидальная направленность личности.[45]
В классификацию Б.С. Братусь, выполненную на основании доминирующего способа отношения к себе и другому, входят следующие типы направленности: эгоцентрический, группоцентрический, просоциальный или гуманистический, духовный или эсхатологический. [7]
И.П. Шахова взяла за основу критерий развития нравственного сознания человека и выделила духовную (нравственную) направленность личности или нравственную направленность и бездуховную. [43]
Л.И. Божович, М.С. Неймаркий считают, что классифицировать направленность личности следует по характеру сформировавшихся устойчиво доминирующих мотивов и предлагают коллективистический, личностный и деловой типы направленности. [6; 27]
По мнению М.С. Неймарк, деление на коллективистическую, личностную и деловую направленность происходит на основе структуризации побуждений человека.[27]
Н.И. Рейнвальд в основу своей классификации кладет тип направленности, выделяя созидателей (участие в создании общественных отношений, включение в социальную систему), потребителей (потребление благ духовных и материальных), разрушителей (разрушение созданного другими).[34]
Б.И. Додоновым структурируются глорический, праксический, коммуникативный, альтруистический, пугнистический, романтический, гностический, акзитивный, эстетический типы, основанием для структурирования является предпочтительность эмоций. [31]
Опираясь на типологию Э. Фромма (продуктивный и непродуктивный виды направленности), Л.В. Зубова выделяет социальный и асоциальный типы. По ее мнению, в зависимости от типа направленности проявляется нежелательное асоциальное поведение. [15] Эту же позицию поддерживает А.А. Кириенко. По критерию доминирующего отношения личности к себе и окружающим она отмечет социальную и асоциальную направленность для описания диапазона личностных проявлений от социально положительных, одобряемых обществом, до враждебного отношения к общепринятым социальным ценностям.[20]
Особое место в современных исследованиях отводится исследованию профессиональной направленности личности. Профессиональная направленность понимается, прежде всего, как совокупность мотивационных образований (интересов, потребностей, склонностей, стремлений и др.), связанных с профессиональной деятельностью человека и влияющих, в частности, на выбор профессии, стремление работать по ней и удовлетворенность профессиональной деятельностью. Профессиональная направленность представляет собой интегральное образование и характеризуется предметом профессиональной направленности, в качестве которого выступает предпочитаемая профессия (вид деятельности); видами мотивов профессиональной деятельности; силой (уровнем) направленности, проявляющейся в степени выраженности стремления к овладению профессией и работе по ней; знаком, выражающимся в удовлетворенности-неудовлетворенности человека своей профессией.
Направленность личности в профессиональном становлении связана, прежде всего, с познавательной деятельностью и проявляется в интересах, связанных с развитием профессионализма. Немаловажным является и соответствие черт характера личности тому виду деятельности, интерес к которой в силу влияния различных социальных и культурных факторов, проявляет человек. [12]
Таким образом, разнообразие классификаций, опирающееся на разнообразие методологических подходов, подтверждает тезис о направленности личности как совокупность многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденций, неразрывно связанных с потребностями и интересами личности, которые и детерминируют ее деятельность.
1.3. Структура направленности личности
Понятие «структура направленности» повсеместно используется в психологии. Но не все ученые согласны с таким положением дел. Например, Д. Колесов называет это семантическим недоразумением. Он говорит не о «структуре направленности личности», а о нейропсихическом обеспечении такой направленности. Если направленность – это вектор, то структуру иметь он не может, а содержание нейропсихического обеспечения направленности, вполне может иметь структуру, в том числе: мотивы, установки, тенденции и др.
