Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена тем, что в последние годы здоровье подрастающего поколения ухудшилось настолько, что приобрело вид национальной проблемы. Причин тому много, среди них следует выделить повышение нагрузки в школе, большим количеством секций и дополнительных занятий. Кроме того, находясь в современном социуме, дети перегружены информацией.
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития такого физического качества, как сила.
Анализ специальной литературы показывает, что к изучению проблем воспитания силовых качеств обращалось много авторов (Г. Кривошеева, А. Драчук, С. Бубка, Н. Фалькова, В. Билогур, С. Сычев, В. Базильчук, А. Кривенко, Б. Леко, Т. Круцевич, и др.).
Учитывая, что сила является интегральным физическим качеством, применение упражнений силовой направленности может значительно повысить уровень других двигательных качеств молодежи.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ СИЛЫ
1.1. Сила как физическое качество
Для оптимальной жизни и деятельности индивиду надо не только нормальная работа организма, но и хорошо развитые основные физические качества. Одним из ведущих физических качеств будет такое физическое качество, как сила.
Сила – способность активно преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать проявлению внешних сил. Величины мышечных напряжений (Рисунок 1.1.).
Составлено автором
Для развития силы требуется огромное напряжение мышц. Они дают максимальное увеличение силы, и ее развитие достигается за относительно короткое время. Но такие упражнения, как поднятие штанги, гирь – вызывают большую нагрузку для всех систем организма. Поэтому граничные и околограничные (90 – 95 % максимума) нагрузки в самостоятельных занятиях нужно применять относительно редко, главным образом, для оценки своих силовых возможностей.
Максимальная сила – это та сила, которую развивают мышцы, действуя на сопротивление с максимальным напряжением. Она большой мерой зависит от поперечного сечения мышцы. Ее можно определить с помощью динамометра (максимальная сила растяжения и сжатия).
Скоростная сила – это мышечная способность преодолевать сопротивление с большим ускорением, определяется скоростью движения, которая соответствует определенному весу. Ее можно установить в времени, необходимому для использования самого большого числа повторений движения, с определенной амплитудой и весом нагрузки. Скоростная сила характеризируется длиной или высотой прыжка с места.
Под силой выносливости следует понимать препятствие усталости во время длительных нагрузок. Ее можно определить по количеству повторений упражнений, частоты движения с определенной амплитудой, появлением видимых признаков усталости.
Во многих видах спорта (к примеру, в метании) спортивным успехом будет хорошо развитая абсолютная сила, а в ряде видах спортивных дисциплин, где происходит увеличения веса при ограниченных весовых категориях или необходимо многократное перемещения тела, успех будет обеспечивать, так называемая сила.
Статическая сила характеризируется такими особенностями:
-напряжение мышц происходит за счет волевых усилий, или же за счет активной статической силы;
-напряжение мышц происходит за счет внешних сил или же собственного веса (пассивная статическая сила).
Развитие собственных силовых качеств является очень важным для организма человека. Так как это силовое качество формирует здоровый организм, а именно: улучшается постава у человека, укрепляется весь организм, корректируется фигура, улучшается кровообращение.
Для теории и методики физического воспитания понятие силы является одним из физических качеств человек.
Понятие «сила», по мнению Л.П. Матвеева [17], в теории физического воспитания определяет одну из качественных характеристик произвольных движений человека, направленных на решение конкретной двигательной задачи.
Профессора, специалисты в области теории и методики физического воспитания, физической культуры и спорта Л. П. Матвеев [17], В.М. Зациорский, В.И. Лях подразумевали под дефиницией «сила» любые способности индивида напряжением мышц преодоление механической и биомеханической силы, которые препятствуют действу, противодействовать им, обеспечив при этом эффект действа.
Таким образом, под силой понимается способность человека активно преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать проявлению внешних сил.
Сила - это взаимодействие психофизиологических процессов организма человека, которое позволяет преодолеть внешнее сопротивление с помощью мышечных усилий. Качество мощности выражается комбинацией мощностей. Различают самоуверенность (статистическая сила), которая проявляется во время статистической работы (мышцы не меняют свою длину), и скоростные способности.
В. В. Кузнецовым [16] статическая сила характеризируется такими особенностями:
-напряжение мышц происходит за счет волевых усилий, или же за счет активной статической силы;
-напряжение мышц происходит за счет внешних сил или же собственного веса (пассивная статическая сила).
Развитие собственных силовых качеств является очень важным для организма человека. Так как это силовое качество формирует здоровый организм, а именно: улучшается постава у человека, укрепляется весь организм, корректируется фигура, улучшается кровообращение.
1.2. Характеристика собственных силовых способностей
Собственные силовые способности (максимальная сила) проявляются в медленных движениях и в статических усилиях к преодолению мышечных нагрузок.
В зависимости от режима работы мышц различают статическую и динамическую силу.
При статической силе мышцы напрягаются, а перемещение тела или предметов, с которыми работает человек, отсутствует.
При динамической силе преодоления сопротивления сопровождается перемещением тела в пространстве.
