Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы заключается в правильной организации документационного обеспечения деятельности страхового отдела, ведь необходимо уделять внимание документам на всех этапах создания и прохождения – начиная от регистрации и заканчивая его хранением. Правильно оформленные документы обеспечивают защиту интересов страхового отдела и говорят о надежности страховой компании. В случае, если специалист при оформлении документов допустит ошибку в результате невнимательности, то это приведет к некоторым неудобствам в дальнейшем. Например, неправильно будет проведен расчет страховой премии, а клиент страхового отдела останется не доволен. Компетенция ведущего специалиста зависит от качества выполняемой работы, а именно от того, как правильно он оформит документы по страховому случаю или запросы в официальные органы и т.д.
Объект исследования – деятельность ведущего специалиста по сервисному сопровождению клиентов ОАО «ГСК «Югория» в г. Ханты-Мансийск.
Предмет исследования – комплекс документов, образующихся в процессе работы ведущего специалиста по сервисному сопровождению клиентов.
Цель курсовой работы – исследовать процесс документооборота ведущего специалиста по сервисному сопровождению клиентов ОАО «ГСК «Югория». В соответствии с указанной целью, необходимо выделить следующие задачи курсовой работы:
- исследовать особенности документооборота в страховании;
- выявить значимость документационного оформления страховых выплат;
- провести анализ документов, образующихся при работе ведущего специалиста сервисного сопровождения клиента ОАО «ГСК «Югория»;
- привести характеристику автоматизированного рабочего места ведущего специалиста по сервисному сопровождению клиентов;
- рассмотреть особенности формирования и ведения дел ведущим специалистом по сервисному сопровождению клиентов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
1. Теоретические аспекты делопроизводства в страховой организации
1.1. Особенности документооборота в страховании
Документооборот в страховании – это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления.
Документарная фиксация основных процессов, происходящих в любой организации, – одна из важных сторон ее деятельности . В целом ряде организаций в связи с особенностью регламентации их деятельности вопросы документооборота играют существенную роль, а процессу его организации уделяется значительное внимание. Документооборот страховой организации условно можно разделить на три блока:
1. Традиционный документооборот: общеюридический, общехозяйственный, кадровый, административный, в том числе по построению бизнес-процессов и разработке стратегий.
2. Бухгалтерско-налоговый (формируемый с учетом в страховой специфики).
3. Специфический страховой документооборот (присущий только деятельности страховой организации):
- по аквизиционной деятельности, включая работу со страховыми посредниками;
- по урегулированию убытков;
- по перестрахованию;
- по инвестиционной деятельности страховщика;
- по работе с контрагентами на аутсорсинге, которые обеспечивают возможность предоставления страхового возмещения в натуральной форме .
Доля страхового учета и документооборота в страховой компании является преобладающей не только ввиду специализации компании на данном виде деятельности, но также ввиду значительной зарегламентированности со стороны государства и надзорных органов всей страховой деятельности. Специфика документооборота и делопроизводства страховой компании определяется следующими факторами:
- спецификой деятельности данной группы хозяйствующих субъектов;
- ограниченностью осуществляемых видов деятельности (страховщик может осуществлять только страховую и перестраховочную деятельность либо осуществлять взаимное страхование);
- спецификой учета и отчетности и спецификой бухгалтерского учета страховой компании;
- спецификой налогообложения и контроля за деятельностью страховой компании .
Процесс делопроизводства страховой компании отражается в следующих группах документов.
1. Первичные документы:
Данная группа документов отражает взаимоотношения, возникающие между страхователем и страховщиком, фиксирует их взаимные обязательства и процесс их исполнения как на стадии приема риска на страхование, так и на стадии урегулирования убытков. В эту группу входят и документы, отражающие отношения по дальнейшей цессии риска, т.е. отношения цедент – перестраховщик. Эта группа представлена такими документами, как:
- договор страхования,
- страховой полис,
- квитанции формы А-7, страховой акт,
- заявление на страхование,
- анкеты предстраховой экспертизы,
- извещение о страховом случае,
- слип, аддендум, бордеро, счет в перестраховании,
- генеральный договор об общих условиях факультативного (облигаторного перестрахования) и т.д.
