Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данной темы обусловлена, тем, что воспитания скоростно-силовых показателей в современном дзюдо является одним из важных качеств физического развития как юных, так и более старших дзюдоистов на разных уровнях подготовки.
На сегодняшний день правила дзюдо регламентируют очень динамичную, скоростную, и технически развитую манеру ведения борьбы, что способствует развитию скоростно-силовой способностей, начиная с уровня начальной подготовки юных спортсменов.
Сила борца, как и другие физические качества, отличается своей спецификой от силы гимнаста или штангиста. Борец должен обладать сочетанием силы и общей и специальной выносливости, а также уметь применять в любой из моментов схватки максимальные усилия, в тех случаях, когда необходимо увеличение темпа и силового давления. Следовательно, в методику, развивающую скоростно-силовые способности, должны включаться элементы, сходные по структуре с движениями в борьбе. В этом случае будут осуществляться совершенствование техники и других необходимых качеств борца параллельно с необходимым нам качеством.
Глава 1. Игровой метод в развитии скоростно-силовых способностей
1. 1 Общая характеристика скоростно-силовых способностей
Любое движение выполняется или сохраняется какая-либо поза тела человека под воздействием работы мышц. Величина усилия, развиваемого при этом, называется мышечной силой. Сила мышц является способностью человека к преодолению за счет мышечных напряжений внешнего сопротивления или противодействию ему [4, 21].
Одним из наиболее определяющих мышечную силу существенных моментов является режим работы мышц. При выполнении различных двигательных действий проявление силы мышц возможно:
- при уменьшении длины мышц (работа в преодолевающем, т.е. миометрическом режиме, например, при выполнении лежа на горизонтальной скамейке жима штанги);
- при увеличении длины мышц (работа в уступающем, т.е. полиометрическом режиме, например, при приседании со штангой на плечах);
- не изменяя длину мышц (при работе в статическом, т.е. изометрическом режиме, например, при удержании в наклоне вперед разведенных рук с гантелями);
- при изменении напряжения и длины мышц (при работе в смешанном режиме, например, на кольцах подъем силой в упор).
Первые два режима характеризуют динамическую, третий –статическую, четвертый – статодинамическую работу мышц. Силу можно проявлять медленно и быстро в любом режиме работы мышц. Это характер их работы.
Различаются следующие виды силовых способностей: силовые, способности и силовые способности в соединении с другими двигательными способностями (силовая выносливость, скоростно-силовые, силовая ловкость).
Проявлением скоростно-силовых способностей считаются двигательные действия, в которых необходимо использование значительной быстроты движений, а также значительной силы мышц (прыжки с места и разбега в длину и высоту, метание снаряда и т.п.). При этом, чем значительнее преодолеваемое спортсменом внешнее отягощение, (например, выполнение рывка гири достаточно большого веса, при толкании ядра), тем большая роль отводится силовому компоненту, возрастает значимость скоростного компонента при меньшем отягощении (например, при метании малого мяча).
Скоростно-силовые способности характеризует непредельное напряжение мышц, которое может проявляться необходимой или максимальной мощностью в выполняемых со значительной скоростью упражнениях. Проявлением скоростно-силовых способностей являются двигательные действия, в которых требуется быстрота движения наряду со значительной силой мышц. В выполняемых движениях соотношение скоростного и силового компонента определяет величина внешнего сопротивления, которое нужно преодолевать. Основные виды скоростно-силовых способностей представлены быстрой силой и взрывной силой.
1.2 Сенситивные периоды развития скоростно-силовых способностей
В процессе онтогенеза (развития) каждого человека происходит не равномерный рост физических качеств. Установлено, что на отдельных возрастных этапах развитие разных физических качеств проходит по-разному. Некоторые из этих качеств подвергаются качественному развитию в тренировочном процессе, а также уровень некоторых может снижаться. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в такие периоды онтогенеза тренировочные воздействия на физические качества должны отличаться. Те временные границы, в которых создаются благоприятные условия для формирования определённых физических качеств, называют «сенситивным» периодом. Периоды стабилизации или снижения уровня физических качеств получили название «критические». Совершенствования двигательных способностей в спортивной подготовке будет более эффективным, если применять педагогические воздействия, которые будут совпадать с особенностями разных периодах онтогенеза [3,8].
Возрастные периоды развития физических качеств:
- развитие быстроты осуществляется в возрате с 9 до 12 лет;
- развитие силы происходит с 14 до 17 лет;
- гибкость развивается с 7 до 10, с 13 до 14 лет;
- развитие скоростно-силовых качеств осуществляется с 9 до 10, с 14 до 17 лет;
- развитие ловкости происходит с 6 до 10, с 16 до 17 лет;
- выносливость развивается с 9 до 10, с 12 до 13 лет.
