Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Формирование культуры здоровья личности – насущная проблема современной психолого-педагогической науки и практики.
Само здоровье - основа благополучия, расцвета нации, источник счастливой жизни.
Дети - будущее каждого государства, перспектива его экономического, социального и духовного развития. Проблема сохранение здоровья детей во всем мире становится все актуальнее. Вопросы сохранения и укрепления здоровья ребенка относятся к стратегическим задачам общества. Недостаточное внимание уделяется вопросам создания условий для сохранения и укрепление здоровья детей во время образовательно-воспитательного процесса, недостаточно учитывается влияние экологии окружающей среды на здоровье детей. Особое беспокойство вызывает ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста, поскольку в этот возрастной период закладывается фундамент будущего физического состояния человека и основных черт ее личности.
Очерченные проблемы требуют от педагогов поиска новых социальных и педагогических подходов, которые бы способствовали сохранению и укреплению здоровья детей, формировали у них навыки здорового образа жизни. Ведь формирование ценностного отношения детей к собственному здоровью - одно из важных задач, поставленных базовой программой перед дошкольным образованием. Оно новое для педагогов, потому что сейчас мы должны заботиться не только о внешнем оздоровительном воздействии, но и научить ребенка понимать свой организм и сознательно способствовать его функционированию.
Здоровьесберегающая и здоровьеформировочная направленность образовательного процесса - важное требование базовой программы и самой современной жизни с его пагубным влиянием на организм человека.
Объем познавательной информации, которую получают малыши в дошкольном детстве, постоянно растет. Соответственно растет и умственная нагрузка. А это нередко приводит к переутомлению, что негативно сказывается на состоянии здоровья детей. Одна из главных задач дошкольного учреждения – такая организация образовательного процесса, при которой не только будет сохраняться высокий уровень умственной работоспособности воспитанников, но и будет укрепляться их здоровье.
Свои труды посвятили этим проблемам такие авторы: Г.Л.Апанасенко, И.И.Бондаренко, Е.Г.Булич, О.С.Васильева, А.Ващенко, А.Д.Дубогай, Ю.И.Евсеев, В.Д.Жирнов, Т.В.Карасева, И.Б.Карпова, И.М.Ламтева, Ю.П.Лисицин, Е.П.Митина др.
Объект исследования: здоровьесберегающие технологии в условиях ФГОС как педагогическое явление.
Предмет исследования: педагогические возможности здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС дошкольного образования
Цель исследования: теоретически и практически обосновать педагогические возможности здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС дошкольного образования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС на основе анализа психолого-педагогической литературы.
2. Определить педагогические возможности здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС дошкольного образования.
3. Раскрыть практические аспекты здоровьесберегающих технологий в условиях ФГОС дошкольного образования.
4. Дать методические рекомендации по здоровьесбережению у дошкольников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Сущность здоровьесберегающих технологий в психолого-педагогической литературе
Прежде чем перейти к определению здорового образа жизни, важно выявить, что понимается непосредственно под термином здоровье. Итак, по определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. При этом состояние здоровья слагается из антропометрических, клинических, физиологических, биохимических показателей человека, возраста, социальных, климатических, географических условий.
Современная образовательная практика требует использования инновационных подходов к вопросам сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, формирования здорового образа жизни личности. Связано это, прежде всего с динамичностью и многозначностью термина «здоровье», что выступает базовой категорией понятия «здоровый образ жизни».
Проведенный анализ научной литературы дает основание утверждать, что существует более 200 толкований понятия «здоровье человека» как общественного и индивидуального феномена и сейчас дискуссия относительно его определения продолжается. Здоровье рассматривается как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков».
В современной научно-исследовательской литературе в системе различных наук используются следующие определения понятия «здоровье человека»: 1
1) гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленное врожденными и приобретенными биологическими и социальными качествами (Г. Апанасенко и др.);
2) процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психологических свойств, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни (Г. Никифоров и др.);
3) динамическое состояние организма человека, которое характеризуется высоким энергетическим потенциалом, хорошими адаптационными реакциями на изменения условий окружающей среды, обеспечивает гармоничное физическое, духовное и социальное развитие личности, ее хорошее самочувствие, эффективное противодействие заболеванием, полноценную жизнь и активное долголетие (Л. Царенко, Г. Яцук и др.);
4) показатель культуры человека в целом, степень гармонии практического и теоретического плана бытия, согласованности в человеке природного и социального начал (С. Лапатико и др.).
Таким образом, в контексте общественных запросов, понятие «здоровье человека» приобретает глубокий смысл, поскольку включает в себя не только показатели соматического состояния организма, а прежде предусматривает развитие духовного потенциала и возможностей личности.
Принимая за основу нашего исследования здоровьецентрическую парадигму, которая существует в рамках системного подхода, здоровье человека мы будем рассматривать как важнейший компонент человеческого счастья, неотъемлемое право человеческой личности, ресурс жизнеобеспечения индивида, одну из ведущих условий успешного анатомо-физиологического, психосоциального и духовно-морального развития отдельного человека и общества в целом.
