Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день проблема отклоняющегося поведения в России считается одной из наиболее актуальных, и имеющих серьезное общественное значение, что подтверждается увеличением числа подростков, имеющих девиантное поведение, проявляющееся в действиях асоциального характера (алкоголизм, хулиганство, наркомания, вандализм, нарушение общественного порядка и др.). Отмечается усиление демонстративного и вызывающего поведения по отношению к окружающим взрослым, а в крайних формах - агрессивность и жестокость. Кроме того, среди молодежи произошел резкий рост преступности. Появляются более новые разновидности отклоняющегося поведения подростков: участие в военизированных формированиях, политических организаций экстремистов, в рэкете, в сотрудничестве с преступными группировками, занятие проституцией и сутенерством.
Кроме того, отмечается значительный рост числа тяжких преступлений, конфликтов и фактов агрессивного поведения индивидуумов.
Наравне с этим направленность поступков и действий несовершеннолетних, носящих антисоциальный характер, может являться результатом существования проблем в развитии личности и носить сугубо индивидуальный характер. Формирование здоровой социальной личности несовершеннолетнего нарушается из-за воздействия социума, направленного отрицательно. Делинквентное поведение представляет собой нормальную реакцию на ненормальные для несовершеннолетних условия, в которых они оказались, и одновременно язык общения с социальным окружением, когда иные оптимальные способы общения недоступны или исчерпали себя [11].
Проблематика делинквентного, антиобщественного (противоправного) поведения является важнейшей в области воспитания подрастающего поколения, так как общественный порядок играет наиважнейшую роль в развитии как государства в общем, так и любого гражданина в частности. Эта проблема изучалась многими зарубежными и отечественными учеными, такими как: А. Айхорн, Ю.М. Антонян, В.А. Гульдан, С.Н. Ениколопов, В.В. Ковалев, Б.С. Кудрявцев, П. Куттер, А.Е. Личко, Ф.С. Сафуанов, Е.В. Васкэ, В.С. Собкин и др.. В их работах были рассмотрены разнообразные классификации делинквентного поведения, основательно описаны его типы и формы, условия формирования и движущие силы. Подробным образом исследована мотивация законопослушного и антисоциального поведения. Особое внимание уделялось вопросам преступности подросткоd [3].
Идеи гуманистического, личностно-ориентированного подхода к воспитанию и образованию обучающихся, демонстрирующих делинквентное поведение, прослеживаются в работах следующих авторов: Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, Л.Н. Куликова, A.M. Печенюк и др. [22, с. 96].
Чрезвычайно высокая концентрация агрессии в современном социуме и отсутствие адекватного и однозначного научного определения данного сложного феномена делают проблему исследования делинквентного поведения одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической и практической задачей.
Проблема делинквентного поведения в подростковом возрасте на наш взгляд заслуживает особого внимания в связи с тем, что данный возрастной период характеризуется значительным числом кризисных явлений. Подростки, относящиеся к действительности оппозиционно и негативно, считая себя неспособными адаптироваться к этой реальности, выбирают средством взаимодействия с реальностью - уход от действительности осознанно (или неосознанно). При этом возможно нежелание приспосабливаться к реальности ввиду ее несовершенства, единообразия, консервативности или откровенно антигуманной деятельности.
Именно поэтому проблема делинквентности подростков в последние годы является одной из наиболее острых проблем современного российского общества.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость и недостаточная разработанность определили выбор темы нашего исследования: «Профилактика делинквентного поведения в образовательной среде». В соответствии с темой исследования были определены цель, задачи, объект, предмет и гипотеза исследования.
Цель нашего исследования — теоретически раскрыть и проверить опытно-экспериментальным путем склонности подростков к противоправному поведению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние изучаемой проблемы в современной специальной литературе.
2. Раскрыть понятие и виды делинквентного поведения.
3. Изучить и дать характеристику психологическим особенностям личности подростков с противоправным поведением.
4. Осветить методы и приемы профилактики делинквентного поведения в подростковом возрасте.
5. Экспериментально проверить предрасположенность к противоправному поведению.
6. Разработать комплекс мероприятий по профилактике делинквентного поведения среди подростков.
Объект исследования: противоправное поведение детей подросткового возраста.
Предмет исследования: профилактика противоправного поведения подростков.
Гипотеза исследования: превентивные меры по профилактике противоправного поведения подростков будут эффективными, если:
1. своевременно осуществлять диагностику склонности к антисоциальному поведению подростков и выявлять его причины;
2. планомерно информировать подростков о последствиях противоправного поведения;
3. реализовывать среди несовершеннолетних комплекс профилактических мер по предупреждению делинквентного поведения, соответствующих возрастным особенностям подростков.
