Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данного исследования определяется тем, что современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Информатизация мирового пространства, расцвет информационно-коммуникационных технологий, модернизация системы образования требуют профессионально подготовленных специалистов с соответствующими мировоззренческими позициями, с высоким уровнем информационной компетентности, накладывают новые требования к системе образования, в том числе и дошкольного.
Конец ХХ - начало ХХI вв. ознаменовались стремительным ростом информационного потока, который чрезвычайно быстро начал менять качество и содержание жизни общества. Независимо от желания людей влились и стали его органической частью электронные средства связи, цифровые технологии, компьютерная техника. Поэтому проникновение современных, в том числе и мультимедийных, технологий в сферу образования является закономерным и неизбежным.
Именно новейшие разработки в обучении применением компьютерных технологий и методов называют мультимедиа. Арсенал мультимедиа-технологий составляет анимационную графику, видеофильмы, звук, интерактивные возможности, использование удаленного доступа и внешних ресурсов, работу с развивающими презентациями. Сейчас в мире наблюдается новый этап компьютеризации различных видов деятельности, вызванный развитием мультимедиа технологий.
Графика, анимация, фото, видео, звук, текст в интерактивном режиме работы создают интегративное информационную среду, в котором пользователь находит качественно новые возможности. Использование развивающих презентаций в образовательном процессе учреждении дошкольного образования - это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране заключается в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду - в условиях коллективного воспитания. Использование компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для привлечения детей к компьютерным учебным программам.
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль дошкольной подготовки детей дошкольного возраста. Современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Одним из перспективных средств обучения дошкольников и является использование развивающих презентаций.
Использование развивающих презентаций открывает широкие возможности в практической деятельности педагога, дополняя традиционные формы работы. Как отмечают многие авторы, применение развивающих презентаций позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей и значительно повысить эффективность любой деятельности. Именно применение развивающих презентаций позволяет повышать мотивацию в детей на разных этапах обучения. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению.
Недоразвитие вербальной памяти и нарушения внимания в виде их неустойчивости и низкой концентрации делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. В этом случае применение развивающих презентаци становится особенно целесообразным, поскольку позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, не только ускоряет запоминания содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. В процессе занятий с применением презентаций дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. В процессе обучения с использованием развивающих презентаций ребенок стремится к достижения положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели.
Таким образом, использование презентаций помогает развивать у детей такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость. А целью использования развивающих презентаций в педагогической практике является мотивация детей на образовательный процесс, оптимизация педагогического процесса в целом.
В период информатизации системы образования возрастает потребность в разработке методических основ использования информационных технологий в учебном процессе для формирования образовательных компетенций. Использование презентаций в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении и повысить его эффективность.
Объект исследования - развивающие презентации в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования - особенности использования развивающих презентаций в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Цель исследования: на основе изучения научной литературы выявить особенности сущность и особенности развивающих презентаций в детском саду.
В ходе исследования были поставлены и решались следующие задачи:
-рассмотреть особенности использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
-определить понятие и сущность развивающей презентации в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении
-раскрыть особенности, задачи и принципы использования развивающей презентации в дошкольном образовательном учреждении
-проанализировать педагогические требования к содержанию и использованию развивающих презентаций в дошкольном образовательном учреждении
-разработать конспект занятия с использованием развивающей презентации в дошкольном учреждении
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение и систематизация научной литературы по теме исследования.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников и литературы.
Глава 1 Теоретические основы применения развивающих презентаций в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения
1.1.Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен обладать необходимыми педагогическими технологиями. Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство», «закон, наука», то есть - «наука о мастерстве». В образовательном процессе ДОУ используется информационно-коммуникационная технология. Основными задачами технологии выступают:
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ;
-сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Наша повседневная жизнь уже больше невозможно представить себе без информационно-коммуникационных технологий. Развитие науки и техники, общая компьютеризация определяют возрастающую роль пред школьного подготовки детей дошкольного возраста. Вхождение детей в мир знаний начинается в дошкольном возрасте. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в дошкольном учреждении - это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на разные стороны психического развития дошкольников.
