Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 2
1 глава: Теоретические основы изучения развития памяти и воображения детей дошкольного возраста 4
§1.1 Проблема развития памяти и воображения детей дошкольного возраста в отечественных и зарубежных литературных источниках 4
§1.2 Особенности развития памяти и воображения детей дошкольного возраста 9
§1.3 Возможности развития памяти и воображения в дошкольном возрасте 19
Вывод 23
2 глава. Развитие памяти и воображения детей дошкольного возраста 24
§2.1 Методы и процедуры исследования памяти и воображения у детей дошкольного возраста 24
§2.2. Анализ результатов исследования 28
§2.3. Рекомендации по развитию памяти и воображения детей дошкольного возраста 30
Вывод 36
Заключение 37
Список литературы 38
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
У детей дошкольного возраста идет формирование основных свойств и возможностей памяти. Родители и воспитатели могут помочь им с этим. Небольшие тренировки выглядят как игра, но имеют важное значение для будущего развития личности малыша.
Память – это комплекс познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению информации и воспроизведению приобретенных знаний и навыков. Другими словами память обеспечивает нам запоминание и последующее использование накопленной информации. Память необходима для нормального и полноценного существования человека. Способность запоминать обеспечивает возможность ребенка накапливать опыт, а это, в свою очередь, необходимое условие формирования восприятия, мышления и речи. Поэтому развитие памяти у дошкольников становится важной задачей для педагогов и родителей.
Ребенок дошкольного возраста проявляет активность в познании окружающего мира, ищет ответы на свои вопросы, пытается получить как можно больше информации о том, что его интересует. Новые знания запоминаются и сохраняются, а когда возникает необходимость, воспроизводятся. Такая форма отражения опыта и называется памятью.
Развитие памяти дошкольников неразрывно связано с формированием других познавательных процессов. Так, узнавание объектов и явлений в восприятии возможно только в случае, если они уже воспринимались в прошлом, а информация о них запечатлелась в памяти. С другой стороны, процесс запоминания представляет собой установление связей между тем, что наблюдается, воспринимается непосредственно в этот момент и тем, что было в опыте ребенка ранее.
Воображение — это не что иное, как психический процесс, за счет которого человек получает возможность рисовать новые образы на основе имеющегося жизненного опыта. Воображение позволяет ребенку дошкольного возраста найти свое место в мире, реализовать имеющиеся способности, а также способствует пониманию школьной программы, то есть готовит малыша к обучению в школе.
Пиком развития воображения можно назвать период от старшего дошкольного возраста до 12 лет. В это время крайне важно способствовать развитию этого свойства психики ребенка, так как дальше это делать будет все сложнее. Дети, развитию которых в этом направлении не уделяют внимания, как правило, не способны самостоятельно фантазировать. Более того, у них не возникает потребности и интереса к деятельности творческого характера, они никогда не смогут мыслить креативно, особенно если это будет касаться отвлеченных тем.
Цель: изучить особенности развития памяти и воображения детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Рассмотреть теоретические основы изучения развития памяти и воображения детей дошкольного возраста.
2.Выявить развитие памяти и воображения детей дошкольного возраста.
1 глава: Теоретические основы изучения развития памяти и воображения детей дошкольного возраста
§1.1 Проблема развития памяти и воображения детей дошкольного возраста в отечественных и зарубежных литературных источниках
Большое внимание зарубежными и отечественными психологами уделялось вопросу изучения и развития памяти детей. Первые исследования памяти у детей основывались на эмпирических наблюдениях. Подавляющее большинство зарубежных исследователей трактовали память как «функцию» или «свойство» психики, заключающееся в элементарном запоминании и последующем воспроизведении прошлых следов. Основной интерес представляла количественная, результативная сторона памяти.
Работы В. Прейера, Г. Колшейре, М. Шинна, В. Анри, В. Амента, посвященные умственному развитию ребенка положили начало исследованию детской памяти. В. Штерн, К. Бюлер, Э. Мейман обобщили значительный фактический материал по проблеме развития памяти ребенка. В. Штерн в своей книге «Психология раннего детства до шестилетнего возраста» пытался наметить основную линию развития памяти на протяжении дошкольного детства. Он полагал, что развитие памяти ребенка идет как по линии удлинения скрытого периода узнавания и воспроизведения, так и возникновения первых проявлений произвольной памяти. Взгляды Штерна на детскую память носят идеалистический характер. К. Бюлер и Э.Мейлан, изучая проблему детской памяти, пришли к выводу, что память в детские годы носит механический и субъективный характер.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. Пособие для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2012.
2.Божович Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна/ Москва. 2015.
3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2010. С. 213.
4.Венгер Л.А., Психология: Учебное пособие для учащихся пед. училищ — М.:Просвещение, 1988.
5.Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 2011.
6.Выготский Л.С. Вопрос детской психологии.–М., 1997.–424 с.
7.Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М.-Воронеж, 2012. с. 105.
8.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: 3-е издание. - М.: 1999.
9.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Комплекс-Центр, 2013.
10.Детская психология /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько – Минск, 2000.
11.Джеймс У. Психология. – М.,1999.
12.Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы психологии. 2008. № 6. с. 52 – 59.
13.Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 2009.
14.Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М.: Изд. АПН РСФСР. - М.: 1961.
15.Игнатьев Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения. Вып. 76. М., 2006.
16.Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч. 2, - М.: 1981.
17.Кораблина Е., Ронгинский А. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности. – СПб.: ИНФРО-М - 2012.
18.Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М., 2011.
19.Леонтьев А.Н. Хрестоматия по психологии. – М.: Просвещение, 2002.
20.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 2002 С. 513.
21.Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. - М.: 1994.
22.Люблинская А.А. Детская психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов. – М., 2009.
23.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. — М., 2013.
24.Мухина В.С. Детская психология Москва. 2013.
25.Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр Академия, 2014.
26.Немов Р.С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2012.
27.Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем детстве — М, 2015.
28.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная психология). Учебник. — М.: Российское педагогическое агентство, 2006.
29.Панько Е.А.и др. Развитие познавательных процессов дошкольников: Учебное пособие. —Минск, 2012.
30.Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов/ Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина. — М., 2011.
31.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 2012.
32.Психология дошкольника: Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М., 2010.
33.СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии: Серия «Учебники, учебные пособия» — 3-е изд., перераб. и дополн. — Ростов - на — дону: «Феникс», 2013.
34.Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник Куров В. Н. – Ярославль: «Академия развития», 2015. – 240с., ил. – /Серия: «Вместе учимся, играем»/.
35.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних пед. учебных заведений — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия»,2007.
36.Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для средних и высших пед. учебных заведений и работников дошкольных учреждений — 2-е изд., стереотип — М.: Издательский центр «Академия», 2013.