Фрагмент для ознакомления
2
Себестоимость продукции – это денежное выражение затрат факторов производства, которые необходимы для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности.
Любой экономический субъект, который занимается производством и реализацией продукции (товаров, работ, услуг), тратит определённый объём ресурсов (материальных, финансовых, трудовых). Денежная оценка этих ресурсов выражается через издержки (затраты) и образует основу для себестоимости продукции.
Себестоимость отражает большую часть стоимости продукции, а потому – тесно взаимосвязана с показателями эффективности производства предприятия. На её показатели значительное влияние оказывают технико-экономические факторы производства (его организацию и используемые технологии), качества и структуры продукции, условий её реализации [12, с. 201].
Себестоимость продукции является важнейшей экономической категорией и качественным показателем, который характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Степень важности этой категории проявляется через выполняемые ею функции:
- определение оптимальных объемов выпуска продукции и масштабов деятельности предприятия;
- осуществление учёта и контроля всех затрат предприятия;
- формирование основы для установления оптовой цены на продукцию;
- осуществление экономического обоснования принимаемых руководством предприятия управленческих решений, в том числе, об инвестировании (капитальном вложении средств на строительство, реконструкцию, приобретение объектов, техническое перевооружение).
Себестоимость продукции определяется осуществляемыми предприятием затратами. В целях эффективного управления затратами и, следовательно, эффективного управления себестоимостью в практике производственной деятельности принято классифицировать затраты на несколько основных разновидностей.
Во-первых, в зависимости от того, каким образом затраты включаются в себестоимость, они подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством конкретного продукта, поэтому могут быть непосредственно включены в его себестоимость (например, используемые материалы и сырье). Но ряд затрат не имеют подобной связи, в связи с чем косвенно распределяются на себестоимость всей продукции, производимой в течении определенного периода (общехозяйственные, общепроизводственные и коммерческие расходы).
Во-вторых, затраты могут подразделяться по признаку наличия зависимости объема их использования от общего объема производства. Если эта зависимость есть, и она прямо пропорциональна, то затраты являются переменными. В противном случае затраты – постоянные (общехозяйственные расходы).
Также затраты разделяют по той роли, которые они играют в процессе производства. Затраты, которые вызваны осуществлением технологических процессов, считаются основными. А затраты, которые возникают в связи с организацией, обслуживанием и управлением производства, называются накладными (общехозяйственные и общепроизводственные расходы) [14].
Снижение себестоимости продукции является одним из приоритетных направлений деятельности любого предприятия. Это вызвано тем социально-экономическим значением, которое имеет себестоимость продукции и, как правило, проявляется в нескольких аспектах. Так, снижение себестоимости повлечёт за собой:
- увеличение прибыли предприятия;
- снижение вероятности наступления несостоятельности предприятия;
- улучшение общего финансового состояния предприятия;
- появление возможности снизить цены на свою продукции, что вызовет повышение её конкурентоспособности на рынке;
- использование в большей степени мер материального стимулирования персонала;
- решение большего числа социальных проблем сотрудников предприятия [9, с. 106].
Таким образом, снижение затрат производства и себестоимости продукции считается ключевым условием повышения эффективности функционирования предприятия. Так как себестоимость продукции отображает все стороны хозяйственной деятельности предприятия (и производственной, и коммерческой), то требуется осуществление мер, направленных на изменение практики управления всех используемых ресурсов. То есть необходимо снизить расходы, вызванные использованием сырья, материалов, топлива, энергии, выплатой заработной платы, обеспечением административного (бюрократического) управления.
Затраты предприятия могут быть уменьшены не только за счёт эффективного использования ресурсов, но и внедрения новых технологий, совершенствования организации труда, производства и управления. Основными внутренними факторами снижения себестоимости продукции считаются:
- технические параметры изготовляемой продукции, обуславливающие производственные затраты;
- использование на производстве передовой и ресурсосберегающих технологий; Нормирование расходования ресурсов;
- организационная структура и система управления производством;
- организация трудового процесса;
- обеспечение высокого уровня технологической дисциплины на производстве;
- планирование, учет, контроль и анализ процесса управления производственными затратами [15, с. 41].