Главной задачей современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном информационном обществе, умение использовать информационные технологии, обучение в течение всей жизни.
Во ФГОС ДО отмечено, что дети дошкольного возраста должны получить умения, навыки работы за компьютером. Это требует новых методических подходов к формированию элементарных математических представлений, начальных экономических и других знаний. На сегодня основной задачей информационно-коммуникационных технологий является развитие у детей познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения). Реализация опыта опирается на научные исследования и теоретические разработки известных ученых-дидактиков. Освещение проблем, связанных с использованием современных информационных технологий в учебном процессе раскрыто в работах отечественных и российских исследователей М.М. Левшина, М.И. Жалдака, Ф. Ривкинд, В.К. Гольцмана, Н. В. Макаровой, В. И. Иванченко. Методы интерактивных технологий получили распространение в практике американской школы в конце ХХ в. Разработкой элементов интерактивного обучения занимались Сухомлинский, Ш. Амонашвили, В. Шаталов, Е. Ильин, С. Лысенкова, О.Ельникова, Г.Коберник, О.Комар, В. Мельник, Н. Побирченко, А. Пометун, О.Коротаева,Г.Митина, Г.Самохина, Н.Коломиец, А.Мартинец, Скрипник, Л.Пироженко и др.
Проблема использования компьютера в дошкольное образовании решается исследователями в таких аспектах, как влияние компьютерных технологий на общее развитие детей (Ю. Горвица, К. Зворыгина, В. Кореганова, Г. Лаврентьева), подготовка к обучению в школе (В. Бондаровская, С. Иванова), целесообразность применения компьютеров и мультимедийных презентаций в педагогическом процессе дошкольных учебных заведений (А. Андрусич, Б. Гершунский, А. Кивлюк, Ю. Машбиц, В. Моторин, Ф. Петку), санитарно-гигиенические условия использования компьютера (Н. Полька, Л. Чайнова).
Согласно ФГОС ДО, воспитатель должен организовывать процесс познавательного развития детей дошкольного возраста не только на специализированных занятиях, но и в течение всей жизнедеятельности ребенка в дошкольном учебном заведении. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования.[7]
Познавательное развитие, социально-нравственное развитие, речевое развитие, формируется с помощью информационных технологий осуществляется различными методами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Выбор метода зависит, прежде всего, от цели и содержания будущего занятия.
Одним из основных методом формирования познавательного развития, социально-нравственного развития, речевого развития с помощью информационно-коммуникационных технологий является развивающие презентации (Е. В. Зворыгина).
Это возможно при условии применения специальных (диагностических, развивающих и обучающих) презентаций. Ведь общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, презентаций, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. Использование компьютеров на занятиях
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белей Н. И. Педагогический дизайн мультимедийного урока / Н. И. Белей // Зарубежная литература в школах России. - 2019. - №9. - С. 3-5.
2. Бесшапошникова Е.Б., Родионова О.К. Использование современных технологий для развития познавательной активности дошкольников: из опыта работы. В сборнике: Педагогика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=42744184
3. Буракова И.С., Матус Е.В. Развитие познавательной активности старших дошкольников средствами ИКТ. В сборнике: Междисциплинарный вектор развития современной науки: теория, методология, практика; сборник статей Международной научно-практической конференции. МЦНП «Новая наука». 2019. С. 21-24. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41359134
4. Вахитова С.Р. Особенности использования информационно-коммуникационных технологий при развитии математических представлений детей в ДОО. В сборнике: Развитие и распространение лучшего опыта в сфере формирования цифровых навыков в образовательной организации сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. 2019. С. 279-281. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42397677
5. Владимирова О.В., Ильина Т.Г., Захарова О.Ю., Павлова Т.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду. В сборнике: Педагогический опыт: от теории к практике сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 174-176. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36978170
6. Глушкова Е. К. Компьютер в детском саду/Е. К. Глушкова, Л. А.Леонова [и др.] // Дошкольное воспитание. 2017 № 10. С.41-49.
