Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
6 декабря 2015 г. в Армении состоялся референдум по реформированию Конституции Республики. Одним из основных конституционных нововведений является изменение формы государственного управления. Согласно новой Конституции Армения с 2018 г. становится республикой с парламентской формой правления.
Это последняя конституционная реформа. Но в истории страны их было несколько. После провозглашения независимости в Республике Армения трижды вершилось правотворчество народа, иными словами, проводились референдумы, результатом которых были принятие Конституции Республики, а также внесение в нее соответствующих правок.
Происходящие в нынешнем обществе трансформации – это конкретный курс на новейшее становление и модернизацию - определяют потребность в коренном пересмотре и совершенствовании научной точки зрения, в том числе юридической. Надобность в улучшении и объединении знаний в сфере нормотворческой правовой техники можно объяснить все более динамичной ролью нормативных юридических регуляторов в нашем мире. Нормативные правовые положения «новой формации», которые обеспечивают регламентирование нынешних общественных отношений, обязаны отвечать повышенным юридико-техническим требованиям. Исходя из этого, совершенствование нормативного юридического массива на базе сочетания теоретического подхода и запросов правовой практики является актуальной задачей.
Актуальность настоящей курсовой работы определена темой исследования. Хочу отметить, что акты федеральных органов исполнительной власти занимают важное место в системе правового регулирования. Они являются основной формой регулирования общественных отношений, принимаются для решения насущных управленческих задач государства. Поэтому издание правового акта должно соответствовать задачам и функциям органов исполнительной власти на современном этапе политических и социально-экономических преобразований. Помимо правотворческой деятельности в процессе реализации правотворческой функции органам исполнительной власти и их должностным лицам предоставляется право усмотрения. Сформулированные в судебных решениях Конституционного Суда Армении правовые позиции ускорили реформирование не только национального законодательства, но и Конституции страны. Так, толкования Конституционного Суда и сделанные на их основе выводы привели к тому, что в 2005 г. в ст. 3 Конституции был закреплен принцип верховенства права вместо характерного для юридического менталитета советского периода принципа верховенства закона.
На всю вышеизложенную деятельность органов исполнительной власти, бесспорно, оказывает влияние нормы основополагающей отрасли права, которой для каждого государства выступает конституционное право.
Основной целью настоящего исследования является изучение конституционного права Республики Армения.
Основываясь на цели курсовой работы, необходимо решение следующих задач:
- изучение общетеоретических основ конституционного права Республики Армения;
- анализ исторических аспектов становления конституционного права республики Армения;
- выявление изменений, внесенных в Конституцию Республики Армения.
Теоретическая база курсовой работы включает в себя труды в сфере конституционного права, теории государства и права, истории государства и права, сравнительного правоведения.
Нормативной основой являются Конституция Республики Армения, Конституции Армянской АССР, кодифицированные и подзаконные нормативно-правовые акты Республики Армения.
Объектом курсовой работы выступают правоотношения, складывающихся при реализации конституционных норм.
Предмет курсовой работы составляют теоретические и практические аспекты становления конституционного права Республики Армения.
Содержание курсовой работы состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованной литературы и основано на изучении и анализе Конституции Республики Армения, законодательства, специальной юридической литературы и иных нормативно-правовых актов Республики Армения.
1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО СОВРЕМЕННОЙ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ
После вступления Армении в Совет Европы была начата подготовка к конституционным изменениям, которые стали основой для практического осуществления принципов разделения и баланса властей. Так, в 2005 г. были определены существенные ограничения президентской власти относительно формирования иных государственных органов, роспуска парламента, влияния на деятельность исполнительной власти, статуса вооруженных сил, взаимоотношений Церкви с государственной властью. При этом были учреждены несколько новых конституционных органов власти, провозглашалось право каждого обращаться в государственные и муниципальные органы, закреплялся принцип разумности сроков рассмотрения обращений к органам власти, на государственную власть возлагалась ответственность за защиту интересов потребителей, а также ответственность за контроль над качеством товаров и услуг.
