Фрагмент для ознакомления
2
Работоспособность человека — это способность мобилизовать энергию для качественного выполнения определенной работы. Она зависит от различных факторов: физиологические - возраст, пол, здоровье, питание, отдых; физические - воздействуют на организм через органы чувств: степень и характер освещения в помещении, температура и влажность воздуха; психические - включают в себя благополучие человека, его настроение, а также влияние поощрений, осуждений и т. д.
Умственная работоспособность - это объем умственной (мозговой, нервной) работы, связанной с обработкой информации, которая должна выполняться без снижения заданного (или максимального, оптимального для данного человека уровня) функционирования организма.
Умственная работоспособность зависит от интенсивности функционирования сенсорных систем, воспринимающих информацию, от состояния памяти, мышления и выраженности эмоций. Показатели умственной работоспособности служат интегральной характеристикой функционального состояния организма, от которой зависит умственная работоспособность. В повседневной жизни все эти факторы работают вместе.
А знание динамики работоспособности организма дает возможность правильно организовать их деятельность.
Однако, несмотря на довольно частое внимание ученых к этой проблеме, влияние различных факторов на умственную деятельность недостаточно раскрыто как с теоретической, так и с практической точки зрения. Таким образом, можно констатировать актуальность темы данного исследования.
Цель: Проанализировать умственную работоспособность человека, ее оценку.
Глава 1
Теоретические аспекты исследуемой темы
1.1. Умственная работоспособность, особенности
Под работоспособностью принято понимать способность человека развивать максимум энергии и, экономно используя ее, добиваться поставленной цели при качественном выполнении умственного или физического труда. Это обеспечивается за счет оптимального состояния различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Выделяют физическую и умственную работоспособность.
Умственная работоспособность — это способность воспринимать и обрабатывать информацию, потенциальная способность человека выполнять в заданное время с максимальной эффективностью определенный объем работы, требующий значительной активации нервно-психической сферы человека [7].
Умственная работоспособность тесно связана с возрастом, с какой скоростью ребенок растет, с такой скоростью растут его умственные показатели. За время работы дети 6-8 лет могут выполнять 40-50% работы, которую дети 15-17 лет выполняют на 100%. Только качество работы первых порой отличается от вторых. Скорость роста умственных показателей увеличивается с возрастом ребенка. Ежегодные темпы прироста показателей умственной работоспособности от 6 до 15 лет составляют от 2 до 53%.
У здоровых детей 6-7 лет, которые ходят в школу, но не подготовлены к обучению, трудоспособность снижена на 50% по сравнению с теми детьми, которые готовы пойти в школу. Однако, к концу первого полугодия работоспособность у этих детей обычно повышается.
Утомляемость - это естественная реакция организма на более или менее продолжительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их обучение, адаптация к умственным и физическим нагрузкам. Но планирование и распределение этих нагрузок должно осуществляться квалифицированно, с учетом возрастно-половых, морфологических и функциональных особенностей школьников [6].
В повседневной жизни необходимо чередовать умственные занятия с физическими. Систематическое выполнение работы (учебных занятий, трудовой деятельности) в возрастных нормативных границах продолжительности достигается за счет повышения умственной работоспособности.
У большинства детей и подростков активность физиологических систем возрастает с момента пробуждения и достигает оптимума между 11 и 13 часами, после чего следует снижение активности с последующим относительно более коротким и более выраженным подъемом в интервале от 16 до18 часов. Такие регулярные циклические изменения активности физиологических систем отражаются на суточной динамике умственной работоспособности, температуры тела, частоты сердечных сокращений и дыхания, а также на других физиологических и психофизиологических показателях.
Резкая утомляемость организма может проявляться неправильным чередованием тренировок и рабочих занятий в течение дня.
Оптимальное состояние работоспособности в утренние часы, снижение работоспособности во второй половине дня характерны для большинства здоровых людей. В период бодрствования (от 7 до 21-22 часов) кривые периодичности работоспособности и физиологических функций в 80% представляют собой двух- или одновершинный тип колебаний [2].
1.2. Факторы, влияющие на умственную работоспособность
Работоспособность определяется как способность человека выполнять определенную умственную деятельность в указанные временные рамки и параметры производительности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические характеристики, например, восприятие (восприятие - психологический термин, означающий восприятие, прямое отражение объективной реальности органами чувств), память, внимание, мышление, и так далее.
Высшие мозговые функции (ВМФ) обеспечивают человеку возможность полноценно взаимодействовать с окружающим миром и социальной средой. Главная задача ВМФ — обработка самой различной информации. Нарушение когнитивных функций (функций познания окружающего мира, формирования понятий, оперирования данными), которое может выражаться снижением памяти, концентрации и умственной работоспособности, приводит к невозможности получать информацию извне, правильно ее интерпретировать и использовать.
Основные когнитивные функции
• Внимание — способность поддерживать уровень психической активности, необходимый для познания.
• Восприятие — способность строить на основе информации, поступающей от органов чувств, целостные образы и представления.
• Гнозис — способность опознавать формируемые образы и относить их к категориям разума.
• Память — способность запечатлевать, сохранять и воспроизводить полученную информацию.
• Интеллект — способность производить действия с полученной/усвоенной информацией (анализировать, сопоставлять, оценивать, обобщать, использовать для решения задач).
