Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Взрывной рост информационных технологий, пришедшийся на вторую половину XX – начало XXI века, породил в обществе множество проблем. Но он же открыл множество новых до этого недоступных возможностей. Среди них – возможность получения образования дистанционным путем. Совершенно очевидно, что с развитием телекоммуникационных, информационных технологий параллельно должны быть выработаны дистанционные образовательные технологии. Под дистанционными образовательными технологиями подразумевается возможность либо полностью, либо частично организовать взаимодействие учителя и учащегося на расстоянии.
Крайне важно своевременное внедрение дистанционных образовательных технологий именно в рамках начальной школы. Если школьники, только начинающие обучение, успешно освоят новый метод, в дальнейшем им будет проще адаптироваться, а сама адаптация пройдет мягко, без жестких и травматичных психологических нагрузок.
Кроме существенных перспектив, которые открывает дистанционное образование, преподавательский состав также столкнется с совершенно новыми проблемами, возможно, усугубятся старые, уже хорошо известные проблемы в образовании. Чтобы этого избежать, дистанционное образование как дисциплина должно вводиться в программу начальной школы, с одной стороны, широко и комплексно, с другой стороны, поэтапно и постепенно, с промежуточными проверками результатов.
Отдельно стоит сказать об актуальности дистанционного образования в начальной школе. В связи с возникшей в мире эпидемиологической ситуацией, образование было вынуждено перейти на дистанционную форму обучения. Большинство педагогов воспринимает произошедшее как крайнюю временную меру, которая будет действовать, пока не будет разработана и внедрена широкая программа вакцинации, не появится устойчивый иммунитет к COVID-19. Стоит заметить, что данная точка зрения в корне своем неверна. Эпидемия лишь подстегнула, усилила те тенденции, которые и так уже существовали, но во многом оставались маргинальными, не признанными учителями старой школы, не владеющими в полной мере информационными технологиями и имеющими слабую техническую подготовку – недостаточную для полноценной организации дистанционного образования в начальной школе.
Целью исследования является рассмотрение возможности применения дистанционного обучения при обучении младших школьников.
Объектом работы является процесс дистанционного обучения младших школьников.
Предметом исследования являются формы дистанционного обучения на для детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
- определите понятие и сущность дистанционного обучения;
- выявить основные особенности и формы дистанционного обучения, используемые при изучении предметов в начальных классах;
- разработать дистанционный урок для учащихся начальной школы.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Теоретические аспекты дистанционного обучения младших школьников
1.1. Понятие дистанционного обучения и его технические возможности
Дистанционное обучение - это новая форма обучения, предполагающая использование таких средств, методов, организационных форм обучения, а также форм взаимодействия преподавателей и обучающихся, которые реализуются с помощью информационных сетей и информационно-коммуникационных технологий. Дистанционное обучение, как и другие формы обучения, имеет цели, определяемые социальным заказом, а содержание обучения ориентировано на государственные образовательные стандарты, однако методы, организационные формы и средства обучения во многом определяются спецификой используемой технологической базы. Растущее распространение дистанционного обучения сегодня связано с тем, что они начинают все больше охватывать базовое и дополнительное образование, используя новые технологические инструменты для достижения целей образования [2].
Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий предполагает получение образовательных услуг без посещения учебного заведения, с помощью современных информационно - образовательных технологий и телекоммуникационных систем. Дистанционное обучение в начальной школе оказалось достаточно эффективным и актуальным видом обучения и на момент введения карантина в 2020 г.
ФГОС НОО предъявляет определенные требования к подготовке учащихся, школа должна обеспечить все условия для того, чтобы учащиеся могли легко адаптироваться к постоянно меняющемуся обществу, уметь получать знания, владеть рядом навыков, в том числе информационно-коммуникативными. Дистанционная учебная деятельность служит развитию у обучающихся специфических умений, необходимых им для решения поставленных образовательных задач с использованием средств коммуникации и ресурсов сети Интернет. В целом одной из задач дистанционного обучения является учет возможностей и интересов каждого обучающегося ребенка, то есть содействие построению индивидуальной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, в том числе и дистанционного. В то же время важной задачей является обеспечение культурного развития ребенка, его социализации, развитие творческих способностей и навыков самостоятельной деятельности [8].