Количественную оценку силовых способностей определяют с помощью динамометров разных конструкций, и также при выполнении силовых упражнений с отягощением (поднятие штанги).
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ СИЛЫ
2.1. Методы воспитания силы
Методы физического воспитания использовались людьми всегда. В первобытнообщинном строе было важно подготовить молодых охотников преследовать добычу, метко бросать копье, потом быстро доставить тушу к пещере. От этого зависела жизнь и судьба племени. Позже в рабовладельческом строе, физические упражнения стали достоянием закрытых каст, с их помощью готовили воинов. Физкультура работала как средство подавления одного класса общества другим. Тогда же стали закладываться основы системных походов к созданию систем тренировок, закладывались способы получения знаний и физических возможностях человека.
В новое время физическая культура стала обретать современные черты, спортивные игры и состязании получили четкие правила. Методы подготовки стали базироваться на научных знаниях, полученных науками. [3]
Каждое новое время предъявляло свои требования к воспитанию молодых людей. Методы физического воспитания должны быстро изменяться и соответствовать этим требованиям. Cовременность не исключение, в век доступного транспорта, гаджетов и компьютеров стало важно не просто научить человека физическим упражнениям но и привить желание ими заниматься самостоятельно, что позволит продлить активный период его жизни.
Для теории и методики физического воспитания понятие силы является одним из физических качеств человека [14].
Следует отметить, что практики физического воспитания, осознавая важность силовой подготовки, часто сталкиваются с проблемой подбора методов развития силы. Известно, что разные методы, и режимы выполнения силовых упражнений формируют различный адаптационный ответ и, следовательно– тренировочный эффект [2].
В теории и практике физической культуры и спорта представлено множество методов силовой подготовки, основными из которых являются: - метод максимальных усилий; - метод непредельных усилий; - метод статических (изометрических) усилий; - статодинамический метод; - эксцентрический метод [3].
Для грамотного применения предложенных методов нужно представлять особенности их воздействия на функциональные системы организма, мышечную систему.
2.2. Средства воспитания силы
В современной практике спортивной деятельности существует два пути развития максимальной силы (собственных силовых способностей):
1) за счет совершенствования нейрорегуляторных механизмов (внутренней и межмышечной координации);
2) второй путь – за счет увеличения толщины мышечных волокон.
Развитие максимальной силы:
1) при однократном сокращении мышц, даже в случае максимального напряжения, в работе принимают участие от 30 до 60% мышечных волокон.
2) Повышение максимальной силы за счет увеличения мышечной массы предусматривает такую организацию тренировки, при которой происходит интенсивное расщепление белков, работающих мышц, в процессе выполнения упражнений с последующей их компенсацией. В результате этого – развитие силы возникает за счет увеличения диаметра мышцы, налаживание условно-рефлекторных связей в нервной системе, обеспечивает усовершенствованную внутримышечную и межмышечную координацию [12, 15].
Основным является динамический режим, предусматривающий работу мышц как в преодолеваемом, так и в уступающем режиме. При выполнении упражнений в преодолеваемом режиме, рекомендуется использовать вдвое меньше времени, чем в уступающем режиме [4,6,9].
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛЫ
Комплекс упражнений для мыщц ног
Упражнение – «Штанга на плечах».
После короткого вдоха присесть – выдох, стать – вдох.
1.Занятия проходят – 4 – 6 недель.
2. Занятий в неделю – 3.
3. Повторно максимум (1 – 2 раза) – 50 кг.
4. Осложнения от максимального – 25 – 37 кг.
5. Кол-во повторений в одном подходе (раз) – от 6 – 8 до 10 – 12.
6. Кол-во подходов (серии) – от 2 – 3 до 5 – 6.
7. Режим работы – развивающий.
8. Отдых:
- между подходами – активный;
- между сериями – комбинированный.
9. Интервал отдыха:
- между подходами – ЧСС 101 – 120 уд/мин;
- между сериями – ЧСС 91 – 120 уд/мин.
Комплекс упражнений для мыщц туловища
Упражнение – «Штанги на плечах».
После короткого вдоха медленно наклонить туловище и немного согнуть ноги. Выпрямляясь подняться на цыпочки.
1. Занятия выполнять– 4 – 6 недель.
2. В неделю – 3 раза.
3. ПМ (повторный максимум) (1 – 2 раза) – 25 кг.
4. Осложнения от максимального – 12 – 18 кг.
5. Количество повторений в одном подходе (раз) – от 6 – 8 до 10 – 12.
6. Число подходов (серии) – от 2 – 3 до 5 – 6.
7. Режим работы – развивающий.
8. Характер отдыха:
- между подходами – активный;
- между сериями – комбинированный.
9. Интервал отдыха:
- между подходами – ЧСС 101 – 120 уд/мин;
- между сериями – ЧСС 91 – 120 уд/мин.
Комплекс упражнений для укрепления пресса
Упражнение для пресса с гантелями.
Нужно не забывать, что любое упражнение для пресса развивает ту или иную часть мышцы, можно нагрузить косые мышцы, или верхнюю часть прямой мышцы.