Для исследования данной темы нами были использованы такие методы, как: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности), эмпирические методы (тестирование, психолого-педагогический эксперимент, включающий такие этапы как: констатирующий, формирующий и контрольный; статистические методы (методы количественного и качественного анализа данных).
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный комплекс занятий по профилактике делинквентного поведения в подростковом возрасте применяется в практической деятельности образовательной организации. Кроме того, полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы на практике для разработки рекомендаций и оказания помощи социальным педагогам и родителям подростков, оказавшимся в трудной ситуации.
Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОТИВОПРАВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Понятие и виды противоправного поведения несовершеннолетних
В современной социологии под девиантным (от лат. deviatio - отклонение) поведением понимают, во-первых, действия, поступки индивидуума, которые не идентичны стандартам или нормам сложившимся фактически или установленным официально в конкретном социуме, а во-вторых – это явление социальное, которое выражается в массовых формах деятельности людей, сложившимся фактически или не соответствующих устанновленным официально нормам или стандартам в конкретном социуме.
Девиантное поведение – это отклоняющееся, неадаптированное поведение, которое часто можно наблюдать в подростковом и юношеском возрасте и характеризующееся устойчивым повторяющимся нарушением норм и социальных правил, соответствующих возрасту, а также прав других [15, с. 53].
Среди девиантных проявлений, по нашему мнению, надлежит выделить, так называемый, докриминогенный уровень, в случае, когда подросток еще не является субъектом преступления и его социальные отклонения выражаются лишь в незначительных нарушениях моральных норм, проступках, которые не представляют существенной опасности обществу, а также уровень отклонений, выражающихся в уголовно наказуемых, преступных действиях, когда подросток становится субъектом преступления. Данный уровень девиантного поведения, на наш взгляд, было бы целесообразно считать делинквентным поведением, несмотря на то, что первоначально такое понятие, предложенное в 1960 г., T. Беннетт обозначал лишь как патохарактерологические реакции у подростков, которые проявляются в совершении проступков и мелких правонарушений [10, с. 118].
Одной из наиболее важных социальных проблем в мире является совершение противоправных поступков подростками. Рост преступности среди несовершеннолетних характерен для различных стран мира. Основными причинами данного явления являются: нестабильность социально-политической обстановки в стране, которая влечет за собой неуверенность подростков в собственном будущем, отсутствие социального контроля подростков со стороны взрослых в процессе образования и воспитания, распады семей. Совершение противоправных поступков несовершеннолетними, которые не влекут за собой уголовную ответственность, обозначается понятием «делинквентное поведение». Данный термин пришел из западной науки в 70-е гг. двадцатого столетия. Достаточно часто делинквентное поведение подростков приобретает криминальный характер [23].
Специалисты прменяют следующие синонимы делинквентному поведению: ассоциальное, аддиктивное, неадаптивное, отклоняющееся, патологическое и т. д.
С.Н. Бегидова, М.Э. Паатова, Н.А. Хакунов под делинквентным поведением (социальной дезадаптацией агрессивно-корыстного типа) понимают поведение, которое противоречит правовым нормам, угрожает благополучию окружающих людей и социальному порядку. Делинквентное поведение является следствием патогенно-негативного развития личности под влиянием антисоциациального ближайшего социума. Ценностные установки подростка с делинквентным поведением имеют криминогенную направленность. Это является отличительным признаком этого социально-педагогического явления [19, с. 14-23].
Делинквентное поведение - это следствие отрицательного развития личности несовершеннолетнего, связанного как с патологическими нарушениями психического состояния подростка, так и непатологическими формами нарушений. Однако в основном делинквентное поведение подростков зарождается под отрицательным воздействием социального окружения, оказывающее воздействие на становление нравственно–этических установок подростков и их жизненных ценностей [19, с. 14-23].
Социологи А.И. Кравченко и В.И. Добреньков отмечают, что делинквентное поведение представляет собой комплекс противоправных преступлений или поступков.
А.Е. Личко рассматривает делинквентное поведение как цепь мелких правонарушений, провинностей, проступков, которые отличаются от криминала, т.е. наказуемых, согласно Уголовному Кодексу, серьезных преступлений и правонарушений [16].
Изучая данное социально-педагогическое явление Е.В. Змановская отмечает, что делинквентное поведение характеризуется совершением человеком поступков, которые несоответствуют установленным в конкретном социуме и в конкретное время нормам, угрожающих благосостоянию других индивидов и уголовно преследуемых в крайних своих проявлениях [9, с. 64].
Согласно мнения значительного числа ученных делинквентное поведение является определенной разновидностью девиантного поведения.
