Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Мир не стоит на месте, очень активно и быстро развивается, усиливается взаимодействие стран и народов, т.е. важным становится межкультурное общение. Эти изменения затрагивают все сферы жизни, в том числе и образование.
Согласно федеральному государственному стандарту общего образования (10-11 классы), утвержденного Министерством образования и науки, 17 мая 2012 г., учащиеся должны уметь критически мыслить, быть готовыми к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владеть навыками получения необходимой информации, уметь ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Что касается иностранного языка, то учащиеся должны владеть знаниями о социокультурной специфике страны, использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
Согласно федеральному государственному стандарту высшего образования, выпускники также должны владеть навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, должны владеть способностью анализировать, обобщать, интерпретировать информацию, владеть навыками информационно-поисковой деятельности, уметь выявлять и критически анализировать проблемы, уметь применять методы и средства познания мира.
Чтение - это один из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. У чтения можно выделить несколько функций: практическое овладение языком, углубление знания о культуре языка, также чтение - это средство самообразования.
Обучение стратегиям чтения является одной из самых дискутируемых, значимых областей исследования, что можно доказать публикациями Бондаревой А. С. 2017, Буровой Л. И. 1998, Гокжаевой Т. Г. 2005, Киселевой О. Н 2011, Л, Ефименко И. Н. 2018 и др.
Но обзор современных учебников, таких как «Spotlight» для 10 класса авторов Дули Д., Мильруд Р., Эванс В., Барановой К., Копыловой В., «English 10-11» авторов Кузовлева В., Лапа Н., Перегудовой Э., «Focus 4» авторов Джонса В, Кей С, Брейшоу Д. свидетельствуют о том, что упражнений, связанных с обучением чтению, нацеленных на формирование стратегий чтения, недостаточно, в частности на формирование стратегий ознакомительного и поискового чтения.
Данная работа посвящена стилистическим особенностям газетных статей как текстового материала при обучении английскому языку.
Используя в чтение аутентичные тексты, газеты, журнальные статьи учащиеся расширяют языковые знания, получают актуальную информацию. Газета как средство массовой информации является частью культуры, отражает реалии стран. К тому же газета - это не просто источник текстов, а источник для формирования стратегий чтения.
Также наличие разработанных элективных курсов является одним из эффективных контрактов учителей и школ.
Для равноценного развития стратегий чтения недостаточно урочной деятельности, требуется серия заданий, которые проще всего представить в виде одного из курсов лингвокультурологической направленности, в данном случае - работа с газетой.
Проблема исследования. Все современные учебники и принципы коммуникативного обучения направлены на использование аутентичных материалов. На наш взгляд, аутентичные материалы должны отвечать требованиям актуальности, тогда как газетные статьи, включенные в учебники, морально устарели, и возникает проблема, как организовать обучение на регулярно актуализированных, отвечающих злободневности, отражающих реалии материалах.
Цель исследования – изучить стилистические особенности газетных статей как текстового материала при обучению английскому языку.
Объект исследования – газетный текст в качестве дидактического материала.
Предмет исследования – изучение английского языка.
В соответствии с проблемой и целью были поставлены следующие задачи:
- определить актуальность использования газетных статей в обучении иностранному языку;
- привести общую характеристику газетного стиля;
- определить понятие аутентичных текстов;
- провести анализ особенностей газетного стиля в дидактических материалах.
Методами исследования послужил метод анализа и обобщения информации.
Теоретическая значимость исследования. Показана целесообразность обращения к газетам как к эффективному средству формирования стратегий чтения. Определены теоретические положения, являющиеся основой для формирования стратегий чтения.
Практическая значимость исследования. Приведенные в исследовании рекомендации относительно возможных источников аутентичных текстов в качестве дидактического материала при изучении английского языка, могут быть полезны при формировании упражнений элективных курсов английского языка.
Глава 1. Дидактический потенциал текстов масс-медиа жанра
для использования на уроках английского языка для развития умения чтения
1.1 Актуальность использования газетных статей
в обучении иностранному языку
Развитие информационных технологий в XXI в. дало мощный толчок к формированию инфосферы, главным признаком которой является доступность информации в любое время, в любом месте земного шара.
Таким образом, в конце XX - начале XXI века произошел огромный рост информационных технологий, а Интернет привел к новому росту популярности средств массовой информации (СМИ).
В последние годы количество исследований средств массовой информации значительно выросло, в том числе и применительно к возможности использования газетных статей при изучении иностранного языка. Были исследования, в которых изучался язык прессы, с выделением специфических лексических, синтаксических и стилистических особенностей.
Одной из областей интересов был анализ идеологии, отраженной в средствах массовой информации и в текстовых структурах. Например, Van Dijk [14] и N. Fairclough [15] показали, как доминирующие идеологии элиты были воспроизведены в средствах массовой информации и как можно выявить идеологии путем изучения языковых особенностей, используемых в текстах (таких как пассивные предложения).
