Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире общепризнанным является тот факт, что состояние здоровья и уровень физической работоспособности тесно взаимосвязаны с режимом повседневной физической активности, сбалансированным питанием и образом жизни человека. Физическая культура является неотъемлемой частью формирования сознательного, целенаправленного воздействия на изменение физического состояния человека. Для этого используются разнообразные двигательные формы активности, рациональный режим труда и отдыха, а также естественные силы природы.
Система физического воспитания дошкольников, ее теоретические, естественно‐научные, методические основы были заложены еще в дореволюционной России. На протяжении многих лет она совершенствовалась. При этом учитывались все социально‐экономические преобразования, происходившие в стране.
В настоящее время сложилась достаточно стройная и отлаженная система физического воспитания детей. Шаги по ее совершенствованию во многом зависят от отношения общества и специалистов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, к физкультурно‐оздоровительной работе как к приоритетному направлению в работе с детьми.
Образование в области физической культуры дошкольников - это готовность ребенка использовать свои знания, умения и способности для решения двигательной задачи, достигаемая средствами физической культуры. В процессе физкультурного образования у детей важно воспитывать любовь к занятиям физическими упражнениями, интерес к различным видам физкультурно‐спортивной деятельности.
Решая воспитательные задачи, педагог должен стремиться к тому, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности.
Объект исследования: методика проведения занятий по физической культуре в ДОУ.
Предмет исследования: структура занятия по физической культуре в ДОУ и факторы ее определяющие.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности содержания и методики занятий по физической культуре в дошкольных образовательных учреждениях.
Задачи:
- определить специфику физического воспитания дошкольников.
- выявить методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками.
- проанализировать особенности содержания физкультурных занятий.
- исследовать алгоритм классического занятия по физической культуре в детском саду.
Теоретическая база исследования основывается на научных трудах теории физической культуры (В.К. Бальсевич [3], Л.И. Лубышева [10], Л.П. Матвеев [11]), на учении о физиологических механизмах и закономерностях индивидуального развития (Е К. Аганянц [2], А. В. Бултукова [4]).
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Специфика физического воспитания дошкольников
Теория и методика физического воспитания является наукой, изучающей закономерности процесса физического воспитания, и относится она к циклу педагогических наук. Она выясняет цели и задачи физического воспитания, взаимосвязь его с другими сторонами воспитания личности.
Как отмечает И. И. Воротилкина физическая культура - это важная составляющая общей культуры человека, которая представляет собой специфический процесс, способ и средство физического совершенствования человека, направленного на укрепление и сохранение здоровья на долгие годы[6, c 79].
Задачей физической культуры является предупреждение заболеваний, увеличение сопротивляемости организма вредному воздействию внешней среды, общее оздоровление организма. Иными словами, физкультура наряду с другими оздоровительными направлениями, представляет собой совокупность определённых ценностей и знаний, направленных на формирование оптимального фона для полноценной жизнедеятельности человека, и общества в целом.
Физическое развитие является направлением, которое контролируется государством. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) вступил в силу с 1 января 2016 года и является ведущим документом в любой дошкольной деятельности. В своей основе ФГОС ДО предполагает изменения в устоявшемся направлении развития ребенка - теперь в основе лежит создание условий для развития личностного потенциала ребенка [8].
Если выделить интересующую нас сферу физического развития дошкольника, то она включает в себя следующие задачи:
1. Приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
2. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
3. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Для того, чтобы выстроить тактику ведения педагогического процесса необходимо выделить основные направления образовательной работы по физическому воспитанию и развитию дошкольников. Согласно ФГОС ДО можно обозначить эти направления:
1. Формирование общей культуры ребенка, развитие правильных ценностей, в том числе и ценностей здорового образа жизни.
2. Физическое развитие ребенка, занятия физической культурой и развитие необходимых физических качеств, с учетом его возрастных особенностей.
Исходя из двух выявленных направлений работы, перед дошкольным образовательным учреждением выстраивается совершенно новая задача: организовать интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира [1].
Трудности физического развития дошкольника объясняются тем, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих проблемы со здоровьем. Одной из причин повышения заболеваемости детей является гиподинамия (нарушения функций организма из-за ограничения двигательной активности). Для современных детей характерно снижение подвижности, что и является основанием для развития болезней. По той же причины происходят различные нарушения обмена веществ, что провоцирует избыточный вес и ожирение.