Таким образом, снижение себестоимости продукции может быть обеспечено, прежде всего, за счет совершенствования экономического механизма управления затратами на производстве.
1.2. Методология оценки эффективности управления себестоимостью продукции
Управление – процесс целенаправленного воздействия на кого-либо или что-либо. Управление затратами – целенаправленная деятельность, направленная на воздействие затрат, целью выступает их оптимизация.
С ростом потребности эффективного производства и целью рационального использования затрат повлияло на разработку каких методов как нормирования и оперативного производственного планирования (бюджетирования). Одними из первых работ в этой области считаются публикации Х. Эмерсона и Дж. Ч. Гаррисона, касающиеся организации нормирования ресурсов (прежде всего материальных) и анализа затрат на крупных производственных предприятиях.
Возникновение теории управления затратами, современные западные исследователи связывают со второй половиной XIX века. Первое издание теоретического труда было опубликовано англичанами экономистами в 1887 году – это были Джон Матер Фелс и Эмиля Гарке. Их труд назывался «Производственные счета: принципы и практика их ведения». В их труде предложен подход – создания системы, которая призывает повысить информативность о затраченных средствах, а также усилить контроль по их использованию.
Чуть позже в 1901 году американский экономист Александр Гамельтон Черч написал работу «Адекватное распределение производственных расходов», где было представлено деление условно-постоянных (накладных) расходов, связанных с производством. Они делились на расходы на рабочую силу и общеорганизационные расходы. После написания этой работы поднимался вопрос в какой пропорции следует включать в себестоимость условно-постоянные расходы. Только в 1936 году, Джон Харрисон выдвинул концепцию «Директ-костинг», где необходимость деления накладных расходов исчезла. К середине 1960-х гг. этот метод управления затратами завоевывает прочные позиции в учете.
Помимо метода «директ-костинг», существует еще шесть методов управления. Как крупные, так и малые предприятия с целью эффективного управления затратами могут найти применение различным методам. Выбор метода обуславливается целью управления и наличием условий для применения в той или иной компании. Рассмотрим сущность каждого метода и условия их применения.
Методы управления затратами:
Директ – костинг (Direct Costing);
Абзорпшен – костинг (Аbsorption costing);
Стандарт – костинг (Standard сosting);
Метод АВС (Activity Boscol Costing);
Таргет – костинг (Target costing);
Кайдзен – костинг (Kaizen costing);
CVP – анализ (Cast Value Profit).
Первоначальное применение в практике системы «директ-костинг» было в странах с развитой рыночной экономикой. Для нашей страны «direct-costing» это новый метод. В последние годы замечена тенденция, где все больше предприятий пытаются адаптировать зарубежный опыт управленческого учета для российского рынка. В основном, это молодые и очень агрессивные компании, которые на рынке недавно, но работают уже в развитом рыночном секторе и в условиях очень жесткой конкуренции.
Система «директ-костинг» основана на принципе деления затрат на постоянные и переменные. Особенностью данной системы является то, что в себестоимости не учитываются постоянные расходы, их собирают отдельно на счете прибыли и убытки (счет 99) и списываются как расходы текущего периода.
Важной особенностью «директ-костинг» является то, что благодаря ему можно изучать взаимосвязи и взаимозависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и прибылью. Для обеспечения аналитических расчетов необходимо вести раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по изделиям.
Маржинальный доход – есть разница между выручкой от реализации и переменными затратами, понесенными при производстве и сбыте произведенных изделий.
Калькулирование полной себестоимости применяется в системе «абзорпшен-костинг». В данной системе учитываются как прямые, так и косвенные затраты, включаемые в себестоимость продукции т.е. все затраты, которые были понесены при производстве и реализации. Прямые относятся сразу в себестоимость конкретного вида продукции, а косвенные затраты распределяются пропорционально рассчитанным ранее коэффициентам, выбор которых зависит от особенности отрасли, размера предприятия, организационной структуры, ассортимента и многих других влияющих факторов.
