Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня можно утверждать, что региональные СМИ имеют большое влияние на свою целевую аудиторию. Более того возможности региональных СМИ по влиянию на читателей намного выше чем у федеральных СМИ.
Феномен этого явления можно объяснить тем обстоятельством, что сегодня в эпоху пандемии у людей сформировалась местечковая психология. Другими словами людям гораздо важнее то, что происходит у них в районе, а не где-то в федеральном центре или в другой стране. Кроме этого люди хотят знать и понимать, как те или иные новости отразятся на их жизни.
Федеральные или большие СМИ вынуждены охватывать громкие и резонансные события, происходящие по всей стране. При этом редактор вынужден выбирать наиболее интересные события из большой массы новостей. Какой набор новостей принесет успех выпуску издания спрогнозировать сложно.
Можно сказать, что современные региональные журналисты балансируют на узкой грани. Дело в том, что региональная журналистика с одной стороны должна рассказывать о событиях, происходящих в данном районе или регионе.
С другой стороны региональные СМИ не должны превращаться в местечковые издания, ограничивающие событийный кругозор своих читателей новостями конкретного района или муниципального образования.
Данные размышления актуальны для любого регионального СМИ в России. Однако особенно они актуальны для региональных СМИ, издающихся в Республике Крым. Напомним, что Крым сравнительно недавно вошел в состав России. Можно сказать, что местные СМИ до сих пор страдают многими «болезнями», которые возникли еще на Украине. Прежде всего – это проблема финансирования прессы. Украина слабо помогала региональным журналистам.
Так же крымские СМИ ориентировались на новостную позицию Киева. В результате для местной повестки не оставалось места.
Цель исследования – выявить особенности истории развития местной прессы на примере печатных СМИ Бахчисарайского района.
Объектом исследования в данной работе выступает пространство печатных средств массовой информации Бахчисарайского района Республики Крым с учетом социокультурной специфики региона и жанрово-тематических особенностей местной муниципальной (муниципальной) прессы.
Предмет исследования – особенности истории развития местной прессы на примере печатных СМИ Бахчисарайского района.
1. Теоретические аспекты проблемы
1.1. История развития региональной прессы в России
Юлий Цезарь примерно в 59 году до нашей эры представил одну из первых форм письменных новостей, которые назывались просто «Ежедневные события». Этот очень сложно написанный рукописный лист новостей рассказывал истории о правительственных скандалах, военных кампаниях, испытаниях, казнях, битвах и пожарах. Это издание производилось за очень большие деньги и отправлялось губернаторам провинций и частным подписчикам.
Далее, в VIII веке в Китае появились газеты в виде рукописных листов. Они информировали торговцев и влиятельных граждан о происходящих событиях. В такой форме — как новостной лист — прототип газеты появился в Европе в середине XV века, когда немецкий ювелир Иоганн Гуттенберг изобрел печатную машину со сменными и подвижными буквами. Изобретение Гуттенберга революционизировало печать в Европе.
Хотя подвижный тип печати был известен в Восточной Азии с Х века, маловероятно, что такая система была создана за пределами Азии до Гуттенберга. Да, торговля печатью существовала в Европе, но технология деревянных блоков была сложным и трудоемким процессом. Изобретение Гуттенберга дало значительный скачок в скорости и эффективности и превратилось в целую полиграфическую промышленность. Он был вдохновлен технологией, используемой в винтовых винных прессах Рейнской долины.
Его винтовой пресс равномерно передавал изображения на бумагу или пергамент. Инструмент ручной подачи — самый важный элемент изобретения — позволил такому принтеру быстро направлять требуемое количество разнообразных символов. Метод печати Гуттенберга оставался стандартом до ХХ века.
Однако из-за высокой стоимости печати в сочетании с тем фактом, что большинство людей в Европе в Средние века оставались по-прежнему неграмотными (за исключением монахов и торговцев), дальнейшее развитие дешевых массовых газет было отложено.
В Германии в конце 1400-х годов печатались информационные брошюры для развлечения богатой образованной элиты, они содержали первый контент, который мы сегодня понимаем как новости. В каждой брошюре старались публиковать сенсацию — новость о стихийном бедствии, шокирующем преступлении, скандале. Некоторые из самых известных этих памфлетов сообщали о зверствах в отношении немцев в Трансильвании, связанных с именем Дракулы.