1.3 Средства, развивающие скоростно-силовые способности
Основными средствами в развитии скоростно-силовых способностей являются упражнения, для которых характерна высокая мощность мышечных сокращений. Другими словами, они характеризуются таким соотношением силовых и скоростных характеристик движения, при которых в возможно меньшее время проявляется значительная сила. Входящие в эту категорию упражнения определяются как «скоростно-силовые». Отличием этих упражнений от силовых является повышенная скорость и, следовательно, применение менее значительных отягощений. В зависимости от возникновения сопротивления они подразделяются [16]:
1. Упражнения с внешним сопротивлением:
- упражнения с тяжестями (штанга, гантели, гири)
- упражнения с сопротивлением других предметов (резиновый жгут, блочные устройства и др.)
- упражнения с использованием преодоления сопротивления внешней среды (бег по песку, снегу, в горку).
2. Упражнения с применением преодоления собственного тела применяются в занятиях людей различного возраста, пола, подготовленности и во всех формах занятий.
- гимнастические силовые упражнения (сгибания разгибания рук в упорах, лазания по канату, поднимания ног к перекладине);
- легкоатлетические прыжковые упражнения (прыжки на одной или двух ногах, в глубину).
1.4 Методы формирования скоростно-силовых способностей
Скоростно-силовые возможности мышечных групп в большей степени проявляются или вовлеченных в работу количеством двигательных единиц, или сократительными свойствами мышц и их особенностями. В соответствии с этим к развитию скоростно-силовых способностей выделяют два подхода: применение упражнений или с непредельными отягощениями, или с максимальными усилиями. Необходимо помнить, что общими для различных спортсменов являются методы развития скоростно-силовых качеств, поскольку их выбор не определяется специализацией, квалификацией и индивидуальными особенностями спортсмена. В соответствии со способами стимулирования мышечных напряжений выделяют следующие методы направленные на развитие скоростно-силовых способностей [15]:
1. Метод максимальных усилий.
2. Повторных непредельных усилий.
3. Изокинетических усилий.
4. Динамических усилий.
5. Ударный метод.
6. Круговая тренировка.
7. Игровой метод.
Метод максимальных усилий основывается на применении упражнений с использованием субмаксимальных, максимальных и сверхмаксимальных отягощений. Выполнение каждого упражнения осуществляется в несколько подходов. При преодолении предельных сверхпредельных сопротивлений в одном подходе количество повторений упражнения может составлять 1-2 раза максимум три. Движения выполняются в произвольном темпе, со скоростью. варьирующей от малой до максимальной. Можно использовать разные варианты этого метода, в основе которых лежат разные способы повышения отягощения в подходах.
Этот метод обеспечивает повышения максимальной динамической силы без значительного роста массы мышц.
Следует учитывать, что предельными нагрузками затрудняется самоконтроль техники выполняемых действий, повышается риск получения травмы. Этот метод следует применять 1-2 раза в неделю.
Метод повторных предельных усилий. Этим методом предусматривается необходимость многократно преодолевать непредельное внешнее сопротивление до наступления значительно выраженного утомления или до «отказа». Упражнения выполняются в течение каждого подхода без пауз и отдыха. Один подход может содержать от 4 до 15-20 и более повторений упражнения. В течение одного занятия обычно выполняют 2-6 серий, каждая серия включает в себя 2-4 подхода. Между подходами имеется пауза для отдыха продолжительностью от 2 до 8 минут, между сериями пауза составляет 3-5 минут.
1.5 Игровой метод
Сущностью игрового метода является организация двигательной деятельности занимающихся на основании содержания, условий и правил подвижных игр.
Игровой метод характеризуется рядом методических особенностей:
- при использовании игрового метода обеспечивается комплексное всестороннее развитие физических качеств, совершенствуются двигательные умения и навыки, поскольку процесс игры позволяет проявлять их в тесном взаимодействии, не изолированно; игровой метод позволяет осуществлять избирательное развитие определенных физических качеств (путем подбора определенных игр);
- игра содержит элементы соперничества, что требуют значительных физических усилий от занимающихся, и таким образом игра становится эффективным методом воспитания физических способностей;
- в игре имеется возможность широкого выбора различных способов в достижении цели, действия носят импровизационный характер, что способствует формированию у занимающихся творчества, инициативы, самостоятельности, целеустремленности и других ценных качеств личности;
- в условиях противоборства необходимость соблюдения условий и правил игры позволяет педагогу осуществлять целенаправленное формирование нравственных качеств у занимающихся: чувства взаимопомощи и сотрудничества, сознательной дисциплинированности, воли, коллективизма и т.д.
