Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы.
История русской театральной жизни интересна. Начальный этап становления русского театра представляет собой различные народные развлечения до конца XVI в. – начала XVII в. Появление на Руси скоморохов, сказителей-бахарей, кукольных представлений связано с бытованием и разграничением народных игрищ и религиозных обрядов. Подобные процессы были характерны и для стран Западной Европы (Италия, Англия, Франция, Германия). В русской народной среде определению «потеха» соответствовало слово «позорище», термину «драма» – «игрище». В церковной практике вместо термина «потеха» существовал вариант – «действо». Именно это определение и закрепилось за обозначением театрализованных представлений, возникших во второй половине XVII в. в царский покоях.
В конце XVII в. в России бытовал преимущественно один термин для обозначения театрализованных постановок – «комедия», а до этого периода – «потеха»: Потешный чулан, Потешная палата – определения, содержащиеся в трудах исследователей - «бытописателей». В аналогичный период в Западной Европе театрально-музыкальный элемент претерпевал переход от поэзии трубадуров к складыванию определенных школ при религиозных центрах (соборах, иезуитских коллегиях), происходило развитие музыкальной драмы под влиянием маскарадных песен, в 1605 г. на севере Италии появилась опера (без четкого разграничения этого понятия). Конечно, истоки театра в Западной Европе берут начало в античности.
К середине XVIII века русский двор полностью перестроился под каноны европейского общества: балы, куртаги, табель о рангах, театры, мода, этикет и т.д.
Очевидно, что наибольшее влияние европейская культура оказала на верхний слой общества – дворянство
Степень изученности темы.
Изучением московского балетного театра, в том числе творчества таких мастеров, как А. А. Горский, М. М. Мордкин, Л. Ф. Мясин, К. Я. Голейзовский и др., занималась Елизавета Яковлевна Суриц . В монографии «Балет московского Большого театра во второй половине XIX века» автор излагает историю балетной труппы московского Большого театра с 1856 года до конца XIX века. Е. Я. Суриц посвящает огромное количество времени изучению спектаклей, которые шли в то время в Большом. Особое внимание уделяется тем постановкам, которые были поставлены впервые в Москве. Это, к примеру, «Дон Кихот», поставленный в 1869 году, «Лебединое озеро», поставленное в 1877 году. Е. Я. Суриц описывает рассказывает и не удачных постановках, о спектаклях А.Н. Богданова, экспериментах И.Н. Хлюстина.
Целью данной работы является рассмотрение Московского балетного театра второй половины XIX века.
Задачи:
- описать театрально-балетную культуру XIX века;
- рассмотреть кризис и возрождение русского балета конца XIX века;
- проанализировать сущность балетной реформы П. И. Чайковского;
- изучить особенности развития московского балетного театра, начиная с 1860 года;
- описать постановки «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Волшебные грезы».
Объект исследования – московский балетный театр. Предмет исследования – особенности развития московского балетного театра во второй половине XIX века.
Глава 1 Общие тенденции развития театрально-балетной культуры во второй половине XIX века в России
1.1 Балетный театр как продолжение традиций Петра I
Европейские традиции, которые, начиная с Петра I, беспрепятственно проникали в Россию, не могли не дать на русской почве плоды самобытной культуры, порождение русского и европейского: «Примечательно, что западноевропейское искусство, архитектура, модная одежда – весь «нерусский» быт того времени не вытеснили окончательно интереса к национальным традициям. Более того, русское и иноземное не только мирно уживались, но и, взаимно проникая друг в друга, создавало уникальную культурную среду» .
Первая балетная школа основывается в 1734 году. Первая же полноценная балетная труппа основывается в Императорской школе балета в Санкт-Петербурге в 1740-х годах.
Танцоры, хореографы из Италии и Франции были преподавателями. К 1800 году русский балет стал демонстрировать нативные элементы народного танца, так как дворяне спонсировали танцевальные компании.
