Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена тем, что, к сожалению, государственное управление пока изобилует нарушением действующего законодательства, а его субъекты часто превышают полномочия и игнорируют обязанности, возложенные на них. В настоящее время наблюдается отсутствие должного анализа и учета правонарушений в области управления, а также оценки эффективности применяемых мер ответственности к субъектам государственного управления. Одной из острых и актуальных проблем остается ответственность на государственной службе. Ответственность может быть имущественной, дисциплинарной, административной и уголовной в зависимости от субъекта правоотношения. Должностные лица могут нести все виды ответственности в зависимости от совершенного правонарушения.
1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
1.1. Статус государственных служащих
В июле 1995 г. был принят Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», в котором впервые в современной России установлены правовые основы государственной службы, ее организации, а также основы правового статуса служащих и порядок прохождения ими службы. В соответствии с указанным Федеральным законом к государственной службе были отнесены только те лица, которые замещали государственные должности в государственных органах, а все должности в государственных органах разделены в зависимости от назначения на разные категории.
В качестве основной цели указанного Федерального закона выступало создание единой федеральной базы государственной службы, придание ей эффективности и профессионального характера. В нем были, помимо прочего, закреплены основные принципы государственной службы, введен ряд ограничений для служащих государственных органов, урегулированы дисциплинарные вопросы государственной службы. Немаловажным фактом было закрепление системы гарантий для государственных служащих, что способствовало укреплению системы государственной службы.
В настоящее время определение госслужащего дано в ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Это гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств соответствующего бюджета.
Правовой статус государственного служащего производен от правового положения государственного органа. Главным его элементом, безусловно, является государственная должность.
Определяющим элементом административно-правового статуса государственного служащего являются государственно-властные полномочия. Наделение государственного служащего частью функций, которые возложены на государственный орган, невозможно без включения в его административно-правовой статус полномочий как составной части компетенции государственного органа. Государственный служащий, реализующий государственно-властное полномочие, вправе давать основанные на законе распоряжения и указания лицам, не находящимся по отношению к нему в непосредственном подчинении, выступать от имени государственного органа и государства в целом, применять в некоторых случаях меры государственного принуждения.
Служебные обязанности возведены в ранг нормативных предписаний и устанавливаются законодательством для всех либо для определенного круга государственных служащих. Должностные обязанности, в отличие от служебных, определяются должностными инструкциями, регламентами, положениями, уставами, разрабатываемыми на основе квалификационных требований, установленных законодательством о соответствующем государственном органе, и утверждаются руководителями этих органов и их структурных подразделений. Посредством данных актов конкретизируется выполнение соответствующих функций, совокупность обязанностей, взаимодействие структурных подразделений, система связей между государственными служащими.
1.2. Правовые начала ответственности на государственной службе
О наказании государственных служащих можно говорить в трех значениях. Во-первых, как о межотраслевом функциональном институте права. Во-вторых, как о санкции, предусматривающей меры наказания. В-третьих, как об определенном процессе возложения и применения мер ответственности.
Законодательно закреплены понятия уголовного и административного наказания. Ни в одном из существующих нормативных правовых актов не сформулировано понятие дисциплинарного наказания (взыскания). Проанализируем общие признаки административного и уголовного наказания.
В КоАП РФ указано, что наказание - это мера ответственности, а в УК РФ указано, что наказание является мерой принуждения. Сущность этих признаков общая, так как мера ответственности является разновидностью мер государственного принуждения. Очевидно, что в УК РФ сформулировано понятие наказания через более обобщенную категорию.
В качестве фактического основания применения наказания законодатель в УК РФ называет преступление, а в КоАП РФ административное правонарушение. Однако преступление является разновидностью правонарушения.
В КоАП РФ законодатель подчеркивает, что это не просто мера ответственности, а мера ответственности, установленная государством. Юридическая техника указания на государственное принуждение в УК РФ несколько иная, в нем говорится о мере государственного принуждения. Сущность здесь одинакова, в обоих случаях подчеркивается связь с государством, а также отмечается, что исходит наказание от государства.