Потребности, интересы, склонности, идеалы и убеждения, определяя направленность личности, в то же время являются психическими формами выражения этого свойства. Соотношение указанных форм или сторон направленности образует собственную структуру направленности личности. [28]
С.Л. Рубинштейн предложил многослойную структуру направленности личности, утверждая, что именно направленность мотивирует деятельность человека, а компонентами структуры, по его мнению, являются потребности, интересы, идеалы.[36]
В последующих исследованиях структура направленности личности расширялась, дополняясь новыми компонентами, конкретизировалась, уточнялась. Например, А.Г. Ковалев включает в ее структуру мировоззрение, определяя направленность как систему отношения личности к окружающей действительности. [21]
Динамическая структура направленности по К.К. Платонову состоит из четырех подструктур:
- 1-я подструктура интегрирует социально обусловленные содержательные черты личности (отношения, моральные качества личности и т. д.). Входящие сюда характеристики личности отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Такая подструктура формируется путем воспитания, значение врожденных качеств минимально;
- 2-я подструктура (личный и социальный опыт) синтезирует знания, навыки, умения и привычки, автор отмечает здесь влияние врожденных, биологических процессуальных свойств;
- 3-я подструктура содержит черты личности, зависящие от индивидуальных особенностей психических процессов как форм отражения действительности;
- 4-я биопсихическая подструктура личности доказывает преобладание врожденности процессуального над приобретенностью. [14]
А.М. Столяренко, поддерживая позицию о направленности личности как ее ведущем психологическом свойстве, включает в микроструктуру: мировоззрение, потребности, идеалы, жизненные цели, интересы, социальные установки, склонности, мотивы.[39]
Некоторые отечественные психологи раскрывают свойства, дают качественную характеристику и классификацию направленности в зависимости от ее содержания. Например, К.К. Платонов считает, что в направленности надо различать такие свойства, как уровень, широта, устойчивость, интенсивность и действенность. [14]
Г.И. Аксенова структурирует в направленности личности – установки и тенденции, потребности и мотивы, интересы и идеалы, которые находятся в сложных, динамически иерархизированных отношениях, также акцентируя внимание на широте спектра психологических образований. По мнению ученого, понимание человека – это, прежде всего, понимание его направленности, выступающей в качестве интегративного внутреннего фактора мотивации его поведения и деятельности. [2]
В.И. Жернов представляет направленность личности как динамическую структуру, в которой на базе различных элементарных потребностей у человека появляются влечения, осознаются и трансформируются в желания. Затем с привлечением волевых и эмоциональных процессов происходит удовлетворение влечений, желаний, при этом потребность сначала проявляется как эмоциональное состояние, затем это состояние, становясь устойчивым, обобщается, осознается, становится мотивом деятельности. Одновременно потребности становятся формой проявления направленности. [13]
Таким образом, в процессе нашего исследования мы убедились в отсутствии единого мнения в современной науке по поводу сущности и структуры направленности личности.
1.4. Взаимосвязь мотивации и направленности личности
Рассматривая мотивацию как сложную динамично функционирующую систему интегрированных познавательных, аффективных и поведенческих процессов, современные психологи придают ей большое значение, трактуя как фактор влияния на продуктивность человеческой активности в деятельности.
Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами.
«В основе направленности личности, – согласно точки зрения Л.И. Божович, – лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальное, характеризуют строение мотивационной сферы человека. Возникновение такого рода иерархической системы мотивов обеспечивает наивысшую устойчивость личности». [31, с. 160]
«Мотивационное действие» может быть длительным или кратковременным, осознанно организованном или непроизвольным, но в любом случае индивидуально или социально значимый мотив проявляется в зависимости от типа личностной направленности, являясь структурной единицей мотивационной сферы личности.
