Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что сегодня трэвел-журналистика – это, пожалуй, единственный способ для большинства населения «посетить» другие страны, т.к. из-за пандемии возможность путешествовать сильно ограничена, а многие границы и вовсе закрыты для туристов.
Именно поэтому современные блогеры и телевизионщики, воспользовавшись данной ситуацией, стали производить еще больше подобного продукта, развивая структуру и смысловое содержание, чтобы еще больше заинтересовать потенциальных потребителей, вызывая в них новые, неведомые им эмоции от реалистичной демонстрации своих увлекательных путешествий.
Цель исследования – проанализировать тенденции развития трэвел-журналистики в специализированных СМИ на материалах «National Geographic и «RTG».
Объект исследования – «National Geographic и «RTG».
Предмет исследования – признаки трэвел-журналистики в «National Geographic и «RTG».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Проследить становление и развитие жанра журналистики путешествий.
2. Рассмотреть трэвел-журналистику как обновленный жанр в современных медиа.
3. Дать характеристику «National Geographic» и «RTG» как специализированных СМИ.
4. Проанализировать реализацию жанра трэвел-журналистики на материалах «National Geographic» и «RTG».
Материал исследования: «National Geographic и «RTG».
Методы исследования: анализ научной-литературы, хронологический, историографический, обобщение, классификация, сравнение, контент-анализ, синтез.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что в курсовой работе проводится грамотная компиляция теоретических сведений, полученных из современной научной литературы, касаемых развития и современного состояния трэвел-журналистики.
Практическая значимость исследования обусловлена подробным разбором характерных черт трэвел-журналистики на материале статей из «National Geographic и «RTG», сформирован алгоритм анализа, который может быть полезен для проведения подобных исследований на других материалах.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКИ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ИЗДАНИЯХ
1.1. Становление и развитие жанра журналистики путешествий
Под журналистикой путешествий понимается это особая область журналистики, которая предоставляет читателю информацию о разных странах, затрагивая темы истории, географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и т.д.
Зарождение этого направления произошло в художественной литературе. Например, всем известно такое классическое произведение этого жанра как «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Как самостоятельный публицистический жанр, «путешествие» начало существовать в форме путевого очерка.
С развитием транспортного сообщения у многих авторов, в том числе журналистов, появилась возможность путешествовать по делам. Результатом этих поездок стали путевые заметки, в которых журналисты не только описывали свое путешествие, но и пытались поделиться своими мыслями об увиденном. Таким образом, путевый очерк сочетает в себе черты как информационного, так и аналитического жанров .
С появлением информационного общества и активным развитием индустрии туризма в журналистике путешествий произошли большие изменения. Стандартные путеводители, журнальные статьи и телетрансляции, которые предоставляют ту же информацию об основных достопримечательностях, больше не удовлетворяют публику. Это связано с тем, что туры за границу стали более доступными .
Кроме того, активно развивается индивидуальный туризм. Этот вид путешествий привлекает молодых людей, ими движет желание ощутить настоящую свободу, поэтому многие отправляются в поездки с минимальной суммой денег. Они не гонятся за комфортом, напротив, их цель – познать жизнь такой, какая она есть. Люди, которые путешествуют таким образом, часто пишут в блогах о своих путешествиях, а их рассказы обычно дополняются видео и фотографиями .
Журналисты и блогеры могут по-разному называть свои «путешествия»: «записки», «заметки», «письма», «путевые заметки», «портреты и пейзажи», «дневники путешествий» – но это не нарушит композиционной и структурной гармонии таких публикаций. Современная литературная критика относит указанные виды путешествий к «гибридным», промежуточным, но, тем не менее, отдельным и самостоятельным жанрам публикаций.
Исторически журналистика путешествий неразрывно связана с так называемой «идеей свободы», которая воплощается в том, что автор в жанре путешествия имеет возможность самостоятельно выбирать сюжет для описания, переходить от одного предмета к другому исключительно по собственному желанию, не подчиняясь законам, которые присущи произведениям с четко выстроенным сюжетом .
«Идея свободы» выражается еще и в том, что текст жанра журналистики путешествий не замкнут в себе как отдельный литературный объект. Он имеет прямое отношение к реальности, отражая ее повседневные моменты. Принцип жанровой свободы в текстах жанра журналистики путешествий также проявляется в отсутствии литературных условностей и канонов, которым должен следовать автор, пишущий в этом жанре.
Таким образом, исследователи выделили основные специфические черты текстов, которые были написаны в жанре «журналистики путешествий» :
1. Принцип жанровой свободы. Отсутствие строгих литературных условностей и жанровых канонов. При этом, несмотря на свободную форму изложения, автору не стоит забывать о композиционном единстве.
2. Особая активная роль автора-путешественника, участника событий, наблюдателя, носителя определенного мировоззрения. В жанре путешествия образ автора должен быть структурирован.