• Речь — способность общаться с использованием символической знаковой системы (языка).
• Праксис — способность формировать и включать в деятельность двигательные навыки, а также строить, заучивать и автоматизировать последовательности движений [1].
Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и цели. В каждый момент работоспособность определяется влиянием различных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в совокупности.
Эффективность учебной деятельности в определенной степени зависит от личностных качеств, типологических особенностей нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на него влияет новизна выполняемой работы, интерес к ней, отношение к выполнению конкретной задачи, осведомленность и оценка результатов в процессе работы, настойчивость, аккуратность.
Для успешной деятельности большое значение имеют также такие качества личности, как ум, ответственность, сознательность и др.; набор особых качеств, необходимых в определенной деятельности.
Также работоспособность зависит от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности. В каждый момент жизни человека работоспособность определяется влиянием различных внешних и внутренних факторов не только индивидуально, но и в совокупности.
Эти факторы можно разделить на три основные группы:
1-й – физиологический характер - состояние здоровья, сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и другие;
2-й - физический характер - степень и характер освещенности помещения, температура воздуха, уровень шума и другие;
3-й - психический характер - самочувствие, настроение, мотивация и т. д [5].
В определенной степени эффективность умственной работоспособности зависит от личностных качеств, особенностей нервной системы и темперамента.
В определенной степени эффективность работоспособности зависит от личностных качеств, особенностей нервной системы и темперамента. Итак, для лиц с хорошей работоспособностью характерна подвижность торможения, преобладание процесса внутреннего возбуждения.
Наряду с этим, успешность работоспособности может быть обусловлена такой типологической характеристикой, как «настойчивость», которой больше обладают люди с преобладанием внутреннего и внешнего торможения.
Работу, требующую повышенной концентрации внимания, более успешно выполняют люди, у которых слабая нервная система с преобладанием внешнего торможения или уравновешенностью, а также инертностью нервных процессов.
Задания, не требующие повышенного внимания, лучше выполняют лица с инерцией возбуждения, большой силой нервной системы, с преобладанием внутреннего торможения. При выполнении учебной работы монотонного характера снижение работоспособности наблюдается быстрее у лиц с сильной нервной системой, чем у лиц со слабой нервной системой.
Интерес к эмоционально привлекательной учебной работе увеличивает продолжительность ее выполнения. Эффективность работы оказывает стимулирующее влияние на поддержание более высокого уровня работоспособности. При этом мотив похвалы, наставления или порицания может быть чрезмерным по силе воздействия и вызывать такие сильные переживания к результатам работы, что никакие волевые усилия не позволят с ними справиться, что приводит к снижению эффективность. Поэтому условием высокой работоспособности является оптимальное эмоциональное напряжение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бодров, В. А. Профессиональное утомление: фундаментальные и прикладные проблемы / В. А. Бодров. - М.: Когито-Центр, 2017. - 690 c.
2. Вера Степановна Макеева, Управление работоспособностью человека в различных условиях внешней среды\\ В. С. Макеева, 2013. — Академия безопасности и выживания, 2013г.
3. Вегнер Л.А. Методы изучения умственного развития и организация действий. // Дефектология, 2001. – №4. – С.87–95.
4. Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. – М., 2006.
5. Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 496 c.
6. Гайворонский, И.В. Анатомия и физиология человека: Учебник / И.В. Гайворонский. - М.: Academia, 2018. - 128 c.
7. Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология [Текст]. – М.: Спорт Академ Пресс, 2001. – 444 с.
8. Занько, Н.Г. Физиология человека: Учебное пособие / Н. Г. Занько. - М.: Академия, 2018. - 304 c.
9. Копаев, В. Здоровье и работоспособность человека / В. Копаев. - М.: Знание, 2015. - 475 c.
10. Косицкий, Г.И. Физиология человека: Учебник для вузов / Г.И. Косицкий и др. - М.: Альянс, 2015. - 544 c.
11. Лучезарнова, Евдокия Государственное устройство. Работоспособность (+ CD) / Евдокия Лучезарнова. - М.: Ритм 25, РАДАТС, 2018. - 906 c.
12. Навакатикян, А. О. Возрастная работоспособность лиц умственного труда / А. О. Навакатикян, В.В. Крыжановская. - М.: Здоров'я, 2016. - 208 c.
13. Психофизиология. Учебник для вузов// Под ред. Ю. И. Александрова. – СПб: Питер, 2007. – 463 с.
14. Ратанова, Т.А. Диагностика умственных способностей детей. Учебное пособие. Гриф Российской Академии образования / Т.А. Ратанова. - М.: Флинта, 2010. - 214 c.
15. Рыбников О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности/ учебник для вузов [Текст]. – М: Академия, 2010. – 467 с.
16. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). Учебник / М.Р. Сапин. - М.: Academia, 2018. - 704 c.
17. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник / А.С. Солодков, Е. Б. Сологуб. - М.: Советский спорт, 2012. - 620 c.
18. Судаков, К.В. Физиология человека: Атлас динамических схем / К. В. Судаков, Ю.Е. Вагин, В. В. Андрианов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 416 c.
19. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека. Учебник / Н.И. Федюкович. - Рн/Д: Феникс, 2019. - 479 c.
20. Швырев, А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии / А.А. Швырев. - Рн/Д: Феникс, 2016. - 144 c.