В дошкольном возрасте игровой метод используется в качестве основного, в младшем школьном возрасте этот метод является одним из основных.
Игры могут быть командными и некомандными, сюжетными и бессюжетными.
Командные игры предусматривают деление участников на команды, и достижение успеха коллектива определяется действиями каждого игрока Обычно командные игры используются при проведении занятий с детьми среднего школьного возраста [20].
Некомандные игры не предполагают разделение участников на команды. Каждый играющий в них решает самостоятельно поставленные перед ним задачи
Сюжетными являются игры, которые основываются на определенной тематике. Если у сюжетной игры сложные правила, необходимо предварительно объяснить ее и разыграть. При объяснении игры нужно рассказать ее содержание, определить правила, разделить играющих на равные по силам группы, выбрать водящего [11].
1.6 Использование игрового метода в развитии скоростно-силовых способностей
Применение игрового метода предполагает процесс воспитания скоростно-силовых качеств преимущественно в процессе игровой деятельности, где режимы напряжения различных мышечных групп изменяются при различных игровых ситуациях и возникает необходимость борьбы с нарастанием утомления организма.
Для воспитания скоростно-силовых способностей можно использовать игры, в которых предполагается удерживать внешние объекты (например, удерживать партнера – игра «Всадники»), игры, предполагающие преодоление внешнего сопротивления (например, «Перетягивание каната»), игры, в которых чередуются режимы напряжения разных мышечных групп (например, разные эстафеты с переносками грузов, имеющих различный вес).
В физическом воспитании игровой метод может быть использован при первоначальном разучивании движений в целях комплексного совершенствования, с целью совершенствования физических качеств, поскольку игровой метод имеет благоприятные предпосылки для развития быстроты. Обучение с использованием игровой формы предполагает включение в тренировку упражнений, носящих соревновательный характер [5].
В игровой форме могут выполняться вспомогательные игры и упражнения, подготовительные упражнения, содержащие в себе элементы соперничества.
Игровой метод может применяться на основе любых физических упражнений.
Он позволяет в наибольшей мере осуществлять совершенствование таких качеств и способностей, как ловкость, скорость, координация. В игровой форме можно выполнять такие упражнения, как подвижные игры, игровые задания [13].
Однако игровой метод нельзя связывать только с этими упражнениями, поскольку применение этого метода возможно с использованием материалов самых разных двигательных действий, проведение которых осуществляется в форме игры.
Глава 2 Изучение скоростно-силовых способностей юных дзюдоистов в возрасте 7-8 лет на этапе начальной подготовки
2.1 Методы исследования
Исследование проводилось на базе спортивного клуба «Сибирь». В исследовании приняли участие 8 юных спортсменов первого года обучения в возрасте 7-8 лет: 5 мальчиков, 3 девочки.
Для определения уровня физической подготовленности спортсменов были использованы тесты-упражнения.
На третьем этапе выполнялась обработка полученных результатов тестирования, формулировка выводов, оформление текста работы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ и обобщение научно-методической литературы по теме работы, сравнение, классификация, обобщение, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, статистическая обработка полученных данных.
Теоретический анализ и обобщение литературных данных. Для написания данной работы использовалось 46 источников: книги, учебные программы, научные работы, учебники и т.д. В результате анализа и обобщения данных различных литературных источников были выявлены некоторые тенденции и закономерности по изучаемой проблеме, позволившие провести исследование
Педагогическое наблюдение – это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В исследовании могут применяться различные виды объективного наблюдения.
Педагогическое наблюдение проводилось с целью изучения воздействия игрового метода на развитие скоростно-силовых способностей.
Тестирование – это испытание или проверка определенной формы активности испытуемого, ограниченное по времени выполнения заданий, результаты которых поддаются количественной (и качественной) оценке и позволяют установить индивидуально-психологические особенности личности.
Тест №1. Прыжок в длину с места.
На площадке проведена линия, перпендикулярно к которой располагается сантиметровая лента. Спортсмен встаёт около линии, не касаясь её носками, затем отводит руки назад, сгибает ноги в коленях и оттолкнувшись ногами, сделав руками резкий мах вперёд, прыгает вдоль разметки. Расстояние измеряли от линии до пятки сзади стоящей ноги. Каждый обучающийся делал три попытки, лучший результат шел в зачёт.