Таким образом, под делинквентным поведением мы понимаем определенное поведение подростка, противоречащее правовым нормам и угрожает благополучию окружающих людей и социальному порядку. Оно включает определенные действия или бездействия, которые запрещены законодательством. Рассматривая возрастной диапазон несовершеннолетних, совершающих деленквентные поступки, следует отметить, что в возрасте от 5 до 12 лет дети демонстрируют определенную склонность к проявлению насилия в отношении сверстников, младших детей, животных; для них характерны воровство, мелкое хулиганство, поджоги. В то время как для старших подростков (с 13 лет) доминируют такие формы как грабежи, вандализм, насилие, торговля наркотиками [1, с. 117].
Выделяются следующие виды противоправного поведения:
агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные против личности человека;
корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта, и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением нарушить материальную выгоду;
распространение и продажа наркотиков.
Статистические данные свидетельствуют о существенном возрастании совершения противоправных поступков подростками женского пола. Противоправное поведение девушек является показателем уровня развития нравственности социума, существующих базовых ценностей человека. Часто именно несовершеннолетние женского пола становятся зачинщиками совершения правонарушений у подростков мужского пола [12].
Кроме того, отмечается рост противоправных поступков подростков, которые совершены в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. По среднестатистическим данным каждый пятый несовершеннолетний совершает правонарушение в состоянии алкогольного опьянения. Употребляя алкоголь, несовершеннолетний определенным способом самоутверждается, становится взрослым. Порой подростки употребляют алкогольные напитки для свободного общения, т.к. алкоголь способствует снятию психологических барьеров, раскрепощенности. Для большого числа подростков употребление алкоголя является способом проведения досуга. Кроме того, среди них также распространено употребление одурманивающих и токсических веществ, что способствует формированию отклоняющегося поведения. Мотивы приема токсических веществ примерно совпадают с мотивами потребления алкоголя. Среди них выделяют основные:
1. групповая сопричастность («за компанию»);
2. бравада своей смелостью;
3. употребление из любопытства;
4. стремление самоутвердиться среди себе подобных;
5. желание себя развлечь;
6. стремление получить «кайф»;
7. желание уйти от реальных жизненных проблем;
8. снять психологический барьер перед совершением других форм криминального и антисоциального поведения.
Выраженность делинквентной направленности поведения правонарушителей подросткового возраста имеет разнообразные виды. По данному показателю выделяют 4 типа несовершеннолетних, совершающих противоправные поступки.
К первому типу относятся несовершеннолетние с преступной направленностью (10-15%), характеризующиеся примитивными потребностями, жестокостью, агрессивностью, склонностью к азартным играм и бездельничеству.
Ко второму типу относятся подростки с отрицательной направленностью личности (30 - 40 %), для которых характерно употребление алкогольной продукции, склонность к бесцельному времяпрепровождению. Они не готовятся к совершению делинквентных поступков, а совершают их «между прочим».
К третьему типу относят подростков с неустойчивой личностной направленностью (25–30 %), для которых характерна внутренняя борьба положительных и отрицательных качеств. Такие несовершеннолетние, совершив делинквентный поступок, раскаиваются в этом. Мотивом совершения преступления у этих подростков является подражание или престиж.
К четвертому типу относятся подростки с положительной направленностью личности (25 - 30 %), которые совершают противоправный поступок совершенно случайно. Причиной такого поведения становится легкомысленность, неправильная оценка собственно действия и его последствий [13, с. 92].
Таким образом, в результате изучения специальной литературы нами выявлено, что делинквентным следует называть поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию социума. Оно включает определенные действия или бездействия, которые запрещены законом. Различают следующие виды делинквентного поведения несовершеннолетних: агрессивно-насильственное поведение; корыстное поведение; распространение и продажа наркотиков. Среди всех совершаемых делинквентных поступков доля правонарушений, которые совершаются подростками внушительна. Все эти факты обуславливают необходимость исследования особенностей подросткового возраста и их влияния на возникновение делинквентного поведения.
1.2. Особенности подросткового возраста и их влияние на возникновение делинквентного поведения
Возраст подростка обычно бывает одним из самых трудных для детей, а также их родителей. Этот возраст является кризисным, так как происходят значительные и резкие качественные изменения, которые в свою очередь затрагивают абсолютно все стороны жизни и развития ребенка. Кризис подросткового возраста связывают с изменениями ведущей деятельности и социальной ситуации развития [14, с. 237].
Социальная ситуация развития – есть не что иное как особое положение подростков в системе общепринятых в нашем обществе отношений. Для подростков она означает переход, из роли зависимого от своих родителей, в роль уже более самостоятельного индивида, с признаками ответственной взрослости. Тем самым можно сказать, что подросток занимает некое промежуточное место между детством и взрослостью.