В определении как уголовного наказания, так и административного законодатель указывает на цель предупреждения совершения новых правонарушений. В статье 3.1. КоАП РФ, определяющей понятие административного наказания, в отличие от Уголовного кодекса, законодатель не указывает на вид акта применения права, на основании которого реализуется административное наказание. В УК РФ это приговор суда. Ответ на вопрос о том, почему законодатель не указал на вид акта применения права, достаточно прост. Сделано это на основании правил юридической техники и экономии законодательного «пространства». Перечень органов, которые наделены правом применять меры административной ответственности, очень обширен, и в случае их перечисления в одной статье она получилась бы очень трудной для восприятия, а не краткой и лаконичной.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
2.1. Дисциплинарная ответственность
Дисциплинарная ответственность государственных гражданских служащих, как и любая другая, реализуется в рамках охранительных правоотношений. Субъектами этих отношений, с одной стороны, является гражданский служащий, с другой - представитель нанимателя. Публично-правовой характер таких отношений позволяет представить дисциплинарную ответственность гражданских служащих не только как самостоятельный институт административного права, но и как самостоятельный вид юридической ответственности.
Дисциплинарная ответственность - это самостоятельный вид юридической ответственности, существующий в отечественной правовой системе, который по частоте применения и потенциальным возможностям традиционно доминирует в системе государственной службы Российской Федерации. Дисциплинарная ответственность в служебном праве является динамичным, но достаточно бессистемно развивающимся видом юридической ответственности государственных служащих. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих служебные отношения, позволяет констатировать отсутствие у их разработчиков единой концепции построения служебного законодательства Российской Федерации. Это касается и правового регулирования служебных отношений, связанных с привлечением государственных служащих к дисциплинарной ответственности.
Представляется, что для развития данного правового института требуются продуманные и системные подходы, что обуславливает необходимость формирования единой дисциплинарной политики, непосредственно связанной с такой научной категорией, как «служебная деликтность».
Ученые, применяя системный подход к анализу административной деликтности, определяют ее как сложную динамическую систему, обусловленную комплексом социальных факторов и целенаправленных социально-поведенческих актов противоправного характера и представляющую собой множество элементов в виде отдельных административных проступков и субъектов их совершения, которое образует многократно расчлененную совокупность, характеризуемую в определенных пространственно-временных рамках.
В узком смысле служебная деликтность может быть определена как самостоятельное социально-правовое явление, системная совокупность служебно-дисциплинарных деликтов, совершаемых государственными служащими за определенный отрезок времени.
Представляется, что, исследовав служебную деликтность и оценив должным образом состояние служебной дисциплины в аппарате государственных органов, государство должно разработать концепцию дисциплинарной политики, направив усилия на ее последовательное укрепление, поскольку от состояния служебной дисциплины в отдельно взятых государственных органах напрямую зависит эффективность государственного управления в нашей стране.
2.2. Административная ответственность
Административная ответственность должностного лица – это разновидность и составная часть института административной ответственности, на основании чего ей присущи признаки последней, общие с ней основания наступления. Но, при этом у нее есть свойственные только ей специфические черты, особое содержание элементов состава должностных административных правонарушений, которые являются следствием наличия специальных субъектов правонарушений – должностных лиц, обладающих особенным правовым положением.
Исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежат должностные лица при совершении ими административного правонарушения в связи с невыполнением либо ненадлежащим выполнением своих должностных обязанностей. Следовательно, устанавливается ответственность во время виновного, как действия, так и бездействия должностных лиц.
Административная ответственность должностного лица – это сложное, многоплановое явление, суть которого определяется социальным характером происхождения и раскрывается при помощи взаимоотношений личности и общества.
Из этого, в общесоциальном плане административная ответственность должностного лица является связью между двумя субъектами, в которой одна сторона (ответственная) – должностные лица – обязываются на основании своего правового статуса выстраивать свое поведение в процессе выполнения служебной деятельности на основании ожидаемой модели, содержащейся в нормах права, охраняемой административными санкциями, а вторая сторона – органы административной юрисдикции - контролируемые, оцениваемые данное поведение и его результат, и в случаях отрицательных оценок и присутствия вины они могут применять определенные административные наказания, предусмотренные нормами административного права.
