Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития нашего общества стало заметно увеличиваться повышение мотивации населения к различным формам занятий физическими упражнениями для достижения не только хорошей спортивной формы, но и состояния здоровья.
Анализ научно-методической литературы показывает, что особую популярность завоевывают различные виды фитнес-программ, оказывающие позитивное влияние на состояние здоровья (аква-, слайд-, степ-, силовая аэробика, система Пилатес, фитнес-йога и другие).
Таким образом, одним из базовых компонентов формирования и освоения здоровьесберегающих стратегий является фитнес, обеспечивающий наряду с биологическим потенциалом жизнедеятельности, физическим развитием, морфофункциональными возможностями организма, двигательными качествами мировоззрение и ценностно-мотивационную сферу личности.
В связи с этим и занятия физической культурой в высшей школе с использованием фитнес-инноваций должны быть ориентированы на устойчивую мотивацию к здоровому образу жизни и стремлению получения и обновления знаний в этой области в течение всей жизни.
Именно в процессе собственной, активной деятельности личностью приобретается ценностное отношение к своему здоровью. Получив системные, компетентные знания, касающиеся особенностей своего организма, форм и средств физкультурно-оздоровительной деятельности, а так же различных восстановительных методик для снятия стрессов, эмоционального напряжения, студент приобретает возможность самостоятельно управлять процессом своего физического совершенствования и повышения уровня психического здоровья.
Это обусловлено тем, что решать проблему оздоровления в наш наполненный стрессами век, используя только традиционные формы занятий физическими упражнениями без коррекции психического компонента (уровня самооценки, тревожности, агрессивности), является неоправданным. Поэтому занятия с использованием фитнеса в качестве инновационной технологии предоставляет им реальную возможность получения глубоких знаний в данной области с целью перехода всех форм фитнес практики в устойчивый процесс самопознания, самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования.
Объект исследования: школьники Владимирской области
Предмет исследования: влияние внедрения фитнеса в систему образования школьников.
Гипотеза. Мы полагаем, что использование инновационных методик физического воспитания детей младшего школьного возраста, позволяет повысить их физические качества.
Цель исследования – проанализировать инновационные практики фитнеса как этап развития инновационных процессов в области оздоровительной физической культуры.
Задачи:
1. Провести обзор научной литературы по теме исследования.
2. Определить методы и организацию исследования.
3. Проанализировать результаты исследования.
Организация и методы исследования: предпринятое исследование проходило в 2020/2021 уч. г. Теоретическая составляющая исследования была организована на базе двух научных библиотек: Владимирской областной, научной, универсальной библиотеки и научной библиотеки Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Источниковую базу исследования составили ____ наименований литературы и материалов интернет.
ГЛАВА 1. ОБЗОР НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Инновационные методы обучения, воспитания и развития в физкультурном образовании
Основная проблема, связанная с развитием инновационной деятельности в любой сфере является отсутствие общего взгляда на само понятие «инновация», «инновационная деятельность». Инновационность никак не измеряется, нет общих путей и средств для обеспечения выбранной инновационной траектории [10].
Термин «инновация», т.е. «обновление, новшество или изменение» применим в разных сферах нашей деятельности и одно из часто употребляемых понятий в современных исследованиях в экономике, образовании, промышленности, научных сферах и т.п. Первые публикации об инновациях в российском образовании появились в 80-х гг. двадцатого века. Но и на сегодняшний день нет более точного и однозначного определения понятия «инновация», несмотря на многолетнюю историю проводимых исследований в данной области. Ученые определили, что под инновациями в образовании можно считать введение нового в целеполагание в любом образовательном событии, содержание деятельности, методы обучения и воспитания, а также формы, в которые это нововведение облекается, в сам педагогический процесс, в организацию этого процесса. Инновация при подобных условиях предполагает развитие содержания, организацию нового в образовании. Разумное сочетание процедур и средств при инновационном процессе преобразовывает практически любую идею в социальное явление с новым подходом и новым взглядом на образовательное событие [1].
Понятие «инновация» (от лат. innovatio – изменения) не что иное, как внедрение в какой-либо процесс новшества, ряд каких-либо изменений.