Ведущая деятельность – это такая деятельность, которая отвечает за формирование основных изменений в психическом развитии на каждом возрастном этапе. У подростков ведущей деятельностью является интимно – личностное общение, так как непосредственно в ходе общения со сверстниками происходит процесс становления качественно нового уровня их самосознания, вырабатываются такие умения как, например, умение подчиниться правилам в нужный момент, но и также при необходимости, отстоять свои права. Помимо всего прочего, общение играет в жизни подростка роль очень важного информационного канала, с помощью которого они получают новые знания, умения и познают окружающую действительность [14, с. 238].
Часто, в результате такой резкой смены ценностей и интересов, в первую очередь страдает учебная деятельность, снижается мотивация к учебе. Родители в свою очередь пытаются вернуть прежние школьные успехи и стараются ограничивать общение своих детей со сверстниками. Тем не менее, важно не забыть, что именно общение со сверстниками наиболее важная деятельность для подростков и она просто необходима для того, чтобы их ребенок полноценно психически развивался [10, с. 265].
Большую часть особенностей в поведении подростка обычно связывают не только с изменениями в психологической сфере, но и с изменением, непосредственно, самого организма. Конечно, здесь главные роли играют половое созревание и гетерохронность физиологического развития подростка, они обуславливают большинство его поведенческих реакций на данном периоде развития. Вообще - для подросткового возраста характерна эмоциональная неустойчивость, резкие перепады настроения до самых крайних вариантов (от эйфории до глубокой депрессии). Поведение подростков часто становится невозможно предсказать, за короткий промежуток времени, в силу своих возрастных изменений, могут продемонстрировать ряд абсолютно противоположных реакций:
Настойчивость, целеустремленность сочетаются с импульсивностью и непредсказуемостью действий подростка.
Неуемная потребность в деятельности и работе, вполне может резко смениться апатией, отсутствием цели и интереса к чему-либо стремиться.
Завышенная самооценка и излишняя самоуверенность, непреклонность в своих суждениях сменяются неуверенностью в себе, ранимостью.
Разнузданное поведение может сменяться излишней застенчивостью и скромностью.
Нередко, на смену романтическому настрою приходит цинизм и расчетливость.
Нежность и ласку могут затмить вспышки далеко недетской жестокости.
Потребность в постоянном общении может смениться стремлением к одиночеству, уединению.
В подростковом возрасте появляется ряд крайне важных личностных задач. Центральные оси формирования подростка как личности, связаны с прохождением через личностные кризисы: кризис идентичности и кризис, который связан с условным отделением от семьи и приобретением самостоятельности [21, с. 205].
Кризис идентичности.
Если говорить касательно первого кризиса, то коротко говоря можно сказать, что на этом этапе происходят поиски новой идентичности, уже взрослой, целостности, иного отношения к себе и к окружающему миру. Снаружи это проявляется как повышенный активный интерес к себе: для подростка важно постоянно что-то доказывать себе и окружающим, самоутверждаться; подростки часто начинают общаться на темы, которые затрагивают межличностные отношения, нравственность и мораль; проявляется интерес к познанию себя, уровня своего развития, своих способностей и навыков, в этом помогают различные олимпиады, соревнования, тесты.
Бурное развитие самосознания и сознания в целом, как раз и обуславливает, тот самый интерес к себе. Именно поэтому в подростковом возрасте ребенок может показаться склонным уходить в себя, проявлять излишнюю самокритичность и чувствительность к посторонней критике. В связи с этим каждая оценка со стороны взрослых, которые пользуются авторитетом у подростка и являются значимыми, может вызвать совершенно непредсказуемую реакцию поведения [21, с. 346].
Становление более высокого уровня самосознания, Я – концепции также выражается в стремлении лучше понять себя, свои особенности и границы возможностей, свои сходства с другими группами людей и свои отличия – индивидуальность и уникальность. Самопознание через отличия, часто происходит в форме противопоставления себя взрослым. Отсюда и появляется негативизм в отношении правил, ценностей и норм взрослых, а также их обесценивание [21, с. 348].
За этим следует частичное или полное обесценивание общения в кругу семьи, уступая лавры общению с друзьями: они становятся большим авторитетом, а не родители. Требования, которые выдвигают родители на этом периоде, оказывают ожидаемое влияние на подростка только в том случае, если они имеют вес и за границами семьи, в противном же случае, они вызывают со стороны подростка бурные протесты и возмущения.
