Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Развитие отечественного уголовного законодательства, связанного с нарушением безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта. 5
1.1. История установления уголовной ответственности за нарушение безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта 5
1.2.Судебная практика по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 14
Глава 2. Юридический анализ нарушения Правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию. 20
2.1. Объективные признаки преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ 20
2.2. Субъективные признаки преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ 22
2.3.Вопросы квалификации преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ и отграничение от смежных составов преступлений. 25
Заключение 27
Список литературы 29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Как известно, в начале июля 2015 вступили в силу поправки в статью 264.1. УК РФ, которые касаются вопросов привлечения к уголовной ответственности лиц, которые уже ранее были задержаны за езду за рулем транспортного средства в нетрезвом виде и при этом были привлечены к административной ответственности. Необходимость в применении подобных мер возникала не случайно, ведь многие из тех, кто был задержан ранее, продолжает совершать подобные правонарушения, подвергая опасности свою жизнь, жизнь близких и также совершенно посторонних людей.
Как показывает статистика, количество люде, которые позволяют себе управлять транспортным средством в нетрезвом виде в последние годы значительно возросло. Так, в 2010 году на территории России совершено 14 196 ДТП по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения и водителей, отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (7,1 % от общего числа совершенных ДТП), в которых 2 075 человек погибли и 20 689 человек ранены, то в 2014 году число таких дорожно-транспортных происшествий возросло до 22 159 ДТП (11 % от общего числа совершенных ДТП), в которых 3 682 человека погибли и 31 238 получили ранения различной степени тяжести. Как представляется, вступление в силу ст. 264.1 УК РФ окажет профилактическое действие и будет способствовать снижению общего объема подобных преступлений.
В рамках данного исследования хотелось бы более подробно остановиться на рассмотрении ст 264 УК РФ, описании ее особенностей и соответствии современным реалиям.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в процессе применения российского уголовного законодательства об ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Предметом исследования выступили положения действующего уголовного и административного законодательства, материалы судебной практики, учебная, научная и специальная литература.
Цель исследования: Анализ нарушений дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Задачи:
1.Рассмотреть историю установления уголовной ответственности за нарушение безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта
2.Привести примеры судебной практики Санкт-Петербурга и Ленинградской области
3. Проанализировать состав преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ
4.Рассмотреть вопросы квалификации преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ и отграничение от смежных составов преступлений.
Работа состоит из введения, двух глав, которые в свою очередь разделены на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы
Глава 1. Развитие отечественного уголовного законодательства, связанного с нарушением безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта.
1.1. История установления уголовной ответственности за нарушение безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта
В настоящее время в нашей стране отмечена бурная автомобилизации. Стремительно возрастает количество автомобилей, происходит повышение интенсивности транспортных потоков, происходит изменение традиционных понятий о мобильности человека.
По ряду ключевых показателей аварийности Российская Федерация находится в группе стран, где отмечено ухудшение ситуации. В нашей стране численность погибших на 100 тыс. жителей примерно в три раза больше, по сравнению с Великобританией и Швецией, в два раза, по сравнению с Германией, Данией и Канадой.
Тяжесть последствий ДТП в России более, чем в 10-12 раз превышает уровень допустимых значений данного показателя в других государствах. Следует отметить, что только в нашей стране темпы роста пострадавших и погибших опережают темпы роста автопарка.
Российская Федерация в значительной степени выделяется по сравнению с экономически развитыми странами по уровню травматизма. Например, численность погибших на 10 тыс. транспортных средств более, чем в 4 раза выше аналогичных показателей зарубежных государств.
Численность погибших на 100 тысяч населения превышает уровень в 1,5 раза по сравнению со странами Европы и США. Особенно неблагополучное положение складывается с тяжелыми последствиями ДТП, которые в 3–10 раз выше, чем в развитых государствах .
Быстрым ростом численности автопарка легковых автомобилей за последние годы и массовое включение в дорожное движение новых водителей и перевозчиков стали причиной существенного изменения условий дорожного движения, оказавшим негативное влияние на состояние аварийности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398..
2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 года. №25. Ст. 2954.
3. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 года. № 52 (часть I). Ст. 4921.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 (ред. от 24.05.2016) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения" // "Российская газета", N 265, 26.12.2008
5. Федеральным законом от 31.12.2014 N 528-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения". // "Собрание законодательства РФ", 05.01.2015, N 1 (часть I), ст. 81
6. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) : научно-популярное издание / Г.А. Есаков, под ред. — 7-е издание. — Москва : Проспект, 2017..
7. Постановление Правительства РФ от 21.01.2013 N 20 "О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013г. – № 5. – Ст. 371.
8. Антонов, С.Н. Правонарушения в области дорожного движения: практический комментарий. - Москва : Библиотечка РГ, 2014. - 159 с. ; 20 см. - (Библиотечка "Российской газеты". вып. № 17).
9. Бастрыкин А.И. Криминалистика: техника, тактика и методика расследования дорожно-транспортных преступлений: научно-практическое пособие. – М., 2012.
10. Бадагуев, Б.Т. Эксплуатация транспортных средств (организация и безопасность движения) / Б.Т. Бадагуев. — М.: Альфа-Пресс, 2012. — 240 c.
11. Бадагуев, Б.Т. Безопасность дорожного движения: Приказы, инструкции, журналы, положения / Б.Т. Бадагуев… — М.: Альфа-Пресс, 2012. — 264 c
12. Бубновская, Т. А. Применение административной преюдиции в правоотношениях, связанных с использованием транспорта // Автотранспортное предприятие. - 2015. - № 3. - С. 27-30
13. Грудцына, Л. Ю. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" / Л.Ю. Грудцына, А.А. Спектор. - М.: Юркомпани, 2017. - 256 c.
14. Григорьев, В. В. Административные правонарушения как учебный материал, дисциплинирующий поведение граждан в дорожном движении // Автотранспортное предприятие. - 2013. - № 8. - С. 12-16
15. Занина Т.М., Четверикова А.И. Организационно-правовые аспекты применения средств фотовидеофиксации в системе контроля за безопасностью дорожного движения // Вестник Воронежского института МВД России. – 2013. – № 1. – С. 89.
16. Лохбаум, В. А. Актуальные аспекты применения мер административной ответственности за правонарушения, связанные с несоблюдением требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 9. - С. 117-120
17. Ляшенко, Е.А. Административная ответственность за нарушения в области обеспечения безопасности дорожного движения - возникновение, становление, современность // Юристъ - Правоведъ. - 2015. - № 2 (69). - С. 74-77.
18. Ляшенко, Е.А. Современное правовое регулирование административной ответственности за нарушения правил дорожного движения // Наука и практика. - 2014. - № 2 (59). - С. 85-89.
19. Ляшенко, Е.А. Тенденции изменения правил дорожного движения и законодательства в области административной ответственности за их нарушение: причины и последствия нововведений // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. - 2014. - № 3. - С. 34-37.
20. Майоров В.И. Об общественной опасности административных правонарушений в области дорожного движения // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015.– № 13 (368). Право. Вып. 42.– С. 43–47.
21. Майоров В.И., Петров А.Ю. Государственный контроль и надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского – 2015. – № 5-6. – С. 249–255.
22. Уголовное право России. Части Общая и Особенная; Проспект - Москва, 2013. - 678 c
23. Ульянова Л. Т. Предмет доказывания и доказательства в уголовном процессе России; Городец - Москва, 2013. - 176 c.
24. Россинский, Б. В. Административные наказания в сфере дорожного движения и аварийность на автомобильном транспорте // Административное право и процесс. - 2014. - № 5. - С. 8-17
25. Смоляков, А.И. Особенности применения административных наказаний за совершение правонарушений, ответственность за которые предусмотрена главой 12 КОАП РФ // Наука и практика. - 2015. - № 3 (64). - С. 102-105.
26. Филимонов В. Д. Уголовная ответственность по российскому законодательству; ЮрИнфоР-МГУ - Москва, 2013. - 256 c.
27. Статистика аварийности на автотранспорте в РФ. // http://szpa.ru/interest/58286/58287/index.html