Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Система коллективной безопасности на территории Евразии……….5
1.1. Коллективная безопасность: анализ………………………………………5
1.2. От распада СССР до создания системы коллективной безопасности…..7
Глава 2. Роль России в ОДКБ…………………………………………..……….13
2.1. Возможности межрегионального сотрудничества ОДКБ………..………13
2.2. Председательство России в ОДКБ…………………………………………18
Заключение…………………………………………………………….……..…..24
Список литературы………………………………………………………………29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Для многих государств-участников Содружества Независимых Государств военно-политическое сотрудничество, в том числе в области обеспечения коллективной безопасности, является одной из приоритетных задач внешней политики в рамках совместной деятельности СНГ. Так, Армения рассматривает свое участие в Договоре о коллективной безопасности (ДКБ) как один из важнейших элементов обеспечения безопасности страны. Киргизия видит в нем главный стратегический приоритет на ближайшие годы. Для внешней политики России приоритетным направлением является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами-участниками Содружества Независимых Государств задачам национальной безопасности.
В качестве объекта исследования выбрана коллективная безопасность государств-участников Содружества Независимых Государств.
Предметом исследования являются основы обеспечения коллективной безопасности стран СНГ.
Цель и задачи исследования. В работе поставлена цель - с позиций современной юридической науки и с учетом международного опыта провести комплексное исследование коллективной безопасности государств-участников СНГ, правовых проблем ее обеспечения, а также путей дальнейшего совершенствования складывающейся системы коллективной безопасности на постсоветском пространстве.
В настоящем исследовании предпринята попытка решить следующие задачи:
• проанализировать правовые основы обеспечения коллективной безопасности государств-участников СНГ;
• определить основные направления многостороннего сотрудничества по обеспечению коллективной безопасности СНГ и наличие правовой базы взаимодействия государств в этой области;
• определить правовую природу международных объединений на пространстве СНГ, в цели и задачи которых входят проблемы обеспечения безопасности и сохранения мира;
• провести комплексный правовой анализ деятельности международных объединений, занимающихся вопросами обеспечения безопасности на территории СНГ.
Глава 1. Система коллективной безопасности на территории Евразии
1.1. Коллективная безопасность: анализ
В правовой и политической науке коллективная безопасность относится к системе безопасности между несколькими государствами, которая развивает внутреннюю эффективность и, в принципе, не должна быть направлена против внешнего врага. Обычно он используется для описания универсальной системы безопасности, такой как Организация Объединенных Наций (ООН) или Лига Наций , которая должна обеспечивать всеобщее и всеобъемлющее разоружение под эффективным международным контролем. Для этого государства должны пройти длительный процесс, изложенный в Уставе ООН определяется как переходный период согласия на суверенные ограничения.
Создание универсальной системы коллективной безопасности в рамках Организации Объединенных Наций не могло быть реализовано из-за блокирования со стороны некоторых государств, которые традиционно и исторически выступают против коллективной безопасности и обязательной международной юрисдикции, что также задумано как часть такой всеобъемлющей системы .
Система коллективной безопасности призвана обеспечить мир во всем мире по принципу «один за всех, все за одного».
В более ограниченном смысле вовлеченные государства просто договариваются о мирном сотрудничестве и определяют список нарушений, за которые следует соответственно наказать.
В классическом значении этот термин описывает систему универсального или регионального масштаба, которая обещает каждому из входящих в нее государств защиту от любого вида межгосударственной агрессии.
Коллективная безопасность в этом смысле - это институт, характеризующийся многосторонними принципами с равными правами и обязанностями для государств-членов.
Коллективная безопасность основана на предположении, что мир неделим и что каждый член должен прийти на помощь друг другу; по дипломатическим средствам, путем экономических санкций и в крайних случаях военных средств. Таким образом, потенциального агрессора должна сдерживать перспектива превосходной контрсилы . Общепринятое мнение о том, что Организация Объединенных Наций не будет представлять универсальную систему коллективной безопасности, потому что право вето великих держав с самого начала отказывалось от такого требования, не выдерживает более тщательного изучения. Коллективная безопасность в ООНсвязан с отказом от суверенитета или передачей суверенитета в пользу всемирной организации, без которых разоружение и эффективное миротворчество невозможны. В великих державах могут взять на себя гарантию безопасности для переходного периода, предусмотренного в Уставе Организации Объединенных Наций в соответствии со статьей 106 Устава.
В этом контексте особенно важен принцип консенсуса, обратной стороной которого является право вето. Однако сегодня коллективная безопасность также понимается в очень широком смысле в смысле совместных действий государств ( коалиции желающих ) в тех случаях, когда нарушаются международно признанные нормы между государствами или внутри государств .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. – № 67. – 1995.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // СПС «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/ - 13.05.2014.
3. Хартия Шанхайской организации сотрудничества (07.06.2002 г.) 10. Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года (с изменениями, внесенными Протоколом о внесении изменений в Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года, подписанным 10 декабря 2010 года)
4. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
5. О Верховном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. от 26.07.2019) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru/ - 26.07.2019.
6. Устав организации договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 года (с изменениями, внесенными Протоколом о внесении изменений в Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 года, подписанным 10 декабря 2010 года).
7. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств — 08.12.1991, орган принятия: Совет глав государств СНГ, место подписания: Минск
8. Устав Содружества Независимых Государств 22 января 1993 года, ратифицирован постановлением Верховного Совета РФ от 15 апреля 1993 года N 4799
Литература
9. Крутько А.А. Военно-политические аспекты евразийской интеграции // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки . 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voenno-politicheskie-aspekty-evraziyskoy-integratsii (дата обращения: 21.02.2021).
10. Михайлова, Я. В. Интеграционные объединения на постсоветском пространстве / Я. В. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 454-456.
11. Троицкий Е.Ф., Зиновьев В.П. Организация договора о коллективной безопасности: становление, эволюция и кризис военно-политического союза // Русин. 2018. №4 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-dogovora-o-kollektivnoy-bezopasnosti-stanovlenie-evolyutsiya-i-krizis-voenno-politicheskogo-soyuza (дата обращения: 21.02.2021).
12. Власов, А. (2012) 20 лет СНГ и перспективы евразийской интеграции // Родина. № 1. С. 53-57.
13. Беларусь и Россия: по пути строительства Союзного государства. (2012) // Родина. №1. С. 58-59.
14. Дракохруст, Ю. А. (2012) Спираль независимости. Как белорусское сознание отдаляется от России // Россия в глобальной политике. 2012. Т. 10. №1. С. 100-112.
15. Коктыш, К. Е. (2012) Вечно живой призрак. Почему бывшие республики так и не решили проблем, вызвавших распад СССР // Россия в глобальной политике. Т. 10. № 1. С. 80-87.
16. Лаумулин, М. Т. (2012) Возвращение в место, которого нет // Россия в глобальной политике. Т. 10. № 1. С. 88-99.
17. Лебедев, С. (2012) Ступени интеграции // Родина. № 1. С. 60-61.
18. Минасян, С. (2012). Поиск стабильности в карабахском конфликте: между конвенциональным «устрашением» и политическим сдерживанием // Россия в глобальной политике. Т. 10. № 1. С. 142-154.
19. Пашаева, Г. (2012) В поисках симметрии компромиссов : конфликт в Нагорном Карабахе: право на самоопределение не противоречит принципу территориальной целостности // Россия в глобальной политике. Т. 10. № 1. С. 155-167.
20. Проханов, А. (2011) Священные камни империи // Завтра. № 41. С. 1.
21. Турисбеков, З. (2012) 20 лет независимости // Родина. № 1. С. 62.
22. Уилсон, Э. (2012) Между двумя совершеннолетиями: 20 лет независимости Украины: чему научились // Россия в глобальной политике. Т. 10. №1. С. 113-126.
23. Хаиндрава, И. (2012) Кавказский дом по тбилисскому проекту: каковы цели политики Грузии на Северном Кавказе // Россия в глобальной политике. Т. 12. №1. С. 168-179.