Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Цели современного правового государства требуют больших изменений во всех сферах жизни самого государства и общества, что определенным образом сказывается и на уровне жизни всех граждан, особенно в образовательной сфере, где появляется острая необходимость в выработке и построении определенных моделей, которые позволили бы улучшить и структурировать образовательный процесс. Ведь в становлении правового государства воспитание и образование подрастающего поколения является одним из важнейших его факторов. Через призму правового воспитания учащихся, путем стимулирования самого правосознания, рассматриваемой категории лиц, должны прививаться необходимые личностные качества для полного и здорового функционирования в социуме. Однако, на данный момент, в российских образовательных учреждениях процент приобщения к правовым нормам с подкреплением правовых традиций остается также на низком уровне. Создаются все больше неформальных сообществ, чья деятельность направлена на совершение антиобщественных действий, слабая работа профориентационных секторов, отсутствие должного контроля в рамках взаимодействия с органами профилактики и надзора, криминализация молодого населения, все перечисленное и обуславливает актуальность рассматриваемой темы, а проблема правового воспитания учащихся остается до сих пор нерешенной.
Пристальное внимание уделено всеми общественными институтами вопросу правового воспитания и формирования правовой культуры среди молодежи. Данное связано с тем, что статистические документы свидетельствуют о низком уровне правовой культуры среди молодежи. Связывается это с тем, что в условиях современной рыночной экономики и цифровых технологий происходит невольное перенятые моральных и культурных ценностей с других стран. Именно поэтому формирование нормативного поведения с помощью правового воспитания и уровня правосознания является одним из важнейших вопросов в формировании правового государства.
Деятельность по воспитанию правовой культуры несомненно значима именно в старших классах, ввиду того, что в этот период у старшеклассников формируется интегрированная система знаний, преобразующаяся со временем в систему убеждений.
Как правило, правовое воспитание происходит в школе и вне её стен, как на уроке, так и на внеурочных мероприятиях. При этом внеклассная и внешкольная работа органически дополняет и углубляет ту деятельность, которая проводится в ходе преподавания основ государства и права, иных предметов и на часах классного руководителя.
Внеклассная, внешкольная работа – это целенаправленная система образовательно-воспитательных занятий и общественно полезных дел учащихся, проводимых с учётом их интересов, возможностей и задач воспитания. Проблемы внеклассной, внешкольной работы тесно связаны с рациональной организации свободного времени учащихся, которая во многом учреждает ценные предпосылки для всестороннего развития личности.
Проблема исследования: как воспитывать правовую культуру старшеклассников во внеурочной деятельности в школе?
Тема исследования: «Внеклассная работа по праву в 10-ых классах как форма правового воспитания».
Цель исследования - на основе теоретических данных и анализа литературы изучить возможности внеклассной работы по праву как формы правового воспитания.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
Рассмотреть понятие правового воспитания;
Изучить внеклассные формы обучения праву как часть системы правового воспитания в образовательном учреждении;
Провести диагностику правовой культуры учащихся 10-х классов;
Разработать внеклассное мероприятие, направленное на формирование правовой культуры у учащихся 10-х классов.
Объект исследования: процесс воспитания правовой культуры старших подростков в общеобразовательной организации во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: содержание процесса воспитания правовой культуры старших подростков во внеурочной деятельности в школе.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы исследования правового воспитания учащихся средствами внеклассной работы
1.1. Понятие правового воспитания
В.П. Беспалько отмечает, что «правовая информированность личности выступает в качестве степени овладения человеком правовой информацией, обусловленной во многом именно образованием, правовым опытом, социальным статусом, интересами и психологической установкой индивида, способствуя формированию уважения к правовому закону, развивает правовое мышление и не может не оказывать влияние на правовое сознание личности» [3].
Правовое воспитание способствует развитию другой самостоятельной формы сознания человека – правового сознания, направленного на урегулирование нормативного поведения в целом.
То есть правовое воспитание представляет собой процесс, осложненный различными элементами педагогики, права и. т.д., который, в первую очередь, направлен на привитие моральных, правовых, нравственных и этических норм населению.
В целях реализации идей правового и демократического государства, в образовательной и воспитательной деятельности школ необходимо уделить внимание на реализацию следующих задач правового воспитания: создание и обеспечение необходимых условий для правовой социализации, общедоступное доведение правовой информации до учащихся, развивание социально-правовой активности среди учащихся, способствование высокому уровню правовой культуры, содействие в формировании нормативного поведения учащихся.
В правовом воспитании внимание уделять стоит полноценному раскрытию роли и значения существующих норм права, необходимых для здорового и эффективного функционирования государства и общества, объясняя то, что норма права является инструментом развития самостоятельности, регулирующий общественные отношения.
Так, Е.В. Бондаревская считает, что сущность права и свободы необходимо рассматривать через призму «воли», так как данные категории «выражают возможность субъекта совершать действие и поступки, которые обеспечиваются правовыми средствами» [6]. То есть исходя из изложенного, можно прийти к выводу о том, что любое право несет в себе определенную свободу, нормируя ее.
Сфера права является чрезвычайно широкой, которая включает в себя круг взаимоотношений человека, соотношение прав и свобод личности и общества. В повседневной жизни человек всегда сталкивается с ситуациями, которые так или иначе регламентированы определенным законодательством. Такие ситуации принято обозначать в качестве правовых. Возможность решать казусные ситуации в повседневной жизни правовым способом зависит от уровня правовой компетентности человека.
