Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что произведения А. Платонова относительно недавно вошли в школьную программу, поэтому требует осмысления их изучение в методическом плане.
В связи с введением ЕГЭ в последних классах учащиеся в большей степени занимаются повторением уже пройденного материала и фактически не изучают нового, а литература XX века по более ранним программам должна изучаться именно в старших классах.
С этим связана необходимость расширения программы по литературе в старших классах, выделение большего количества часов на изучение самых крупных классических произведений Важно вводить в программу уроков по литературе хотя бы самых значимых писателей и поэтов XX века, к которым, в частности, относится А. Платонов – классик русской сатиры, писатель, тексты которого может легко прочитать далеко не каждый взрослый, в силу их грамматической сложности с одной стороны, и символического содержания – с другой.
К сожалению, на сегодняшний день складывается такая ситуация, что учителям просто не хватает времени глубоко и подробно изучать творчество многих интересных писателей, что негативно сказывается на качестве литературного образования школьников и формированию у них устойчивой мотивации к художественному чтению.
Цель курсовой работы – проанализировать сатирические произведения А. Платонова и выявить методы их изучения в старших классах.
Объект работы – сатирические произведения А. Платонова.
Предмет работы – методы изучения сатирических произведений А. Платонова в старших классах.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач курсовой работы:
1. Охарактеризовать сатиру в литературе 20–30-х годов XX века.
2. Изучить сатиру в творчестве А. Платонова.
3. Проанализировать сатиру в повести «Котлован».
4. Определить приемы изучения сатиры в произведениях А. Платонова в школе.
Методы исследования: анализ научной литературы и художественного произведения, описательный, сравнительный, классификация, хронологический, обобщение, моделирование, проектирование.
Методологическую основу исследования составляют труды А.В. Бочкаревой, С.И. Олешко, И.Т. Пилецкой, П.А. Реутовой, С.М. Уваровой, И.М. Яковлевой и др.
Новизна данного исследования заключается в разработке авторской методики проведения урока по литературе для учащихся старших классов на тему: «Сатира в творчестве А. Платонова. Повесть «Котлован»».
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанного в курсовой работе урока в практической деятельности учителя литературы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Сатира в литературе XX века
1.1. Сатира в литературе 20–30-х годов XX века
Под сатирой в научной литературе понимают унижающее, обличительное определенные явления, людей или процессы художественное повествование с элементами комического, для создания которого применяются различные стилистические приемы и методы, такие как сарказм, ирония, аллегория, гротеск и т.д. Надо отметить, что сатира проявляется как в поэтических, так и в прозаических литературных произведениях .
В 20–30-е годы XX века в России сатира была чуть ли ни основным художественным приемом, который использовали поэты и писатели для выражения своей творческой мысли, что было связано с тем, что это было время постоянных перемен, создания нового общества, которое устраивало далеко не всех его граждан.
По этой причине формировались различные творческие сообщества, где собирались поэты, писатели, художники, недовольные новым строем и желающие высказать это с помощью художественного образа .
Данный период отличался такими специфическими характеристиками как :
– откровенность в описании явлений;
– применение ряда стилистических приемов в литературных произведениях;
– жесткая критика реальности и формирование саркастической идеологии в творческих кругах.
Сатирические литературные жанры стали активно развиваться в 1920-е годы. Сразу надо отметить, что многие авторы, которые писали в этот период, так и не дождались издания своих произведений, поскольку они были запрещены властью и подверглись очень резкой критике за свою откровенность и попытку высмеять социальные и политические процессы.
При этом после смерти писателей и поэтов их произведения стали называть великими, жестко и гениально отражающие ту реальность, которая доминировала в эти годы в обществе .
Так, в 20-е годы XX века работали такие знаменитые писатели и поэты как А. Платонов, М. Зощенко, М. Булгаков, И. Ильф и Е. Петров и многие другие.
Для современного читателя произведения этих авторов уже давно стали классикой, но в тот период они были своеобразным устрашением для действующей власти, а потому творцы были подвержены гонениям, что, в итоге, сделало их своеобразными «народными героями» .
Кроме того, некоторые писатели и поэты, которые работали в сатирической манере, издавались в зарубежных странах. Это были Н. Тэффи, С. Черный, А. Аверченко и др.
Превосходство сатиры над другими литературными жанрами доказывало существование огромного количества сатирических журналов, которые издавались в России в 1920-е годы. Их было приблизительно 200. Из наиболее известных можно вспомнить такие как: «Бегемот», «Лапотъ», «Красный дьявол» .
На рубеже 20–30-х годов XX века был издана специальная резолюция ЦК ВКП(б), которая называлась «О сатирических журналах и их задачах». Это была своеобразная регламентация сатирического творчества и объединений, которые были с ним связаны.
Кроме того, журнал «Крокодил» опубликовал на своих страницах специальную инструкцию для писателей-сатириков, которая давала четкие рекомендации о том, как правильно создавать сатирические произведения.
В ней были определены основные темы, которые должны быть основой для создания сатирических произведений: это могла быть мировая буржуазия, несостоятельность низшего класса российского общества, ошибки советской власти и т.д.
Русская сатира 20–30-х годов XX века сначала реализовывалась в малом жанре, таком как, прежде всего, повесть. Далее была заметна эволюция данного жанра, выраженная в создании романов-фельетонов.
В. Маяковский определил новаторские принципы сатиры данного исторического периода в своем произведении «Мистерия-Буфф».
Таким образом, в 20–30-е годы XX века сатира как литературный жанр сначала зародилась, а затем трансформировалась под воздействием писательского опыта, государственного влияния и изменения в социальных процессах.