2. Документы и базы страхового учета:
Кроме первичных документов, непосредственно отражающих операции по страхованию (перестрахованию), страховая компания ведет целый ряд баз страхового учета, в которых фиксируются осуществляемые страховые операции. Как правило, эти базы ведутся в электронном виде с последующим (периодическим) обязательным формированием и выведением на бумажный носитель различных журналов, отражающих информацию, содержащуюся в этих базах. Примерами таких журналов являются:
- Журнал заключенных договоров страхования,
- Журнал начисленных (оплаченных) страховых премий,
- Журнал учета агентского вознаграждения,
- Журнал заявленных (оплаченных) убытков,
- Журнал долей рисков, переданных в перестрахование,
- Журнал взаиморасчетов с перестраховщиками по перестраховочным премиям (сч. 77.4) и т.д.
3. Документы по инвестиционной деятельности:
Наряду с собственно страховой деятельностью инвестиционная деятельность страховщика является крайне важной, а отчетность по ней – весьма объемной. Страховщик обязан соблюдать требования законодательства, регламентирующего перечень и структуру активов, принимаемых в покрытие страховых резервов и собственных средств страховщика (приказы Минфина России № 100N и №149N) .
Основные операции по размещению активов отражаются на счетах бухгалтерского учета страховой организации. Кроме того, составляются следующие документы: отчет о размещении средств страховых резервов и составе активов, принимаемых для покрытия собственных средств; отчет о размещении средств страховых резервов и о составе активов, принимаемых для покрытия собственных средств; журнал покупки (продажи) ценных бумаг; журнал расчета дохода от размещения страховых резервов и собственных средств страховщика. Отдельно учитываются дебиторская задолженность и доли перестраховщиков в страховых резервах.
4. Документы и базы статистического учета:
Страховые компании формируют четыре формы статистической отчетности:
- 1C – направляется в инспекцию страхового надзора ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за окончанием квартала (форма отчета утверждена приказом Минфина России № 7Н);
- 1СК – сдается ежеквартально в Росстат;
- 1ФСК – форма статистической отчетности, которая направляется в Центральный банк РФ один раз в год;
- 2С – форма годовой статистической отчетности (ГСО), направляемой ежегодно в срок до 1 июня в инспекцию страхового надзора и содержащая наиболее подробную статистическую информацию о деятельности страховой организации в разрезе видов страхования и регионов.
5. Документы и базы бухгалтерского и налогового учета.
Как и любой хозяйствующий субъект, страховая компания ведет базы бухгалтерского и налогового учета и формирует документы, фиксирующие соответствующие операции для целей учета и отчетности. Специфика состоит в особенностях бухгалтерского учета страховщика (определено приказом Минфина России №69N), включая наличие специальных счетов, отсутствующих в бухгалтерском учете иных хозяйствующих субъектов.
6. Общехозяйственные документы (со спецификой бухгалтерского учета). Для обеспечения своей деятельности страховая компания осуществляет ряд затрат, связанных как с организацией общей системы управления и функционирования компании, так и с исполнением условий договоров страхования, по которым необходимо предоставить страховое возмещение (обеспечение) в натуральном выражении, т.е. путем предоставления услуг . Страховщик заключает договоры с контрагентами (поставщиками) на приобретение оргтехники, канцелярских товаров, осуществление рекламной кампании, выплачивает заработную плату и вознаграждение агентам и т.д. Все эти операции отражаются в общехозяйственных документах страховой компании, однако в связи с особенностями деятельности страховщика с тоски зрения бухгалтерского учета они будут иметь свою специфику отражения на счетах бухгалтерского учета, а также специфику учета для формирования финансового результата деятельности компании.
7. Общеюридические документы (уставные, организационные и т.д.). Как и любая организация, страховая компания имеет учредительные документы, в том числе определяющие ее организационно-правовую форму, специфику деятельности и пр.; документы, подтверждающие регистрацию компании в качестве юридического лица и постановку на налоговый и статистический учет; лицензионные документы; документы по деятельности обособленных подразделений компании и иные документы, отражающие организационно-правовую деятельность. Страховая компания так же, как любое юридическое лицо, осуществляет прием на работу сотрудников и ведет кадровый учет.
1.2. Значимость документационного оформления страховых выплат
Документационное обеспечение – это важнейшая сторона деятельности любого учреждения, организации, предприятия.
Фрагмент для ознакомления
3
лтухова Н.Ф. Системы электронного документооборота: учебное пособие/ Н.Ф. Алтухова и др. — М.: КноРус, 2019. — 201 с.
2. Андреева В.И. Делопроизводство: организация и ведение: учебно-практическое пособие / В.И. Андреева — М.: КноРус, 2018. — 294 с.