З.Г. Ханова выделяет пять психологических факторов, определяющих мотивы деятельности:
1) ценностный фактор, (влияет на формирование ценностной структуры воплощаемой деятельности, предполагает обладание личностью высоким аксиологическим уровнем);
2) эмоциональный фактор (осуществляет эмоциональную поддержку активности мотивов, связанную не только с уровнем и направлением их возбуждения, но и с реальным переживанием, т.е. поддерживает мотив за счет переживания определенного отношения к выполняемой деятельности);
3) социальный фактор или фактор межличностного взаимодействия (ориентирует личность в зоне социального окружения);
4) волевой или регулятивный фактор (регулирует мотив посредством включения волевых усилий, направленных на сознательный контроль, обязует к самостоятельным решениям, инициации действий, саморегуляции и самоконтролю);
5) информационный фактор (принимает и перерабатывает новую информацию, актуализирует новые мотивы). [41]
Учитывая позицию Д. Колесова, который утверждает, что «по характеру доминирующих мотивов индивида вполне можно судить о направленности его личности. Но важно: личностными потребностями она определяется, а теми или иными мотивами реализуется», [22, с. 12] мы утверждаем, что потребностно-мотивационная сфера (сложная иерархическая структура личностных мотивов) частично характеризует направленность личности, представляя ее фундамент для формирования жизненных ценностей. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих и направляющих поступки, обеспечивает относительную стабильность личностной направленности. При этом мотивация структурируется в определённом порядке не только внутри каждого вида деятельности, но и ранжируется в систему мотивов различных видов деятельности. Сила влияния мотивации на проявление личностной направленности зависит от количества мотивов, побуждающих к деятельности, от значимости этих мотивов, от актуальности ситуативных факторов.
Фрагмент для ознакомления 3
2. Аксенова, Г.И. Психология личности: курс лекций [Текст] / Г.И. Аксенова. – Рязань: Отд. полиграфии ИТО Акад. ФСИН России, 2006. – 107 с.
3. Андреева, Т.В. Идеи Б.Г. Ананьева и эмпирическое исследование жизненного пути личности [Текст] / Т.В. Андреева // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2008. – № 1. – С. 52-59.
4. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В.С. Асеев. – М.: Мысль, 1976. – 158 с
5. Асмолов, А. Г. А 90 Психология личности: учебн. [Текст] / А.Г. Асмолов. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович; Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.
7. Братусь, Б.С. Аномалии личности [Текст] / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, – 1988. 301 с.
8. Валюх, М.Н. Диагностика здоровьесберегающей направленности личности [Текст] / М.Н. Валюх, Л.В. Голева // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2011. – № 5. – С. 13-15.
9. Голованова, Н.Ф. Шкала направленности личности на саморазвитие в различных жизненных сферах [Текст] / Н.Ф. Голованова, И.Б. Дерманова // Вестник Тверского государственного университета. – 2018. – № 3. – С. 52-56.
10. Григорьева, Н.А. Ценностные ориентации личности: теоретические основания и практика формирования [Текст] / Н.А. Григорьева. – Волгоград: Перемена, 2003. – 144 с.
11. Деев, В.Г. Психология направленности личности осужденных молодежного возраста: учеб. пособ. [Текст] / В.Г. Деев. – Рязань: Науч.-исслед. и ред.-изд. отд., 1979. – 78 с.
12. Дроздова, О.В. Сущность и содержание понятий «Направленность личности», «Профессиональная направленность» и «Педагогическая направленность» в трудах учёных XX века [Текст] / О.В. Дроздова // Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». – 2015. – № 15. – С. 14-19.
13. Жернов, В.И. Оценочная деятельность и формирование профессиональной направленности личности студента: монография [Текст] / В.И. Жернов. – Магнитогорск: Магнит. гос. ун-т, 2000. – 115 с.
14. Зверева, Т.В. Психологическое наследие К.К. Платонова [Текст] / Т.В. Зверева. – М.: Ин-т психологии РАН, 2016. – 212 с.
15. Зубова, Л.В. Психологические особенности ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности: Монография [Текст] / Л.В. Зубова. – Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2002. – 175 с.
16. Иващенко, А.В. Нравственные ценности и особенности их освоения школьной молодёжью в современных условиях: монография [Текст] / А.В. Иващенко. – М.: Институт молодежи, 1996. – 158 с.
17. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
18. Капцов, А.В. Методика для диагностики актуальных потребностей личности [Текст] / А.В. Капцов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2008. – № 2 (4). – С. 59-70.