Понятие «образ жизни» Ю. Лисицын рассматривает как интегрирующее представление об определенном типе жизнедеятельности человека в различных его проявлениях (обучение, труд, общение, быт, досуг, формы удовлетворения материальных и духовных потребностей, способы организации взаимодействия с окружающим, правила индивидуального и общественного поведения и т.д.). В этом контексте термин «здоровый образ жизни» (далее - ЗОЖ) понимается ученым как типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности и активности человека2.
Нам импонирует определение ЗОЖ, сформулированное А. Яременко: «Здоровый образ жизни - это все в человеческой деятельности, касающейся сохранения и укрепления здоровья, все, что способствует выполнению человеком своих человеческих функций через деятельность по оздоровлению условий жизни - труда, отдыха, быта». Согласно этому, по нашему мнению, к содержанию здорового образа жизни входит как сама жизнедеятельность личности во всех проявлениях (физическое, психическое, духовное, социальное), так и условия ее хранения (деятельность по оздоровлению).
Итак, образ жизни как определенная стратегия поведения человека является мощным фактором влияния на здоровье, с одной стороны, и действенным средством его сохранения и укрепления, с другой. С этих позиций, по нашему мнению, процесс формирования здорового образа жизни в личностном измерении предусматривает определенное руководство, единство воспитания, самовоспитания и деятельности. Деятельностный подход к пониманию здорового образа жизни, интерпретируется как основа и мера активности личности во всех проявлениях, что дает основание охарактеризовать вопрос его формирования как междисциплинарную
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
1. Алямовская В. Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду / В. Г. Алямовская //Управление ДОУ. – 2020. №3. - С. 21 - 27.
2. Апанасенко, Г. Л. Охрана здоровья здоровых: постановка проблемы в Украине и России / Г. Л. Апанасенко // Росс. мед. часоп. – 2015. - № 4 (72). – С. 122-124
3. Богинич А. Л. Создание здоровьесберегающих технологий в дошкольном учебном заведении / А. Л. Богинич, Н. В. Левинец, Ж. Г. Петрова. - М.: Высь, 2018. – 25 с.
4. Бондаренко И.И. Сохранение здоровья учащихся в процессе физического воспитание / И.И. Бондаренко // Здоровье через образование. Материалы межотраслевой региональной научно-практической конференции, 22 апреля 2019 года. – Т. 1. – С. 287- 292.
5. Булич Е. Г. Здоровье человека: Биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность в ее стимуляции / Е. Г. Булич, И. В. Муравов. – М.: Олимпийская литература, 2013. – 384 с.
6. Васильева О.С. Психология здоровья. Феномен здоровья в культуре, психологической науке и обыденном сознании / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. – Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2013. – 164 с.
7. Ващенко А. Готовность педагога к использованию здоровесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе / А. Ващенко, С. Свириденко // Здоровье и физическая культура. – 2016. - № 8. – С. 1-6.
8. Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства / Л. Волошина //Дошкольное воспитание. - 2014. – №1.- С. 114-117.
9. Жирнов В. Д. Здоровье как антропологическая проблема / В. Д. Жирнов // Человек. – 2014. - № 6. – С. 32-41.
10. Ивахно А. П. Использование здоровьеформирующих технологий в современном дошкольном учебном для детей общего развития / О. П. Ивахно // Гигиена населенных мест: сб. наук. трудов. – 2018. – Вып. 52. – С. 64-70.
11. Карасева Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий / Т. В. Карасева // Начальная школа. – 2015. - № 11. – С. 75-78.
12. Кириленко С. От школы содействия здоровью к школе будущего / С. Кириленко // Практика управления учреждением образования. – 2016. - №12. – С. 15
13. Ламтева И. М. Учимся жить по законам здоровья / И. М. Ламтева // Все для учителя. – 2018. - № 3. – С. 2-3.
14. Лисицин Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю. П. Лисицын, Н. В. Полунина. – М.: Медицина, 2012. – 182 с.
15. Лупаренко А. Н. Сущность, виды и особенности здоровьесберегающих технологий у детей в условиях современной окружающей среды / С. Е. Лупаренко, А. И. Попов, П. И. Потейко, Л. А. Суханова // Гигиена населенных мест – 2016. – №3. – С. 382-386.
16. Маджуга А.Г. Теория и практика формирования и развития валеоконативных стратегий личности в контексте здоровьетворящего образования / А. Г. Маджуга. – Шымкент: Изд-во ЮКГУ им. М. А. Ауезова, 2015. – 386 с.
17. Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра / Е. П. Митина // Начальная школа. – 2016. - № 6. – С. 56-59.
18. Реализация здорового образа жизни – современные подходы: Монография / Под ред. М. Лукьянченко, В. Куриш, Ю. Мигасевич. – Дрогобыч, 2016. – 592 с.
19. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей / Н.В.Сократов. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 88 с.
20. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / И. В. Чупаха. – М.: Гардарики, 2017. - 143 с.