Познание же себя через поиск сходств, с другими людьми, осуществляется у подростков в процессе общения со сверстниками. Подростки имеют свои определенные, часто специфические нормы поведения, установки, ценности, которые, в конечном счете, и характеризуют подростковую субкультуру. Для них крайне важно относить себя к какой-либо группе, быть нужным, занимать свою нишу в референтной группе. Казалось бы, это абсолютно противоречит бунту против установок взрослых, но часто именно в таких ситуациях происходит формирование самосознания – социального сознания, перенесенного во внутренний план [6].
Таким образом, можно говорить о том, что в подростковом возрасте наблюдается резкое падение авторитета взрослого и значительно возрастает чувство значимости мнения сверстников. Это в свою очередь объясняет удивление родителей, их жалобы, что «ребенок совсем отбился от рук…вечно со своими друзьями…ничего не делает, меня не слушает». Их стремление достучаться до сознания ребенка, скорее всего не принесет никаких плодов, а может, и напротив, только обострит ситуацию. Тут только надо не забывать тот факт, что подросток вряд ли будет говорить с родителями и вообще взрослыми о проблемах или успехах личного характера, но с большим удовольствием может поговорить о социально значимых явлениях.
Отечественные психологи отмечают еще одну отличительную особенность в подростковом возрасте – чувство взрослости. Чисто внешне это похоже на стремление к самостоятельности и обретение независимости. Подросток стремится утвердить свои права, делать то, что он сам хочет, как знает и как умеет. Через эту борьбу за свою независимость, подросток удовлетворяет потребность в самопознании и утверждении, учится быть самостоятельным, узнает свои возможности [20, с. 83].
Важно, чтобы эта борьба проходила по определенным условиям, обеспечивающим безопасность, не принимала каких – либо опасных форм. В таком возрасте подростки начинают думать, что между ними и взрослыми нет сколько-нибудь значимой разницы. Да важна не сама непосредственная самостоятельность, тем более, что они, скорее всего с ней не справятся, сколько признание их независимости окружающими взрослыми. Но также важно не путать безопасные условия самостоятельности, с вседозволенностью, попустительством. Как уже указывалось ранее, подростку просто необходимы ограничения, чтобы он смог понять свои границы. Кроме того, в этом возрасте имеется и такая характерная особенность, как несоответствие соотношения своих возможностей, представляемых и реальных. Если не ограничить подростка, вседозволенность может привести к разным непоправимым ситуациям, вплоть до совершения криминала [16].
Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их достоинство, принизить их взрослость, недооценить их правовые возможности, являются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.
С кризисными процессами самосознания тесно связаны специфически подростковые реакции группирования, значение которых в формировании мотивов преступления огромно. Повинуясь законам группы, порой столь же иррациональным, сколь и неотвратимым, подростки идут на невероятно жестокие преступления для того, чтобы, как им кажется, восстановить жизненно важную для них связь собственного Я с группой [8].
Чаще всего подростки совершают правонарушения в свободное от учебы время, большинство правонарушений совершается подростками в вечернее время. В течение года пик преступных проявлений приходится на каникулы, что связано с ослаблением социального контроля за подростками [24, с. 231].
Выделяют следующие наиболее распространенные варианты делинквентного поведения подростков:
нежелание посещать учебные заведения, отказ от трудовой деятельности, регулярное невыполнение заданий и прогулы;
систематическое нахождение в антиобщественных и неформальных группировках;
антиобщественное насильственное поведение: драки, агрессия, порча и уничтожение имущества;
антиобществвенные корыстные поступки: мелкие кражи, вымогательство;
уходы из дома, бродяжничество;
азартные игры [2, с. 869-872].
Важной особенностью подросткового возраста является стремление к идеалу. У подростков-правонарушителей идеал часто не соответствует нормам морали. Их героями зачастую становятся те, кто отождествляет собой силу, разбой и бандитизм. Немаловажным для характеристики личности несовершеннолетнего правонарушителя является изучение особенностей его правового сознания. У подростков, склонных к противоправному поведению, отмечается также слабое развитие волевой сферы личности. Они не умеют сдерживать себя, управлять своими эмоциями, регулировать потребности, соизмерять сущее с должным, желаемое с действительным. В связи с этим следование антиобщественным формам поведения для них представляется более легким и удобным способом существования. Вследствие недостатков в воспитании у несовершеннолетних правонарушителей некоторые волевые свойства могут закрепляться и выступать как отрицательные волевые черты характера [7, с. 119].
Главенствующую роль института социализации в этот период начинают играть неформальные объединения, которые являются в основном группами риска. Общение в них, как правило, поверхностно, малосодержательно, ситуативно и нередко имеет асоциальную направленность.