Кроме того, ученые анализировали обработку текста в производстве новостей, как, например, Ван Дейк перечисляет пять основных операций: отбор, воспроизведение, суммирование, локальное преобразование (добавление, удаление, перестановка, замена) и формулировка стилистического и риторического введения в тексте газетных статей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теоретическое и практическое преподавание языков). – Спб.: Златоуст, 1999, -Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2019. – 1209 с.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. Пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. Высш. Пед.учеб.заведений/ Д.Н Гальскова, Н.И. Гез // - 2-ое изд., испр. и доп.- М.: Издвтельский центра «Академия», 2005 — 336 с.
3. Зайцева Л.А. Требования к аудитивному материалу, содержащему неизученную лексику. – М.: Наука, 2017. – 191 с.
4. Кричевская К.С. прагматичные материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка//Иностранные языки в школе, 1996. -Мильтруд Р.П., Носович Е.В. Критерии содержательной аутентичности учебного текста, 2017.
5. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование как развитие индивидуальности в диалоге культур. [Текст]. Русский языкв центре Европы, Ванска Бистрица, 2018. – С. 13-28.
6. Раздьяконова Е. Г. Элективные курсы - важное звено в системе профильной подготовки учащихся гуманитарных классов // Вестник челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 5. - С. 181-187.
7. Разоренов Д. А., Акимцева Ю. В. Лингвостилистические особенности качественной и популярной прессы Великобритании // Вестник томского государственного педагогического университета. - 2017 - № 2. - С. 276-283.
8. Сизова Н. С. Элективные курсы в профильном обучении [Текст] /Н С. Сизова // Профильное обучение в современной российской школе. Сборник научных статей / под. ред. Барышевой И. А., Беловой Е. В., Матвиенко В. В., Михайлова В. А., Фролова В. А. - М.: РУДН, 2018. – С. 135-140.
9. Сметанникова Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности) / Н. Н. Сметанникова. - М.: Школьная библиотека, 2005. - 512 с.
10. Сысоева И. П. Элективные курсы и их значение в профильном обучении // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. - № 20. - С. 36-40.
11. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=842
12. УМК Spotlight [Электронный ресурс] https://angl-gdz.ru/uc-spotlight-6-ss1/
13. Christmas Broadcast 1957 [Электронный ресурс] https://www.royal.uk/christmas-broadcast-1957
14. Dijk, T. Van (2001). Critical Discourse Analysis. В D. Schiffrin, D. Tannen, & H. E. Hamilton, The handbook of discourse analysis. Oxford: Blackwel.
15. Fairclough, N. The discourse of New Labor: Critical Discourse analysis / N. Fairclough // Discourse as a Date. A guide for analysis. – London: The Open university, 2001, pp. 229-266.
16. Positive News [Электронный ресурс] https://www.positive.news/#
17. The Daily Telegraph [Электронный ресурс] https://www.telegraph.co.uk/
18. The Guardian [Электронный ресурс] https://www.theguardian.com/international
19. The Times [Электронный ресурс] https://www.thetimes.co.uk/?region=global
20. The Washington Post [Электронный ресурс] https://www.washingtonpost.com/gdpr-consent/?next_url=https%3a%2f%2fwww.washingtonpost.com%2f
21. My pandemic comfort? Google reviews. They can be as compelling as any TV drama [Электронный ресурс] https://www.theguardian.com/commentisfree/2021/may/15/pandemic-comfort-google-reviews-compelling
22. How Safe Are You From Covid When You Fly? [Электронный ресурс] https://www.nytimes.com/interactive/2021/04/17/travel/flying-plane-covid-19-safety.html?action=click&module=Top%20Stories&pgtype=Homepage
23. Is time running out for the union as the case grows for a new independence vote? [Электронный ресурс] https://www.theguardian.com/commentisfree/2021/apr/18/is-time-running-out-for-the-union-as-the-case-grows-for-a-new-independence-vote
24. Is time running out for the union as the case grows for a new independence vote? [Электронный ресурс] https://www.theguardian.com/commentisfree/2021/apr/18/is-time-running-out-for-the-union-as-the-case-grows-for-a-new-independence-vote
25. Is time running out for the union as the case grows for a new independence vote? [Электронный ресурс] https://www.theguardian.com/commentisfree/2021/apr/18/is-time-running-out-for-the-union-as-the-case-grows-for-a-new-independence-vote
26. Ignore the pessimism: Covid vaccines are quietly prevailing [Электронный ресурс] https://www.theguardian.com/commentisfree/2021/apr/12/ignore-scare-stories-covid-vaccines-variants-scientific-optimism