Так, ученым Г.М. Миньковским представляется, что «правовые представления свободно транслируются в обществе между его членами [19]. Однако проведенный анализ существующих правовых представлений показал, что существует «дифференциация контекстов и комплексов ценностных представлений в сфере правосознания у различных социальных слоев населения» [11]. В таких условиях можно предполагать, что практика социальной направленности способствует не только этой дифференциации, но и разделению в представлениях правового плана, тем самым влияя на разрозненность между слоями населения, что, в свою очередь и будет являться причиной медленному формированию гражданского общества.
Правовое воспитание реализуется в определенных правовых формах, методах и средствах. Однако следует отметить, что в среди исследователей нечеткого разграничения данных характеристик правового воспитания. Так авторы часто произвольно используют указанные термины и смешивают понятия «формы» и «средства» правового воспитания. Например, С.А. Денисов в качестве средств правового воспитания выделяет обучение, пропаганду права, самообразование и юридическую практику [12, с. 7].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Баранов, П. П. Актуальные проблемы теории правосознания, правовой культуры и правового воспитания. Учебное пособие. / П. П. Баранов, В. В. Русских. – Ростов на Дону : Издательство СКАГС, 1999. – 80 с
2. Березов, Т.Т., Коровкин Б.Ф. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования личности / Т.Т. Березов, Б.Ф. Коровкин. // Биологическая химия. Москва, Медицина, 2018. 40 с.
3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Издво ин-та проф. образ. М-ва образ. России, 1995. – 336 с.
4. Бондарев, А. С. Объект, предмет и методы правового воспитания в их соотношении. / А. С. Бондарев. //Ученые записки юридического факультета. – 2010 – № 18. – С. 56 – 65
5. Бондарев, А. С. Правовая пропаганда и обучение формы правового воспитания: понятие и средства воздействия / А. С. Бондарев // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2008. – №1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-propagandai-obuchenie-formy-pravovogo-vospitaniya-ponyatie-i-sredstva-vozdeystviya, свободный
6. Бондаревская Е.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001.- 304 с.
7. Величко, А. Н. Особенности участия российского суда в правовой пропаганде среди населения в современных условиях. / А. Н. Величко // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2007. – № 2 (3). – С. 57–65
8. Вербицкий, Н. П. Теоретические вопросы правового воспитания школьников: автореферат. диссертации канд. юр. наук: спец. 12.00.01. / Н. П. Вербицкий. – Москва, 1987. – 23 с.
9. Галимов, М. М. Правовое воспитание трудящихся и роль закона в его осуществлении. / М. М. Галимов, О. Ф. Мураметс. – Казань: Издательство Казанского университета, 1976. – 172 с.
10. Гражданское воспитание: коллективная монография. Выпуск 4. Ульяновск, 2019. 490 с.
11. Давитнидзе И.Л., Жерунов Р.Т. Правовая социализация как фактор формирования жизнеспособного поколения // Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений: научная сессия Института молодежги 26 февраля 1996г. - М., 1996. - С. 82-92.
12. Денисов, С. А. Теория государства и права: конспект авторских лекций. / С. А. Денисов, П. П Смирнов. – Тюмень : Издательский дом «Вильямс», 2000. – 480 с.
13. Ивашкин, В.Т., Шептулин, А.А., Баранская, Е.К. Правовое воспитание как составная часть гражданского воспитания личности / В.Т. Ивашкин, А.А. Шептулин, Е.К. Баранская. М., 2014. 30 с.
14. Казимирчук, В. П. Современная социология права: учебник для вузов. / В. Н. Кудрявцев, В. П. Казимирчук. – Москва : Юристъ, 1995. – 297 c.
15. Каландаришвили, З. Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: диссертация ... канд. юрид. наук: спец. 12.00.01. / З. Н. Каландаришвили. – Ростов на Дону, 2003. – 205 с.
16. Корниенко, Л. М. Проблемы формирования правосознания школьников: автореферат. диссертации канд. юрид. наук: спец: 12.00.01. / Л. М. Корниенко. – Москва, 1974. – 20 с.
17. Леонтьева, Т. Н. Вопросы деятельности трудовых коллективов в свете советской теории права: автореферат диссертации канд. юрид. наук: спец: 12.00.01. – Москва, 1975. – 24 с.
18. Мартышин, О.В. Идеология и формирование новой политической и правовой культуры в РФ / О.В. Мартышин // Государство и право. 2017. №9. С. 45.
19. Миньковский Г.М., Мирзажанов К. Проблемы охраны правопорядка и борьбы с правонарушениями. - Тащкент: Узбекистан, 1984. — 176 с.
20. Рахинский Д.В. Особенности информационного потенциала современной глобализации: монография / Д.В. Рахинский. Ульяновск: Зебра, 2015. 206 с.
21. Рахинский, Д.В. Россия в глобальном мире: информационные ресурсы воздействия: монография / Д.В. Рахинский. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. 183 с.
22. Шапиева, О. Г. Нравственно-правовая социализация личности: диссертация док. юр. наук: спец.: 12.00.01. / О. Г. Шапиева. – Санкт-Петербург, 1997. – 376 с.