Фрагмент для ознакомления
2
Исследование роли личностных качеств руководителя в процессе управления персоналом является одной из ключевых проблем теории управления человеческими ресурсами.
Особую актуальность этот вопрос приобретает в современных условиях трансформации трудовых отношений, отношений в социальной среде, отношений между руководителем и подчиненным, которые выстраиваются на фоне общественных и экономических преобразований, мировых глобализационных процессов.
Объективные жизненные реалии подтверждают тот факт, что профессионализм и компетентность, высокий уровень знаний и навыки руководителя являются важным условием совершенствования управленческих функций на всех уровнях. Руководитель любого уровня должен отвечать целому перечню концептуальных требований, прежде всего, обладать высоким уровнем профессионализма. В состав последнего входят: владение специальными знаниями и способность их применения для решения реальных задач; стремление передать свои знания и опыт другим работникам для создания эффективных систем и процессов; соблюдение профессионального кодекса поведения; способность к обновлению профессиональных знаний, навыков и личностных качеств .
Однако сегодня ощущается острая потребность в подготовке нового поколения менеджеров, способных владеть только интеллектуальным и профессиональным потенциалом, а также – быть архитекторами социальных процессов, что предполагает приобретение ими прежде всего человековедческих и коммуникативных компетенций. И это должно стать приоритетной составляющей профессиональной деятельности и подготовки руководителя.
Управленческая деятельность является особым видом трудовой деятельности, которая возникла в результате сложного исторического процесса развития производства. Численность работников управленческого труда постоянно увеличивается, и это мировая тенденция, которая не обошла и Россию. Но не только увеличение количества работников а, прежде всего, значимость этой категории, как в масштабах отдельной фирмы, так и в масштабах экономики всей страны, в целом, актуализирует проблемы управленческого труда (организация, нормирование, стимулирование). Это понятно, ибо от того, насколько эффективно организовано управление трудом конкретных работников, коллективов и всего общества зависят и результаты производства, и само существование данного общества. Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей к рыночным отношений – одно из важнейших направлений реформ, проведенных в нашей стране.
В целом эффективность протекания управленческого процесса, готовность к эффективной деятельности коллектива предприятия, отношения между сотрудниками зависят от многих факторов: непосредственных условий труда, профессиональных качеств кадровых работников, уровня управленческого состава и др. Одну из первых ролей в ряду этих факторов играют руководители предприятий, учреждений, организаций, их обособленных структурных подразделений .
На сегодняшний день к процессу управления современным предприятием, учреждением, организацией (далее – предприятием) необходимо подходить с позиций не только научно-обоснованных способов и приемов организации труда, но и с использованием особых методов управления, которые бы стимулировали деятельность, как самих руководителей предприятий, так и всего коллектива в целом. Поскольку весомой фигурой в деятельности любого предприятия является руководитель, то уместно отметить, что это лицо, наделенное правом принимать решения в пределах данных ему полномочий, который также должен обладать умением дискутировать, быть осведомленным в сфере трудовых правоотношений, и не только знать права и обязанности работников, но и способствовать их выполнению, владеть средствами достижения цели и методами контроля, умело использовать средства поощрения и взыскания.
Ведь от уровня образования руководителя, его профессиональных способностей, опыта работы, умения управлять общественным мнением трудового коллектива в значительной степени зависит успешное руководство предприятием, учреждением, организацией, а вместе с тем и эффективное производство. Эффективное функционирование предприятия – важнейшая задача руководителя современного производства.
В условиях переходного периода к рыночной экономике, которая ориентирована на потребительский спрос, требования к руководителю резко меняются, в связи с чем меняется и сфера его деятельности, что приводит к потребности в руководителях нового типа, которые обладают высоким профессионализмом, способны прогнозировать и предвидеть, способны адаптироваться к экономическому и социальному прогрессу общества .
Современный руководитель должен быть не только хорошим организатором, умеющим вовремя наладить производство и сбыт новых товаров и услуг, но и знать тонкости современного законодательства, быть глубоко эрудированным, высоко культурным человеком, обладающим внутренней самостоятельностью, смелостью, способностью создать команду единомышленников, что вдохновляет и ведет их за собой, а также владеть основами науки управления.