Если рассматривать дефиницию инновация в педагогическом процесс, это будут [17]:
-цель, содержание, методические приемы в обучении и воспитании;
-организация совместной деятельности учителя и ребенка и ребенка;
-система контроля и оценок;
-методическая и учебная обеспеченность и многое другое.
Анализируя дефиницию «инновация», отметим, что инновацию можно отнести не только к созданию и распространению новшеств, но к преобразованиям, изменениям в сфере деятельности, стиле мышления, связанные с новшествами [20].
Инновация сама по себе не может возникнуть ни откуда, инновация будет как результат научного поиска передовых педагогических идей, отдельных педагогов, а также коллективных объединений [8].
Этот процесс не является стихийным, он нуждается в управлении. В прошлом столетие Сластенин В.А.[17] писал, что более значимой особенностью современной ситуации в области образовательного процесса будет сосуществования 2-х стратегий организации обучаемости: обучаемость традиционная и обучаемость инновационная.
Изучая инновационное обучение, Боткин Дж.[21] выделил основные черты инновационной обучаемости, это: «предвосхищение» и «участие». Исследования привели Боткина Дж. к открытию основных черт инновационного обучения, главные из которых: открытость обучаемости будущему, способности к предвосхищению на основании постоянного переоценивая ценностного потенциала.
Вторая половина и конец XX столетия – период «глобальных инноваций» в областях культуры, экономики, техники, общественной и индивидуальной жизни [15].
К основным принципам инновационного обучения относятся :
1. Нахождение выхода из проблемных ситуаций.
2. Включение в обучение продуктивных компонентов – и творчества; возможность появления нового социального типа отношений между преподавателем и учащимся, формирование взаимоотношений на основе сотрудничества, взаимопомощи, сотворчества.
3. Создание условий развития личности (личностно-ориентированное обучение вместо обучающего и воспитывающего). Личностно- ориентированные технологии (Ш.А. Амонашвили) – воплощение принципов гуманистической философии, психологии, педагогики. В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактулизации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
4. Развитие способов и результатов деятельности людей. Сущность нововведения составляет инновационная деятельность, а содержание – комплексный процесс создания, использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества. Одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл [16].
Главные направления инновационных преобразований в педагогической системе:
-педагогическая система в целом;
-учебные заведения;
-педагогическая теория;
-педагог;
-обучаемые;
-педагогическая технология;
-содержание;
-формы, методы, средства;
-управление;
-цели и результаты [14].
Непреходящей общей инновацией, относящейся к педагогической системе в целом, является оптимизация учебно-воспитательного процесса, обоснованная в начале 70-х годов прошлого века Ю.К. Бабанским. Под оптимизацией (от лат. – наилучшее) понимается процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных. В педагогической системе, характеризующейся, как сложной, динамичной, многоплановой, иерархичной системе, существуют многие тысячи возможных вариантов построения, течения и организации учебно-воспитательной деятельности, достижения намеченных целей [21].
1.2. Фитнес как инновационная среда в оздоровительной физической культуре
Состояние здоровья детей и молодежи в Российской Федерации вызывает обоснованную тревогу общества, так как это генетический фактор и трудно воспроизводимый ресурс. В связи с этим перед системой физического воспитания ставится задача обоснования содержания, средств и методов, способствующих эффективному формированию здоровой, конкурентоспособной личности выпускника, соответствующей требованиям современного рынка труда. Формы физкультурно-оздоровительной деятельности, направленные на развитие и формирование физических и психических способностей человека, укрепление его здоровья и повышение работоспособности отражает фитнес. Смена образовательных и научных парадигм обнаружили необходимость переосмысления функционального назначения фитнеса в формировании личности, ее мировоззрения, в развитии адаптивных способностей [13].
Концептуальная база фитнеса имеет более емкое содержание, нежели просто двигательная активность.
Но сегодня, из-за пропаганды красивого тела, возможности различных спортивных занятий на любой вкус и желания защищать окружающую среду, молодые люди чаще хотят проводить свободное время в фитнес-центрах, самостоятельно заниматься фитнесом дома с помощью многочисленных мобильных приложений.
Термин "фитнес" берет начало от англ. “fitness” и делится на две части - "fit" (соответствие) и суффикса "-ness" (состояние). На русском языке слово “фитнес” пишется с одной С, так как правила словообразования сильно отличаются, поэтому последняя буква оказалась просто не нужной. Прежде всего, нужно сказать о разнообразности занятия фитнесом, что является возможностью для каждого найти свой подход и метод приведения себя в нужную идеальную форму [19].
Обращаясь к истории его возникновения, можно выделить несколько этапов в эволюции фитнеса как термина и феномена от физического здоровья человека, выражающегося в его годности к физической работе до стремления к оптимальному качеству жизни, включающему социальный, психический, духовный и физический компоненты.
Это понятие имеет широкий спектр признаков и является важной составляющей философии успеха, которая предполагает необходимость определенного уровня готовности преодолевать жизненные трудности - физические, психические, эмоциональные, социальные.
Таким образом, фитнес способствует формированию компетенций, интегрирующих знания умения и навыки, относящихся к широким сферам культуры и деятельности. Его следует рассматривать как социально-культурный феномен, как целостный процесс, направленный на сохранение, поддержание и укрепление здоровья (физического, социального, психического и духовного).
Он основан на добровольности и целесообразности выбора двигательной активности, для достижения здорового образа жизни, личной успешности и физического благополучия, снижения риска заболеваний и их профилактики. Анализ содержания современного арсенала двигательной активности людей, использующийся в различных странах, показывает, что на данном историческом этапе физическая культура трактуется не только как совокупность физических качеств личности, но и как определенный стиль жизни, имеющий здоровье в качестве важного ценностного ориентира человека.
Решающим фактором сохранения, поддержания и укрепления здоровья сегодня признана позиция самого человека. Отсюда следует сущность концепции по формированию ценностно-мотивационных установок личности, ориентированной на духовное и физическое развитие, улучшение самочувствия, физического и психического здоровья [20].
Здоровый стиль жизни становится основой современного общества. Новые представления о жизнедеятельности человека, изменившийся социокультурный запрос и аксиологические ориентации людей стали внешним импульсом для создания инновационных оздоровительных технологий. Отметим, что базовыми составляющими современного прогресса являются инновационные процессы и инновационное сознание, которые все более приобретают статус генерального индикатора цивилизованности общества и все чаще становятся предметом научного осмысления.
Широкое использование в современных научных исследованиях новой терминологии («инновационная деятельность», «инновационная парадигма», «инновационный процесс» и пр.) подчеркивает направление общественного развития России в XXI веке [8,9].
Вывод по главе 1.
Социальный запрос общества определил необходимость развития и распространения инноваций в этой сфере.
Под инновационными оздоровительными технологиями следует понимать систему мер по поддержанию, укреплению и охране здоровья индивида с учетом характеристик образовательной среды и ее воздействия на организм занимающихся.
Они дополняют традиционные технологии обучения и воспитания, наделяя их признаками здоровьесбережения.
В первую очередь для поддержания здоровья индивида на оптимальном, максимально хорошем уровне необходима информированность в вопросах здоровья и его охраны, что предполагает совокупность конкретных установок, достижение определенного уровня знаний, личных умений и навыков, а так же уверенность в возможности предпринять действия для улучшения личного здоровья путем изменения личного образа жизни.
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.Методы исследования
К методом настоящего научного исследования мы отнести:
- изучение научных источников и литературных данных;
- тестирование;
- математическая статистика для обработки полученных результатов.
Изучение и анализ литературных источников. Были изучены и практически оценены различные подходы к рассматриваемой проблеме. Использованы известные библиографические приемы реферирования, сопоставления и анализа научных работ. При анализе научно-методической литературы основное внимание уделялось изучению взглядов специалистов на развитие инновации в сфере физического воспитания.
Таким образом, теоретический анализ научной литературы заключался в том, что нами была выявлена суть исследования, установлена её актуальность.
Объективные методы тестирования.
При отборе контрольных испытаний определяющих физическую подготовленность, мы считали, что тесты необходимо подбирать более простые, которые дети знают, и которые не требовали бы большого времени на их изучение и методические рекомендации.
В работе бы обратили внимание на тех контрольных испытания, которые апробированы в массовом исследовании и рекомендованных к использованию в физическом воспитании школьников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдрахманова, Л.В. Профессиональное образование в системе ценностей современного студента // Актуальные проблемы социально-экономической и экологической безопасности Поволжского региона: Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции. Казанский филиал МИИТ. – Казань: Издательский дом «Мир без границ», 2016. – С. 269-272.
2. Боткин, Дж. Инновационное обучение, микроэлектроника и интуиция / ДЖ. Боткин //
3. Бусловская, Л.К.: Здоровьесберегающие технологии в начальном образовании. – Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2013.
4. Гончарук, С.В.: Активный образ жизни и здоровье студента. – Белгород: Политерра, 2013.
5. Дегтярева, Д.И., Турчина, Е.В. Современные фитнеспрограммы: тенденции и перспективы российской фитнесиндустрии / Д.И. Дегтярева, Е.В. Турчина //Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2015 . – № 3. – с. 91-95.
6. Егорова, Н.В. Фитнес для занятий младших школьниц в системе дополнительного образования: канд. пед. наук: 13.00.04. - Великие Луки. 2015. 183 с.
7. Еникеева, А.Р., Хабибуллина А. С. Фитнес в системе физической культуры // Новаинфо. №53- 3, 2016.
8. Ермакова, Ю.Н. Применение кроссфит-тренировок у студентов, занимающихся силовым троеборьем на начальном этапе подготовки / Ю.Н. Ермакова, Е.А. Осокина, Ю.В. Тихомиров // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3 – С. 12-15
9. Заржецкая, О. Рынок фитнес-услуг укрепляет позиции по Всемирной паутине / О. Заржецкая // Турбизнес. – 2009. – № 7. – С. 36.
10. Колоницкая, О. Л. Перспективность использования гуманитарных технологий в техническом вузе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 166-168. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/9990/.(Дата доступа: 28.01.2021.)
11. Кузнецова, Н.В. Современные образовательные технологии (опыт гуманитарного вуза /Н.В. Кузнецова //Научный вестник гуманитарно-социального института.-2016.-№5.-С.8.
12. Небытова, Л.А. Аквафитнес. Плавание: оздоровительное и реабилитационное / Л.А. Небытова. - Ставрополь, издательство «Орфей», 2010. - 176 с. 2. Небытова, Л.Л. Психологическое сопровождение формирования надежности субъекта спортивной деятельности: канд. дне. / Л.А. Небытова. - Ставрополь, 2004.
13. Сайкина, Е. Г. Фитнес в системе физической культуры/ Е.Г. Сайкина// Известия российского государственного 122 педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008 . – № 68. – с. 182-190.
14. Сапожникова, О. В. Фитнес: учебное пособие / О. В. Сапожникова. -Екатеринбург: Урал, 2015. – 144 с. [5] Ериков, В.М. Характеристика фитнес-индустрии в России и основных направлений современного фитнеса / В.М. Ериков// Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2013 . – № 3. – с. 208-214.
15. Селевко, Г.К. Воспитательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 320 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).
16. Сидоров, А.А. Педагогика / А.А. Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин. М. : Терра- Спорт, 2020.-272 с. – С. 122.
17. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С.Подымова. – М. : ИЧП «Издательство магистр», 1997. – 224 с. – С. 103.
18. Столяров, В.И. Теоретические основы спортивной культуры студентов / В.И. Столяров, С.Ю. Баринов. – 2 - е изд., перераб. и доп. – М.: изд - во «Университетская книга», 2011. – 234 с
19. Тимохина, Д. М., Бойцова, И. В. Фитнес-гимнастика как перспективное направление в системе преподавания дисциплины “Физическая культура” в ВУЗе // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2015. №33. С. 105-109.
20. Трофимова, О.В. Совершенствование физического воспитания студентов вузов на основе углубленного изучения фитнес-аэробики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. - Чебоксары, 2014. 194 с.
21. Ямалетдинова, Г.А. Педагогика физической культуры и спорта : курс лекций : [учеб. пособие] / Г.А. Ямалетдинова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 244 с.