Преамбула Конституции Республики Армения декларирует общечеловеческие ценности, касающихся восстановления суверенного государства, могущества и преуспевания отечества, свободы поколений, общего благосостояния, политического согласия, а также положений о приверженности им Республики Армения. Этим обусловлен факт, что Конституция Республики Армения не предусматривает какого-либо ограничения в вопросах международного и регионального сотрудничества и осуществления правомерной деятельности обеспечивающих это структур.
Учитывая указанные задачи, Конституционный суд вышеупомянутым постановлением констатировал также, что из аксиологии Конституции и ряда конкретных положений вытекают четкие конституционные требования, каковыми являются:
1) гарантирование государственного, народного и национального суверенитета;
2) равноправие и взаимовыгодность международных отношений;
3) предусмотрение только таких возможных ограничений прав человека, которые равноценны нормам и принципам международного права;
4) возможность воздействия на Армению решений надгосударственных органов только в рамках соответствия Конституции Республики Армения.
Что касается гарантирования определяющей суверенитет государства независимости, важно отметить, что государство полностью является носителем государственной власти на своей территории и не может подчиняться властям других государств или правомочиям международных организаций.
Президентские и парламентские полномочия в Республике Армения определяются исключительно Основным Законом государства, это своего рода ограничение в регулировании, в то время как правомочия исполнительной власти могут устанавливаться еще и законами. Можно полагать, что как будто бы сохраняется парламентский контроль, если считать средством его выражения принятие законов, касающихся исполнительной власти.
На конституционном уровне закреплены некоторые новые инструменты парламентского контроля, обусловленные по большей степени переходом на парламентскую форму правления. Так, устанавливаются правомочия парламента: по созданию временных комиссий, комиссий по расследованию, закреплена возможность направлять членам кабинета устные и письменные вопросы, в том числе запросы, по результатам рассмотрения которых предоставляется возможность реализации процедуры выражения недоверия премьер-министру, или же предложение премьер-министру о рассмотрении целесообразности дальнейшего пребывания конкретного министра на должности. Правда, несмотря на такие конституционные полномочия, парламент одновременно с практической точки зрения ограничен в своих действиях.
Сам по себе переход к парламентской форме правления предполагает значительное повышение конституционного статуса парламента. Однако в тексте Конституции 2015 г. наблюдается не только такое повышение, но и значительное расширение полномочий Правительства и премьер-министра за счет полномочий, прерогатив Президента, которые были закреплены Конституциями 1995 и 2005 гг. В частности, такие полномочия касаются предложения кандидатур на государственные должности, в том числе: послов, высших военных чинов, присвоения высших классных чинов и дипломатических рангов, утверждения, приостановления или денонсирования международных договоров, не требующих ратификации, внесения изменений в состав исполнительной власти.
Разделение полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления, а также конкретные взаимоотношения центральных и местных органов власти отражают специфику современной модели муниципального управления в Республике Армения.
Большинство решаемых органами местного самоуправления задач имеют как местное, так и общенациональное значение, что
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Декларация независимости Республики Армения: принята Верховным Советом Армянской ССР 23.08.1990. URL: www.parliament.am/legislation.php?sel=show&ID=2602&lang=rus/.
2. Конституция (Основной Закон) Армянской Советской Социалистической Республики: принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета Армянской ССР девятого созыва 14 апреля 1978 г. URL: http://www.arlis.am/DocumentView.aspx?DocID=102510.
3. Конституция Республики Армения. 05.07.1995. URL: http://www.arlis.am/DocumentView.aspx?DocID=1.
4. Конституция Республики Армения. 27.11.2005. URL: http://www.arlis.am/DocumentView.aspx?DocID=75780.
5. Конституция Республики Армения. 06.12.2015. URL: http://www.arlis.am/DocumentView.aspx?DocID=102510.
