Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время коррупция не знает национальных границ, ее масштабы уже давно достигли международного уровня. На современном этапе ни одно государство не застраховано от коррупционных проявлений. Поэтому можно сказать, что современная коррупция представляет собой международное явление и, как отмечает И. Иванова, международное сотрудничество в борьбе с коррупцией является самым актуальным направлением противодействия данному явлению. Такого же мнения придерживаются и другие ученые, к примеру, С.В. Корнилова и А.А. Саморуков, которые подчеркивают, что «для эффективной борьбы с коррупцией требуется системный и комплексный подход к формированию стандарта принимаемых мер, активизация, расширение и надлежащее осуществление международного сотрудничества в правовой сфере». Профессор Е.В. Охотский полагает, что «ограничиваться антикоррупционными усилиями, не выходя за пределы национальных государств, если рассчитываешь на серьезный успех, сегодня уже невозможно и бесперспективно» .
Целью антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, путем реализации следующих задач:
предупреждение коррупционных правонарушений;
обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях прямо предусмотренных нормативными правовыми актами.
В силу сказанного проблема международно-правового противодействия коррупции требует особого внимания со стороны всего мирового сообщества и является одним из важных направлений политики каждого государства, уважающего права и свободы граждан и защищающего эти права правовыми средствами. Е.В. Охотский под международным сотрудничеством в сфере противодействия коррупции понимает систему «взаимодействия государств в лице их органов, международных правительственных и неправительственных объединений, транснациональных организаций и межведомственных связей в сфере противодействия коррупции». Международно-правовой механизм противодействия коррупции представляет собой «совокупность различных по своей природе и функциям юридических средств, организованных наиболее последовательным образом, что позволяет судить о них как о комплексе правовых элементов, составляющих на основе общей цели единую систему». Он ориентирован на комплексное применение широкого спектра мер правового, организационно-кадрового и просветительско-воспитательного характера .
1.2 Роль международных организаций в борьбе с коррупцией
Противодействие коррупции в государственном управлении включает в себя скоординированное функционирование большого количества органов власти. Автором ранее исследовались различные аспекты деятельности федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих противодействие коррупции. Было выяснено, что на данном этапе целый ряд государственных органов и должностных лиц обладают антикоррупционными полномочиями. К ним относятся Президент РФ, Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, МВД России, Министерство труда и социальной защиты РФ, Министерство юстиции РФ, ФСБ России, Федеральная служба по финансовому мониторингу и многие другие. Однако некоторые моменты, связанные с осуществлением полномочий антикоррупционными государственными органами, нуждаются в дополнительном анализе и обсуждении.
За последние два десятилетия в Российской Федерации сформировался антикоррупционный государственный механизм, позволяющий достаточно эффективно противостоять угрозам, непосредственно исходящих от коррумпированных лиц и организаций. В этой связи особенно важным представляется вопрос дальнейшего совершенствования организационно-правовых основ борьбы с коррупцией.
Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию РФ 1 марта 2018 г. отметил, что повышение прозрачности системы государственного управления является мощным фактором противодействия коррупции. Однако стоит отметить, что даже с учетом всех предпринимаемых руководством страны мер по противодействию коррупции на международном уровне Российскую Федерацию продолжают воспринимать как государство с очень высоким уровнем коррупции. Часто используемый в таких случаях Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, CPI) международного антикоррупционного движения Transparency International подтверждает данный тезис. В 2018 г. Россия заняла 138-е место из 180 и набрала 28 баллов из 100. Столько же баллов набрали Папуа - Новая Гвинея, Ливан, Иран, Гвинея и Мексика. Лидерами данного рейтинга по-прежнему остаются Дания, Новая Зеландия и Финляндия .
Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы в перечне основных задач не содержит положений, касающихся изменения существующей системы антикоррупционных органов. Нет в плане и пунктов, посвященных созданию единого федерального антикоррупционного государственного органа. Таким образом, в среднесрочной и в более долгосрочной перспективе значительных изменений в данном отношении с высокой долей вероятности не произойдет.
В свою очередь, пп. «в» п. 3 Национального плана противодействия коррупции предусматривает дальнейшую работу по повышению самостоятельности властных органов субъектов РФ по профилактике правонарушений коррупционной направленности, в том числе путем их преобразования в отдельные государственные органы, которые будут непосредственно подчинены высшим должностным лицам субъектов РФ.
В настоящее время Указом Президента РФ от 15.07.2015 N 364 утверждены действующие Типовые положения о государственных органах и структурных подразделениях, отвечающих за осуществление функций по противодействию коррупции. Подобные органы функционируют на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ (Санкт-Петербург, Тамбовская область). Данные органы являются специализированными государственными антикоррупционными органами, обеспечивающими реализацию мер по профилактике и предупреждению коррупции в системе исполнительной власти.
Важно подчеркнуть, что специализированные антикоррупционные государственные органы появились не за последние несколько лет, а значительно раньше. Так, например, еще в 2007 г. в составе Генеральной прокуратуры РФ было образовано управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Аналогичные специализированные антикоррупционные подразделения органов прокуратуры созданы и на уровне субъектов РФ. К основным функциям данных подразделений органов прокуратуры относятся осуществление антикоррупционного мониторинга, выявление коррупционных правонарушений, проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и др.
Автор разделяет позицию М.В. Костенникова, А.В. Куракина, И.А. Калиты о формировании специализированной прокуратуры по противодействию коррупции, в компетенцию которой входили бы вопросы, связанные с противодействием коррупции в тех сферах, которые наиболее подвержены коррупционным рискам.