В англоязычном мире самыми ранними предшественниками газеты были corantos – «коранто», небольшие информационные брошюры, которые выпускались только тогда, когда непосредственно происходило событие, заслуживающее освещения в печати. Первая английская типография была создана в 1477 году, и вскоре Лондон стал одним из самых важных центров печати в Европе. Новостные брошюры, в отличие от будущих газет, печатались нерегулярно и предоставляли отчеты только об отдельных событиях.
Коммерческая ценность новостей как информации впервые была признана в Венеции. Там в середине XVI века торговцы устанавливают прецедент, взимая плату — одну газету (маленькую монету) за публичные чтения последних новостей. Венеция была центром торговли и информации, и торговцы должны были знать местоположение судов и стоимость дорогостоящих грузов, которые они перевозили. Дубликаты этих рассылок также продавались торговцами. В 1556 году венецианское правительство заказало сбор информации и еженедельную рассылку новостей в газете. С тех пор термин «газета» стал нарицательным.
В первой половине XVII века появились регулярные газеты, которые дополняли периодические листовки и брошюры. В то время появились первые настоящие новостные периодические издания, так как издатели поняли, что их новостные брошюры могут быть прибыльными, только если они публикуются регулярно.
Появление станка Гуттенберга и создание среды, которая способствовала распространению знаний, в конечном итоге привело к повышению грамотности рабочего класса. И это означало, что печать больше не предназначалась только для богатых. Снижение цены на печатные материалы сделало их более доступными для масс, что привело к более свободному обмену знаниями и идеями. Станок Гуттенберга сделал популярным изучение языков – таких, как английский, французский, итальянский и немецкий. То есть появление печати непосредственно привело к развитию самих языков и их изучению.
В самой Англии в 1665 году появилась «London Gazette» — «Лондонская газета». Многие исследователи рассматривают ее как первую английскую газету, потому что она содержала главным образом новости и выпускалась регулярно. «Лондонская газета» была единственным официально санкционированным изданием того времени. Она состояла в основном из новостей из Европы, а иногда из Америки или Азии, но редко охватывала внутренние проблемы, потому, что в это время пресса подвергалась строгой цензуре. Английское правительство быстро признало силу газет. И оно рассматривало это распространение информации как угрозу своей власти. Издатель «Лондонской газеты» не публиковал никаких внутренних новостей, чтобы избежать заключения в тюрьму, вместо этого он сообщал о военных ошибках и королевских скандалах в других странах.
Гражданская война в Англии между королем и парламентом в 1642 году создала беспрецедентный спрос на внутренние новости в стране: люди хотели получать информацию о текущем состоянии национальных дел. В то же время те, кто участвовал в политической борьбе, осознали возможности прессы для продвижения своего политического дела, и пресса стала мощным инструментом пропаганды. Эти политические публикации, очень громкие, в поддержку определенной политической перспективы были наполнены сенсационными повествованиями о героических битвах или зверствах, совершенных противником. У них была готовая аудитория, уже лояльная к ним, и тиражи газет резко возросли.
В конце Гражданской войны в Англии Оливер Кромвель (руководитель Английской революции) попытался ограничить распространение политических новостей. Накануне казни Карла I Кромвель хотел уничтожить все листовки, но его попытки не увенчались успехом, и газетные заголовки в драматической манере объявили об обезглавливании короля. Однако, когда монархия была в конечном итоге восстановлена, контроль над прессой был вновь введен, и государственная цензура резко сократила количество политических новостей. Но это не совсем сработало, так как общественность уже привыкла к вкусу свободной прессы. Это дало возможность газетам утвердиться в статусе прибыльных предприятий.
В конце XVII века убийства и казни были популярными темами новостей. С тех пор, кажется, ничего особенно не изменилось. Еще газетчики любили писать о ведьмах с заголовками вроде «Краткое повествование о странной и прекрасной старухе, у которой есть пара рогов на голове». Чуть позже, в 1702 году, появляется первая регулярная газета «Ежедневные куранты». Естественно, через некоторое время происходит и рождение профессии журналиста. Газеты в основном использовали репортеров в качестве сборщиков новостей, чтобы те охотились за событиями и сообщали о том, что могло бы привлечь внимание читателей и повышало бы тираж.
