Фрагмент для ознакомления
2
В самом общем виде конфликт определяют как столкновение интересов. “Межгрупповой конфликт – это тип конфликтов, в котором в качестве субъектов взаимодействия выступают не отдельные индивиды, а группы. Можно говорить о конфликтах между малыми, большими (в частности, религиозными, классовыми, этническими и др.), формальными, неформальными и тому подобными группами. В строгом смысле к межгрупповым конфликтам относятся и те конфликты между отдельными людьми (например, лидерами, руководителями), в которых они выступают как представители и выразители позиций своих групп” .
На любом уровне конфликты представляют собой крайне распространенное явление. Например, международные конфликты как часть межгрупповых находятся в центре внимания мировой политики. За всю историю существования государств насчитывается свыше пяти тысяч вооруженных конфликтов . Основные парадигмы теории международных отношений во многом концентрируются вокруг проблемы конфликтов и сотрудничества.
Конфликт обычно начинается в скрытой, или латентной форме. На этой стадии происходит формирование противоречий между сторонами и постепенное их нарастание.
Затем стороны конфликта осознают существующие противоречия, обозначают свои позиции и наступает стадия открытого конфликта. На этом этапе может происходить эскалация конфликта, когда стороны пытаются добиться своей цели усилением разных форм давления друг на друга, или же участники конфликта могут попытаться урегулировать его посредством переговоров, достигнув компромиссного решения .
Переход к стадии открытого конфликта сопровождается кризисом. Например, в отношениях внутри общества выделяют следующие типы кризисов . Во-первых, кризис легитимности, который происходит вследствие масштабного расхождения представлений руководителей и служащих о формах и методах управления. Служащие перестают признавать органы управления.
Во-вторых, кризис идентичности, который происходит вследствие невозможности идентификации социальными группами с идеей и идеологией, а также системой управления организации.
В-третьих, кризис участия, который создается благодаря искусственным препятствиям участию и отсутствию «социальных лифтов». Социальные группы искусственно отстраняются от легитимного и конкурентного участия в процессе принятия решений. Этому могут способствовать противоречащие интересы социальных групп.
В-четвертых, кризис проникновения, который выражается в неспособности органов управления реализовывать принятые решения должным образом. Обычно это происходит из-за несоответствия принимаемых решений потребностям групп и препятствий внутри организации.
В-пятых, кризис распределения, в результате которого руководство оказывается не в состоянии обеспечить приемлемое для всех распределение материальных благ. Данный процесс может происходить как вследствие недостаточной прибыли, так и из-за препятствий внутри системы управления, в результате чего получаемые блага достаются избранным.
Стадия завершения конфликта наступает после того, как стороны приходят к выводу о невозможности достижения своих целей, или же вследствие утраты интереса к объекту конфликта. Исход конфликта может представлять собой вариант игры с нулевой или ненулевой суммой. В случае игры с нулевой суммой победы одной стороны означает поражение другой. Эта ситуация называется «выигрыш-проигрыш» .
В теоретическом плане можно выделить теорию реального конфликта. Эта теория возникла в 1960-х годах для описания того, как предполагаемая конкуренция за ограниченные ресурсы может привести к вражде между группами.
В отличие от теорий, которые используют психологические факторы, такие как личностные различия или различия в ценностях, для объяснения конфликтов и предрассудков, данная теория фокусируется на ситуативных силах вне себя. Когда ценные ресурсы воспринимаются в изобилии, группы сотрудничают и существуют в гармонии.
Однако, если ценные ресурсы воспринимаются как дефицитные (независимо от того, действительно ли они есть), то эти группы вступают в конкуренцию, и между ними возникает антагонизм. Рассматриваемые ресурсы могут быть физическими (например, земля, еда или вода) или психологическими (например, статус, престиж или власть).
Одна группа должна только поверить в существование конкуренции, чтобы последовали враждебные чувства и дискриминационное поведение. Например, если этническая группа A считает, что члены этнической группы B представляют для них угрозу, «крадут работу», то независимо от того, правда ли это, этническая группа A будет испытывать негодование и враждебность.
Степень, в которой этническая группа A обладает какой-либо властью для преодоления своих враждебных чувств, определяет, будет ли иметь место несправедливое или дискриминационное поведение по отношению к этнической группе B. По крайней мере, будут созданы негативные стереотипы о другой группе, что приведет к недоверию и избеганию. Как долго и насколько серьезным станет конфликт, зависит от воспринимаемой ценности и дефицита рассматриваемого ресурса.
Данная теория уникальна тем, что не обсуждает какие-либо личные особенности лиц, вовлеченных в конфликт. Другие психологические теории используют факторы личности (например, авторитаризм) или идеологии (например, ориентацию на социальное доминирование), чтобы объяснить, почему существует эта враждебность. Однако если люди в группе полагают, что две группы ведут игру с нулевой суммой, а это означает, что успех другой группы ощущается как неудача или потеря для своей собственной группы, то независимо от того, что говорят или делают внешние члены группы, чувства результатом будет негодование и дискриминационное поведение.
По мере развития конфликта члены каждой группы сблизятся со своими товарищами и придут к убеждению, что их судьба связана друг с другом.
Широко известен эксперимент Музафера Шерифа, который вместе со своими коллегами организовал двухнедельный эксперимент с участием белых 12-летних мальчиков в летнем лагере. Сначала мальчики общались только со своими членами группы, потому что Шериф хотел, чтобы они развили чувство групповой идентичности. Мальчики действительно сформировали групповую идентичность и назвали себя Орлами или Гремучими существами.
На втором этапе исследования мальчики были представлены другой группе и должны были участвовать в ряде соревновательных мероприятий. Победителям были вручены награды и призы. Шериф и его коллеги намеренно создали эти игры и награды, чтобы у мальчиков была причина для интенсивной конкуренции. Во время этих ожесточенных соревнований обе группы стали подозрительно и враждебно относиться друг к другу. По мере роста напряженности мальчики демонстрировали преданность своей группе, отговаривая друг друга от установления дружеских отношений между группами. Никто не хотел, чтобы их считали предателями, поэтому мальчики придерживались своих собственных групп. Враждебность возросла до такой степени, что начались драки и акты вандализма. Несмотря на прямое вмешательство взрослых, эти две группы не могли примириться.
Единство было восстановлено только тогда, когда Шериф и его коллеги создали ситуации, требующие, чтобы обе группы мальчиков зависели друг от друга в достижении важных целей, одинаково ценимых обеими группами. Другими словами, гармония была восстановлена, когда обе группы были в равной степени заинтересованы в достижении цели, которая требовала всеобщей помощи и сотрудничества. Например, Шериф создал ситуацию, в которой сломался грузовик, перевозивший их продукты питания, и потребовалась помощь всех мальчиков, чтобы доставить продукты в лагерь .
Таким образом, конфликт между группами представляет собой распространенный тип конфликта. В своем развитии он проходит несколько стадий – от скрытой, когда противоречия еще не осознаются сторонами, до завершающей, когда, по тем или иным причинам, конфликт прекращается.
В теоретическом смысле можно выделить теорию реального конфликта, основанную на понимании влияния внешних факторов в развитии межгрупповых конфликтов.