3. Обязательные документальные элементы. В путевом тексте всегда подчеркивается роль факта, документа: автор стремится убедить читателя в достоверности описываемого.
4. Субъективность авторского подхода и откровенная фантастика как неотъемлемая часть специфики путевого текста.
5. Публичность как способ выражения авторской позиции.
6. Синтетичность жанра, подразумевающая не просто сочетание разнородных элементов, а их преломление друг в друге, взаимопроникновение, «насыщение» друг другом, переплетение в единую ткань.
7. Маршрут, дорога как тематическое и структурное ядро текста данного жанра.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Березин, Ю.А., Гаврикова, М.С., Фролова, О.Л. Возникновение и развитие путевых заметок как вида произведений и путешествиях [Текст] / Ю.А. Березин, М.С. Гаврикова, О.Л. Фролова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современных масс-медиа». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2016. – С. 78–90
2. Велижанина, И.М., Остапенко, С.М. Трэвел-журналистика: история, особенности, перспективы [Текст] / И.М. Велижанина, С.М. Остапенко. – Киров: Студия, 2019. – 430 с.
3. Виноградова, Л.Д., Ивлева, А.П., Хроменко, О.П. История развития трэвел-журналистики: современный взгляд [Текст] / Л.Д. Виноградова, А.П. Ивлева, О.П. Хроменко // Вопросы журналистики. – 2020. – № 7. – С. 99–106
4. Гудкова, Е.Е., Ланина, Г.В., Федоров, С.И. Принципы классификации журналистских текстов: исторические особенности развития специфических жанров медиатекстов [Текст] / Е.Е. Гудкова, Г.В. Ланина, С.И. Федоров // Современная журналистика. – 2021. – № 1. – С. 33–45
5. Иванов, М.И. История журналистики [Текст] / М.И. Иванов. – Воронеж: Смена, 2020. – 450 с.
6. Исаева, И.А., Бурдинов, И.М. Принципы анализа текста в статьях туристической направленности [Текст] / И.А. Исаева, И.М. Бурдинов // Вопросы туризма. – 2018. – № 8. – С. 40–53
7. История создания журнала «National Geographic»: эпоха в картинках [Текст] // Mentamore. Информационно-развлекательный портал. – [Электронный ресурс] https://mentamore.com/istoriya/istoriya-zhurnala-national-geographic.html (Дата обращения: 08.02.2021)
8. Кирьянова, А.П., Фоменко, Г.И. Основные направления трэвел-журналистики: история и современность [Текст] / А.П. Кирьянова, Г.И. Фоменко // Сборник статей Красноярского государственного университета. Вып. 6. – Красноярск: Издательство Красноярского государственного университета, 2017. – С. 50–63
9. Куликова, И.М., Хватцева, И.С. Современная трэвел-журналистика как объект культурологического исследования: обзор научных трудов [Текст] / И.М. Куликова, И.С. Хватцева // Вестник Томского государственного университета. – 2018. – № 9. – С. 46–57
10. Мироненко, С.А., Гаврилова, С.В., Елисеева, О.В. Трэвел-журналистика как одно из ведущих направлений развития современной медиасреды [Текст] / С.А. Мироненко, С.В. Гаврилова, О.В. Елисеева // Сборник статей Дагестанского государственного университета. Вып. 4. Инновационные технологии. – Махачкала: Издательство Дагестанского государственного университета, 2021. – С. 112–124
11. Моисеева, А.А., Дмитриева, С.В., Кулаченко, Р.А. Характерологические особенности трэвел-журналистики на современном этапе развития медиасреды: основные типологии и классификационные признаки [Текст] / А.А. Моисеева, С.В. Дмитриева, Р.А. Кулаченко // Сборник статей Нижегородского государственного университета. Вып. 4. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 2020. – С. 20–34
12. Оганезова, Ю.А., Петренко, И.И. Специфические особенности журналистики путешествий: история и современность [Текст] / Ю.А. Оганезова, И.И. Петренко // Вестник Рязанского государственного университета. – 2019. – № 7. – С. 20–26
13. Щербакова, С.И., Головченко, Д.А., Пирогова, И.М. Классификация медиатекстов в современной журналистике: основные подходы и типологические свойства [Текст] / С.И. Щербакова, Д.А. Головченко, И.М. Пирогова // Материалы научно-практической конференции «Современные тенденции развития медиапространства в России и за рубежом». – Тверь: Тверской государственный университет, 2018. – С. 106–121
14. National Geographic Россия. Журнал. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] https://nat-geo.ru/travel/130-let-zhurnalu-national-geographic-kak-menyalis-oblozhki/ (Дата обращения: 08.02.2021)
15. National Geographic // ИноСМИ. Информационный портал. – [Электронный ресурс] https://inosmi.ru/National_Geographic/ (Дата обращения: 08.02.2021)