Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Свобода является одной из важнейших человеческих ценностей. Под ней понимается закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека (напр., свобода слова, свобода вероисповедания и т.д.). Вопросы о создании действенного механизма обеспечения свободы и о пределах ограничения свободы личности - ведущие в науке конституционного права. Не менее важны вопросы использования личностью свободы, недопущения ущемления законных интересов других индивидов и общества, злоупотребления личностью свободой.
Особенно актуальна проблема признания особого значения свободы как конституционной ценности, поскольку она выступает определяющей величиной правового статуса личности, главной характеристикой человека и гражданина как субъекта конституционного права. Именно свобода определяет рамки человеческой деятельности, возможности её реализации, причем существует необходимость поиска компромисса как между свободой личности и пределами ее ограничения органами государственной власти, так и злоупотреблением индивидом свободой. Нет такой правовой системы или правовой идеологии, которая отрицала бы свободу личности или открыто пренебрегала бы ею.
Современный мир невозможно представить без свободы личности, которая выступает объектом исследований многих гуманитарных и юридических наук. В том числе, к проблеме свободы обращались многие российские поэты и писатели. Особое внимание свободе в своем творчестве уделил А. С. Пушкин.
Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт, основоположник русской реалистической литературы. С Пушкина началась не просто новая эпоха русской культуры. В творчестве русского гения оказалось впитанным то истинно национальное, что определяло духовную жизнь народа еще тогда, когда была не Россия, а жила Русь. Путь к духовности, формирование гуманистического самосознания не могут миновать творческое наследие поэта. Самое первое, его восприятие, самое легкое, начинается на эмоциональном уровне: музыка и гармония воздействуют безотказно. Каждый читающий по-русски усваивает, улавливает обаяние пушкинского слова. Гении и пророки России, по словам И. А. Ильина, подняли на свои плечи «наши бремена и наши слабости, наши страдания и наши беды, и приняли дары нашей природы и нашего духа».
Подобный комплекс переживаний получает форму идей, чаяний, надежд. Их понять, ими проникнуться сложнее, нежели очарованием «гения чистой красоты»: Но и здесь Пушкин точен и доступен, так как создал мир литературных героев, шагнувших в нашу обыкновенную жизнь. Их мечты – не великие завоевательные подвиги, а та частная жизнь человека, что становится лучшим разъяснением жизни всего общества.
Целый ряд произведений прославленного поэта посвящен свободе, как естественному праву человека, как неотъемлемому элементу развитого демократического общества.
Объектом изучения данного исследования являются произведения А.С. Пушкина.
Предметом исследования являются тема свободы в лирике А.С. Пушкина.
Цель работы – изучить произведения А.С. Пушкина, посвященные теме свободы.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что тема свободы является одной и важных в творчестве А.С. Пушкина.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Жизнь и творчество А.С. Пушкина
А.С. Пушкин — первый русский писатель мирового значения. Творчество Пушкина было тем поворотным пунктом, когда русская культура сделалась голосом, к которому вынужден был прислушаться весь культурный мир.
Хотя мировая культура узнала сначала Достоевского, Л. Толстого и Чехова, в начале их дороги находится именно Пушкин.
Весь предшествующий литературный процесс как будто подводил к появлению Пушкина. Именно об этом А.Н.Веселовский говорил в Пушкинский юбилей 1899 г.: «Из утренних туманов, в которых вьются тени классиков и романтиков, старых западников и народников, „Арзамаса“ и „Беседы“, выделяется образ юноши Пушкина, и все точно приглядываются к нему, прислушиваются: его ждали... В нем надежда на что-то новое, желаемое, выяснявшееся постепенно, как день нарастает с ходом солнца.
„Старшие богатыри“, Карамзин, Жуковский, Батюшков, дивуются на его поездку богатырскую». «Никто из русских писателей не поворачивал нашими каменными сердцами, как ты», — пишет ему Рылеев. «Имя твое сделалось народной собственностью», — говорит Вяземский. «Возведи русскую поэзию на ту степень между поэзиями всех народов, на которую Петр Великий возвел Россию. Соверши один, что он совершил один», — взывает Баратынский.
Творчество Пушкина многожанрово, но, конечно, Пушкин прежде всего поэт.
1.1. Жизненный путь поэта
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 г. в Москве. Его отец, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старому, некогда богатому, дворянскому роду, а мать была внучкой, Арапа Петра Великого” (позднее – русского генерала Ганнибала).
Отец и мать, захваченные великосветской жизнью, обращали мало внимания на детей, из которых выросли только трое: старшая дочь Ольга, сыновья Александр и Лев. Остальные дети умерли еще в детстве. Их воспитанием занимались часто менявшиеся иностранные гувернеры, о которых у А. С. Пушкина остались неприятные воспоминания. В детские годы его лучшим другом была няня Арина Родионовна, неграмотная крепостная крестьянка, песни и сказки которой привили ее воспитаннику любовь к народной поэзии.