Балет стал настолько популярным в России по той причине, что он являлся самым популярным видом развлечения среди аристократии государства в то время. Опера, к примеру, являлась популярной в Западной Европе. В начале XIX века на балетной сцене России был в приоритете Иван Вальберх. Он стал вводить русские элементы в балетные постановки. Во многих классических балетах стали вводиться элементы русского народного танца.
Огромный вклад в развитие мирового балета именно в это время. Как полагают критики Европы, балетный театр России оказал положительное влияние на балет Западной Европы.
Мариус Петипа, французский хореограф, который 50 лет провел в России и ставил балеты, являлся доминирующей фигурой в конце XIX века. Его победы связаны с постановками балетов Чайковского.
Другие известные европейские танцоры, такие как Мария Тальони, Кристиан Йоханссон и Энрико Чеккетти, также выступали в России в течение этого времени, также принося много с европейских традиций.
Искусство влияет на культуру. И наша страна во многом обязана влиянию балета.
Еще в начале XVII века наша страна была горда своими границами. Государство не вмешивалось в обычаи Запада, в его искусство. Но данная концепция изменила направление в связи с Петром Первым, который бросил вызов Западу при помощи великих подвигов культуры и ее норм.
Именно балет стал развиваться при Петре Первом. В отличие от Франции, где балет был интересен богатым дворянам, русский балет являлся недорогим и любимым всеми слоями общества. Изящество русского балетного театра быстро укоренилось в душе государства и культовые балеты ставились регулярно, собирались огромные залы.
Итак, театральная жизнь XVIII-XIX вв. стала развиваться, во многом, благодаря традициям Петра Первого. Театральные постановки, балы обладали огромной важностью для иностранных гостей, кто проживал в России. Это были и частично традиции Европы, которые были переняты Россией.
1.2 Кризис и возрождение русского балета конца XIX века
В начале XIX века русское искусство балета достигло своей зрелости в творчестве. Русские хореографы привносили в танец свой взгляд, выразительность.
Балету тогда принадлежало почетное место среди других видов театрального искусства. Царское правительство уделяло достаточно количество внимание его развитию, предоставлялись субсидии от государства.
Балетные труппы Москвы и Санкт-Петербурга выступали в оборудованных театрах, выпускники училищ театров каждый год пополняли коллектив танцоров, музыкантов.
В истории балетного театра России часто встречаются имена мастеров Европы, кто сыграл значительную роль в том, чтобы балет развивался. Это Чарльз Диделот, Артур Сен-Леон и уже упоминавшийся Мариус Петипа. Эти имена являлись теми, кто сформировал русскую балетную школу. Нигде в мире не встречалась такая огромная, талантливая и хорошо обученная балетная труппа, как в России.
В середине XIX века Марии Тальони и Жюль-Жозеф Перро (танцор и хореограф) стали ключевыми фигурами в балетном театре в Петербурге. Танец, который стал на переднем плане, являлся центром драматических актов. В репертуар русского балета стали включаться самые известные романтические западно-европейские балеты: «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», «Ная и др.» Катерина, дочь грабителя».
В 1860-х годах в России начался срыв романтического представления.
Хореограф Артур Сен-Леон внес с классический танец огромное количество деталей, расширив возможности танцевальных ансамблей. Мариус Петипа продолжил обогащение танца. Петипа сформировал академический балет.
Балетный театр того времени был монументальным шоу, который создавался по всем канонам драмы театра. Его внешнее действие показывалось в пантомиме, а внутреннее – в канонах классического танца.
Творческая деятельность балетмейстера Л. Иванова, помощника Петипа, предвещала новые образы танца начала XX в. Е. Вазем, Е. Соколова, В. Никитина, П. Гердт, Н. Легат, М. Кщесинская, А. Собещенская, А. Ширяев, О. Преображенская, С. Брианца, П. Легнани, В. Цукки приняли участие в балетах Петипа и Иванова.