3. Асалиев А.М., Миронова И.И., Вукович Г.Г., Косарева Е.А. Основы делопроизводства: учебное пособие / А.М. Асалиев, И.И. Миронова, Е.А.Косарева, Г.Г. Вукович— 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 146 с.
4. Быкова Т.А., Кузнецова Т.В., Санкина Л.В. Документационное обеспечение управления (делопроизводство): учеб. – М.: Инфра-М. – 2018. – 304 с.
5. Германова В.С., Шилова Н.А., Оксанич О.И. Документооборот в страховых организациях // В сборнике: аграрная наука, творчество, рост. Сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО Ставропольский государственный аграрный университет. 2016. – С. 28-32.
6. Гугуева Т.А. Конфиденциальное делопроизводство: учебное пособие / Т.А. Гугуева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 199 с.
7. Доронина Л. А. Организация и технология документационного обеспечения управления: учебник и практикум для академического бакалавриата / Доронина Л. А., Иритикова В. С. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 233 с.
8. Емец И. Согласование и подписание документов руководителем в СЭД // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2017. – № 7. С. 70-76.
9. Жижерина Ю.Ю. Работа секретаря за пределами рабочего времени // Кадровик. – 2018. - №12. – С. 94-105.
10. Иритикова В. Об отражении в СЭД резолюций руководителя и хранении документов с ними // Делопроизводство и документооборот на предприятии.– 2016. – № 6. – С 74-83.
11. Иритикова В. Что копится в СЭД? // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2018. – № 3. – С 75-85.
12. Кожанова Е.Н. Как составить текст приказа по основной деятельности. // Секретарь-референт. – 2018. – № 4. – С. 52 - 61.
13. Кузнецов И.Н. Документационное обеспечение управления. Документооборот и делопроизводство: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. Н. Кузнецов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 462 с.
14. Кузнецова М.Д. Роль корпоративного секретаря в повышении качества корпоративного управления // European Social Science Journal. – 2014. - №6-3(45). – С. 509-513.
15. Кургина М.А., Сальвицкая Е.Г. Профессия секретарь: прошлое и будущее // Новое поколение. – 2018. - №17. – С. 100-111.
16. Маслова В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. М. Маслова— 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 431 с.
17. Новосельская Ю.И. Современный дискурс архивоведения научно-технических документов // История и архивы. – 2019. - №1. – С. 123-134.
18. Панасенко Ю.А. Делопроизводство: документационное обеспечение управления: Учебное пособие / Ю.А. Панасенко - 3-е изд. - М.: РИОР, ИНФРА-М, 2016. - 112 с.
19. Печерский А.В., Сероглазова М.С. Постановка делопроизводства в страховом отделе // В сборнике: современные технологии документооборота в бизнесе, производстве и управлении. Сборник статей XV Международной научно-практической конференции. Под редакцией Л.Р. Фионовой, Н.Н. Шокоровой. 2015. – С. 67-71.
20. Раздорожный А.А. Документирование управленческой деятельности: учеб, пособие / А.А. Раздорожный — М.: ИНФРА-М, 2018. — 304 с.
21. Рогожин М.Ю. Типичные ошибки кадрового делопроизводства: справочник / М.Ю. Рогожин — М.: Проспект, 2016. — 158 с.
22. Сероглазова М.С. Исследование практики применения электронного документооборота в страховой компании "Росгосстрах" // В сборнике: Новые информационные технологии и системы. Сборник научных статей XIII Международной научно‐технической конференции. 2016. – С. 364-366.
23. Суровцева Н.Г. Требования к системам электронного документооборота и системам хранения электронных документов: проблемы и решения // Вестник архивиста. – 2019. - №1. – С. 102-113.
24. Федоренко Н.О. Информационные технологии и системы поддержки документоведения и архивного дела в ОАО "Росгосстрах" // В сборнике: Информационно-телекоммуникационные системы и технологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2014. – С. 189-190.
25. Чубова Е.П., Шаповалова Е.В. Трудовые функции секретаря руководителя в соответствии с профессиональным стандартом // Молодой ученый. – 2016. - №28-1(132). – С. 32-35.
26. Шелестова К.В. Система делопроизводства и архивного дела в управлении // Вестник научных конференций. – 2017. - №10-2(26). – С. 123-124.
27. Шувалова Н.Н., Иванова А.Ю. Основы делопроизводства: учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт. – 2015. – 375 с.