Для дистанционного обучения преподаватели образовательной организации имеют доступ к компьютерной технике с доступом в Интернет. При недостаточной технической оснащенности образовательной организации рассматривается возможность организации дистанционного обучения педагогами с использованием домашнего компьютера с доступом в Интернет. В каждой семье должен быть наставник (учитель), который почти всегда на связи. У ребенка есть ноутбук с камерой и доступом в Интернет. Он предусматривает организацию дистанционного обучения с использованием учебников и других материалов на бумажном носителе, а также способы обратной связи и контроля знаний детей, не имеющих компьютера или Интернета. В расписании занятий дополнительная колонка должна отражать траекторию обучения таких детей, если таковая имеется.
Технические возможности дистанционного обучения в начальной школе различны. Возможен следующий вариант:
-1 классы через Мессенджеры - это программы, которые можно установить как на телефон, так и на компьютер для обмена текстовыми сообщениями онлайн, а также для звонков и видеосвязи (Вайбер, Вац Ап);
- 2-4 класса через электронный дневник. Электронный дневник будет содержать ежедневные домашние задания по всем предметам учебной программы в соответствии с расписанием начальной школы. Учителя будут присылать номера заданий из учебников для самостоятельного изучения
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бабушкина Е.А., Первин Ю.А. Тематические конкурсы в дистанционном обучении младших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 4. Том II. С.86–98.
2. Гаус, И.В. Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении 19.05.2019
3. Дуванов А.А., Шумилина Н.Д. Алгоритмы и программы «Азбуки Роботландии». – Информатика, сентябрь 2011. – изд. дом «Первое сентября». С.11–22.
4. Дуванов А.А., Шумилина Н.Д. Азбука Роботландии // Вестник Ярославского регионального отделения РАЕН. 2012. Т.6. № 1. С. 35–40.
5. Дуванов А.А., Шумилина Н.Д. Азбука Роботландии. Год второй, тема: «Информация» // Вестник Ярославского регионального отделения РАЕН. 2013. Т.7. № 1. С. 40–45.
6. Заковранова, А.Ф. Всероссийский семинар "Методика работы с учебными материалами онлайн-платформ для дистанционного обучения" 25.03.2020
7. Котляренко, Ю.Ю. Электронное обучение или дистанционное обучение (эмпирическое исследование на примере иностранного языка) / Ю.Ю. Котляренко, О.Б. Симонова // Казанский педагогический журнал. – 2020. – № 3 (140). – С. 75-83
8. Кисляков, П.А. Технологии обучения / П.А. Кисляков. – Москва: Наука, 2019. – 143 c.
9. Кыверляг, А.А. Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе. – М.: Высш. шк., 2016. – 158 с.
10. Комолова, Л.Ф. Самоконтроль / Л.Ф. Комолова, Н.А. Коновалова. – Пентин, 2019. – 176 c.
11. Кустова Е.А. Конкурсные задачи в дистанционном обучении информатике Раздел 1. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии 151 младших школьников // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 4. Том III. С.111–129. [4]
12. Кустова Е.А. Этапы построения дистанционного обучения информатике младших школьников // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. 2014. Т.1. № 1. С.56–59.
13. Лапенок М.В. Подготовка педагогов к реализации дистанционного обучения школьников // Педагогическая информатика. 2011. № 1. С.34–39.
14. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 916 c.
15. Первин Ю.А. Дистанционное обучение младших школьников: опыт, проблемы, перспективы. В сборнике: Труды Большого Московского семинара по методике раннего обучения информатике. В 10 томах. Сост. и науч. ред. И.В. Соколова и Ю.А. Первин. Москва. 2008. С.135–140.
16. Федосов А.Ю. Дистанционное обучение младших школьников: проблемы, тенденции, подготовка кадров // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего: сборник научных статей. – СПб.: Университет ИТМО, 2015. – С. 146–152.