Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы фольклора, традиции, импровизации всегда были в центре внимания известных ученых: музыковедов, филологов, исследователей-фольклористов, музыкантов-практиков. В результате изучения русского народного песнопения накоплено немало наблюдений и сделано достаточно много выводов в частности по вопросам импровизации.
Отсутствие навыков импровизации у большинства музыкантов объясняется некоторыми программными установками существующей системы музыкального образования, где с первых шагов обучения доминирует своеобразный "отраслевой" подход: воспитание "чистого" исполнителя, затем-из" несостоявшегося " исполнителя - теоретика, а иногда и композитора. Некогда утраченное в педагогике отношение к подготовке музыканта с универсальным отбором творческих умений (исполнительских, композиторских, теоретических) сегодня требует своего воссоздания, начиная с ранних этапов музыкальной подготовки, и эта направленность должна отличать не только систему специализированной подготовки профессиональных музыкантов, но и определять стиль работы. И здесь, наряду с другими формами творчества, импровизации должно быть отведено важное место - и как методу практического (за инструментом) изучения теории музыки, и как способу развития творческих (композиторских) навыков студента, и как эффективному способу развития исполнительских качеств молодого музыканта.
Идея о том, что импровизация - это работа особо одаренных детей, существующая в обыденном сознании, беспочвенна и отражает инерционно-пассивные взгляды на музыкальную педагогику. У каждого ребенка есть врожденная способность к устному звуковоспроизведению (в некоторых отношениях более естественная, чем к творчеству через музыкальный текст). Предпосылки для такого отношения обнаруживаются в импровизационном устном фольклоре, который, как известно, когда-то прививался с раннего детства в каждой семье.
Степень разработанности темы. Исследование педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, прежде всего личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-30-х годов: А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев, Н.Я. Брюсова. Опираясь на свой опыт, обогащенный полувековым развитием науки обучения и воспитания детей, лучшие педагоги во главе со "старцами"-В. Н. Шацкой, Н. Л. Гродзенской, М. А. Румер, Г. Л. Рошаль, Н. И. Сац продолжал и продолжает развивать теоретически и практически принцип творческого развития детей и молодежи.
Творческий принцип рождает в ребенке живое воображение, живое воображение. Творчество по самой своей природе основано на желании сделать то, чего до вас никто не делал, или хотя бы сделать то, что существовало до вас по-новому, по-своему, лучше. Иными словами, творческое начало в человеке-это всегда стремление двигаться вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Это тот творческий принцип, который искусство воспитывает в человеке, и в этой функции его нельзя ничем заменить.
Цель исследования: раскрыть основы импровизации и варьирования как первичной основы музыкального творчества в детских народных певческих коллективах.
Задачи исследования:
Объект исследования: народно-певческий коллектив.
Предметом исследования является процесс практического освоения приемов импровизации в народно- певческих коллективах.
Метод исследования заключается в:
- теоретическом анализе литературы с точки зрения формирования вокально-хоровых умений у учащихся школьного возраста;
- обобщении современного педагогического опыта, направленного на формирование импровизационных умений в детских коллективах народного пения с привлечением собственного практического опыта;
-экспериментальном изучении путей и методов формирования импровизационных умений в народно-певческих коллективах.
1. Теоретические аспекты импровизации в певческом коллективе
1.1. Импровизация как особый способ воспитания
Ю. М. Мельгунов обратил внимание на то, что в русском народном пении "все голоса самостоятельны, все принимают одинаковое участие в целом, и каждая мелодия, взятая в отдельности, прекрасна сама по себе" [9, с. 14].
Ту же мысль высказал и Н. Пальчиков: "... хоровое исполнение состоит из разнообразного исполнения одной и той же мелодии разными лицами", а народную песню определял как "сумму мелодий" [11, с. 5]. При этом достигается удивительная последовательность и целостность исполнения. Коллективное творчество русского народа выработало особую манеру движения голосов и подголосий, не укладывающуюся в системы, предусмотренные классической гармонией. И в рамках этой общенациональной системы "субвокальной полифонии" каждый певческий коллектив, свободно импровизируя, создает свои, присущие ему варианты.
В. В. Пасхалов решительно заявляет, что, слушая хоровое пение крестьян, нетрудно убедиться в отсутствии присущих народному пению интеллигентских хоров недостатков. Объяснение происходящим в народном песнопении, но не всем понятным явлениям, достаточно просто и убедительно дала Е. А. Линева. В своей статье, предваряющей первый выпуск сборника «Великорусские песни в народной гармонизации» Е. А. Линева так охарактеризовала особенности народного пения: «Вся сила и красота исполнения хорошего народного хора и заключается в том, что он поет, свободно импровизируя». Линева очень точно определила сущность коллективного творчества в пении как «свободное слияние многих личностей в одно целое» [6, с. 24].
Импровизация, как и традиция, была и остается важнейшим художественным принципом в работе над песенным первоисточником. Как форма коллективного творчества, импровизация порождена самим образом
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество / В.П. Аникин. – Л.: Просвещение, 1983.
2. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства / П. Г. Богатырев. - М.: Искусство, 1971. - 525 с.
3. Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. М. : Просвещение, 1981. 85 с
4. Ветлугина Н.А. Песенное творчество. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. М. : Просвещение, 1974. 103 с.
5. Голенкова М.Н. Формирование навыков импровизации у младших школьников в классе фортепиано. СПб. : Искусство-СПБ, 2006. 46 с.
6. Данчина Е.Ю. Формирование навыков импровизации у младших школьников. М. : Просвещение, 2002. 53 с. Кузнецов, Е. Из прошлого русской эстрады / Е. Кузнецов. - М.: Искусство, 1958. - С. 190-191.
7. Кольцовская И.Г. Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в импровизационных видах песенного творчества. Дзержинск : издательство РАН, 2008. 54 с
8. Линева Е. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. I / Е. Линева. - СПб., 1904. - С. 24
9. Мельгунов Ю. Н. Русские песни, непосредственно с голосов народа записанные. Вып. I / Ю. Н. Мельгунов. - М., 1879. - С. 14.
10. Москалева О.Н. Возрастные особенности музыкального восприятия детей младшего школьного возраста. Н. : Просвещение, 2008. 54 с
11. Пальчиков Н. Крестьянские песни села Николаевка Мезелинского уезда Уфимской губернии / Н. Пальчиков. - М., 1888. - С. 5.
12. Подласый И.П. Педагогика : учебник для вузов. М. : Просвещение, 2002. Часть 1. 405 с
13. Рубцов Ф. А. Статьи по музыкальному фольклору / Ф. А. Рубцов. - Л.; М.: Совет. композитор, 1973. - С. 194.
14. Рунин Б.М. О психологии импровизации. М. : Сборник. – Л, 2001. 65 с
15. Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. – Челябинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.