6. Закон РА «О Президенте Республики Армения». Н-0367-I.РАВСБ. 1991/15. 01.08.1991. URL: http://parliament.am/legislation.php?sel=alpha
7. . О создании поста Президента и о внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон): Постановление Верховного Совета Армянской ССР. N 1828-XI.АССРВСБ . URL: http://www.arlis.am/DocumentView.aspx?DocID=3160.1.1990.
8. Об упразднении Комитета народного контроля: Постановление Верховного Совета Республики Армения. N . 06.11.1990. РАВВС.21.1990. URL: http://www.arlis.am/DocumentView.aspx?docid=3170.
9. Балаян Г.К. Конституционное реформирование субъектов государственного контроля в Республике Армения // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 3. С. 73 - 80.
10. Балаян Г.К., Чихладзе Л.Т. Конституционные основы государственного контроля над органами местного самоуправления в Республике Армения // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 1. С. 77 - 80.
11. Джангирян Ж.Д. Роль легитимной власти в создании правового государства // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 9. С. 12 - 18.
12. Денисов С.А. Злоупотребление властных субъектов нормами конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 6. С. 3 - 10.
13. Защита гражданских прав: избранные аспекты: сборник статей / Ю.Н. Алферова, Ю.В. Байгушева, Ю.В. Виниченко и др.; рук. авт. кол. и отв. ред. М.А. Рожкова. М.: Статут, 2017. 432 с.
14. Зорькин В.Д. Заключительная речь на закрытии IX Ереванской Международной конференции «Принцип верховенства права в практике конституционного правосудия» // Альманах: Конституционное правосудие в новом тысячелетии. Ереван: Центр конституционного права Армении, 2004.
15. Замотаева Е. Конституционно-правовые споры // Конституционное правосудие. Вестник Конференции органов конституционного контроля стран молодой демократии. Издается Центром конституционного права Республики Армения. 2009. N 4 (46).
16. Илюхина В.А., Демичев А.А. Принципы семейного права Российской Федерации и Республики Армения (сравнительно-правовой анализ) // Семейное и жилищное право. 2016. N 4. С. 7 - 11.
17. Конджакулян К.М., Арутюнян А.Р. Некоторые вопросы взаимодействия правительства и парламента в Российской Федерации и Республике Армения // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 4. С. 37 - 41.
18. Карапетян Л.А. Принцип права наций на самоопределение в политико-правовой концепции армянской социал-демократической партии «Гнчак» («Колокол») на рубеже XIX - XX вв. // История государства и права. 2015. N 4. С. 51 - 56.
19. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2015. Т. 2. 528 с.
20. Малхасян Г.А. Об основных положениях конституционного СТРОЯ Армении // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
21. Оганесян В.А. Международные стандарты прав человека в правоприменительной практике конституционных судов // Российский юридический журнал. 2017. N 2. С. 31 - 36.
22. Тристан Д.А. Объединения граждан как субъекты конституционных прав, свобод и обязанностей // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 12. С. 30 - 36.
23. Торосян Т.С. Перспективы и вызовы перехода Армении к системе парламентского правления // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. N 4. С. 29 - 40.
24. Хачатрян А.Г., Хачатрян А.А. Проблемы соотношения суверенитета государства и надгосударственности международных организаций и их решение в практике конституционной юстиции // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 8. С. 52 - 55.
25. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: монография. М.: Наука РАН, 2016. 320 с.
26. Хачатрян А.Г. Конституционализм и современный миропорядок: позитив соотношения национального конституционного правосудия и европейской конвенционной юрисдикции // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Конституция - основа стратегии развития общества и государства» (29 - 30 августа 2013 г.) / Под общ. ред. И.И. Рогова, А.О. Шакирова. Астана, 2013.
27. Concept paper on the reforms of the constitution of the Republic of Armenia, CDL-REF (2014) 033. URL: http://www.venice.coe.int/webforms/documents/?pdf=CDL-REF%282014%29033-e (дата обращения: 10.11.2017).