Само слово «журналист» пришло в употребление в 1693 году, чтобы обозначать тех, кто писал о ежедневных событиях для публичной прессы. Даниель Дефо стал первым в мире журналистом. Свой первый обзор событий он опубликовал в 1704 году. Первых широкопрофильных журналистов не очень-то жаловала публика. Сегодня к ним, конечно, тоже нет особенно горячих чувств. А в те времена их называли «бегунами». И это была правда. Они бежали из здания суда или с площади, где недавно кого-то повесили, чтобы написать свои заметки с настоящими признаниями от преступников. Вернее, они рифмовали эти признания, писали их в стиле баллады.
Смелые действия одного англичанина — радикального журналиста, владельца газеты и парламентария Джона Уилкса — навсегда закрепили понятие «свободная пресса».
Кстати, отвлекусь и скажу, что авторы издания «Медиа и Журналистика», на основе которого построены эти лекции, сравнивают Уилкса с современным журналистом Джулианом Ассанжем, который показал, что журналистика в стиле «крестового похода» все еще может жить. Ассанж, публикуя секретные материалы и правительственные документы, следует традициям Уилкса.
Так вот, о свободной прессе. В 1771 году Уилкс при поддержке нескольких лондонских издателей оспаривал закон, запрещающий публичный отчет о парламентских дебатах и выступлениях. До этого времени парламентские разбирательства держались в секрете, потому что власти утверждали, что такая информация слишком конфиденциальная и стратегическая, чтобы сообщать ее гражданам. Утверждалось, что могут возникнуть беспорядки и даже восстания, если дать этим публикациям ход. Своими действиями по оспариванию права на публикацию такой информации Уилкс (как и Ассанж) навлек на себя гнев могущественной элиты и (так же, как Ассанж) оказался в тюрьме.
Уилкс основал газету «North Briton» — «Северный британец» и в качестве члена парламента использовал ее для критики короля Георга III, а также премьер-министра, графа Бьюта, который был поддержан королем и которого Уилкс считал некомпетентным. Через год существования газеты, после того, как он опубликовал очередную статью, критикующую правительство и монарха, Уилкс был обвинен в крамольной клевете и заключен в тюрьму в лондонском Тауэре. Однако при поддержке влиятельных друзей и защитников он был признан невиновным.
Уилкс продолжал писать свои острые материалы о правительстве и короне. В какой-то момент один из правительственных сторонников вызвал его на дуэль. Кстати, говорят, что этот самый сторонник предварительно несколько месяцев брал уроки стрельбы. Собственно, Уилкса ранили в живот, но его жизнь была спасена. Однако после этого ему пришлось бежать во Францию.
Пока он отсутствовал, его, конечно, исключили из парламента. Когда Уилкс в конце концов вернулся в Англию, его снова арестовали и отправили в тюрьму. Но возмущение его лондонских сторонников было таково, что толпы собирались у стен тюрьмы, чтобы выразить протест против его заключения. В один момент, когда собралось более 15000 человек и они скандировали лозунги, требующие свободы Уилкса, войска открыли огонь по толпе, в результате семеро из протестующих были убиты. Этот протест стал известен как «резня на площади Святого Георгия». Несмотря на трагедию, это повысило популярность Уилкса в городе, и он был избран членом городского правления.
И после этого его снова арестовывали, снова отпускали, потом снова сажали в тюрьму. Но он продолжал влиять на дела местного правительства и активно участвовал в кампании за свободу прессы. Он бросал вызов правительству, сообщая о парламентских дебатах в своей газете и утверждая, что парламентарии не являются представителями народа, если люди не знают о том, что происходит в парламенте. Правительство было возмущено и заявило, что действия Уилкса и нескольких других издателей были нарушением парламентских привилегий. Снова планировались аресты. Но общественность не молчала и вставала на защиту, выходила на улицы. Правительство же, помня о резне на площади Святого Георгия, в какой-то момент отказалось от попыток предотвратить публикацию отчетов парламентских дебатов. Уилкс выиграл. Именно в те дни родилась свобода прессы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акопян Т.В., Луковская М.А. (Ред.) Газеты дореволюционной России: Каталог. СПб.: Изд-во РБН, 2007.
2. Альпулатов И.С. Региональные СМИ. Проблемы. Поиски. Решения // Символ науки. 2015. № 10. С. 182—185.