19. Кареев, В.В. Профессионально-пенитенциарная направленность личности курсантов (теория воспитания): монография [Текст] / В.В. Кареев. – М.: Спутник+, 2016. – 99 с.
20. Кириенко, А.А. О понятии направленности личности, ее структуры и содержания [Текст] / А.А. Кириенко // Образование и саморазвитие. – 2010. – № 3 (19). – С. 161-166.
21. Ковалев, А.Г. Психология личности: учеб. пособ. [Текст] / А.Г. Ковалев. – Ленинград: Ленинг. гос. ун-т им. А.И. Герцена, 1963. –264 с.
22. Колесов, Д.В. Направленность личности [Текст] / Д.В. Колесов // Развитие личности. – 2008. – № 4. – С. 8-21.
23. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леоньтев. – М.: Политиздат, 1977. – 304 с.
24. Ломов, Б.Ф. Направленность личности [Текст] / Б.Ф. Ломов // Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – С.310-324
25. Лишин, О.В. Понятие «направленность личности» в отечественной и мировой психологии» [Текст] / О.В. Лишин // Мир психологии. – 2008. – № 2 (54). – С. 175-185.
26. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев. – М. : Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2011. – 398 с.
27. Неймарк, М.С. Сопоставление различных экспериментальных методик по выявлению направленности личности [Текст] / М.С. Неймарк, В.Э. Чудновский // Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М.: Педагогика, 1972. – С. 249-258.
28. Никиреев, Е.М. Направленность личности и методы ее исследования : учеб. пособие [Текст] / Е.М. Никиреев. – М. : Изд-во Моск. психолого-соц. ин-та, 2004. – 190 с.
29. Никифоров, Г.С. Психология здоровья: учеб. пособие [Текст] / Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.
30. Прангишвили, А.С. Исследования по психологии установки. [Текст] / А.С. Прангишвили. – Тбилиси: Менциереба, 1967. – 340 с.
31. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2009. – 460 с.
32. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей [Текст] / ред. А.А. Реан. – М.: Олма-ПРЕСС, 2003. – 124 с.
33. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст] / сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2001. – 672 с.
34. Рейнвальд, Н.И. Психология личности [Текст] / Н.И. Рейнвальд. М. : Изд-во ун-та дружбы народов, 1987. 196 с.
35. Резапкина, Г.В. Нравственная направленность личности: ограничения и возможности диагностики [Текст] / Г.В. Резапкина // – Академический вестник. – 2012. – № 1(5). – С. 95-102.
36. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2005. – 713 с.
37. Рубцова, Н.Е. Диагностика профессиональной направленности личности: учеб. пособие [Текст] / Н.Е. Рубцова. – Тверь: ТФ МГЭИ, 2011. – 132 с
38. Сластенин, В.А. Педагогика и психология. Учеб. пособие. [Текст] / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – М.: Академия, 2001. – 480 с.
39. Столяренко, Л.Д. Социальная психология : учеб. пособ [Текст] / Л.Д. Столяренко. – М. : Юрайт, 2014. – 219 с
40. Теплов, Б.М. Избранные труды [Текст] / Б.М. Теплов. В 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1985. – 328 с.
41. Ханова, З.Г. Взаимосвязь мотивации и типа направленности личности [Текст] / З.Г. Ханова // Вопросы науки и образования. – 2019. – № 14. – С. 72-77.
42. Цагарелли, Ю.А. Труды Е.П. Ильина как энциклопедия современной психологии Ю.А. Цагарелли // Психология человека в образовании. – 2019. – № 1. – С. 330-340.
43. Шахова, И.П. Комплексное изучение самооценки и ценностных ориентаций И.П. Шахова // Прикладная психология. – 2001. – № 4. – С. 12.
44. Щукевич, Я.В. Методика диагностики направленности личности [Текст] / Я.В. Щукевич // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. – 2009. – № 2 (6). – С. 151-161.
45. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2002. – 432 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней