Фрагмент для ознакомления
2
Поэзия является той сферой литературы, где максимально выражается эмоциональная составляющая философской концепции автора, проявляются различные направления его мысли в особенно экспрессивной, чувственной форме.
Каждый поэт проявляет в своем творчестве те позиции и эмоции, которые довольно сложно показать в обычной жизни. Построение художественно-философской концепции каждого поэта осуществляется постоянно, в течение всего творческого пути, и обусловлено следующими факторами [19, с. 50]:
– историческим периодом, в котором жил и писал автор, политическими и культурными событиями, которые характеризовали данный период;
– социальным происхождением и условиями воспитания поэта в семье;
– характерологическими особенностями личности поэта;
– окружением поэта, его участием / неучастием в определенных литературных или политических «кружках»;
– изменениями в жизни поэта, его судьбой, событиями, происходящими в его личной и общественной жизни.
Художественно-философский мир поэта – это совокупность его отношений к различным сферам жизни, которое отражается в творчестве в разных стилистических и концептуальных формах [11, с. 104].
Структура художественно-философского мира каждого поэта практически всегда является единообразной. Она включает в себя ряд отношений, которые, так или иначе, проявляются в творчестве в различных формах [30, с. 259].
Типовая структура художественно-философского мира поэта представлена на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1. – Типовая структура художественно-философского мира поэта
Каждое из рассмотренных на рисунке 1.1 отношений отражается в стилистической манере поэта, при этом используются различные приемы структурирования текста, выделения главной мысли повествования, изображения эмоций и чувств автора [3, с. 204].
1.2. Обзор специфики художественно-философского мира в творчестве русских поэтов
Рассмотрим специфику построения художественно-философского мира на примере творчества нескольких поэтов, таких как М.Ю. Лермонтов, А.А. Блок и А.А. Ахматова.
Основой художественно-философского мира М.Ю. Лермонтова является отрицание любого посягательства на его свободу, обостренное чувство собственного достоинства, непозволительность любых ограничений, которые накладывает на личность общество [24, с. 103].
М.Ю. Лермонтов постоянно противопоставлял себя светскому обществу, которое было, по его мнению, полным «грязи и разврата». Основной философской идеей поэта было то, что не нужно замечать все внешнее, важно отказываться от реакции на критику окружения. Самым важным для поэта является самоанализ, жесткая критика самого себя, поиск смысла в жизни, глубокие душевные страдания [3, с. 132].
Художественно-философский мир М.Ю. Лермонтова полон психологизма, описания страданий и переживаний, связанных с одиночеством и отверженностью каждого человека от общества, отрицанием морали и общественных устоев.
Рассматривая художественно-философский мир А.А. Блока, необходимо отметить, что его творчеству свойственна повторяемость образов, которые были сформированы в течение всего творческого пути.
Герой лирики А.А. Блока может представать иноком или безымянным воином из стана Дмитрия Донского, Гамлетом или посетителем пригородного ресторана, но всякий раз это воплощения одной души – одного мироощущения, одного способа мышления [24, с. 236].
Мир любви очень важен и специфичен в творчестве А.А. Блока. Драматизм ситуации ожидания — в противопоставлении земного и небесного, в заведомом неравенстве лирического героя и Прекрасной Дамы. В их отношениях возрождается атмосфера средневекового рыцарства: предмет любви лирического героя вознесен на недосягаемую высоту, поведение героя определяется ритуалом самозабвенного служения.
«Он» – влюбленный рыцарь, смиренный инок, готовый к самоотречению схимник. «Она» – безмолвная, невидимая и неслышимая; бесплотное средоточие веры, надежды и любви лирического героя [4, с. 250].
Даже революционная поэзия А.А. Блока наполнена символической выразительностью, которая отражает высокий уровень эмоциональности поэта, его чувственного и полного трагизма отношения не только к своим внутренним переживаниям, но и внешним событиям.
Художественно-философский мир А.А. Ахматовой определяется специфическими особенностями ее лирической героини. Это не окруженная бытом и сиюминутными тревогами, но бытийная, вечная женщина.
Лирическая героиня предстает в стихах А.А. Ахматовой не отражением ее персональной судьбы, а всеми проявлениями женской доли и женского голоса. Это и юная девушка в ожидании любви, и зрелая женщина, соблазненная и соблазняемая, поглощенная сложной любовью-борьбой, долей-мукой [24, с. 304].
В зрелом творчестве А.А. Ахматовой лирическая героиня предстает в необычном для женской поэзии ракурсе поэта и гражданина. Необычна героиня Ахматовой и для мировой поэзии – это первая женщина-поэт, раскрывшая свою высокую и трагическую участь.
Если основой женской поэзии всегда считалась любовь, то А.А. Ахматова показала трагический путь женщины-поэта. Этот трагизм был заявлен ею уже в самом раннем творчестве, где она писала о несовместимости женского счастья и судьбы творца. Однозначный же «монашеский» выбор, отказ от вечной земной доли – любви в художественно-философском мире А.А. Ахматовой также невозможен [24, с. 310].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что русские поэты, которые вошли в историю русской культуры как великие творцы, создали специфический, индивидуальный художественно-философский мир, рассматривали практически все его компоненты, имели выраженное отношение ко всем аспектам мироздания, что стало предметом для проведения множества научных исследований, связанных с определением детерминированности художественно-философского мира поэта с рядом внешних и внутренних факторов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Баранова Е.Е. Урок литературы по теме «С.А. Есенин: жизнь и творчество» // Открытый урок «Первое сентября». Образовательный портал. – [Электронный ресурс] https://urok.1sept.ru/articles/631723 (Дата обращения: 07.02.2021)
2. Бондаренко М. «А душу можно ль рассказать?»: поэзия Сергея Есенина в школе: XI класс // Литература в школе. 2004. № 6. С. 26–30.
3. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М.: Астрель: АСТ, 2003. 574 с.
4. Воинова Н.М., Журавлева А.И., Ивинский Д.П. и др. Великие русские писатели. М: РОСМЭН-ПРЕСС. 353 с.
5. Воронова О.Е. Художественный космос поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина» // Современное есениноведение. 2011. №18. С. 21– 31.
6. Воронова О.Е. Сергей Есенин как национальный архетип // Есенин на рубеже эпох: итоги и перспективы: Материалы Международной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения С.А. Есенина. Рязань: Пресса, 2006. С. 31–39
7. Воронова О.Е. Эпос народной судьбы: пушкинское и некрасовское в поэме С.А. Есенина «Анна Снегина» // Воронова О.Е. Сергей Есенин и русская духовная культура. Рязань: Узорочье, 2002. 498 с.
8. Галицкий В. [Галицкий Я.] Сергей Есенин без имажинизма (Есенин раньше и теперь) // Литературное обозрение газ. «Нижегородская коммуна». 1925. 15 дек. № 287. С. 6.
9. Государственный музей-заповедник С.А. Есенина. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] http://www.museum-esenin.ru/archive/usefullinks (Дата обращения: 07.02.2021)
10. Есенин С.А. Стихотворения и поэмы / Б-ка поэта. Малая серия. Л.: Советский писатель, 1990. 720 с.
11. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. 3-е изд. М.: Флинта, Наука. 248 с.
12. Занковская Л.В. Характерные черты индивидуального стиля Сергея Есенина // Л.В. Занковская. «Большое видится на расстояньи…». С. Есенин, В. Маяковский и Б. Пастернак. М.: Изд-во Моск. пед. гос. ун-та, 2005. С. 28–90.
13. Захариева И. Образный мир есенинской лирики // Есенин на рубеже эпох: итоги и перспективы: Материалы Международной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения С.А. Есенина. Рязань: Пресса, 2006. С. 181–185.
14. Захаров А.Н. Сергей Есенин и вечная Россия // Есенин на рубеже эпох: итоги и перспективы: Материалы Международной конференции, посвященной 110-летию со дня рождения С.А. Есенина. Рязань: Пресса, 2006. С. 40–64.
15. Захарова Л.В. Поэзия С.А. Есенина в аспекте христианской образности: Учебно-методическое пособие. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2009. 100 с.
16. Кошечкин С.П. Сергей Есенин: Раздумья о поэте. М.: Сов. Россия, 1974. 224 с.
17. Куняев С.Ю. Сергей Есенин. М.: Мол. гвардия, 2015. 570 с.
18. Лагуновский А.М. Художественная концепция действительности в творчестве С.А. Есенина (категория отчуждения). Минск, 1993. 83 с.
19. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. 750 с.
20. Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. М.: Сов. писатель, 1989. 302 с.
21. Наумов Е.И. Сергей Есенин: Жизнь и творчество. Л.: Лениздат, 1975. 455 с.
22. Прокушев Ю.Л. Они знали Есенина. Из встреч с современниками поэта / Ю. Прокушев // День поэзии 1975. М., 1975. С. 27–40.
23. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин: Образ. Стихи. Эпоха. М.: Мол. гвардия, 1989. 348 с.
24. Русская литература ХХ века. Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. ч 1 / Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева. М.: Просвещение 1997. 335 с.
25. Сергей Есенин // Культура РФ. Информационный портал. – [Электронный ресурс] https://www.culture.ru/persons/8133/sergei-esenin (Дата обращения: 07.02.2021)
26. Творчество Есенина // Есенин.ру. Информационно-образовательный портал. – [Электронный ресурс] https://esenin.ru/tvorchestvo/tvorchestvo-s-esenina (Дата обращения: 07.02.2021)
27. Трофимов А. За строками «Анны Снегиной» // Советская культура. М., 1980. Вып. 21 окт. № 85. С. 59–68.
28. Фомина И.М. Сергей Есенин. Воронеж: Свет, 2019. 430 с.
29. Хазан В.И. Проблемы поэтики С.А. Есенина. М.; Грозный, 2009. 276 с.
30. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник для студентов вузов. М.: Высш. шк., 2004. 404 с.
31. Шубникова-Гусева Н.И. О поэме Есенина «Анна Снегина» // Литература в школе. 2004. № 9. С. 1–6.
32. Шубникова-Гусева Н.И. Поэмы Есенина: От «Пророка» до «Черного человека»: Творческая история, судьба, контекст и интерпретация. М.: ИМЛИ РАН: Наследие, 2001. 684 с.
33. Электронный образовательный ресурс по литературе «Биография Есенина. 11 класс» // Инфоурок. Образовательный портал. – [Электронный ресурс] https://infourok.ru/elektronniy-obrazovatelniy-resurs-po-literature-biografiya-esenina-klass-2353559.html (Дата обращения: 07.02.2021)
34. Юшин П.Ф. Сергей Есенин: Идейно-творческая эволюция. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. 479 с.
35. Яковлева А.А. Поэзия С.А. Есенина: литературоведческий анализ. М.: Тропа, 2016. 352 с.