Ее дальнейшее существование было приостановлено в годы Великой Отечественной войны, поскольку произведения этих лет отличались драматизмом и не содержали никакой иронии. Возрождение сатиры произошло уже в 50–60-е годы XX века, когда в стране наступила относительная политическая и социальная стабильность .
Выводом по данному параграфу является то, что в 20–30-е годы XX века складывалась такая социально-политическая и культурная ситуация в стране, что уже прижившиеся в искусстве жанры стали неактуальными. Художники, писатели и поэты искали новые формы выражения своей творческой мысли, что и стало причиной возникновения и повсеместного развития сатиры как наиболее экспрессивного, интеллектуального жанра художественной литературы.
Кроме того, надо отметить, что сатира стала не просто литературным жанром, но и специфическим образом жизни интеллигенции того времени, что подтверждается созданием специальных «кружков», изданием различных сатирических журналов, где писатели и поэты могли не только печатать свои произведения, но и участвовать в собраниях, дискуссиях, тем самым создавая единое новое пространство, свой особенный художественный мир.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бектяскина А.В. Развитие сатиры в 20–30-е годы XX века: имена, жанры, проблемы [Электронный ресурс] // Мультиурок. URL: https://multiurok.ru/index.php/files/razvitie-satiry-v-20-30-e-gody-khkh-veka-imena-zha.html (дата обращения: 08.03.21)
2. Бочкарева А.В. Сатирические произведения как отражение культурной жизни России в 1920–1930-е годы // Рязанский вестник. 2017. № 8. С. 16–26.
3. Гамаюнова И.М., Крикунова С.С., Демидова Р.А. Сатирические компоненты построения сюжетной линии в повести А. Платонова «Котлован»: содержательные и стилистические особенности // Материалы международной научно-практической конференции «Социогуманитарные проблемы современного российского общества». Астрахань: Астраханский государственный университет, 2020. С. 105–126.
4. Гудыменко А.В., Харитонова Е.Е. Методы и формы организации урока по литературе в старших классах // Образовательные инновации в России и за рубежом. 2020. № 9. С. 156–170.
5. Гусинская Я.В., Демьяненко М.И., Щербакова С.И. Изучение творчества Андрея Платонова на уроках литературы: педагогический и методологический аспекты // Вестник Орловского государственного университета. 2018. № 7. С. 99–114.
6. Демиденко А.В., Панина С.И., Хвощева М.И. Русские писатели-сатирики. История сатиры в России. Томск: Легенда, 2020. 264 с.
7. Железнова А.А. Стилистические приемы создания художественных образов в повести А. Платонова «Котлован» // Мир литературы. 2016. № 1. С. 100–113.
8. Колесникова И.И. Сатира в художественной литературе. Волгоград: Смена, 2017. 360 с.
9. Лукьяненко О.А., Верещагина Н.Г. Формирование навыков анализа сатирических произведений на уроке литературы старших классах (на примере разбора творчества А.П. Платонова) // Сборник статей Липецкого государственного университета. Вып. 4. Липецк: Издательство Липецкого государственного университета, 2021. С. 10–23.
10. Новикова Л.В. Изучение сатирических произведений на завершающем этапе литературного образования школьников [Электронный ресурс] // Наука. Педагогика. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-izuchenie-satiricheskih-proizvedeniy-na-zavershayuschem-etape-literaturnogo-obrazovaniya-shkolnikov (дата обращения: 09.03.21)
11. Олешко С.И. Формирование и развитие сатирического жанра в русской литературе в начале XX века // Сборник статей Балтийского федерального университета. Калининград: Издательство Балтийского федерального университета, 2019. С. 35–49.
12. Панченко Д.В. Использование вербальных и визуальных средств репрезентации гротеска при изучении сатирических произведений в 10–11 классах [Электронный ресурс] // Диссертант. URL: https://www.dissercat.com/content/ispolzovanie-verbalnykh-i-vizualnykh-sredstv-reprezentatsii-groteska-pri-izuchenii-satiriche (дата обращения: 10.03.21)
13. Пилецкая И.Т. Художественный мир Андрея Платонова // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 4. Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2018. С. 50–65.
14. Пирогова М.И., Звягинцева Е.А. Творчество А. Платонова в программе обучения литературе в старших классах средней школы // Современная педагогика. 2020. № 10. С. 153–170.
15. Платонов А. Котлован. Ювенильное море. М: Художественная литература, 1987. 260 с.
16. Реутова П.А. Принципы построения урока литературы на примере изучения сатирического произведения // Педагогические технологии. 2019. № 3. С. 36–50.
17. Самойлова А.М., Федорова И.И., Головченко Д.А. Формы и методы обучения литературе старшеклассников. Основные приемы изучения сатирических произведений А.П. Платонова на уроках литературы в современной школе // Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы педагогической деятельности в школе». Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2019. С. 84–95.
18. Своеобразие сатиры А. Платонова [Электронный ресурс] // Инфопедия. URL: https://infopedia.su/10x6477.html (дата обращения: 09.03.21)
19. Сувалова Н.И., Береговая А.П., Асатрян П.А. Формы и методы изучения художественной литературы на уроках в старших классах (теоретико-методологический обзор). Ярославль: Вече, 2019. 260 с.
20. Уварова М. История возникновения и развития сатирического жанра в русской художественной литературе: социально-культурные предпосылки и конфликты с официальной властью // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы и вопросы исследования русской культуры». Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2018. С. 109–123.
21. Федорченко И.В. А.П. Платонов «Котлован»: анализ [Электронный ресурс] // Юридическая социальная сеть. URL: https://www.9111.ru/questions/7777777771098558/ (дата обращения: 08.03.21)
22. Хомяков И.М. Андрей Платонов. Воронеж: Звезда, 2021. 370 с.
23. Яковлева И.М. Сатира в прозе и поэзии начала XX века. Москва: Форум, 2020. 268 с.