2.2 Результаты исследования
Заключение
Скоростно-силовые качества представляют собой способности человека к проявлению максимальных мышечных усилий в кратчайшие промежутки времени, с сохранением оптимальной амплитуды движения.
Проявление скоростно-силовых способностей определяются не только величиной мышечной силы, но и способностью нервно-мышечной системы к преодолению сопротивления с сохранением высокой скорости мышечных сокращений. Это имеет большое значение для достижения определённых целей во многих движениях в дзюдо (срыв захватов, выполнения бросков, переводов в партере, болевых и удушающих приемов).
В методику воспитания скоростно-силовых качеств включены разные средства и методы такие как методика максимальных усилий, метод повторных непредельных усилий, метод изокинетических усилий, ударный метод, метод динамических усилий, метод круговой тренировки и игровой метод. Важное место в методике воспитания скоростно-силовых способностей отводится проблеме сочетания методов в оптимальных пропорциях, в которые включены различные формы упражнений.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Айропетянц, Л.Р. Спортивные игры. [Текст]/ Л.Р. Айропетянц, М.А. Годик. - Ташкент, - 2015. – 46 с.
2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания. [Текст]/ Б. А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 2014. – 288 с.
3. Быков В.С. Развитие двигательных способностей учащихся [Текст]: Учебное пособие / Быков В.С.. - М.: Академия,2008.-174 с.
4. Былеев, Л.В. Подвижные игры. [Текст] / Л.В. Былеев, И.М. Коротков - М.: ФиС, 2014. – 81 с.
5. Вавилова Р.И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре [Текст]/ Вавилова Р.И.. - М.: Просвещение, 2003. - 245 с.
6. Васильков Г. А. От игры - к спорту. [Текст] / Васильков Г. А., Васильков В.Г. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 100с.
7. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания [Текст]/ А.А. Васильков.- Ростов - на - Дону: Феникс, 2008.- 381 с.
8. Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки. [Текст]/ Ю.В.Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 8. - С. 21-28.
9. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка) [Текст]: Учебное пос. для студ. пед. вузов; Д.А. Фарбер. - М.: Академия, 2007. - 416 с.
10. Воробьёв В.И. Лекции по физиологии спорта [Текст]/ Воробьёв В.И., Пустозёров А.И.. - Челябинск: УралГАФК,2011.- 218.
11. Годик М.А. О методике тестирования физического состояния детей [Текст] / М.А.Годик // Теория и практика физической культуры. 2013. № 8. С. 32-34
12. Дзюдо С. В. Ерегин / И. Д. Свищев, С. И. Соловейчик, В. А. Шишкин [и др.] / Советский спорт: Программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – Москва 2009 – стр. 9-12.
13. Ермолаева М.Г. Игры в образовательном процессе: Методическое пособие. [Текст] / М.Г. Ермолаева. - СПб.: СПб ГУПМ, 2013. - 64 с.
14. Зазнобин А. В. Подвижные игры на занятиях единоборствами [Текст] / А.В. Зазнобин./ Физическая культура в школе. -2012 - № 1. - С.55-57
15. Занимательная физиология [Текст] - М, Книжный Клуб Книговек, Северо-Запад, 2010. - 256 с.
16. Кузнецов, В.С. Физическое упражнение и подвижные игры. Метод. пособие [Текст] / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: НЦ ЭНАС, 2016.-151с.
17. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физического воспитания [Текст]: Учебник для институтов физ. культ. /Курамшин Ю.Ф. - М.: Академия, 2005. - 305 с.
18. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания [Текст]: Учебник./ Матвеев Л.П. - М.: Академия, 2005. - 265 с.
19. Методика определения и развития скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста [Текст] / Губа В.П., Строева И.В. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: журнал в журнале. 2009. № 3. С. 31-34.
20. Озолин Н.Г. Молодому коллеге [Текст]/ Озолин Н.Г.. М.: Физкультура и спорт, 2003. - 402 с.
21. Подвижные игры. Практический материал [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры. - М.: ТВТ Дивизион, 2015. - 280 с.
22. Романенко М.И. Физкультура [Текст]/ Романенко М.И.. - Киев, 2008. - 260 с.
23. Солодкой А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: Учеб / А.С. Солодкой, Е.Б. Сологуб. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с.
24. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства. [Текст]/ под ред.: Ю. Д. Железняка.; рец.: С. Ю. Тюленьков, А. Я. Гомельский – Москва : Академия, 2014. – 174 с.
25. Холодов Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 480 с