7. Горвиц Ю. М. Зачем нужны компьютеры в дошкольных учреждениях? /Ю. М. Горвиц // Информатика и образование. 2017. № 3. С.11-18
8. Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании/ Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайнова, Н.Н. Поддьяков [и др.] М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2016, 328 с.
9. Дементиевська Н. П. Как можно компьютерные технологии использовать для развития учащихся и учителей / Дементиевська Н. П., Морзе Н. В. // Актуальные проблемы психологии: Психологическая теория и технология обучением / Под ред. С. Д. Максименко, М. Л. Смульсон. - М.: Миллениум, 2015. - Т. 8, вып. 1. - C. 23-38.
10. Демина М.Н., Дубровина Т.В., Сутормина Е.Е., Ильюшина М.А. Информационно-коммуникационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста. Традиции и новации в дошкольном образовании. 2019. № 1 (9). С. 16-21. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37527027
11. Дошкольник и компьютер: медико - гигиенические рекомендации/ под. ред. Л. А. Леоновой, А. А.Бирюкович и др. –М.: Изд-во Моск. психол.–соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК». – 2019, с.401.
12. Зотова И.А., Рахматуллина Г.И., Буркина О.М., Латыпова Р.М. Использование ИКТ-технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. В сборнике: Педагогика и психология: перспективы развития Сборник материалов X Международной научно-практической конференции . 2019. С. 124-126. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41427104
13. Иванова К.Е., Шурлакова Е.Г., Ширяева А.А. Использование инновационных педагогических технологий в дошкольном образовании. В сборнике: Развитие социально-устойчивой ин-новационной среды непрерывного педагогического образования сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 15-16. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41423949
14. Кириенко С.Д., Микерина А.С. Информационная образовательная среда в дошкольном образовании. В сборнике: Актуальные проблемы психолого-педагогического образования материалы II Всероссийской очной научно-практической конференции с международным участием. под общ.ред. В.В.Толмачевой. 2019. С. 230-234. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41551169
15. Кузнецова Т.В. Опыт работы: использование информационных и компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии ребенка в ДОУ. В сборнике: Лучшие практики до-полнительногообразования и внеурочной деятельности города Ульяновска Материалы городской открытой научно-практической конференции. 2020. С. 71-73. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42582034
16. Левченко Л.Н. Информационные технологии в развитии детей дошкольного возраста. Мировая наука. 2019. № 4 (25). С. 351-357. Режим доступа: https://eli.brary.ru/item.asp?id=38564310
17. Марфутенко Т.А., Ситак Л.А., Шипилова Г.В., Шабанова М.В. Влияние педагогических условий и современных педагогических технологий на формирование элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста в познавательной деятельности. Университетская наука. 2019. № 2 (8). С. 167-170. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41413022
18. Маслова Е.А. Использование игровых информационных компьютерных технологий в различ-ных видах музыкальной деятельности с детьми 6-7 лет (из опыта работы). Наука и обра-зование: новое время. 2019. № 3 (32). С. 153-158. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38470352
19. Муракаева Л.В., Демина М.Н., Дубровина Т.В., Коломенцева С.А. Использование информационных технологий в патриотическом воспитании дошкольников. Традиции и новации в дошкольном образовании. 2019. № 5 (13). С. 13-16. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41586218
20. Окопелов А. П. Процесс обучения в виртуально образовательном пространстве / Окопелов А. П. // Информатика и образование. -201. - №3. - С. 12-14.
21. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе/ Л. Плужникова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 4. С.57-61.
22. Юкачева Алина Сергеевна. Использование ИКТ воспитателем дошкольной образовательной организации для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. NovaUm.Ru. 2020. № 24. С. 98-101. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42805966