Помимо специализированных подразделений государственных органов, занимающихся противодействием коррупции, есть позитивный опыт работы Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области. Данная должность была учреждена в 2009 г. и просуществовала до конца 2018 г.
Уполномоченный по противодействию коррупции занимался профилактикой коррупционных правонарушений в государственных органах, органах местного самоуправления, а также в государственных и муниципальных учреждениях, обеспечивал взаимодействие с институтами гражданского общества при осуществлении общественного антикоррупционного контроля, в том числе и по исполнению региональных и местных программ противодействия коррупции. Несмотря на то, что практика работы данного органа была в целом положительной, реализация Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы потребовала упразднения данной должности и передачи антикоррупционных полномочии Правительству Ульяновской области.
Стоит отметить, что А.Ф. Павлов, занимавший должность Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области в 2012 г, выступал за создание специализированного федерального агентства по вопросам профилактики коррупции либо института уполномоченного по профилактике коррупции при главе государства.
В настоящее время институт уполномоченных должностных лиц в России приобрел особое значение для защиты прав и законных интересов не только физических, но и юридических лиц. Их работа проявляет себя и в части осуществления противодействия коррупции. Уполномоченный по правам человека в Воронежской области Т.Д. Зражевская в своей статье пишет, что на базе многих поступающих к Уполномоченному конкретных жалоб делаются выводы, которые служат основой для профилактики предупреждения коррупции.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Российская газета. – 1996. - № 113.
2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. - 2008. - № 266.
3. Указ Президента РФ от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 2018. - № 29 (часть II). - Ст. 4477.
4. Богданов И.Я. Коррупция в России. Социально-экономические и правовые аспекты / И.Я. Богданов, А.П. Калинин. - М., 2019. – 263 с.
5. Васильев В.Л. Психологический анализ генезиса коррупции, теневой экономики и организованной преступности в России. Коррупция и борьба с ней / В.Л. Васильев // Под ред.: А.И. Долговой. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2020. – 347 с.
6. Гараев Р.Ф. Понятие коррупции / Р.Ф. Гараев, Н.В. Селихов // Следователь, 2018. - № 2. - С. 43–50.
7. Долгова А.И. Определение коррупции и законодательство о борьбе с ней. Коррупция и борьба с ней / А.И. Долгова. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2017. – 256 с.
8. Зорькин В.Д. Коррупция как угроза стабильному развитию общества / В.Д. Зорькин // Журнал российского права. – 2019. – № 7. – С. 25.
9. Карабанов А.Л. Современные проблемы противодействия коррупции: уголовно-правовой и криминологический аспекты / А.Л. Карабанов, С.К. Мелькин. - М.: Волтерс Клувер, 2020. - 185 с.
10. Кушниренко С.П. Понятие и основы профилактики коррупции // Противодействие коррупции на муниципальном уровне: сборник / С.П. Кушниренко. - М.: Волтерс Клувер, 2018. – 189 с.
11. Лазарев Е.А. Коррупция и политическая стабильность: институциональная перспектива / Е.А. Лазарев // Полития. – 2018. - № 1. – С. 50-68.
12. Липсет С.М. Коррупция, культура и рынки / С.М. Липсет, Г.С. Ленц // Культура имеет значение: каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. – М.: Московская школа политических исследований, 2017. – С. 149-166.
13. Римский В.Л. Бюрократия, клиентелизм и коррупция в России / В.Л. Римский // Общественные науки и современность. – 2019. - № 6. – С. 68-79.
14. Римский В.Л. Универсальные и коррупционные нормы взаимодействий в российской политике / В.Л. Римский // Полис. Политические исследования. – 2020. - № 4. – С. 104-116.
15. Сатаров Г. Коррупция в России: классификация и динамика / Г. Сатаров, М. Левин // Вопросы экономики. – 2018. – № 10. – С. 4-29.
16. Сатаров Г.А. Измерение бытовой коррупции в массовых социологических опросах / Г.А. Сатаров // Вестник общественного мнения. – 2020. - № 3. – С. 25-33.
17. Сатаров Г.А. Как измерять и контролировать коррупцию? / Г.А. Сатаров // Вопросы экономики. – 2018. – № 1. – С.4-10.
18. Сатаров Г.А. Коррупционные отношения: агентская модель и смежные подходы / Г.А. Сатаров // Общественные науки и современность. – 2017. – № 2. – С. 60-69.
19. Судаков А.А. Правовые институты по борьбе с коррупцией / А.А. Судаков // Российский судья. - 2019. - № 1. – С. 17-23.
20. Сукало В.О. Правосудие и проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией / В.О. Сукало // Зангер. - 2018. - № 3. – С. 7-11.
21. Шедий М.В. Коррупция как системная проблема неэффективности российского государственного управления / М.В. Шедий // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия Гуманитарные и социальные науки. – 2017. – № 4. – С. 67–74.
22. Шедий М.В. Феномен коррупции: социологический анализ / М.В. Шедий // Вестник университета. – 2018. – № 19. – С. 260–267.
23. Общероссийская общественная организация «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией». Официальный сайт. Режим доступа: http://www.komis-korrup.ru/index.html.
24. Коррупция в России [электронный ресурс]. Режим доступа: http://ruxpert.ru/.
25. Межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией». Официальный сайт. Режим доступа: http://com-cor.ru/.