Выделим основные преимущества системы «абзорпшен-костинг» [11, с. 215]:
- расчет более точной себестоимости и расчет рентабельности отдельных видов продукции;
Позволяет определить себестоимость не только готовой продукции, хранящейся на складе, но и себестоимость незавершенного производства. На основе этого, можно произвести расчет рентабельности каждого вида продукции. Данная система также используется в ценообразовании, когда цены устанавливаются – полные затраты плюс нормы прибыль (рентабельность) – при затратном методе формирования цены.
- возможность применения для расчета полной цены за единицу продукции;
- применение в целях финансового учета и составления отчетности.
К основным недостаткам можно отнести:
- вероятность выбора некорректной базы распределения косвенных затрат;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Баскакова О.В. Экономика предприятия (организации): учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М. : Дашков и К, 2018. - 372 с.
3. Бобылев А.Л. Экономика организаций (предприятий): Конспект лекций / А.Л. Бобылев. - Калининград : КФ АНО ОВО ЦС РФ "РУК", 2019. - 252 с.
4. Борисова О.В. Корпоративные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.В. Борисова, Н.И. Малых, Ю.И. Грищенко, Л.В. Овешникова. - Москва : Юрайт, 2019. - 651 с.
5. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб, пособие для студентов вузов. / Н. П. Любушин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 448 с.
6. Котерова Н. П. Экономика организации: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. П. Котерова. - 7-е изд., стер. – Москва : Издательский центр "Академия", 2019. - 288 с.
7. Леонтьев В. Е. Корпоративные финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Е. Леонтьев, В. В. Бочаров, Н. П. Радковская ; С.-Петерб. гос. экон. ун-т. - Москва : Юрайт, 2020. - 349 с.
8. Липчиу Н.В. Корпоративные финансы (для бакалавров) / Н.В. Липчиу. – Москва : КноРус, 2018. – 228 с.
9. Медведко К.А. Система управленческого учета и анализа: западная и российская практика / К.А. Медведко // Менеджмент в России и за рубежом. - 2019. - № 6. - С. 105-109.
10. Никитина Н.В. Корпоративные финансы / Н.В. Никитина, В.В. Янов. – Москва: КноРус, 2019. – 509 с.
11. Никитушкина И. В. Корпоративные финансы: учебник для академического бакалавриата / И. В. Никитушкина, С. Г. Макарова, С. С. Студников ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова ; под общ. ред. И. В. Никитушкиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2015. - 521 с.
12. Рогова Е.М. Финансовый менеджмент: учебник для вузов / Е.М. Рогова, Е.А. Ткаченко. - М.: Норма, 2019. – 452 с.
13. Самылин А.И. Корпоративные финансы: Финансовые расчеты: Учебник. – Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2017. - 472 с.
14. Сысо Т.Н. Оптимизация управления затратами предприятия / Т.Н. Сысо // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. - 2018. - №4. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-upravleniyazatratami-predpriyatiya.
15. Танашева О.Г. Контроль и анализ в системе управления затратами / О.Г. Танашева // Экономический анализ. - 2019. - № 8. - С. 39-45.
16. Фридман А. М. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества : учебник / А. М. Фридман . - 3-е изд . - М. : Дашков и К' , 2018. - 625 с.
17. Халевинская, Е.Д. Торговая политика : Учебное пособие / Е.Д. Халевинская. – М.: Издательство "Магистр" : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. - 304 с.
18. Шохин Е.И. Корпоративные финансы (для бакалавров) / Е.И. Шохин. – Москва : КноРус, 2019. – 318 с.
19. Экономика фирмы: учебник для бакалавров / под ред. В. Я. Горфинкеля. – Москва : ЮРАЙТ : ИД Юрайт, 2020. - 685 с.
20. Эскиндаров М.А. Корпоративные финансы (бакалавриат и магистратура) / М.А. Эскиндаров, М.А. Федотова. – Москва : КноРус, 2019. – 480 с.
21. Юрзинова И.Л. Финансовый менеджмент: менеджмент и анализ: учеб. пособие / И.Л. Юрзинова, В.Н. Незамайкин. - М.: Норма, 2020. - 658 с