Во время тренировки нужно ориентироваться на свои ощущения, если чувствуете, что мышца напрягается и нагревается – продолжайте. Пресс нужно тренировать 2 раза в неделю. Также мышцам обязательно нужно время на восстановление.
В каждом упражнении нужно делать по 20 повторений, также следует делать примерно 3 – 4 подхода, иначе существует риск повредить мышцы.
При первом упражнении нужно лечь на спину и держать в руках легкие гантели, убрать руки на затылок, а затем медленно поднимать тело на вдохе, когда последуют опускания – нужно выдыхать воздух. Сделать 20 повторений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В научно-методической литературе силу определяют как комплексное двигательное качество, которое позволяет выполнять упражнения с соответствующим мышечным усилием. Существуют такие виды силы:
• максимальная сила;
• силовая выносливость;
• собственно силовые способности.
В свою очередь собственно силовые способности определяются как относительные и абсолютные максимально возможные показатели силы. К этим способностям можно отнести: упражнения со штангами, отжимания, подтягивания и т. д.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ачкасов, Е.Е., Машковский, Е.Е., Левушкин, С.П. Инструктор здорового образа жизни и Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" : учеб. пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 256 с.
2. Быстров, В.А. Основы обучения и тренировки юных хоккеистов. - М: Терра-Спорт, 2000.- 60 с.
3. Бабаян, С. С., Курбонов О. А. Усманов А. М. Методика применения ударного метода тренировки для развития скоростно-силовых качеств у высококвалифицированных футболистов.// Вестник спортивной науки.- № 1.-2012.- С. 4-6.
4. Бартош, О. В. Сила и основы методики ее воспитания. Методические рекомендации / Владивосток: Мор. гос. ун-т. – 2009. – 47 с.
5. Барчук, И.С. Физическая культура и спорт. Методология, теория, приктика: учебн. пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / И.С. Барчуков, А.А. Нестеров: издательский центр “Академия” 2010.-528с
6. Воробьёв, А. Н. Сила как физическое качество и методы её развития //Тяжёлая атлетика: ежегодник. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – С. 117-113.
7. Виноградов, Г. П. Атлетизм: теория и методика тренировки: учебник для вузов /Г. П. Виноградов. – М.: Советский спорт, 2009. – 328с.
8. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта. Учебник для студентов вузов физической культуры и факультетов физического воспитания высших учебных заведений./Л.В. Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 294 с
9. Горский, Л. Тренировка хоккеистов / Л. Горский. – М.: Физкультура и спорт, 1981. – 224 с.
10. Годик, М.А. Физическая подготовка футболистов / М.А.Годик. – М.: Терра– Спорт, Олимпия Пресс, 2012. – 289 с.
11. Дейв Чемберс Тренировочные занятия в хоккее. 446 упражнений для развития мастерства /Д. Чемберс.: М.: Советский спорт, 2012. – 68 с.
12. Заваров, А. Футбол для начинающих. Основы и правила.- Издательство: Питер, 2015.- 192 с.
13. Захаров, Е. Н., Карасев А. В. Энциклопедия физической подготовки /Е.Н. Захаров. – М.: Лептос. – 1994. – 368 с.
14. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмен (Основы теории и методики воспитания) /В.М. Зациорский. – М.: Физкультура и спорт. – 1966. – 200 с.
15. Козловский, Г.Н. Средства и методы специальной скоростно-силовой подготовки юных хоккеистов // Хоккей : Ежегодник. - М., 1985. - С. 52-55.
16. Кузнецов, В.В. Спорт – основной фактор научного познания резервных возможностей человека. / В.В. Кузнецов. // Теория и практика физической культуры. – 1979. – № 3. – С.45–48.
17. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры /Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт. – 2013. – 543 с
18. Мудрук, А. В. Диагностика и оценка способностей юных хоккеистов: учебное пособие / А. В. Мудрук. – Омск: СибГУФК, 2005. – 36 с.
19. Павлов, С.Е. Секреты подготовки хоккеистов /С.Е. Павлов. – М. : Физкультура и спорт, 2008. —224 с.
20. Сучилин, А.А. Теоретико-методологические основы подготовки резерва для профессионального футбола: дис. ... докт. пед. наук в виде науч. доклада / А.А. Сучилин. – Волгоград, 2011. – 78 с.
21. Сычев, С. О. Формирование потребности физического усовершенствования / Институт проблем воспитания АПН. – Киев. – 2002. – 18 с.
22. Теория и методика физического воспитания: учеб. для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев [и др.]; под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 304 с.
23. Титулов, Р.В. О возможности развития скоростно-силовых способностей у учащихся. / Р.В. Титулов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10. - С. 58-61.
24. Хоккей. Программа для ДЮСШ и СДЮШОР / В.П. Савин [ и др]. М.: Советский спорт, 2012. – 256 с.
25. Черенков, Д.Р. Методика предсезонной скоростно-силовой подготовки хоккеистов высокой квалификации. Автореф.дис...канд.пед.наук / Д. Р. Черенков. - М. 1995. - 23с.
26. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,2016.- 465 с.