Поиски Петипа завершились сотрудничеством с П. Чайковским («Спящая красавица», «Лебединое озеро») и А. Глазуновым («Раймонда», «Четыре сезона»), чьи партитуры были на вершине балетной симфонии XIX века.
В середине XIX века становится популярным реализм. Хореографы без успеха делали попытки создать спектакли реалистического характера. Но балет – это условное искусство. Реализм же в нем отличен от реализма в живописи и литературе, которые господствовали в то время. Начинается кризис балетного искусства.
Новый этап в истории русского балета начинается, когда П. Чайковский впервые сочинил балетную музыку. Это было «Лебединое озеро». И теперь балетная музыка начинает восприниматься всерьез. Ранее она считалась несерьезной формой музыкального творчества, как поддержка танца. Чайковский же меняет отношение к балетной музыке. Если ранее музыка зависела от танца, теперь танец должен был подчиняться музыке. Нужны были новые способы выражения, новая точка зрения на создание танца.
Дальнейшее развитие русского балета связывалось с именем московского балетмейстера А. Горского, который отказывается от пантомимы и начинает применять современные направления в балете. Он придавал огромное значение тому, как сценически оформлена пьеса. К работе над пьесами привлекались лучшие художники.
Но настоящим реформатором балетного искусства является Михаил Фокин, который восстал против традиционного построения балетного спектакля. Михаил Фокин является выдающимся русским балетмейстером, который создал так называемый «новый балет» - в нем создавалось новое поведение человека в пантомиме и танце. При чем они не противопоставлялись друг другу, как это демонстрировал М. Петипа. М. Фокин убирал из балета условную пантомиму, которая, по его мнению, была неэстетичной («язык глухонемых» - словами балетмейстера). Пантомима у М. Фокина была жестовым искусством, но это были «жизненные жесты, которыми мы сопровождаем свою речь» .
В балетах М. Фокина невозможно разделить элементы танца от элементом пантомимы, поскольку они переплетены и взаимосвязаны. В этих балетах нет четко определенных границ танца или пантомимы. Нет классических «па-де-де» («па-де-труа» и др). Зрителю не предстают классические вариации (исключение – стилизации М. Фокина). М. Фокин меняет отношение к спектаклю в общем. Выступая как танцовщик с основательной техникой, которая отличалась экспрессией, М. Фокин является выдающимся балетмейстером в танцевальном искусстве как хореограф и новатор классического балета. Именно здесь он становится первым, кто в начале прошлого столетия говорит о важности индивидуального стиля в танце. Он был современником эпохи революций, принадлежал к тому поколению, которое являлось наследником Мариуса Петипа. М. Фокин был восхищен его работами. За весь творческий путь М. Фокина не покидала любознательность, интерес ко всем видам искусства, к углублению своих знаний. Балетмейстера отличало то, что в танце он хотел продемонстрировать всю глубину и красоту переживаний, чувств человека, его души. М. Фокину было недостаточно просто ставить танцевальные постановки, где присутствует пластика тела. Цель его была более масштабной – через движения тела, пластику продемонстрировать и дать почувствовать тонкие моменты переживаний и эмоций человека, его мысли и горе, радость или печаль. Постановки М. Фокина отличаются индивидуальным взглядом, каждый жест танцовщика он продумывал и реализовывал тщательно, следил за уместностью и правильностью его применения.
Итак, русский балет за столетия своего развития приобрёл и отразил духовные качества нашего народа. В мировой культуре XIX века он занял столь же значительное место, как и Российская Империя на географической карте мира. И это не случайно. Ведь в сложившемся кризисе балета в середине века именно русские композиторы, балетмейстеры и, конечно, артисты смогли достичь той вершины, которая вывела мировой балет на новый виток развития. В начале прошлого века русский балет переживал уникальное время: русская школа славилась своими традициями и богатейшим опытом, репертуар поражал даже самое смелое воображение, а выдающиеся мастера танца и пантомимы были известны всему миру. Вместе с тем в мире балета назревали глубокие перемены.