Опыт показывает, что у значительной части наших руководителей и предпринимателей недостаточно высокий уровень знания законодательной базы, общей культуры, а также навыков и умений в сфере делового общения. Как свидетельствует управленческая практика, без совершенного знания действующего законодательства, умения руководителя наладить деловое общение с подчиненными, партнерами, без навыков устанавливать деловые связи эффективное производство невозможно.
Осуществляя влияние на сотрудников, руководитель должен совершать действия, которые бы побуждали их к надлежащему служебному поведению, и которые с одной стороны отвечали требованиям предприятия, а с другой – не нарушали законных прав работников.
Место, которое занимает руководитель в иерархии управленческих структур, а также возможности влияния на подчиненные подразделения предприятия и лично на работников раскрываются в процессе управления, поэтому роль руководителя организации проявляется в его способностях реализовать цели высших управленческих структур путем осуществления возложенных на него функций. Руководитель должен не только доводить до сведения своих подчиненных требования высших органов, но и обязан разъяснить содержание поставленных задач, сделать их целью деятельности каждого сотрудника.
Термин «руководитель» дословно обозначает «управлять, направлять и быть во главе чего-либо». Руководители – это разновидность должностных лиц, наделенных административной властью по отношению к возглавляемому им организованному коллективу, которые осуществляют внутриорганизационное управления им. Руководитель – лицо, которое возглавляет коллектив и использует предоставленную ему власть для влияния на поведение людей, которые в нем работают.
По нашему мнению, необходимо законодательно закрепить понятие руководителя предприятия, учреждения, организации определив его как должностное лицо, которое избирается, назначается или утверждается для организации и оперативного управления деятельностью предприятия и наделенное работодателем полномочиями единолично непосредственно или через других подчиненных ему должностных лиц осуществлять управление и действовать без доверенности от имени предприятия, учреждения, организации.
Коллектив объединяет людей не только на основе общей цели и в общем труде, но и на основе организации совместной деятельности. Именно здесь важна роль руководителя, умение правильно сформировать социально-психологический климат в коллективе.
Чтобы руководитель способствовал сплоченности коллектива, он должен обладать такими личностными характеристиками: определенность, целеустремленность, избирательность, тактичность, действенность, требовательность, критичность, ответственность. Руководитель может эффективно влияет на трудовой коллектив, выбрав определенный стиль руководства .
Таким образом, роль руководителя очень высока, так как он направляет работу других и несёт персональную ответственность за её результаты, вносит порядок и последовательность в работу.
1.2 Развитие форм организации производства как фактор эффективности хозяйствования
Мы определяем форму организации производства как целостную взаимосвязанную систему экономических, культурных, пространственных и технологических составляющих (элементов), дающих внутрифирменные, внутрикорпоративные или внутрисистемные события определенного специфического характера, образа и порядка или, вообще, некоторого структурного упорядочения.
В доперестроечный период Российская экономическая теория обычно рассматривала формы социальной организации производства - концентрацию, специализацию, комбинацию и кооперацию, через призму которых рассматривались все специфические типы и типы формирующихся экономических структур. При этом под концентрацией понималась концентрация производства на все более крупных предприятиях, проявляющаяся в росте их размеров и увеличении доли крупносерийного производства в выпускаемой продукции и используемых факторах .
Под специализацией - углубление межотраслевого и внутриотраслевого разделения труда, которое реализуется в формировании узкоотраслевых производств разнородной продукции и сокращении номенклатуры выпускаемой продукции . Под комбинацией - технологическое и организационное соединение в одном предприятии различных производств по принципу последовательности соединения их отдельных этапов или их взаимодополняемости. И, наконец, под кооперацией - организация тесных производственных связей между самостоятельными, независивыми предприятиями, что проявляется в образовании многочисленных производственных объединений.
Развитие этих характерных явлений, продолжающееся в различных видоизмененных формах сегодня в любой экономической системе, в совокупности с различными эволюционными процессами, факторами и условиями определяет организацию и структурирование многих хозяйствующих субъектов в разных странах в различных специфических специфических формах - в виде малых индивидуальных производств, малых предприятий, венчурных фирм и т.д.