Кроме этого одна из основных функций административной ответственности должностного лица, показывающая ее социальную ценность в качестве средства обеспечения соблюдение дисциплины и законности должностным лицом во время осуществления служебной деятельности, это стимулирующая функция. С данной позиции административная ответственность должностного лица – это система мер морального, материального и психического воздействия уполномоченного на то государственного органа (субъекта административной юрисдикции) на сознание, волю должностных лиц с целью достижения на основании требований, закрепленных в нормах административного права, должного поведения, соответствующего интересам общества.
Признаки, составляющие содержание административной ответственности должностного лица и отражающие ее специфику в качестве института административной ответственности, это:
субъект – должностные лица, которых характеризуют наличием специального правового статуса;
основание – должностные административные правонарушения;
обособленная совокупность правовых норм, которые регулируют административную ответственность должностного лица;
ограниченный перечень мер административной ответственности, который применяют к должностному лицу.
2.3. Уголовная ответственность
Государственные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, могут нести административную или уголовную ответственность в случаях, специально предусмотренных законодательством.
Уголовный кодекс Российской Федерации содержит главу 30, устанавливающую ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В научной литературе данные преступления часто традиционно именуют должностными. Это название является устоявшимся, частоупотребительным, но вместе с тем с формальной точки зрения слишком узко описывает субъект названных преступлений.
Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям гл. 30 УК в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.
Должностными лицами в статьях гл. 30 УК РФ именуются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, государственные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, могут нести административную или уголовную ответственность в случаях, специально предусмотренных законодательством.
Завершая работу можно отметить, что вызывает сомнения корректность неизбежной дифференциации указанных «подвидов» ответственности с точки зрения ее субъекта на:
1) ответственность гражданских служащих, которая, независимо от характера правонарушения, лежащего в ее основе, будет представлять собой служебную ответственность, и
2) ответственность иных лиц, наступающую за дисциплинарные проступки, административные правонарушения и преступления и относящуюся соответственно к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Собрание законодательства РФ, 26.06.2006. № 26. ст. 2780.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
7. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.
8. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Российская газета, № 104, 31.05.2003.
9. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020.
10. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Российская газета, № 207, 30.10.2009.
12. Гладких В.И. О совершенствовании уголовного законодательства по противодействию коррупции среди муниципальных служащих // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 10. С. 60.
13. Добробаба М.Б. Служебная деликтность: понятие и значение для формирования дисциплинарной политики в системе государственной службы Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2016. № 4. С. 299/
14. Занина Т.М., Шебанова О.А. К вопросу об административно-правовом статусе государственных гражданских служащих // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сборник статей по материалам X Юбилейной международной научно-практической конференции (Сорокинские чтения), 22 марта 2019 года. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2019. С. 65 - 68.
15. Коломоец Е.Е. Трудовой договор и служебный контракт: проблемы теории и правоприменения: монография. Москва: Проспект, 2019. С. 98.
16. Липинский Д.А. О понятии и функциях актов применения юридической ответственности // Российская юстиция. 2013. № 5. С. 2 - 5.
17. Мусаткина А.А. Об общем понятии санкции нормы права // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 1. С. 10.
18. Лещина Э.Л. Дисциплинарный (служебный) проступок как основание дисциплинарной ответственности // Административное право и процесс. 2019. № 1. С. 58.
19. Липинский Д.А. К вопросу об ответственности государственных служащих // Российская юстиция. 2017. № 12. С. 52.
20. Медведев П.С., Ратаев Д.П. Административная ответственность государственных служащих // Вопросы российского и международного права. 2017. Т. 7. № 5A.
21. Миннигулова Д.Б. Административная ответственность государственных служащих // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2015. № 8 (12).
22. Поддубровская А.Ю. Ответственность государственных служащих // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 3-4.
23. Сорокин Р.С. Юридическая ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения // Потенциал современной науки. 2016. № 2 (19).