Р. А. Вебер подчеркивает, что при работе с дошкольниками, важно не забывать о возрастной психологии. Ведущая деятельность этого возрастного периода - игровая, и именно на ней должна быть выстроена вся работа с ребенком. Для формирования физических навыков необходимо использовать двигательно-игровую деятельность[5, c 17].
Так же необходимо помнить, что именно дошкольное воспитание становится основой для дальнейшего развития человека. Двигательная активность очень важна в современном мире, при ее недостатке появляются нарушения в функционировании систем организма.
Основная форма для обучения дошкольника движениям - это физкультурные занятия. Проводятся они с целью укрепления здоровья ребенка. Такие занятия способствуют своевременному развитию не только самого организма, но и развитию психики ребенка [3].
Компонентами физической культуры являются различные виды деятельности, а именно:
1. Двигательная активность
2. Соревновательная деятельность
3. Культурно-спортивная деятельность
Основным компонентом, включающим в себя все остальные виды деятельности, является физкультурная деятельность. Она не ограничивается простым формированием физических характеристик, она находится в тесной взаимосвязи с духовно-нравственным развитием дошкольника.
Это и определяет важность физической культуры, она способствует решению общекультурных задач. В процессе этой деятельности формируется
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И.Е. Аверина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2017. – 144 с.
2. Аганянц, Е. К. Возрастная динамика двигательных и вегетативных функций в связи с мышечной деятельностью: учеб. пособие / Е. К. Агаянц. - Краснодар, 2015. - С. 5-7.
3. Бальсевич, В. К. Федеральная программа развития физической культуры и формирования здорового образа жизни населения России / В. К. Бальсевич, Ю. К. Чернышенко. - М.: Комитет РФ по физической культуре, 2014. - С. 41-117.
4. Бултукова, А. В. Программа физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах: учебно-метод. пособие / А. В. Бултукова. - Краснодар: КГУФКСТ, 2014. - 150 с.
5. Вебер, Р. А. Психолого-педагогические основы физического развития личности / Р. А. Вебер // Вопросы дошкольной педагогики. - 2018. - №3. - С. 17-21.
6. Воротилкина, И. И. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: методическое пособие / И. И. Воротилкина. - М.: НЦЭНАС, 2014. - 144 с.
7. Грядкина, Т. Образовательная область Физическое развитие / Т. Грядкина. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 144 c.
8. Завьялова, Т. П. Теория и методика физического воспитания и развитие ребенка дошкольного возраста: учеб. пособие для СПО / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательство Юрайт; Тюмень: Тюменский государственный университет, 2019 - 350 с.
9. Кучма, В. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Вып.VII / В. Кучма и др. - М.: Гэотар-Медиа, 2019. - 176 c.
10. Лубышева, Л. И. Концепция формирования физической культуры человека. / Л. И. Лубышева. - М.: ГЦОЛИФК, 2012. - 120 с.
11. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. - М., 2014. - 167 с.
12. Микляева, Н.В. Физическое развитие дошкольников. Формирование двигательного опыта и физических качеств.Соответствует ФГОС ДО / Н.В. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.
13. Подольская, Е.И. Физическое развитие детей 2-7 лет: сюжетно-ролевые занятия. / Е.И. Подольская. - М.: Советский спорт, 2013. - 246 c.
14. Полтавцева Н.В. – Физическая культура в дошкольном детстве: Пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 4-5 лет / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.: Просвещение, 2014. – 272 с.
15. Прищепа, С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Обзор программ дошкольного образования / С.С. Прищепа. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 c.
16. Харченко, Т. Здоровье. Физическое развитие. Утренняя гимнастика в детском саду.2-3 года / Т. Харченко. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 104 c.
17. Щербак, А.П. Физическое развитие детей 5-7лет в детском саду / А.П. Щербак. - Яросл.: Акад. развития, 2015. - 160 c.
18. Яковлева, Л.В. Физическое развитие и здоровье детей 3-7лет. В 3-х ч. Ч.3. Конспекты занятий для старшей и подготовительной групп. Спортивные праздники и развлечения / Л.В. Яковлева, Р.А Юдина. - М.: Владос, 2015. - 253 c.