Происходит непрерывное насыщение экономических систем новыми разнообразными организационными формами. Эволюция экономических систем приводит к постепенному все более значительному усложнению их структуры и появлению таких форм организации производственной деятельности, взаимодействие между которыми сегодня зачастую строится не только и не столько на основе конкуренции, сколько на основе кооперации и взаимодополняемости .
По ряду объективных причин ни одна организационная структура не может функционировать с одинаковой высокой эффективностью во всех случаях и при любых условиях. Например, преимуществом крупных предприятий является возможность наладить массовое производство и получить значительную экономию от масштаба, но они также испытывают серьезные трудности в обеспечении эффективности инновационного процесса, что требует совершенно разных подходов и разных форм организации.
Зачастую хозяйствующим субъектам выгоднее передать часть своих функций и полномочий государству, особенно в области фундаментальных научных исследований, образования, общественных отношений, чтобы получить от такой специализации существенные выгоды. При этом крупные частные компании и государственные структуры уже не могут рассматриваться как самостоятельные, конкурирующие или антагонистичные друг другу организационные структуры. Напротив, они взаимно дополняют друг друга, и это позволяет им достичь значительного системного эффекта в процессе функционирования, что невозможно в других условиях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агарков, А.П. Организация производства, экономика и управление в промышленности. Учебник для бакалавров. Гриф МО РФ / А.П. Агарков. – М.: Дашков и К°, 2018. – 241 c.
2. Акчурина, А.М. Планирование и организация производства / А.М. Акчурина. – М.: Русайнс, 2018. – 64 c.
3. Амелин, С.В. Совершенствование организации управления производством в условиях новых информационных технологий // Вестник ВГТУ. – 2019. – №3.1. – С.159-162
4. Бодрунов, С.Д. Реиндустриализация: социально-экономические параметры реинтеграции производства, науки и образования // Социологические исследования. – 2016. – №.2. – С. 20-28.
5. Глазьев, С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития / С.Ю. Глазьев. – М.: ВлаДар, 1993. – 310 с.
6. Красильников, О.Ю. Структурные сдвиги как фактор экономического роста в современной России. – В кн.: Формирование российской модели рыночной экономики: противоречия и перспективы / Под ред. К.А. Хубиева. – М.: ТЕИС, 2018. – Ч.2. – С. 107-115.
7. Красюк, И.А., Крымов С.М. Конкурентные преимущества организационных структур предпри-ятий новой экономики // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 12-2 (53). – С. 807-811.
8. Крымов, С.М. Развитие предприятий в кластерных образованиях // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 10-2 (63). – С. 832-835.
9. Куприяновский, В.П. и др. Трансформация промышленности в цифровой экономике – проектирование и производство // International Journal of Open Information Technologies. – 2018. Т. 5. – №. 1. – С. 50-70.
10. Левенцов, В.А. Анализ современных форм и особенностей развития стратегических альянсов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – № 5 (23). – С. 85-92
11. Месхи, Б.Ч. Контроллинг как инструмент развития и управления производственными процессами предприятий сферы услуг и промышленности. / Б.Ч. Месхи, И.А. Красюк, В.Ю. Иванов. Монография. – Ростов-на-Дону: Изд-во: ДГТУ., 2013. – 133 с.
12. Ойхман, Е. Реинжиниринг бизнеса / Е. Ойхман, Э. Попов. – М.: «Финансы и статистика», 1997. – 332 с.
13. Организация и планирование производства / Под ред. Балакина М.Ф., Рязанова В.А. – М.: Academia, 2019. – 736 c.
14. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2003. – 705 с.
15. Россия в цифрах. 2004: Крат. стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики. – М., 2020. – 431 с.
16. Холл, Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты / Р.Х. Холл. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с.
17. Уильямсон, О.И. Экономические институты капитализма: фирма, рынки, «отношенческая» контрактация / О.И. Уильямсон. – СПб.: Лениздат, CEV Press, 1996. – 702 с.
18. DiMaggio P., Powell W. The Iron Cage Revisited: Institutional Isomorphism and Collective Rationality Organizational Fields // American Sociological 24 Review, Vol. 48, N 2, 1983. – P.147-160.