1811-1817 г.г. Лицейские годы. А. Пушкин поступил в Лицей 19 октября 1811 года. Эти годы сформировали мироощущение, политические убеждения поэта. Лицейская лирика Пушкина преисполнена радости жизни.
В лицее поэт написал около 130 стихотворений. По словам В. Г. Белинского, уже в лицейских стихотворениях виден «будущий национальный поэт».
В начале июня 1817 г. у лицеистов состоялись выпускные экзамены. По окончании лицея Пушкин был принят на службу в коллегию иностранных дел. Началась самостоятельная жизнь поэта.
1817-1820 г.г. Петербургский период. Годы жизни в Петербурге были для Пушкина не только порой веселой, беззаботной жизни, но и периодом быстрого духовного роста. Молодой Пушкин проявил себя носителем либеральных настроений, которыми жила прогрессивная патриотически настроенная дворянская молодежь. В конце 1817 г. он пишет знаменитую оду «Вольность». Имя Пушкина становилось все более известным, его творчество вызывало интерес, особенно большой популярностью пользовались его политические стихотворения. Недовольный Александр I принимает решение сослать его в Сибирь. Только заступничество Карамзина и Жуковского спасло поэта от более сурового наказания: Пушкин был сослан на юг. Официально эта ссылка была оформлена как «перевод по службе».
1820-1822 г.г. Южная ссылка. Годы, проведенные А. С. Пушкиным в южной ссылке, – не только разнообразные и прожитые с настроением, но и период интенсивного творчества, время глубоких размышлений. Там создана романтическая элегия «Погасло дневное светило», поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан».
1824-1825 г.г. Ссылка в Михайловское. Здесь он провел два года, много читал и творил, по вечерам слушал сказки няни Арины Родионовны. В его одинокую жизнь вносили разнообразие поездки к соседской помещице Осиповой. У нее он познакомился с Анной Керн. В Михайловском поэт увидел вблизи жизнь крепостных крестьян. Написал поэму «Цыганы» – свое последнее произведение чисто романтического характера. Его внимание привлекают исторические темы, особенно периоды переворотов и исторических кризисов. В Михайловском с большим душевным подъемом он пишет историческую драму «Борис Годунов», продолжает роман в стихах «Евгений Онегин»…
Брак с Натальей Гончаровой. 18 февраля 1831 г. А. С. Пушкин обвенчался с Натальей Гончаровой. Брак стал для него и источником счастья, и причиной смерти. «Я женат – и счастлив, - писал поэт. – Одно желание мое, чтоб ничего в жизни не изменилось, лучшего не дождусь» После свадьбы Пушкин с женой переселились в Петербург. Царь произвел его в камер-юнкеры при дворе. Даруя поэту придворное звание, обычно даваемое лишь молодым людям, царь надеялся не только унизить Пушкина, но и подорвать его общественный вес. Кроме того, Николай I хотел видеть во дворце жену поэта, привлекшую его внимание. В таких условиях творческая работа поэта не могла быть интенсивной. Все хуже становились и финансовые дела. Широкий образ жизни требовал больших расходов. Выросла семья. Родились дети Мария, Александр, Григорий и Наталья. Вместе с Пушкиными жили и две сестры жены. Поэт понемногу залезал в долги не только перед частными лицами, но и перед государством: одалживая деньги Пушкину, царь надеялся поработить поэта и привязать его ко двору.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Балашова Е.А. Анализ лирического стихотворения: учеб. пособие [Текст] / Е.А. Балашова, И.А. Каргашин. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 192 с.
2. Бонди С. Поэмы Пушкина // Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 3. М.: Художественная литература, 1975. С. 433–467.
3. Браже Т.Г. Методика целостного анализа эпического произведения [Текст] / Т.Г. Браже. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Глагол, 2000. – 271 с.
4. Зеньковский В. В. История русской философии: в 2 т. Т. 1. Л.: Эго, 1991. – 880 с.
5. Ильин И. А. Пророческое признание Пушкина. Рига: Ernst Plates, 1937. – 11 с.
6. Кирпотин В. Я. Мировоззрение Пушкина // Вестник Академии Наук СССР, 1937. № 2–3. С. 19–35.
7. Ковалева С. Ю. Проблемы религиозности в мировоззрении и лирическом наследии А. С. Пушкина: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Воронеж, 2005. – 124 с.
8. Литературная энциклопедия. Т. 6 [Текст] / Ком. Акад.; НИИ лит. и искусства; Ред. колл.: П.И. Лебедев-Полянский и др. – М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.», 1932. – [IV], 920 с.
9. Пушкин А. С. Собрание сочинений: в 10 т.Т.8 - М.: Художественная литература, 1974–1978. – 654 с.
10. Пушкин в русской философской критике: конец XIX – первая половина XX в. М.: Книга, 1990. – 124 с.
11. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990. – 240 с.
12. Франк С. Л. Этюды о Пушкине. Мюнхен: б.и., 1957. – 176 с.