3. Аникеев Е.С. Масс-медиа как инструмент муниципального социального управления: дис. ... канд. социол. наук. М., 2006. 223 c.
4. Ашешов Н. Письмо к Гольцеву В.А. РО РГБ. Ф. 77. К. 1, ед.хр. 22.
5. Боронин Ф.Н. Первые издания в Нижнем Новгороде / Из истории региональной печати в России (научн. конс. проф. Б.И. Есин, ред.-сост. Т.С. Родионова). Вып. 2. М.: Ф-т журналистики МГУ, 2004.
6. Владов. Развивающаяся любовь к чтению в простом народе // Современные известия. № 5. 6 января 1877 г.
7. В-л-н. Газетная толкучка / Русское богатство. 1881. № 1. С. 15—16.
8. Дементьева К.В. Формирование дискурса региональных массмедиа // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 10. URL: http://human.snauka.ru/2014/10/8050 (дата обращения: 02.11.2018).
9. Егорова Л.Г. Место коммунальных печатных изданий в структуре медиапространства Крыма // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-kommunalnyh-pechatnyh-izdaniy-v-strukture-mediaprostranstva-kryma (дата обращения: 11.02.2021).
10. Егорова Л.Г., Чумичева М.А. Пространство печатных СМИ Крыма: концепция презентации // Ученые записки Таврического национального ун-та имени В.И. Вернадского. Серия: Филология. Социальные коммуникации. 2013. Т. 26 (65). № 3. С. 110—119.
11. Заливанский Б.В. Муниципальные средства массовой информации в восприятии городского общества // Власть. 2013. № 5. С. 139—143.
12. Иванова Н.А., Желтова В.П. Сословное общество Российской империи (XVIII — начало XX века). М.: Новый хронограф, 2009.
13. Коновицер Е.З. Письма к Чехову А.П. Письмо 6-е. РО РГБ. Ф. 331. К. 48, ед.хр. 13.
14. Корконосенко С.А. Основы журналистики: учебник для вузов. М.: Аспект-Пресс, 2001. 287 с.
15. ЛебедеваЕ.Г. Современная структура региональных средств массовой информации: Краснодарский край как информационное пространство: дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2002.
16. Лисовский Н.М. Русская периодическая печать. 1703—1900. Петроград: Издательство «Типография Акц. Общ. Тип. Дела», 1915.
17. Нардова В.А. Городское самоуправление России в 60-х — начале 90-х гг. XIX в.: Правительственная политика. Л.: Наука, 1984.
18. Печищев И.М. Концепт «Столица» как основание для конструирования образа территории (на материале пермских печатных СМИ) // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Филология. Журналистика. 2007. № 2. С. 201—204.
19. Просвиркина И.И. Региональное языковое сознание как основа модели региональной языковой личности // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2005. № 11. С. 106—107.
20. Пуля Ю.С. Динамика и характер развития местных газет в структуре региональных и федеральных СМИ России: политологический анализ: дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2004. 254 с.
21. Родионова Т.С. Некоторые особенности зарождения и развития местной газеты в России // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-zarozhdeniya-i-razvitiya-mestnoy-gazety-v-rossii (дата обращения: 10.02.2021).
22. Харанутова Е.И. Формирование региональной идентичности в печатных СМИ: в 3 ч. Ч. 1 // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 10 (64). С. 29—33.
23. Шаховской Н.И., кн. Н.П. Гиляров-Платонов. Ревель: Изд-во Вольного товарищества, 1893.
24. Шелихова И.В. «Самарская газета» в 1884—1886 гг. / Из истории региональной печати в России (научн. конс. проф. Б.И. Есин, ред.-сост. Т.С. Родионова). Вып. 3. М.: Ф-т журналистики МГУ, 2005.
25. Arendt F., Brantner С. Quality press and voter turnout: Evidence for casual effects and its underlying mechanisms // Studies in Communication Sciences. 2015. Vol. 15(2), issue 2. Pp. 164—172, doi: 10.1016/j.scoms.2016.01.02
26. Brooks J. Readers and Reading at the End of the Tsarist Era / Literature and Society in Imperial Russia, 1800—1914 (By William Mills Todd). Stanford: Stanford Univ. Press, 1978.
27. FetzerA., Lauerbach G.E. Political Discourse in the Media: Cross-cultural Perspectives. Amsterdam, 2007. 379 p.